В общепедагогической и методической литературе достаточно отчетливо сказано о важной роли экономической географии в разрешении задач политехнического обучения.
В статье «О политехнизме» Н. К. Крупская писала, что «политехнизм — это целая система, в основе которой лежит изучение техники в различных ее формах взятой в ее развитии и всех ее опосре-дованиях. Сюда входит изучение «естественной технологии», как называл Маркс живую природу, и технологию материалов, изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики. Сюда входит и изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины...»
Задачи экономической географии в политехническом обучении определяются тем, что в процессе ее преподавания даются сведения о народнохозяйственном значении важнейших отраслей производства (энергетики, металлургии, машиностроения, химической промышленности, растениеводства, животноводства, строительства и транспорта), их географическом размещении, источниках сырья, о формах организации производства — комбинировании, специализации и кооперировании, о структуре каждой отрасли и производственных связях между ними, об успехах в развитии отраслей производства и перспективах развития согласно народнохозяйственному плану.
А. В. Даринский экономической географии отводит главную роль в политехническом обучении учащихся. Он считает, что старшие школьники без знаний о производстве не могут правильно понять особенности географии отраслей хозяйства и районов СССР, межрайонные и внутрирайонные производственные связи, условия и возможности рационального использования природных ресурсов и другие вопросы курса.
Соглашаясь с этим положением автора, мы считаем, что оно не полностью раскрывает задачи школьной экономической географии в политехническом обучении потому, что не дает ответа на вопрос о том, с какими же сторонами основ производства знакомит курс экономической географии, следовательно, не раскрывает специфические для данного предмета черты содержания, которые служат политехническому обучению школьников.
Более полно задачи политехнического обучения преподавания экономической географии рассмотрены в покурсовых методиках. В книге «Методика обучения экономической географий СССР» говорится, что задачи, курса экономической географии СССР в политехническом обучении состоят в ознакомлении учащихся с народнохозяйственным значением, структурой, географическим размещением, специализацией и перспективами развития важнейших отраслей хозяйства и их производственными связями, а также и в знакомстве с различными типами промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большая роль отводится природным условиям и ресурсам страны, их народнохозяйственной ценности для создания социалистического производства.
А. Е. Бибик значение курса экономической географии зарубежных стран в политехническом обучении видит в том, что его изучение обеспечивает понимание общественного характера производства, знание главных черт социалистической и капиталистической организации производства, понимание преимуществ социалистической организации перед капиталистической. Изучение курса также дает учащимся знания о принципиально различном отношении общества к природе, в зависимости от способов производства, раскрывает перед школьниками значение природной среды и воспитывает умение хозяйственно оценивать природные богатства и возможности их использования с учетом современного уровня техники.
Знание основных черт географии производства социалистических стран подводит учащихся к пониманию принципов социалистического размещения производства, в основе которых наряду с природными и общественно-экономическими факторами лежат также и технические факторы.
Для понимания процесса развития мирового хозяйства, его структуры и размещения важное значение имеет изучение вопросов международного географического разделения труда. Принципиально различно оно складывается между капиталистическими странами и странами, составляющими мировую социалистическую систему.
Международное разделение труда внутри капиталистической системы хозяйства складывается в условиях сильнейшей эксплуатации высокоразвитыми странами слаборазвитых. При этом имеет место ожесточенная борьба между крупными капиталистическими монополиями, что приводит к уродливости хозяйства капиталистических стран и однобокости развития экономики слаборазвитых государств.
Совершенно по-иному развивается международное географическое разделение труда между странами мировой социалистической системы. Оно основано на равноправии, дружбе и взаимопомощи; что позволяет каждой стране иметь высокоразвитую индустриально-аграрную экономику при параллельном развитии специализации в рамках социалистических стран на тех отраслях народного хозяйства, которые в силу конкретных природно-экономических условий выгодны. Межгосударственная специализация хозяйства стран социализма объективно приводит к кооперированию между ними. Все это способствует неуклонному росту и развитию мирового социалистического хозяйства в целом и каждой страны в отдельности, повышению производительности труда и обеспеченности устойчивого сбыта готовой продукции и полуфабрикатов. Особенно высокий уровень экономического сотрудничества, основанного на координации (согласовании) планов хозяйственного развития, достигнут между странами членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Ознакомление с проблемами международного географического разделения труда, как оно складывается в хозяйстве капиталистических стран и в рамках мировой социалистической системы, даст учащимся возможность расширить политехнические знания в отношении структуры мирового хозяйства, понять антагонистические противоречия, сопутствующие развитию мирового капиталистического хозяйства, убедиться, что хозяйство мировой социалистической системы, его структура и размещение развиваются планомерно при соблюдении строгого суверенитета каждой из стран социализма, взаимопомощи и братской дружбы. Это в конечном итоге и является залогом непрерывного развития и совершенствования структуры и организации общественного производства стран социализма.
Большое место в экономической географии отводится изучению-населения: его численности, возрастного состава, трудовых навыков, образования. В конечном итоге формируются знания о человеке как главной производительной силе.
Таким образом, школьная экономическая география в целом дает учащимся знания об экономической стороне производств в плане их территориальной организации, в зависимости от общественного строя, внутриотраслевых и межотраслевых связей, знакомит с перспективами развития в соответствии с экономическими задачами страны и наличием естественных ресурсов.
Изучение закономерностей размещения социалистического производства и его сочетаний опирается на знания учащихся техники и технологии, полученные на уроках физики, химии.
При этом экономическая география помогает связать процесс производства с географическими условиями, географической средой, которая является источником предметов труда и сырых материалов, а потому она имеет непосредственное значение для понимания процесса производства.
Рассмотрение основных сторон современного производства в содержании школьных географических знаний показывает совершенно определенную специфическую роль географии в понимании основ производства и ее место в политехническом обучении учащихся. Если учащихся лишить знаний о том, что составляет главные стороны процесса производства, которые изучаются школьной географией, то они бы не имели целостного представления о производстве, о его закономерных связях с природой, о конкретных путях этих связей. Одним словом, тогда был бы нанесен серьезный ущерб в развитии политехнического кругозора учащихся. Следовательно, ослабление внимания к школьной географии в реализации задач политехнического обучения наносит вред делу образования и воспитания школьников.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.