Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Эксперимент (естественный и лабораторный)


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Педагогический эксперимент — научно организованный опыт обучения с целью проверки правильности научной гипотезы, сформулированной исследователем.
Эксперимент в сравнении с обычным наблюдением имеет ряд преимуществ: он дает возможность изучать явления при более разнообразных условиях; в нем можно повторять одно и то же явление как при одних и тех же, так и при различных условиях; с его помощью можно с большей точностью изучать явление, расчленить его на отдельные части, выделить в явлении интересующие стороны. Поэтому эксперимент позволяет собрать более точные и достоверные факты, на основе которых можно сделать обоснованные научные выводы.
Основной тип эксперимента в методике географии — естественный, он проводится со всем составом класса в форме экспериментальных уроков, которые строятся в соответствии с основными положениями заранее разработанной гипотезы. За последнее время начинает приобретать значение и лабораторный эксперимент.
Основным условием успешности проведения эксперимента является наличие тщательно разработанной гипотезы. Гипотеза в марксистско-ленинской теории познания рассматривается как форма развития науки. Мышление, протекающее в форме гипотезы, является многосторонним процессом, включающим: 1) накопление фактического материала, обобщение которого необходимо для дальнейшего развития знаний и открытия новых явлений; 2) высказывание на основе изученных фактов предложения о закономерной их связи и 3) дальнейшее обоснование и проверку высказанного предположения.
К построению гипотезы методист-исследователь приходит на основе фактического состояния в школе того вопроса, который подлежит изучению, а также на основе соответствующего теоретического исследования.
Содержание гипотез о возможных путях совершенствования процесса обучения географии обычно включает: 1) определение круга знаний и умений, которые по мнению исследователя должны быть усвоены учащимися; 2) определение наиболее рациональных форм и методов обучения, которые должны обеспечить высокое качество усвоения этих знаний и умений.
На основе общих положений, высказанных в гипотезе, исследователь далее приступает к выбору метода для их проверки и к разработке всех необходимых документов для проведения эксперимента в школе. Эта часть работы самая трудоемкая. Наиболее широкое распространение в настоящее время получили два основных метода экспериментальной проверки:
1) метод различия в обучении одной совокупности классов по сравнению, с обучением другой совокупности классов;
2) метод сопутствующих изменений в обучении, осуществляемых в одном-двух (или более) классах.
Используется также и метод сходства, например при проверке новых программ и учебников. Но по сравнению с первыми метод сходства в исследовательской работе занимает меньший удельный вес.
Применение первого метода предполагает наличие двух совокупностей классов, одна из которых является экспериментальной, другая — контрольной. Предполагается также, что обе эти совокупности классов примерно одинаковы не только в количественном, но и в качественном отношении. Уравненность количественная достигается чрезвычайно легко. Зато значительные трудности встречаются на пути уравнивания экспериментальных и контрольных классов в качественном отношении (по уровню развития и подготовки учащихся по географии и другим предметам и пр.). Уравнивание классов обычно достигается тем, что берется достаточное количество (6—8 классов) экспериментальных и контрольных, работающих примерно в равных условиях (при одинаковой подготовке учителей, оборудовании, при равных показателях успеваемости учащихся и пр.). При этих условиях резких различий между классами не обнаруживается.
Преподавание в экспериментальных и контрольных классах может проводиться одним учителем или разными учителями, но при условии их равноценности в отношении опытности и уровня подготовки. Практика исследовательской работы за последние годы показывает, что преподавание в экспериментальных и контрольных классах одним учителем создает большую дополнительную нагрузку для учителя, так как в таком случае ему приходится готовиться дважды к одному и тому же уроку в двух разных направлениях. Кроме того, проведение экспериментальных уроков ставится в большую зависимость от субъективных качеств учителя, от его умения переключиться с одного метода на другой. Чаще всего получается так, что если учитель на личном опыте убеждается в рациональности экспериментально проверяемой методики, то он невольно переносит ее и в контрольные классы. В силу этого не всегда возможно бывает получить вполне объективные и сопоставимые данные. Поэтому обособление экспериментальных и контрольных классов между разными учителями и даже школами, как показывает опыт исследовательской работы, вполне себя оправдывает.
Уравнивание классов может быть достигнуто также за счет перемещения классов из одной группы в другую (из экспериментальных в контрольные, и наоборот). Такое перемещение вполне осуществимо в тех случаях, когда эксперимент проводится не по одной теме, а по ряду тем, например при проверке формирования умений учащихся в чтении карты.
Анализ большого количества исследований по методике географии, проведенных за последние годы на основе применения эксперимента, показывает, что в качестве контрольных классов обычно берутся те, в которых работа ведется без вмешательства экспериментатора; в экспериментальных же классах работа ведется по методике, разработанной исследователем. По окончании эксперимента в тех и других классах проводится единая контрольная работа, результаты которой затем сопоставляются и сравниваются.
Метод сопутствующих изменений также имеет широкое применение в исследовательской работе. Он имеет ряд существенных преимуществ, так как его применение не требует большого количества классов. Экспериментальная работа может проводиться одним учителем в одном-двух классах. Для того, чтобы проверить, например, какое влияние оказывает на качество усвоения знаний предварительное сообщение плана географической характеристики изучаемых объектов, преподавание на первом этапе может вестись без предварительного сообщения плана. При этом четко фиксируются и изучаются ответы учащихся. Затем, на втором этапе исследования, при сохранении тех же методов обучения учащимся предварительно сообщается план характеристики изучаемого объекта (природной зоны, хозяйства страны и пр.). И вновь тщательно фиксируются и изучаются ответы учащихся. Если обнаруживается, что ответы на основе плана стали более четкими и полными, можно сделать вывод о положительном значении этого приема.
Этот метод экспериментальной проверки находит широкое применение в опыте передовых учителей, систематически совершенствующих свое педагогическое мастерство.
В соответствии с гипотезой и избранным методом проверки проводится подготовка планов экспериментальных уроков. В них определяется цель и содержание каждого урока, необходимое оборудование для общеклассной чи индивидуальной работы, проектируется желательный, с точки зрения экспериментатора, ход урока и достаточно подробно определяются содержание и методы работы учителя на каждом этапе, виды и содержание самостоятельных работ, приемы руководства самостоятельной работой, вопросы и задания, с помощью которых проверяется качество усвоения знаний и умений учащихся.
При проведении эксперимента в нескольких вариантах методические указания по урокам составляются также в нескольких вариантах, за исключением тех случаев, когда собственно экспериментальная часть не вносит существенных изменений в общий ход урока. Одновременно разрабатывается система учета результатов экспериментальной проверки. Поскольку основным критерием оценки успешности любого методического эксперимента является качество знаний и умений учащихся, а также показатели развития их мышления, самостоятельности и интереса к изучению географии, основное внимание экспериментатор направляет на разработку вопросов, упражнений для письменных контрольных работ, для устного опроса на уроках, для индивидуальных бесед с отдельными учащимися вне урока.
Большое значение для оценки эффективности результатов эксперимента имеет также отношение учителя и учащихся к эксперименту. Возможно, что в отдельных случаях показатели усвоения знаний и умений в экспериментальных и контрольных классах могут не иметь существенных различий. Но если при этом учителя и учащиеся работали в экспериментальных классах с большим интересом, чем в контрольных, значит, предложения экспериментатора по совершенствованию методики разумны и заслуживают внедрения в практику. Поэтому одной из форм учета результатов эксперимента может быть ведение дневника учителем, в котором он отражает свое личное отношение, а также отношение учащихся к экспериментальным урокам.
Эксперимент всегда начинается с предварительного изучения состояния знаний, умений и навыков, запаса и содержания представлений и понятий учащихся в соответствии с задачами исследования.
Во время проведения эксперимента организуется тщательное наблюдение за ходом экспериментальных и контрольных уроков. Результаты работы в экспериментальных и контрольных классах систематически учитываются и сравниваются между собой. Итоговая контрольная работа, как правило, дается одинаковая в экспериментальных и контрольных классах для сравнения результатов.
Методический эксперимент в целях получения наиболее убедительных результатов обычно проводится неоднократно. Вначале проводится пробный или поисковый эксперимент, в ходе которого все подготовленные материалы, в том числе и исходные позиции, отраженные в гипотезе, еще раз проверяются, уточняются. Пробный эксперимент позволяет усовершенствовать всю подготовленную документацию. На основе усовершенствованных материалов ставится повторный эксперимент. В тех случаях, когда эксперимент связан с определенной программной темой, повторно он ставится в следующем учебном году.
Сравнение результатов экспериментального исследования, повторенного несколько раз, позволяет делать более определенные и обоснованные выводы. Лабораторный эксперимент применяется в сочетании с естественным, что позволяет с большей полнотой и точностью проследить особенности усвоения знаний и умений, а также установить характер воздействия отдельных приемов и средств обучения. Особое значение этот вид эксперимента имеет для изучения особенностей усвоения приемов учебной работы (например, приемов ро ориентированию на местности, по использованию различных приборов, по чтению карты и т. д.). Лабораторный эксперимент успешное применение находит также и при проверке новых видов учебно-наглядных пособий.
Лабораторный эксперимент может быть индивидуальным и групповым. Но в том и другом случае отбираются учащиеся с различным уровнем развития и успеваемостью (сильные, средние и слабые).
При постановке лабораторного эксперимента могут быть использованы различные методы работы: беседа, выполнение контрольных заданий (письменных и устных) и др. В индивидуальных беседах выясняются знания и умения учащихся на определенный момент. При проведении естественного эксперимента индивидуальные беседы обычно проводятся перед началом, а также перед завершением экспериментальных уроков. Предварительная беседа имеет целью выявить запас и качество географических и картографических представлений, понятий, умений и навыков, а также запас и правильность жизненных представлений, т. е. все то что служит основой формирования новых знаний.
Особая необходимость в проведении индивидуальных бесед с учащимися возникает после проведения итоговых письменных контрольных работ, так как они помогают выявить причины допущенных ошибок.
Лабораторный эксперимент в форме обучающих занятий с группой учащихся в качестве основной цели имеет проверку целесообразности и обоснованности намеченной методики работы для естественного эксперимента. Эти занятия проводятся на материале той же программной темы, при изучении которой в классе будет проводиться экспериментальный урок. В экспериментальном занятии характерные черты, присущие изучаемому способу обучения, выступают в заостренном виде благодаря тому, что исследователь может несколько отступить от тех требований, которые предъявляются к проведению урока. Так, исследователь может выделить из соответствующего материала урока те части, которые являются особенно благоприятными для противопоставления различных способов обучения.
Преимущество экспериментальных занятий состоит в том, что возможно маневрирование в отношении времени, отводимого на изучение того или иного вопроса. Кроме того, при небольшом количестве учащихся возможно более тщательное и полное наблюдение за каждым в отдельности. В частности, это особенно важно для установления индивидуальных особенностей усвоения приемов работы с картами, с различными раздаточными пособиями (например, с образцами коллекций), с приборами и пр.
Экспериментальные занятия, проводимые с этой целью, позволяют проверить требования к содержанию, последовательности и степени подробности инструктажа, который дает учитель учащимся для выполнения тех или иных приемов, а также количество упражнений, необходимых для прочного их усвоения учащимися в зависимости от индивидуальных особенностей каждого.
Экспериментальные занятия с небольшой группой учащихся могут проводиться также в целях проверки вновь подготовляемых учебно-наглядных пособий.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +