Школьная документация (классные журналы, планы и отчеты учителей, дневники и тетради учащихся по географии, заполненные контурные карты, описания и характеристики отдельных географических объектов, календари погоды, топографические планы и пр., составляемые учащимися в процессе выполнения практических работ; письменные контрольные работы, выполненные в различное время; наглядные пособия, изготовленные учащимися под руководством учителя, читательские формуляры учащихся в школьной и районной библиотеках и т. д.) служит важным источником при ознакомлении с опытом школ. Педагогическое наблюдение поэтому обязательно сочетается с изучением школьной документации. Документы отбираются в зависимости от цели и задач исследования.
Основное условие успешности этого метода — целенаправленность, четкость дрограммы и объективность изучения. Применение этого метода можно рассмотреть на примере изучения постановки самостоятельных работ учащихся.
Важнейшим документом, раскрывающим постановку самостоятельных работ, служат планы учителей. Изучение планов, при условии их полноты, помогает выявить содержание самостоятельных работ учащихся и их дидактические цели при объяснении нового материала, при закреплении, при проверке знаний и умений. Особый интерес представляет ознакомление с планами уроков, целиком отводимых на практические работы (например, по съемке плана пути на местности, по чтению карт и составлению на их основе самостоятельных описаний и характеристик географических объектов). Однако следует иметь в виду, что планы уроков не всегда отражают в достаточной степени приемы работы. Поэтому целесообразно привлекать отчеты и доклады учителей, освещающих свой опыт организации самостоятельной работы учащихся.
Использование этого источника дает исследователю разнообразный и весьма содержательный материал, но в нем, как правило, отражается лишь одна сторона процесса обучения, а именно — деятельность учителя. И остается еще неясным вопрос, какие же умения и навыки самостоятельной работы приобретают учащиеся, насколько прочны и осознаны эти умения и навыки. Ответы на эти вопросы можно получить, изучая результаты непосредственной деятельности учащихся (тетради по географии, выполненные картосхемы и заполненные контурные карты, самодельные пособия и пр.). Тетрадь по географии дает достоверные данные о содержании и системе самостоятельных работ учащихся. Анализируя самостоятельные работы по контурным картам и составлению картосхем, исследователь может судить о прочности и правильности пространственных представлений учащихся. Контрольные работы на контурных картах, если они выполнены без использования готовых карт, позволяют выявить прочность знаний географической номенклатуры, четкость представлений о взаимном размещении на карте важнейших объектов и, наконец, правильность написания географических названий.
Ознакомление с индивидуальными календарями погоды поможет выявить содержание и организацию наблюдений, степень овладения учащимися приемами самостоятельных наблюдений. Ознакомление с самодельными наглядными пособиями помогает установить, какие практические умения учащиеся получают в процессе их изготовления. Изучение читательских формуляров учащихся в школьных и районных библиотеках позволяет получить данные о том, какие книги географического, содержания ученики берут для домашнего чтения, к каким вопросам географии они проявляют наибольший интерес, в какой мере изучаемый программный материал в классе находит отражение в спросе на географическую книгу и т. д. Таким образом, изучение школьных документов дает достаточно обширный и достоверный материал, характеризующий постановку самостоятельных работ. В сочетании с методом непосредственных наблюдений на уроках изучение школьной документации позволяет характеризовать обе стороны процесса обучения.
Тщательное оформление, систематизация и бережное хранение школьной документации (особенно планов работ, результатов деятельности школьников) имеет огромное значение для учителей при обобщении ими своего опыта. Эта работа за последние годы приобретает все большие масштабы и глубину. И это понятно, если учесть, что анализ и теоретическое осмысливание применяемых методов и приемов в сопоставлении с качеством знаний и умений учащихся являются одним из важнейших средств непрерывного
повышения квалификации учителя, совершенствования качества учебно-воспитательной работы по предмету.
О широком включении учителей в исследовательскую работу по обобщению своего опыта свидетельствует возрастающее из года в год количество докладов на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, публикуемых статей, отдельных книг, диссертаций.
Дальнейшее совершенствование исследовательской работы учителей и обобщение ее результатов в огромной степени зависит от того, насколько они успешно овладеют техникой оформления своих планов) дневников, учетом результатов деятельности учеников и приемами их обработки.
Накопление и сохранение подобных документов за несколько лет — одно из главных условий успешности исследовательской работы учителя. Выбрав тему для своего доклада или статьи, учитель приступает к ознакомлению с соответствующей литературой, что позволяет уяснить, насколько,полно в ней освещен опыт, которым он хочет поделиться, что общего имеется в его опыте с его предшественниками, что нового он может внести в разработку избранной темы. Уяснив эти вопросы, учитель может приступить к составлению плана доклада или статьи. Затем в соответствии с планам начинается подбор необходимых документов, в которых раскрывается система работы за ряд лет. В ходе работы по обобщению своего опыта учитель иногда обнаруживает, что для обоснования выводов недостает некоторых необходимых фактов, примеров. В таких случаях проводится дополнительная работа в классе и собирается недостающий материал. Чем богаче фактический материал, тем содержательнее и интереснее получается доклад или статья, отражающая опыт. Особое внимание при сборе фактического материала следует обращать на то, чтобы в нем нашли освещение не только удачные методы и приемы учителя, но и достигаемые результаты в отношении качества знаний и умений учащихся, развития их самостоятельности и самодеятельности, интереса к географии и пр. На основе собранного и систематизированного материала и разработанного плана статьи или доклада можно приступить к их написанию.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.