Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Предмет методики обучения географии и ее положение среди других наук


"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Методика географии — одна из педагогических наук, которая в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы разрабатывает учебный предмет — школьный курс географии и изучает закономерности процесса обучения и воспитания учащихся. В круг проблем, исследуемых методикой обучения географии, входят:
1. Образовательно-воспитательные задачи географии в школе.
2. Содержание школьной географии.
3. Обучающая деятельность учителя.
4. Учение ученика.
5. Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения географии.
При разработке теории обучения и воспитания методика опирается на методологию и содержание научной географии, достижения всех отраслей педагогики и педагогической психологии.
Как и всякая наука, методика географии служит практике. Исследуя закономерности обучения и воспитания учащихся, методика обогащает практику преподавания и оказывает учителям помощь в повышении качества учебной и воспитательной работы. Конкретно эта помощь практике выражается:
1. В раскрытии значения и задач географии в системе общего и политехнического образования, трудового, нравственного и эстетического воспитания и формирования научного мировоззрения учащихся.
2. В научном анализе и совершенствовании содержания курсов школьной географии.
3. В вооружении учителя знаниями научно обоснованных и практически проверенных методов обучения и воспитания применительно к содержанию различных курсов географии, возрастным особенностям учащихся и системе современного оборудования педагогического процесса.
4. В разработке форм организации обучения.
5. В раскрытии наиболее рациональных способов учения ученика и его развития.
6. В разработке требований к учебникам, хрестоматиям и книгам для внеклассного чтения по географии.
7. В разработке учебного оборудования для географии и методики его использования.
8. В ознакомлении учителя с формами, содержанием и методами краеведческой и внеклассной работы.
Методика географии не только устанавливает принципы и методы, которые способствуют повышению качества учебной и воспитательной работы, но и раскрывает пути преодоления затруднений в обучении географии.
В своих исследованиях методика обучения географии исходит из общих закономерностей и положений, установленных дидактикой. Вместе с тем положения и закономерности, исследуемые методикой обучения географии, например об особенностях учения ученика и обучающей деятельности учителя, обогащают дидактику и в какой-то мере оказывают положительное влияние на ее дальнейшее развитие. Так, основные положения методики использования географических карт в обучении прочно вошли в основы дидактики. В разработке теории воспитывающего обучения методика также опирается на общие закономерности теории воспитария, которые в каждом учебном предмете имеют свою специфику. Так, теорией воспитания разработаны основы формирования научного мировоззрения. Опираясь на общее, методика географии разрабатывает особенное, вытекающее из специфики содержания учебного предмета. Основные положения о формировании правильного научного понимания всеобщих связей в природе, например разработанные общей теорией воспитания, в методике географии получают свой специфический аспект — у учащихся формируются знания о законе целостности и неразрывности географической оболочки.
Методика обучения географии имеет связь и с психологией, изучающей закономерности психической деятельности школьников. Опосредованная связь осуществляется использованием данных психологии в том виде, как они отражаются в закономерностях общей дидактики. Так, например, методика обучения географии использует общедидактические закономерности, касающиеся вопросов психологии понимания и запоминания. Вместе с тем методика обучения географии прибегает и непосредственно к данным психологии. Это необходимо делать тогда, когда требуется установить специфические закономерности процесса обучения географии, например особенности усвоения пространственных соотношений объектов на географической карте.
Анализ основных работ по методике обучения географии показывает, что необходимо уделить более серьезное внимание установлению тесных и неразрывных связей с психологией. Многие важные положения психологии, касающиеся проблемы узнавания, понимания, запоминания, развития языка и мышления, формирования понятий, умений и навыков, до сих пор не находят должного отражения в методике обучения географии и, следовательно, в практике работы.
Выполнить завет К. Д. Ушинского о превращении психологии в краеугольный камень педагогики — это значит плодотворно решить вопросы связи методики с психологией.
Для овладения знаниями учащиеся применяют приемы логического мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т. д. В задачу методики входит поэтому определение наиболее целесообразных сочетаний логических процессов в обучении и упражнений учащихся в их применении. Этим обусловливается необходимость связи методики обучения географии с логикой. Использование логических процессов и законов в методических выводах — необходимое условие правильного мышления и, следовательно, познания действительности.
Проблема связи методики обучения географии с логикой еще ждет своего разрешения. Об этом, в частности, свидетельствует следующий пример. В некоторых методических руководствах в число методов обучения включен сравнительный метод. Совершенно очевидно, что сравнение, как логический прием, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности, играет исключительно важную роль в понимании, усвоении и применении знаний по географии. Но это широкое использование сравнений и в практике преподавания и, следовательно, в методике обучения географии еще не дает оснований для провозглашения сравнительного метода как особого, стоящего в одном ряду с другими методами обучения географии. Сравнение — это прием логического мышления, который широко применяется при различных методах работы учителя и ученика в процессе обучения географии.
Связь методики географии с географическими науками (по методологии и содержанию школьного предмета) определяет выделение двух ее разделов: 1) методики физической географии и 2) методики экономической географии. При наличии общих черт в содержании этих подразделений имеются и существенные особенности, обусловленные различием методологии, содержаниям методов научного исследования физической и экономической географии.
Важнейшую задачу методики при разработке содержания школьного предмета составляет достижение тесной и неразрывной связи физической и экономической географии, ибо в школе нельзя изучать природу без людей, а человеческое общество без географической среды. Неумелое решение этой проблемы приводит или к увлечению общими социально-экономическими схемами, что и было отмечено в постановлении СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года о преподавании географии, или к фактам вульгарного географизма, когда в обучении утверждается определяющее значение природных условий в развитии отраслей народного хозяйства.
География как наука влияет также и на методы обучения школьной географии. Это влияние находит отражение в том, что среди методов обучения географии широко применяются такие, которые свойственны науке, например работа с картами, наблюдения в природе и на производстве, опыты и др. Для развития методики обучения географии важное значение имеет дальнейшее разделение ее на,общую и частные методики. Успехи историко-методических исследований приведут к возникновению и такого раздела, как история методики обучения географии.
Общая методика изучает и сам предмет методики географии, и методы ее научного исследования, а также определяет общие задачи всей школьной географии, научно-теоретические основы ее содержания, обучения и воспитания, с учетом специфики содержания предмета и закономерностей усвоения географических знаний разновозрастными группами учащихся.
Цель частных методик — разрабатывать задачи, содержание и методические основы обучения и воспитания учащихся применительно к конкретным курсам школьной географии, с учетом уровня подготовки и развития учащихся, для которых они предназначены. К разделу частных методик относится также разработка отдельных проблем, таких, как формирование географических представлений и понятий по ступеням обучения, практических умений и навыков, внеклассной работы и т. д.
Развитие советской школы на современном этапе выдвигает перед методикой географии ряд проблем, исследование которых поможет в решении задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. В числе таких проблем следует назвать: 1) приведение содержания школьной географии в соответствие с современным уровнем развития географических, наук; 2) пути и средства для. преодоления известного разрыва обучения и воспитания; 3) повышение роли школьной географии в формировании научного мировоззрения и воспитания коммунистической морали; 4) коренное совершенствование методов и форм обучения (активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их самодеятельности в обучении); 5) разработка и внедрение новейших технических средств и программированного обучения; 6) разработка проблемы занятий по выбору учащихся (факультативные курсы) и внеклассной работы и др.
Для того чтобы обеспечить дальнейшее развитие методики географии как науки, повысить ее роль в совершенствовании уровня учебно-воспитательной работы школы, необходимо координировать деятельности методистов-географов, работающих в системе Академии педагогических наук, в педагогических институтах, университетах, институтах усовершенствования учителей, а главное — широко привлекать учителей к научно-исследовательской работе по методике географии и внедрять их достижения в практику школ.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +