Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Начало формирования личности следует считать началом формирования характера. Конечно, мы не можем говорить о том, что в период дошкольного и младшего школьного возраста формируются устойчивые черты характера, но предпосылки для формирования, основы его закладываются именно в эти периоды жизни ребенка.
Дошкольный период жизни ребенка очень важный этап развития личности — в школу ребенок приходит с уже усвоенными привычными формами поведения, с определенными отношениями к действительности, с усвоенными нормами поведения.
Поступление в школу вносит существенное изменение в жизнь и деятельность ребенка. Учебная деятельность предъявляет свои требования к ребенку, развивая у него определенные организованные формы поведения, внося большие изменения в его деятельность и его отношения с окружающими. Ребенок этого возраста начинает осознавать себя как член коллектива, занимающийся определенной общественно значимой деятельностью, что признается и всеми окружающими.
Учебная деятельность ставит ребенка в новые отношения с людьми — с товарищами, учителями, родителями. Все это вносит изменения в привычные отношения, которые складывались до поступления в школу.
Ребенок осознает, что изменились отношения к нему, к его деятельности и со стороны взрослых, со стороны родителей; новая деятельность меняет его отношения с товарищами, изменяет его отношение и к самому себе.
В связи с возникновением новой ведущей деятельности — учения — возникают и новые мотивы, связанные с учебной деятельностью: мотивы долга, ответственности, интереса.
В процессе учебной работы школьника, усложнения отношений с людьми воспитательная работа учителя создает условия для развития у учащегося необходимых качеств, которые впоследствии станут основой его характера.
В процессе воспитания можно сформировать характер ребенка, можно изменить и ликвидировать отрицательные черты его характера и привить положительные. Не существует детского характера, который нельзя было бы воспитать и перевоспитать; для этого нужно только создать условия воспитания и обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Учитывая положительное и отрицательное в поведении школьника, узнав, что умеет и как умеет делать ученик, как он проявляет себя в определенной обстановке, учитывая влияния, которые оказывают на учащегося окружающие, учитель сможет воздействовать на формирование положительных черт характера ученика, ставя его в определенные условия и организуя его деятельность.
Намечаются следующие основные пути воспитания характера школьника.
1) Формирование коммунистического мировоззрения, убеждений как основы характера. Коммунистическая направленность личности определяется богатством знаний, практической деятельностью, выражается в жизненных устремлениях человека.
В воспитании коммунистической направленности личности большое значение имеет обучение, идейно-политическое воспитание, правильные отношения людей в быту, которые создают объективную основу формирования черт характера.
2) Организация деятельности (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой человек практически овладевает правилами поведения. Воспитатели создают специальные условия для упражнений и закрепления правильных форм поведения и поступков в творческом труде, в труде коллективном, имеющем общественное значение.
3) Создание целенаправленного коллектива и хороших коллективистических отношений между людьми. В борьбе коллектива за достижение поставленных целей в преодолении трудностей формируются положительные черты характера личности.
4) Воспитательное значение примера людей, с которыми живет, учится и работает человек. Пример знатных людей нашей героической эпохи, пример литературных героев, товарищей, родителей и воспитателей является психологической основой преднамеренного или непреднамеренного подражания, отражается на поступках, отношениях и поведении человека.
5) Самовоспитание — когда человек знает сильные и слабые стороны своего характера и может наметить пути формирования у себя положительных черт характера — имеет огромное значение для воспитания характера.
Расскажем о путях и формах воспитания характера школьника.
Воспитывающий характер начального обучения дает возможность ребенку постепенно усваивать моральные требования, которые ему необходимо соблюдать как члену социалистического общества. В процессе чтения, во время бесед, в яркой и интересной форме, вызывающей определенные положительные эмоции, ребенок усваивает, в соответствии с его возрастом, определенные нормы общественного поведения, общественных отношений. Ученик знакомится со славными делами, поступками, трудовыми ратными подвигами советских людей, восторгается ими и сам желает быть таким, он эмоционально переживает то, о чем слышит и читает, и это особенно запечатлевается в его памяти. Ребенок знает о направленности деятельности людей, у него возникает желание следовать за этими людьми, но еще отсутствуют умения и практический опыт.
Усвоенные детьми моральные требования, понимание их надо связать с моральным практическим опытом школьников. С I класса дети хорошо усваивают принципы морали: человек человеку — друг, товарищ и брат. Один за всех, все за одного.
Включение ребенка в практические дела (помощь дома, помощь товарищам), контроль за их выполнением, обсуждение этих дел и создает условия для приобретения детьми морального опыта, закрепления опыта поведения, который постепенно становится привычным, становится чертой характера.
Эти первоначальные основы морального опыта очень существенны для дальнейшего формирования характера.
Пионерская организация и ее работа по воспитанию у учащихся коммунистической направленности и мировоззрения играет важную роль в воспитании характера. Осознавая себя членом организации, выполняя взятые на себя обязательства, участвуя в общественных мероприятиях, в общественном труде, в походах, коллективных играх, дети на практике овладевают коммунистическими формами поведения.
Большое значение для формирования характера имеет пример других людей: желая походить на взрослых, ребята многое заимствуют у взрослых и подражают им. Поведение морально воспитанного человека, коммунистически убежденного и целенаправленного дает много положительного для формирования правильного поведения и возникновения хороших дел школьников.
В общественно полезном труде создаются наиболее благоприятные условия для воспитания характера школьника. Организованный целенаправленный коллективный труд, имеющий общественное значение, вызывает у учащегося много положительных эмоциональных переживаний, которые формируют правильное отношение к труду, к трудящемуся человеку.
Воспитание характера младшего школьника успешно протекает в коллективе: одновременно с другими чертами характера в коллективной деятельности у ребенка воспитывается такая ценная черта характера, как коллективизм.
Впервые чувство коллективизма у ребенка проявляется еще "в дошкольном возрасте: он стремится быть в кругу своих сверстников, участвовать в коллективных играх и занятиях, подчиняться коллективным требованиям (например, в игре).
Изолированность от коллектива сверстников плохо влияет на ребенка: в результате воспитания в кругу взрослых у детей могут развиваться отрицательные черты характера (замкнутость или чрезмерная развязность, боязнь коллектива, индивидуализм, эгоизм и некоторые другие).
Желание трудиться и играть в коллективе следует рассматривать как естественное и необходимое стремление здорового и полноценного ребенка, как проявление естественной особенности детей этого возраста.
У семи-восьмилетних детей чувство коллективизма, как правило, развито еще слабо. Условия жизни и организация занятий в школе не всегда способствуют воспитанию коллективистических качеств личности.
В процессе учебной работы ученик учится индивидуально, он получает индивидуальную оценку за свой труд. В классе во время занятий школьник находится в коллективе товарищей, но он иногда бывает поставлен в такие условия, при которых в процессе учебной деятельности у него не создаются коллективные отношения.
Учитель обращается к классу, коллективу, но это общее коллективное «мы» иногда переходит в «я». Учительница говорит: «Мы все будем писать хорошо. Все начали писать». Учащиеся это переосмысливают — «Я буду писать хорошо. Я начал писать». «Мы все должны учиться хорошо»,— говорит учительница, но ученик эти слова относит только к себе.
В исследованиях М. Н. Волокитиной показано, что школьники I класса часто обращение ко всему классу, замечание всему классу не относят к себе. Первоклассник еще не осознает себя членом коллектива, не умеет соотнести свое «я» с коллективом. Этому надо учить ребенка, создавая такие условия, где бы он мог учиться поведению в коллективе.
Только когда учитель организует общую трудовую деятельность, ставит общие цели перед всем классом и вызывает стремление действовать сообща, только тогда начинается воспитание коллективизма. У учащихся I—II классов создаются привычные формы поведения в коллективе, которые формируются в условиях коллективного труда, игры, учения. Они закрепляются, и учитель учит переносить это воспитанное отношение в другие ситуации, а это и создает ту основу, на которой воспитывается в дальнейшем важная черта характера — коллективизм.
Опыт воспитательной работы школ показывает пути формирования чувства коллективизма. Например, школьники выращивают цветочную рассаду, разбивают в скверах клумбы, сажают цветы. В ходе коллективной работы дети усваивают такие понятия, как «наши цветы», «наша клумба», «это мы все сделали». В процессе труда возникают новые коллективистические отношения, взаимная помощь, общие переживания, общая целеустремленность, чувство ответственности за всех, за результат коллективной работы. Повторяясь и закрепляясь, такие чувства постепенно становятся чертами характера.
Чувство коллективизма в значительно большей степени проявляется у учащихся III—IV классов. К этому возрасту у детей усложняется их общественная деятельность, большое влияние на их учение и общественную работу оказывает пионерская организация, все больше учащиеся начинают осознавать окружающую жизнь и значение коллектива в труде, в жизни.
В коллективе развиваются такие положительные черты характера, как взаимная поддержка, оценка коллективом поведения отдельных членов. Цель коллектива становится для каждого школьника своей личной и в то же время общественной целью.
В коллективной деятельности у школьника воспитывается такая черта характера, как умение подчиняться требованию коллектива и руководителя, умение требовать. Постепенно общественный труд, общественная деятельность развивают у школьников потребность жить и работать в коллективе.
Внимательное, чуткое отношение к другим людям часто еще недостаточно воспитано у младшего школьника. Психологическая особенность детей этого возраста заключается в том, что они, хотя могут уже ответить, как должны вести себя в отношении других людей, проявляют эти качества только в определенной обстановке: в присутствии родителей, учителя. Когда ребенок этого возраста один или среди товарищей, он забывает о том, к а к он должен вести себя.
Следовательно, чуткость как психическое качество, притом сложное, глубокое, не сразу воспитывается у младших школьников, но отдельные проявления его вполне доступны детям этого возраста и могут стать для них привычной формой поведения при соответствующей воспитательной работе учителя.
Воспитание у школьников гуманности как черты характера, выражающей отношение к другим людям, неотделимо от их коллективной деятельности. В коллективном труде развиваются чувства товарищества, воспитывается глубокое уважение и любовь к человеку.
У детей младшего школьного возраста гуманность надо воспитывать с первых дней обучения в школе. Сначала это качество проявляется в некоторых практических делах. В классе заболел ученик. Товарищи по классу проявляют к нему внимание, заботу, навещают его, помогают учиться — так приобретается новый опыт поведения и формируется новая черта характера — чуткость.
Следующий аналогичный случай вновь вызывает внимательное и чуткое отношение к товарищу, а затем это отношение к людям становится привычным; возникает потребность чутко, внимательно и любовно относиться не только к заболевшему товарищу, но и вообще к людям, которые нуждаются в заботе, помощи.
Воспитание черт характера, выражающих отношение человека к себе, необходимо начинать уже у детей дошкольного возраста. Продолжая воспитание, у учащихся начальной школы необходимо воспитывать прежде всего скромность.
Отсутствие скромности у детей проявляется в неумении вести себя в коллективе, в классе, среди взрослых, в общественных местах. Это проявляется в том, что ученик начинает перебивать речь других, не дает возможности говорить взрослым, делает неуместные замечания во время беседы, хвалит себя, свои поступки и т. д.
Причину отсутствия скромности у ребенка следует искать прежде всего в семье. Если учащийся I класса в домашней обстановке привык быть в центре внимания и получать, порой незаслуженно, высокую оценку, то и в классе этот школьник требует такого же особого отношения к себе от учителя и товарищей.
Учитель должен терпеливо вести борьбу с проявлениями переоценки своей личности школьниками, постепенно приучая их давать правильную оценку своим действиям и поступкам, воспитывая у учащихся привычку сдерживать себя, не противопоставлять себя коллективу, уважать мнение взрослых и своих товарищей.
Учитель рассказывает детям о скромных людях, объясняет, в чем красота их поступков. Для этой цели он читает им статьи, книги, рассказывает, что скромность украшает человека. В ходе беседы можно сравнивать поступки скромных людей с делами тех, у кого отсутствует скромность, и делать соответствующие выводы. Такие беседы вызывают у учащихся желание подражать скромным, трудолюбивым людям.
Поощряя скромность учащихся, учитель создает условия для формирования этого качества как черты характера. Скромность воспитывается и в семейной обстановке — пример родителей, их отношение к себе и детям, скромность самих родителей является лучшим фактором воспитания скромности детей.
Учащиеся начальной школы часто удачно подмечают недостатки других и критикуют их, но плохо замечают свои недостатки и неохотно говорят о них. Для развития самокритичности у школьника особенно большое значение имеет оценка учителя, которая заставляет учащегося более правильно оценивать самого себя. Учитель приучает школьника к самооценке, научив его находить свои недочеты, ошибки и хорошие стороны в своей работе, научив его оценивать свой труд.
Правильная самооценка способствует общему развитию личности. Если учащийся недооценивает себя, то он обычно переоценивает других людей, переоценивает трудности в учении. Обычно от таких школьников можно услышать: «Да разве я смогу?! Да разве я это знаю?!» В действительности такие учащиеся многое могут, многое знают и умеют, но неверие в свои силы вызывает недооценку себя.
Наоборот, учащийся, который слишком переоценивает себя, недооценивает других и встречающиеся трудности. Отсюда промахи в учении и работе, которые такой ученик чаще всего объясняет несправедливым отношением к нему, тем, что для него умышленно создают такие условия, в которых он терпит неудачи. Часто у подобных учащихся такое недовольство ведет к отрыву от коллектива и порой к озлобленности. С такими учащимися учитель должен вести систематическую индивидуальную работу, добиваясь правильной оценки ими самих себя.
Воспитание самостоятельности как черты характера начинается также уже в дошкольном периоде детства. Проявление самостоятельности можно наблюдать, когда ребенок стремится действовать без помощи взрослых. В таких случаях малыш начинает протестовать. «Я сам»,— говорит он. Если самостоятельность ребенка пресекается взрослыми, то у ребенка могут развиться отрицательные черты характера: упрямство, лень, негативизм.
Исследования А. П. Ларина показали, что основной причиной проявления упрямства у детей является подавление их самостоятельности, свободы, инициативы.
Самостоятельность как черта характера приобретает большое значение в учебной работе. Учитель учит ребенка мыслить и действовать самостоятельно, знакомит его с приемами самостоятельной работы, учит его самостоятельно добиваться знаний и овладевать умениями, освобождая его от излишней опеки.
В раннем детстве очень распространено подражание, которое не теряет своего значения и в школьные годы. Но если ученик чрезмерно подражает и всю свою работу основывает на подражании и всегда ищет пример, шаблон, то у него не развивается инициатива и самостоятельность. Опытный учитель обычно не ориентирует ученика на слепое подражание, он заставляет его разными приемами самостоятельно искать и находить решение задачи.
Ученику можно показать, как делать, но нельзя делать за ученика; необходимо учить его самостоятельно преодолевать трудности.
Воспитание самостоятельности на уроке хорошо организовано в школах Липецкой области.
С первых минут урока учащиеся работают самостоятельно, у них воспитана такая установка — надеяться только на самих себя, но не списывать. Весь урок идет активная самостоятельная работа.
Важным моментом является и то, что школьники сами находят нужный материал.
Отрицательные черты, противоположные самостоятельности, проявляются у учеников как следствие неправильного воспитания. К таким чертам следует отнести негативизм — стремление делать все, противоположное тому, что советуют другие, не считаясь с целесообразностью совета или указания. Это обычное явление у избалованных детей, а иногда у забитых и напуганных, которые не доверяют советам, видят в них какую-то скрытую неприязнь, направленную против них.
И в первом, и во втором случае дети не руководствуются разумными соображениями, не проявляют самостоятельности в решении вопроса, а выражают только одно желание: делать не так, как советуют.
Во время учебных занятий надо учить таких школьников проявлять настойчивость, выдержку, самостоятельность, решительность, дисциплинированность.
Учебная и трудовая деятельность человека всегда требует проявления настойчивости, умения преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Рассказывая учащимся о жизни великих ученых, общественных и политических деятелей, учителя дают возможность понять школьникам, что такое настойчивость и как проявлять ее в своей работе. Важно внушить ребенку веру в свои силы, убедить его в том, что данная работа для него посильна, что он может преодолеть трудности. Ребенок младшего школьного возраста часто в процессе работы забывает о цели, стоящей перед ним, в результате этого настойчивость учащегося ослабляется.
Отрицательной чертой характера является упрямство. У младшего школьника упрямство проявляется чаще всего как привычная форма поведения, воспитанная в семье; иногда упрямство выступает как временное состояние, как ответ на несправедливость, обиду и т. д. Учителю важно в каждом отдельном случае раскрыть причину, природу упрямства, индивидуально определять приемы воспитания.
Трудно преодолеть упрямство у детей потому, что они часто путают упрямство с настойчивостью, считая такое качество положительным, хорошим.
Выдержка еще слабо развита у младших школьников; они быстро поддаются настроению и открыто, а порой бурно выражают свои чувства. Если взрослые в семье невыдержанны, это отражается на ребенке — он тоже несдержан, много кричит, шумит. У такого ребенка часто меняется настроение — оно отражает изменение настроения взрослых в семье.
Отсутствие выдержки у ребенка часто бывает связано с его нервными заболеваниями, травмированием его. Этих детей особенно следует оберегать от резких воздействий и не создавать обстановки для проявления невыдержанности. Однако детям не следует и внушать, что они больны, нервны, так как это вызывает еще большее развитие невыдержанности у ребенка.
В учебной работе учитель часто может наблюдать у учащихся проявление решительности или отсутствие ее. На уроке арифметики школьник решил задачу, а руки не поднимает, сомневается, правильно ли решил, или поднимет руку и опять опустит.
Нерешительность ребенка может стать чертой характера, если она является следствием внушения, чрезмерной опеки, особенно в семье: «Да разве ты сделаешь?», «Не бегай — ушибешься», «Не лазай — упадешь» и т. д.
Если ребенок проявил несколько раз решительность, то он начинает верить в себя; у него появляется мысль «я могу». Поверив себе в одном деле и проявив решительность, ребенок начинает проявлять ее в других делах.
За время обучения в школе формируется сознательная дисциплинированность как черта характера. Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — указывал Ф. Э. Дзержинский — это проклятые учителя детей; они учат чувствовать и желать одно, а делать другое из страха. Основой дисциплинированности является убежденность, моральная устойчивость, быть дисциплинированным по убеждению, а не по принуждению. У детей младшего школьного возраста важно выработать некоторые привычки общественного поведения, которые будут развивать у них привычку поступать должным образом по убеждению, а следовательно, способствовать формированию сознательной дисциплинированности.
Обязательным условием воспитания у детей дисциплинированности как черты характера, является совместная работа школы и семьи.
Мужество и смелость способны проявить и младшие школьники. Мы часто слышим сообщения по радио и читаем в газетах и журналах: «Мальчик спас жизнь ребенку, который тонул», «Девятилетняя девочка вынесла ребенка из огня». Эти мужественные поступки свидетельствуют о большой готовности детей совершать их. Все это — результат воспитательной работы советской школы и советской семьи.
Для того чтобы знать школьника и воспитывать с учетом индивидуальных особенностей его характера, следует глубоко и всесторонне изучить его. Нельзя быстро определить черты характера школьника. Характер сложен, многогранен и многообразен, поэтому необходимо долго и пристально изучать его в различных условиях. Изучая отдельные черты характера учащихся, следует иметь в виду всегда характер в целом.
Изучение характера ребенка — длительный процесс. Если учитель систематически наблюдает за тем или иным учеником, он должен вести запись своих наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Необходимо особенно пристально изучать проявление волевых черт характера ребенка.
При изучении учащихся следует помнить слова К. Д. Ушинского: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничними, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Надо хорошо выяснить в процессе изучения положительные и отрицательные черты характера учащегося и определить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение характера человека.
2. Как формируется характер человека и можно ли переделывать и изменять характер?
3. Можно ли формировать новые черты характера?
4. В чем значение волевых качеств для формирования характера человека?
5. Как можно узнать и изучить характер человека?
6. Расскажите об основных этапах формирования характера младшего школьника.
Практическое задание
Составьте характеристику одного учащегося и наметьте воспитательные мероприятия по дальнейшему формированию положительных черт его характера и перевоспитанию отрицательных.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.