Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Меланхолический темперамент


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

У представителей этого типа нервной деятельности отмечается медленное течение психических процессов, они с затруднением (усилием) реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее.
В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением).
Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо.
Люди меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.
Учитель должен учитывать особенности учащихся, у которых проявляются черты меланхолического темперамента. Воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят.
В учебной работе школьники-меланхолики не в состоянии переносить сильные и длительные напряжения, так как клетки их мозга быстро переходят в состояние охранительного торможения. При частом повторении сильных воздействий, при утомлении охранительное торможение может стать у таких учащихся привычной формой реагирования.
Важно не допускать проявления у таких учащихся тормозного состояния, а постепенно приучать учащихся-меланхоликов к более напряженной работе и к умению делать усилия, преодолевая состояние торможения.
У меланхоликов легко-развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям, поэтому нередко люди этого темперамента склонны к работе в области искусства.
У учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистические чувства, чувства дружбы и товарищества. Если школьник меланхолического темперамента чуждается детского коллектива, уклоняется от общественного труда, он легко может замкнуться и погрузиться в собственные переживания, или, отойдя от коллектива, может попасть под отрицательное влияние.
Меланхолический темперамент был ярко выражен у наблюдаемой нами школьницы III класса Лиды С.
Робкая, она всегда чего-то боится, чего-то ждет и беспокоится; приятное и неприятное известие, событие вызывает у нее сильное беспокойство. Девочка часто теряется, отвечая урок, она не может показать своих знаний, даже когда хорошо знает материал. Лида глубоко переживает обиды, часто плачет, отличается привязанностью к людям, послушна, внушаема, часто подражает. Девочка отзывчива, помогает товарищам, виновато улыбается, когда встречаются трудности, при затруднениях часто прекращает работу.
Но в то же время Лида успешно занимается музыкой, любит ухаживать за цветами, работать на школьном участке. Когда девочка в лесу, саду, — она преображается и голос у нее становится иным; она оживлена, радостна.
Б. М. Теплов на основе своих исследований утверждает, что понятие слабости нервной системы не является отрицательным. Сильная нервная система лучше справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — это нервная система высокой чувствительности и в этом заключается ее известное преимущество.
Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, может оказать большую помощь учителю в его учебной и воспитательной работе.
Зная особенности темпераментов учащихся своего класса, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, что постепенно будут менее резко проявляться те природные свойства темперамента, которые мешают ребенку в его учебной работе и поведении.
В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества; обеспечивающие гармоничное развитие каждого учащегося. Темперамент человека изменяется под влиянием внешних воздействий, воспитательных мероприятий, но надо думать не столько о его изменении, сколько о создании на его основе нужных, ценных черт личности.
Исследования Н. С. Лейтеса показали, что учащийся слабого типа нервной системы в процессе учебной и трудовой деятельности может приобрести черты, свойственные сильному типу нервной деятельности.
Нам пришлось наблюдать в I классе Алешу Д. Этот мальчик с первых дней занятий в школе обращал на себя внимание ярко выраженным меланхолическим темпераментом. Уже на первом уроке он громко плакал: «Мне себя и маму жалко». Несколько раз пытался бежать из школы и в последующие дни с трудом привыкал к новой обстановке и новой деятельности, избегал товарищей, держался замкнуто, ни с кем не разговаривал.
Мальчик с большим трудом выдерживал учебную работу в течение 45 минут, в связи с этим обучение его письму и арифметике было нелегким делом и для учителя, и для него. Учительница настойчиво, постепенно приучала Алешу преодолевать трудности, внушала веру в свои силы.
Вскоре мальчик научился выполнять учебную работу совершенно самостоятельно. Постепенно у него появились и друзья в классе. Важно отметить, что учительница развивала у Алеши активность и на уроках, и в труде, и в играх.
В IV классе и в поведении, и в учебной деятельности Алеши появилось много нового, не свойственного меланхолическому темпераменту. В результате упорной работы учительницы Алеша приобрел много новых, ценных качеств личности.
Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.
Однако темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт, приведенный его биографом.
В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал чорт знает что».
Приведя это письмо А. П. Чехова, его биограф пишет:
«Это признание всегда будет казаться неожиданным. Так прочно утвердился во всеобщем представлении образ поразительно деликатного, мягкого, чуткого, скромного «доктора Чехова», что кажется невероятным представить его резким, вспыльчивым, «выделывающим черт знает что». А Чехов слов на ветер не бросает: если он сказал, что бывал таким, то мы обязаны ему верить. Тем более, что, как мы знаем, резкость, вспыльчивость — ведь это были фамильные черты Чеховых...
Несомненно, что его характер был выработан им в упорном труде самовоспитания, в борьбе с самим собою, начавшейся еще в ранние годы».
Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы владеть своим темпераментом. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Добивался он этого тем, что переключал эти побуждения на разнообразные действия с предметами.
«С людьми, которые высказывали противоположные взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным. Споря с ними, он постоянно уснащал свою речь всевозможными учтивыми фразами: «Я позволю себе заметить», «Я позволю себе указать». Но эта учтивость давалась ему нелегко. Если кто-нибудь высказывал суждения, представляющиеся ему вопиюще неверными, он с трудом обуздывал свой гнев и в течение всей речи противника нетерпеливо стучал тяжелыми пальцами по столу, — то быстро, то медленно, как будто исполнял на рояле дьявольски трудный пассаж, и лишь изредка отрывался от этой работы, чтобы сердито закрутить свой рыжий ус. А если неприятная речь тянулась дольше, чем он ожидал, он схватывал лист бумаги и с яростной аккуратностью быстро-быстро разрывал его на узкие полосы и делал по кораблику... Если же оратор не замолчит, тогда рассвирепевшие пальцы хватают из пепельницы груды окурков и сокрушительно каждый окурок вдавливается в корабль, словно расправляясь с ненавистным оратором».
Не поверхностно наблюдая, а глубоко и всесторонне изучая детей, учитель узнает черты темперамента каждого ученика, и это существенно облегчает его воспитательную учебную работу.

Вопросы для повторения

1. Что называется типом высшей нервной деятельности?
2. Объясните, что такое темперамент.
3. Какие наиболее устойчивые свойства высшей нервной деятельности являются основой типа высшей нервной деятельности животного и человека?
4. Охарактеризуйте типы высшей нервной деятельности человека.
5. В чем значение особенностей темперамента в учебной и трудовой деятельности школьника?
6. Можно ли изменить темперамент в процессе воспитания?

Практическое задание

Пронаблюдайте за одним-двумя учащимися и составьте характеристику проявления их темперамента.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +