Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью.
Привычное действие, в отличие от навыка, вызывается потребностью совершить его; если человек не совершит этого действия, у него возникает чувство неудовлетворения, неловкости. Например, у ребенка выработалась привычка ложиться спать в определенное время, невыполнение этого правила вызывает у ребенка капризы, слезы, ухудшение настроения.
Привычки формируются в результате простого повторения и, сформировавшись, уже не совершенствуются, навыки же всегда формируются в результате упражнения.
Привычка может возникнуть непреднамеренно, а навьщ всегда формируется с заранее поставленной целью. Однако привычку можно выработать и преднамеренно, поставив цель — иметь данную привычку. Человек может преднамеренно избавиться от нежелательной привычки.
С первых дней учения учитель начинает вырабатывать у ученика привычки и эта работа ведется им на протяжении всего обучения от первого до последнего класса.
В I классе у школьников вырабатывают привычку работать, соблюдая определенные условия: порядок на парте, положение тетради при письме, правила письма, правила вежливости.
При многократных упражнениях у учащихся вырабатываются не только умения и навыки, но возникает и потребность делать и поступать определенным образом.
Привычки могут быть полезными и вредными. Полезные привычки дают возможность человеку быстро и уверенно совершать нужные действия, без обдумывания их; соблюдать правила поведения, гигиенические правила, правила труда и т. д.
Вредные привычки могут возникнуть очень рано, еще в дошкольном возрасте. Поэтому в младшем школьном возрасте вредные привычки проявляются у детей очень отчетливо, и воспитателям и учителям приходится проводить большую работу по искоренению этих привычек. Например, у некоторых школьников вырабатывается привычка отвечать на требования старших (если эти требования не отвечают желаниям ребенка) капризом, проявлять упрямство, негативизм, грубость.
У некоторых учащихся начальной школы проявляются антигигиенические привычки — сосать палец, грызть ногти, во время еды брать соль из солонки рукой, облизывать пальцы после еды и др.
Проявляются отрицательные привычки в обращении детей друг с другом — бранные и грубые слова, передразнивание товарищей, гримасничание.
Бороться с отрицательными привычками трудно. Учитель должен всеми силами стремиться к тому, чтобы предупредить возникновение плохих привычек. Хороший учитель в любом случае, если заметит у школьника появление каких-либо отрицательных привычек, немедленно пресекает их и особенно стремится не допускать систематического повторения их. Ведь известно, что повторение является основой выработки привычек.
Учитель осуждает сам проявление отрицательных привычек и создает соответствующее мнение коллектива о них. Он учит школьника, что надо делать, заменяя отрицательную привычку положительной, учит его проявлять настойчивость, делать волевое усилие, вызывает у него желание самому изжить отрицательную привычку. Учитель воспитывает моральные, нравственные чувства, которые убеждают ученика в порочности привычки и создают у него обоснованное желание бороться с ними. Учитель вызывает отрицательные эмоции у ученика при проявлении вредной привычки, что тормозит ее дальнейшее развитие.
Привычки можно распределить на несколько групп.
1. Трудовые привычки — привычное отношение к труду, манера трудиться, привычка планировать работу и доводить ее до конца, самостоятельно действовать, отношение к личному труду и труду других.
2. Гигиенические привычки — мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы и быть опрятным.
3. Привычки культурного поведения — вежливо обращаться к людям, проявлять внимание к старшим, уступать место в транспорте пожилым, правильно и красиво говорить и т. д.
4. Нравственные привычки — привычки говорить правду, быть честным, вести себя определенным образом в определенных условиях, быть принципиальным и многие другие.
5. Умственные привычки — привычные способы мышления, привычные способы и подход к решению задач, привычный способ рассуждений.
У школьников умственные привычки проявляются в учебной деятельности — привычки рассуждать, сравнивать, обобщать.
Привычки часто возникают преднамеренно, когда человек ставит перед собой цель — воспитать у себя определенную привычку и делает для этого волевое усилие. Очень важно, когда под влиянием учителя или под влиянием коллектива товарищей, или по общественным мотивам ученик преднамеренно вырабатывает у себя положительные привычки.
Ценность такого самовоспитания-заключается в том, что учащийся сам пришел к выводу о необходимости выработать у себя привычку.
Например, все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте — все это стало хорошей привычкой у детей. И воспитывалась эта привычка добровольно, сами ученики вырабатывали у себя навыки опрятности, чистоты, аккуратности, а затем это стало привычной формой поведения — перешло в привычку.
Привычки возникают и воспитываются прежде всего путем подражания. Ребенок подражает взрослым; вначале он точно воспроизводит действия взрослых, затем вносит чго-то свое на основе опыта и своих индивидуальных особенностей.
Подражание бывает непреднамеренное и преднамеренное. Большое воспитательное значение имеет преднамеренное подражание.
В учебной деятельности, на первоначальных этапах обучения подражание при выработке привычек должно быть преднамеренным и обязательно использоваться учителем. Необходимо, чтобы у ребенка возникла потребность совершать определенные действия. Так, многие гигиенические привычки, например, возникают на основе подражания учителю: стремление быть такой, как учительница — очень важный фактор, который необходимо использовать при воспитании привычек.
Подражание учителю при воспитании учебных привычек также необходимо использовать для выработки у учащихся красивого почерка, умения читать выразительно и т. д. Непреднамеренное подражание ведет к выработке привычки путем многократного повторения.
Привычки развиваются и воспитываются в результате требований родителей, учителя, товарищей.
Только единая линия воспитания в школе и семье способствует выработке у учащихся нужных, полезных привычек. Задача учителя — разъяснять родителям цель и необходимость выработки определенных привычек, рассказывать о путях воспитания привычек, о том, какие привычки вырабатывают у детей в школе, как должны помогать в этом родители. Все еще часты случаи, когда из-за незнания родители применяют свои приемы воспитания, в результате которых у учащихся не создаются нужные и полезные привычки.
Учитель разъясняет родителям значение режима и выработки у учащихся привычек (привычка вовремя ложиться спать, в одно и то же время вставать, в точно намеченное время готовить уроки и многие, многие другие).
На воспитание привычек у детей оказывает большое влияние быт семьи, ее уклад, манеры и поведение взрослых, без учета этого учитель не сможет объяснить родителям причину появления хороших и плохих привычек и не сможет оказать воспитательного влияния на учащихся.
Воспитанию положительных привычек у детей способствует общественное мнение, мнение товарищей, стиль работы классного коллектива.
Мы вошли в класс и сразу стало ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на свои места.
Мы наблюдали учащихся во время урока: у них выработана привычка внимательно слушать, организованно начинать работу. Вот один ученик проявил невыдержанность: он решил быстро задачу, вскочил и просит, чтобы его спросили (этот ученик — новичок в этом классе). Немедленно сосед призвал его к порядку, а остальные ребята посмотрели на него с осуждением и недоумением.
В этом классе нет условий для проявления неорганизованности, отсюда и результат — у всех учащихся выработались хорошие учебные привычки — привычки организованно работать.
Учащиеся начальной школы уже могут сами воспитывать у себя привычки.
Вначале учитель вызывает у детей желание воспитать ту или иную привычку; при этом надо учитывать, что возможности самовоспитания у детей 7—9 лет еще весьма ограничены, к тому же привычки должны быть не сложными и доступными учащимся этого возраста.
Вопросы для повторения
1. Перечислите характерные особенности навыка.
2. Расскажите, в чем заключается роль контроля и самоконтроля в процессе выработки навыка.
3. Перечислите условия выработки прочных навыков у младших школьников в области письма, чтения, труда и т. п.
4. Чем отличаются привычки от навыков? Покажите на примере.
5. Как воспитываются привычки у младших школьников?
Практические задания
1. Ознакомьтесь с учебными навыками и привычками учащегося, за которым вы ведете наблюдение. На основе своих наблюдений разработайте мероприятия по ликвидации недочетов в учебной работе этого учащегося.
2. Дайте консультацию родителям младшего школьника, как их сын (или дочь) должен готовить домашние задания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.