Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Умственная деятельность, суждения и высказывания младших школьников о тех или иных явлениях действительности очень часто окрашены яркими эмоциональными переживаниями. Учащиеся I. и II классов, например, бурно, эмоционально реагируют на внешнее оформление наглядных пособий, применяемых на уроке: «Ой, какая большая таблица!», «Смотрите! Буквы красные, а раньше нам показывали зеленые».
Практика и психологические исследования показали, что эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Всякий раз, когда вы сообщаете что-нибудь ученику, позаботьтесь о том, чтобы вызвать у него чувства. Важно не только то, чтобы школьники продумали и усвоили исторические, географические понятия, но и прочувствовали их. Раньше, чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующее эмоциональное состояние учащегося и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Новые знания могут быть лучше усвоены, если они «прошли» через чувство ученика.
Взволнованность, эмоциональная приподнятость должны служить отправной точкой всякой воспитательной работы. Чем моложе ребенок, тем это положение имеет большее значение. Для учащихся I—II классов включение игровых моментов в процесс обучения создает тот эмоциональный настрой, который облегчает им усвоение учебного материала, заинтересовывает их.
Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств объясняется недостаточным развитием у детей этого возраста тормозных процессов в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, с которой связаны простейшие чувства и их внешние проявления — смех, слезы и т. п. Этим также объясняется и возникновение у детей аффективных состояний, т. е. их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети так же легко успокаиваются, как и возбуждаются.
Под влиянием развития воли дети младшего школьного возраста учатся сдерживать свои чувства (прежде всего перестают
громко плакать). Даже учащиеся I класса уже не проявляют так непосредственно своих чувств, как дошкольники.
Для младших школьников характерна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы.
Возникновение чувств у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого возраста чувства. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний. Учитывая эту особенность чувств младших школьников, надо объяснять им учебный материал в наглядной форме и так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта.
Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных, интеллектуальных и эстетических. В младшем школьном возрасте интенсивно формируются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, сочувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, восхищение героизмом и мужеством советских людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия и другие ценные чувства. Вот красноречивые и трогательные высказывания детей, характеризующие их любовь к нашей Родине: «Родина называется матерью, так как она дорога человеку, как родная мать», «Без мамы детям живется плохо, так и людям плохо без Родины», «Наши люди знают, что Родина заботится о них и не оставит их, если случится несчастье».
Любовь к Родине ярко проявлялась у наших детей в период Великой Отечественной войны, когда маленькие школьники-патриоты помогали советским партизанам и Советской Армии в борьбе против фашистских захватчиков.
Забота детей о процветании Родины проявляется в общественно полезном труде советских школьников — в сборе макулатуры, железного лома, в шефстве над детскими садами, в проведении зеленых посадок, их охране и многих других полезных делах.
Любовь к Родине у младших школьников выражается и в чувстве гордости, которое они испытывают в связи с героическими делами советских людей — летчиков-космонавтов, героев труда и других знатных людей нашей страны.
Для советских детей также характерно проявление глубокого сочувствия к угнетенным, чувство интернациональной солидарности. Понятно, что воспитание чувства интернациональной дружбы в буржуазной школе невозможно. В капиталистических странах широко культивируются чувства шовинизма, человеконенавистничества, расовой ненависти, пренебрежения и жестокости к бедным и угнетенным. В буржуазной семье у детей с ранних лет воспитывают чувство неприязни к простому, бедному человеку, всякое проявление симпатии, замеченное у детей по отношению к человеческой бедности, систематически подавляется как недостойное. Зато в таких семьях у детей воспитывают чувство симпатии к животным, птицам, рассказывая им истории о щенках, зайчиках, воробьях и т. д. В результате у детей формируется «утонченная» симпатия к животным и полная антипатия, равнодушие, высокомерная неприязнь к бедности людей, человеческому страданию.
В советской школе воспитание чувств детей происходит на совершенно другой основе.
Участие в жизни школьного коллектива формирует у младших школьников чувство коллективизма и общественной солидарности. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.
Чувство коллективизма у советских школьников проявляется прежде всего в том, что они заинтересованы в успехах всего коллектива класса в учении, общественно полезной деятельности, поведении и дисциплине.
Особенно большое влияние на формирование нравственных чувств и норм морального поведения младшего школьника оказывает октябрятская и пионерская организации. Октябренок выполняет пусть небольшие, но уже общественные поручения, доверенные ему коллективом класса. Став пионером, школьник добровольно берет на себя определенные обязательства, за выполнение которых он несет ответственность и перед пионерским и перед школьным коллективом.
Складывающиеся моральные нормы поведения в коллективе заметно влияют на формирование чувства товарищества и дружбы у младших школьников. Чувства честности, взаимопомощи и уважения друг друга, формирующиеся в школьном коллективе, переносятся и на личные дружеские и товарищеские отношения учащихся этого возраста. Показательны различия в характере дружбы у младших школьников разных классов. У учащихся I и II классов дружеские взаимоотношения еще недостаточно устойчивы и мотивы дружбы слабо осознаются. Нередко дети этого возраста меняют своих друзей по случайным и субъективным мотивам. В основе дружбы младших школьников лежат общие интересы, преимущественно связанные с игровой деятельностью, с проведением свободного досуга, прогулками и т. п.
Интересы, связанные с учебной деятельностью, еще очень слабо отражаются в дружеских взаимоотношениях детей этого возраста. На основе сравнительно ограниченных интересов складываются определенные дружеские взаимоотношения и формируются соответствующие дружеские чувства детей семи-девятилетнего возраста.
Младший школьник положительно или отрицательно оценивает друга преимущественно на основании того, что его друг лично делает для него. Предъявляемые требования к своему другу ребенок этого возраста не всегда относит к себе, он еше не осознает того, что дружба должна строиться на равенстве прав и взаимных обязанностях. Отсюда — ответственность за сохранение или прекращение дружеских взаимоотношений ребенок этого возраста, как правило, перекладывает на своего друга. «Моя подруга Света очень хорошая, она не спорит со мной, она всегда со мной во всем согласна. Когда позову гулять или поиграть, она никогда не отказывается. А Женя была плохая подруга, все хотела делать по-своему, не уступала мне. Теперь я с ней не дружу».
В тех случаях, когда младший школьник признает свою вину, он стремится всячески ее преуменьшить и переложить определенную долю ответственности на своего друга: «Вчера я с Галей Поссорилась. Я попросила картинку, чтобы срисовать, она сказала, что сама будет рисовать, а мне даст завтра. Я ей сказала: «Раз ты такая жадная, я не буду с тобой дружить». Галя сказала: «Ну и не дружи, очень-то мне надо дружить с такой задирой». Мама сказала, что я обидела Галю, когда назвала ее жадной. Здесь я виновата, но Галя тоже меня обидела, когда обозвала меня задирой».
Эта односторонняя субъективно-эмоциональная оценка своего друга объясняется недостаточным опытом морального поведения ребенка в коллективе. Дети этого возраста (I—II класс) еще только входят в жизнь коллектива, они не научились строить свои отношения на взаимном уважении друг друга, у них еще слабо развито чувство личной ответственности перед товарищами, перед коллективом — все эти моральные качества у них находятся на первоначальной стадии формирования.
У школьников III—IV классов опыт моральных взаимоотношений в коллективе является более богатым. На этой основе у них складываются более глубокие и прочные товарищеские и дружеские взаимоотношения, которые начинают играть все более значительную роль в формировании нравственных качеств характера школьника.
У детей этого возраста значительно расширяется круг общих интересов, на основе которых складывается дружба. Ведущими становятся учебные, познавательные и общественные интересы. Дружба становится более деловой и устойчивой, а ее мотивы — более серьезными и глубокими.
Дружеские чувства проявляются в стремлении быть полезным своему товарищу, в согласовании своих действий и поступков, во взаимной ответственности друг перед другом. У младших школьников начинают формироваться более интимные дружеские чувства, выражающиеся в сочувствии, в стремлении поделиться друг с другом своими радостями и горестями. Разлады и конфликты, как правило, переживаются серьезно и глубоко.
В воспитании нравственных чувств большое значение имеют традиции, накопленные в школьном коллективе. Учительница В. Захарова рассказывает о большом воспитательном значении традиционных праздников: «Первый десяток» и «День букваря», ежегодно проводимых школой. К этим праздникам готовятся дети всех начальных классов. У детей создается радостный подъем, стремление встретить праздники лучшими успехами в учении, дисциплине и поведении.
В своих классах, говорит В. Захарова, я провожу традиционные праздники дня рождения каждого ученика. Эти праздники сближают детей, доставляют им большую радость.
А. С. Макаренко особое воспитательное значение придавал традициям. «Таких традиций в моем коллективе было очень много, просто сотни... И ребята знали их незаписанными, узнавали какими-то щупальцами, усиками. Так надо делать. Почему так? Так старшие делают. Этот опыт старших, уважение к логике старших... и, самое главное, уважение к правам коллектива и его уполномоченных — это чрезвычайно важные достоинства коллектива... Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить. Без таких традиций, — заключает Макаренко, — я считаю, невозможным правильное советское воспитание».
В младшем школьном возрасте формирование нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяснить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, правильно подсказывает ему, что такое хороший и дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, создавать условия для расширения и обогащения этого опыта.
Интеллектуальные чувства у младших школьников развиваются по мере накопления знаний и совершенствования познавательных процессов. Эти чувства развиваются в активной умственной деятельности ребенка и проявляются в различных формах: любознательности, чувстве удовлетворения при успехах, чувстве неудовлетворения при неудачах.
Интеллектуальные чувства развиваются постепенно: вначале они связаны просто с самим процессом учения, независимо от его содержания и результата. Однако вскоре школьник начинает интересоваться смыслом достигаемых результатов умственного труда, он уже предпочитает один школьный предмет другому, у него возникает чувство удовлетворения при решении сложных задач, требующих от него большого умственного напряжения.
Интеллектуальные чувства у младших школьников связаны больше с наглядными предметами, с образами и представлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями. У детей этого возраста преобладает интерес к познанию фактов, определенных событий и явлений.
Развитие интеллектуальных чувств у младших школьников связано с ростом и удовлетворением их духовных потребностей. Дети получают удовольствие от прочитанной книги, решенной задачи. Если же в процессе умственной деятельности у школьника не возникает эмоционального отношения, то нередко это приводит к угасанию познавательных интересов, к ослаблению интеллектуальных чувств. Ученик становится безразличным к чтению, искусству, к учению вообще.
В учебной деятельности и внеклассных занятиях младших школьников много источников возникновения эстетических чувств. Восприятие различных картин и иллюстраций на уроках, экскурсии в музеи, наблюдения природных явлений, посещение кинотеатров, чтение художественной литературы, радио и телевидение и многое другое способствуют развитию у детей эстетических чувств.
Психологические исследования (В. С. Мухиной, Е. А. Мальцевой) эстетических чувств у младших школьников показыва» ют, что дети не могут еще правильно оценивать художественные произведения ни в области живописи, ни в области музыки. При восприятии картины они обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств.
Девятилетней девочке нравится картина, изображающая всадника, потому что у него красивая шляпа, вьющиеся волосы и красивый черный жакет. Ребенок видит красоту отдельных предметов, форма и композиция картины не привлекает его внимания. Дети этого возраста обычно эстетически оценивают детали и не касаются общего построения картины и замысла художника.
Слушая музыкальные произведения, дети иногда отдают предпочтение громкой музыке, исполняемой в быстром темпе, с резкими изменениями в мелодии. С девятилетнего возраста наблюдается изменение отношения к музыке — дети начинают предпочитать гармонические сочетания звуков (исследование Валентайна).
Ребенок как можно раньше должен научиться слушать песни и музыку. Если это возможно, он должен научиться петь и играть сам. Ребенка надо учить ощущать красоту музыки.
При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические переживания детей младшего школьного возраста, им становятся понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. На вопрос, какая разница между старыми и новыми революционными песнями, дети отвечали: «Наши песни звучные, бодрые, потому что в них поется о свободной жизни, а те грустные, там поется о том, как их угнетали».
Учащиеся вторых классов 71-й школы Москвы во время Великой Отечественной войны на вопрос учителя, какая бывает музыка о героях, отвечали: торжественная — это когда идут в наступление, когда какая-нибудь победа; веселая — когда бойцы освобождают наши города и гюют песни; воинственная — когда идут в бой; грозная — когда разгорается бой; грустная — когда бойцы хоронят своего товарища.
У младших школьников необходимо развивать чувство красоты, гармонии цвета, линий, формы. Рисование дает ребенку основы представления о гармоничном. Хорошо, когда ребенок переносит на бумагу то, что он видел в природе, на улице, в классе, у себя в комнате, в пионерском лагере.
Рисуя, младший школьник учится видеть яркие солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно и хорошо. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят определенные сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с теплым красным цветом выглядит особенно радостным и светлым. Он узнает, что некоторые сочетания цветов выглядят мрачно — например, сочетание черного с фиолетовым и т. д.
Хорошо объяснить детям, какие цвета подходят друг к другу, а какие не подходят. Это можно показать на рисунках, а также на примерах хорошего сочетания цветов в одежде, в оформлении класса.
Эстетические чувства младших школьников успешно формируются в процессе знакомства с природой. Это наилучшим образом осуществляется в тех случаях, когда одновременно дети изучают произведения искусства и наблюдают природу. После показа произведений искусства, слушания музыки, чтения стихотворений, рассказов и т. д. надо совершать с детьми экскурсии в природу. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит учащихся лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.
Глубокие эстетические переживания волнуют и всегда обогащают ребят чем-то новым.
Чувство эстетического может формироваться у детей не только в связи с изучением произведений искусства, но и при восприятии прекрасной, аккуратно выполненной работы, красивого (внешне и внутренне) поведения человека. Красота коммунистического труда и его героев является величайшим элементом эстетического воспитания.
К. Маркс говорил о том, что предметы искусства создают публику, способную наслаждаться красотой. Здесь происходит двусторонний процесс: человек создает красивые вещи, а красивые вещи в свою очередь «создают», воспитывают человека, способного восхищаться ими, радоваться им. Привыкая обращать внимание на все красивое, человеческий глаз уже невольно ищет его всюду и меньше ошибается. Радуясь прекрасному, человек глубже и оптимистичнее воспринимает жизнь.
Воспитанию эстетических чувств у детей необходимо уделять серьезное внимание с первых дней обучения в школе. Детей надо учить воспринимать и понимать художественные произведения, иначе у них могут возникнуть и развиться неправильные мещанские представления о красивом — любовь к крикливости, вычурности в одежде, к пошлым стихам, песенкам и т. д.
Эстетическое воспитание молодого поколения должно опираться на постоянное и систематическое общение детей с различными видами искусства. Лишь при этом условии у людей формируются глубокие и устойчивые эстетические чувства.
Систематическое упражнение эстетических чувств имеет особенно большое значение для всестороннего развития ребенка, для воспитания всех чувств младшего школьника.
Основное в воспитании чувств ребенка — научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свой гнев, бурное раздражение, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенствуется у ребенка чувство долга.
Начинаются эти упражнения с малого: «я должен сначала выучить урок, а потом идти гулять»,— это уже зачатки чувства долга.
Так путем систематического упражнения формируются у младшего школьника даже самые высокие чувства. Упражнение чувств содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе н человеческому обществу.
Вопросы для повторения
1. Чем вызываются чувства человека?
2. Что обусловливает содержание человеческих чувств?
3. Какие физиологические механизмы определяют протекание чувств человека?
4. В чем заключаются индивидуальные различия в протекании чувств?
5. Охарактеризуйте высшие чувства человека.
6. В чем состоят особенности формирования положительных чувств у младших школьников?
7. Расскажите о путях воспитания положительных и перевоспитания отрицательных чувств у младших школьников.
8. Как можно использовать литературу и искусство в формировании высших чувств младших школьников?
Практические задания
1. Пронаблюдайте у школьников какое-либо одно чувство и опишите, как оно протекает.
2. Постарайтесь вызвать у детей чувство удовлетворения и радости от хорошо выполненной работы или удачно проведенной с ними игры. Опишите процесс выполнения этой работы или игры школьников.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.