Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие воображения у детей


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.
Первые образы воображения отличаются еще сравнительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и неразрывно связаны с процессами восприятия. Ребенок лишь дополняет воображением то, что воспринимает.
Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка — основу развития воображения. С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у более старших детей. Легкость и своеобразие комбинаций образов воображения, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения у дошкольников. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще К. Д. Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.
У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.
Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех-четырехлетнему ребенку достаточно 2—3 палочки и модель самолета готова, то для семи-восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I—II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.
Образы воображения, возникающие у школьников I—II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Рисуя на тему «Наш класс», учащиеся I класса изображали только те предметы, которые находились у них перед глазами и никогда не рисовали те предметы, которые они не могли непосредственно видеть (исследование С. Г. Каплановой).
С целью изучения особенностей создания образов воображения учащимися начальной школы было проведено экспериментальное исследование.
Детям предлагалось нарисовать небольшое количество фантастических рисунков при условии, что в их содержание будут включены определенные объекты: змея, колос, синица и т. д. (всего тринадцать).
В ходе эксперимента установлено, что первоклассники в своих рисунках необычно располагали предметы (рядом с рыбой гриб, карандаш на спине у рыбы) и не всегда могли объяснить, почему они так изображают. Только начиная с IV класса в фантастических рисунках детей видно смысловое содержание, а не только расположение рядом отдельных элементов изображения (опыты А. Я. Дудецкого).
В тематических рисунках учащиеся обычно прибавляют все новые и новые детали и подробности к изображаемому, но очень редко уточняют форму. Дети этого возраста еще не проявляют или проявляют в очень слабой мере усилия воли, направленные на осуществление возникшего у них замысла или замысла, сформулированного взрослыми. Случайная ассоциация легко может разрушить задуманное.
У школьников этого возраста еще не выработалось умение работать над задуманным образом, вынашивать его. Рисунки младших школьников показывают, что они еще недостаточно руководствуются твердым замыслом изображения.
Поэтому образы воображения, создаваемые учащимися 1-2 классов, всегда результат случайного соединения знакомых элементов в процессе деятельности, а не результат длительного предварительного «вынашивания» этих образов и последующей тщательной отработки их.
Воссоздающее воображение у учащихся I—II классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.
Воссоздаваемые образы каждый раз опираются на все новые и новые случайные ассоциации, слабо определены содержанием текста. У детей как бы непроизвольно оживляется каждый раз посторонняя, «внеконтекстная» система образов. Поэтому прочтенный текст иногда не оказывает особого влияния на выполнение рисунка (опыты М. А. Музафарова).
На первом этапе воссоздающего воображения ребенок еще использует данные читаемого текста, однако это продолжается очень короткое время. Затем первоклассник обычно начинает отвлекаться: у него возникают случайные образы, которые не имеют отношения к тексту. Воссоздать систему образов, сложную картину ребенок этого возраста еще не может.
Как показывают исследования, этот существенный недостаток процесса воображения у детей может быть постепенно устранен в процессе обучения. Для этого руководитель (родители, учитель) должен давать каждому учащемуся небольшие задания на воссоздание (описание или изображение) отдельных предметов. После того как ребенок выполняет одно задание, руководитель дает ему следующее, более сложное и т. д.
Огромное значение для развития воссоздающего воображения у детей имеет обогащение их зрительного опыта. Вот пример такой работы: учительница ведет детей в лес на прогулку; там дети внимательно рассматривают отдельные деревья, кустарник, траву; учительница беседует с ребятами. На следующий день она читает им рассказ о лесе и просит учащихся воссоздать картину леса, которого они не видели раньше, например, представить себе тайгу, тропический лес и т. п. Простая тренировка процесса воссоздания без использования новых данных восприятия обычно не ведет к усовершенствованию воссоздающего воображения детей.
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.
Начиная с III класса процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.
У учащихся в возрасте 9—11 лет характерным для формирования образов воссоздающего воображения является их большая устойчивость. У детей появляется известное стремление к уточнению и уяснению образа при опоре на результаты прошлого опыта, более или менее аналитического восприятия действительности и попыток ее осмышления.
Воссоздавая образы по тексту, учащиеся начинают придерживаться его содержания, однако, в изображаемых картинах при неоднократных воссозданиях картины по тексту повторяется не картина в целом, а иногда одни и те же ее компоненты (опыты М. А. Музафарова).
В процессе сборки машины по фотоизображению учащиеся III класса стремятся преодолевать технические трудности. Но в этом им сильно мешает известная узость их анализа и синтеза. Они еще не могут представить себе машину как целостный механизм, она им кажется совокупностью изолированных частей; они еще не осознают принципов ее устройства. Учащиеся этого класса начинают рассуждать: «Какая машина должна быть? Как ее собирать». Это рассуждение — уже начало элементарного планирования (опыты Е. Шаламона).
Итак, деятельность воссоздающего воображения у учащихся этого возраста теснее связывается с деятельностью мышления и сочетается с большими волевыми усилиями.
Воссоздавая текст или собирая машину по схеме, учащиеся IV класса и более старшие школьники обычно уже не привносят деталей «от себя», а воссоздают объект, придерживаясь текста, фотографии или схемы.
Образы воссоздающего воображения с возрастом учащихся становятся все более устойчивыми. «Лишние» детали текста, чертежа или схемы постепенно исчезают. У учащихся развивается умение ограничивать деятельность своего воссоздающего воображения строгими рамками определенной задачи. Однако этого достигают учащиеся в полной мере только к X классу.
Очевидно, ограничение рамок деятельности воображения представляет все же значительные трудности для детей — трудно совсем не отвлекаться и вызывать у себя глубокую сосредоточенность.
Умение ограничивать работу своего воображения у детей возникает постепенно. У первоклассников образ воссоздающего воображения возникает как бы мгновенно и в законченном виде, хотя и имеет поверхностный характер. С III—IV класса образ начинает постепенно «строиться».
Чем старше становится ребенок, тем совершеннее становятся его приемы, применяемые в процессе воображения, что улучшает, совершенствует образ воображения — создание образа сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.
Ребенок начинает сравнивать, обобщать, рассуждать над тем материалом, который является основой его воображения; постепенно развивается его критическое отношение к создаваемому образу; все это требует от него усилий, но от этого образ становится ярче, точнее и запоминается на долгое время.
Если у первоклассника в результате чтения созданный образ никогда не повторяется (если он повторно читает тот же текст через 1—2 месяца, образ всегда значительно видоизменен), то у десятиклассника образ воспроизводится вторично почти точно так же, как и в первый раз (вырабатывается в коре головного мозга динамический стереотип).
У детей школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на усвоение технических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развивающееся у детей воображение в области рисования начинает основываться на знании техники построения рисунка, музыкальное воображение — на знании техники исполнения. Конструкторское воображение невозможно без технических знаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество у детей этого возраста опирается на знание правил и закономерностей письменной речи.
Образы воображения используются в той или иной деятельности и всегда должны включать элементы тех знаний и навыков, которые необходимы для осуществления творческой деятельности.
Довольно часто в школьном возрасте отсутствие знаний и практических умений в той или иной области ведет к тому, что образ воображения становится более тусклым. К подростковому возрасту дети иногда забрасывают занятия рисованием потому, что возросшие собственные требования к качеству и результату деятельности встречают большие затруднения в удовлетворении этих требований благодаря ограниченным знаниям и умениям в области техники изображения. Конструкторско-технические кружки в школе прекращают свою деятельность часто потому, что детям своевременно не дают соответствующих знаний и технических навыков.
Великий писатель и педагог Л. Н. Толстой подробно рассказывает, как он воспитывал и развивал творческое воображение у сельских школьников. «С этой целью я делал следующее: некоторые из этих сторон труда я первое время брал на себя, постепенно передавая их все на их (детей — Е. И.) заботу. Сначала я выбирал за них из представлявшихся мыслей и образов те, которые казались мне лучше, и запоминал и указывал место и справлялся с написанным, удерживая их от повторений, и сам писал, предоставляя им только облекать образы и мысли в слова; потом я дал им самим и выбирать, потом и справляться с написанным, и, наконец, ...они и самый процесс писания взяли на себя». Здесь ясно видна большая забота Л. Н. Толстого о том, чтобы его ученики усвоили основные технические приемы творческой работы, без которых немыслимо создание художественного произведения.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.
Руководство процессом развития воображения трудное дело, оно всегда требует от учителя большого внимания и чуткости. Особенно трудно руководить развитием воображения у детей с уже хорошо развитым воображением.
Восхищение продуктами творческого воображения детей может привести, с одной стороны, к зазнайству ребенка, и он перестанет критически относиться к своим творческим работам. С другой стороны, невнимание к творческой деятельности ребенка, к безудержной работе его воображения приводит к тому, что учащийся начинает замыкаться в себе, стесняется проявлять свою фантазию, а иногда и теряет веру в свои возможности и вовсе отходит от активной творческой деятельности.
Развитие воображения у детей в школьном возрасте создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение детей. На развитие воображения детей большое влияние оказывает чтение художественной литературы, просмотр картин, кино, посещение театров, организованное слушание музыки и т. п.
Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
У детей школьного возраста начинает развиваться действенная мечта. Уже школьники I—II класса мечтают о своей будущей общественной деятельности, но мечты детей этого возраста не носят еще устойчивого характера.
Начиная с подросткового возраста мечта приобретает у большинства советских детей целенаправленный, действенный и устойчивый характер. Наши дети хотят быть похожими на замечательных людей советской страны: на руководителей нашей Коммунистической партии, на прославленных тружеников — рабочих и колхозников, на героев, ученых и т. п. Наши подростки мечтают о великих делах, которые они обязательно совершат в своей жизни.

Вопросы для повторения

1. Дайте общую характеристику процесса воображения.
2. Расскажите, с какими психическими процессами связан процесс воображения. Покажите, в чем эта связь выражается.
3. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображение.
4. Психологически проанализируйте творческую деятельность.
5. Как психологическая наука определяет мечту? Каково значение активной творческой мечты в строительстве коммунистического общества?
6. Охарактеризуйте процесс развития воссоздающего и творческого воображения у детей разного возраста.

Практические задания

1. Пронаблюдайте и подробно опишите процесс воссоздающего или творческого воображения у двух-трех детей. (Рисование по литературному тексту. Рассказ по топографической карте-плану. Творческий рассказ по картине. Рисование или сочинение на тему.)
2. Проведите эксперимент по следующей методике: нарисуйте лес, после выполнения рисунка предложите школьнику нарисовать лес, но только совсем иначе; после того как ребенок выполнит это задание, предложите ему повторить задание еще раз и т. д. до тех пор, пока учащийся или откажется рисовать, или в своем рисунке будет повторять один из уже ранее выполненных вариантов. (Методика Е. И. Игнатьева.) Такой эксперимент выявляет богатство воображения ребенка, достаточно убедительно показывает индивидуальные различия учащихся. Одни учащиеся способны нарисовать «иначе» два рисунка, а другие — пять-шесть рисунков, но находятся и такие, которые изображают лишь один рисунок и в дальнейшем только повторяют его.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +