Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Наряду с общими закономерностями развития и деятельности память каждого человека имеет свои особенности.
Люди запоминают материал разными способами. Люди с наглядно-образным типом памяти наиболее хорошо запоминают картины, лица, цвета, звуки и т. п. В их психической деятельности относительно преобладает первая сигнальная система. Люди со словесно-отвлеченным типом памяти лучше запоминают словесный материал: словесные формулировки, понятия, формулы и т. п. — в их психической деятельности относительно преобладает вторая сигнальная система.
Есть люди, которые одинаково хорошо запоминают и наглядно образный, и словесно-отвлеченный материал.
Кроме того, различают типы памяти в зависимости от степени участия основных анализаторов в процессе запоминания и воспроизведения. Различают следующие типы памяти: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный). Одни люди лучше запоминают зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, четвертые — при комбинированном способе запоминания. Наблюдая школьников, мы видим, что одни из них лучшие запоминают учебный материал при чтении про себя, другие — при чтении вслух, третьи — прибегают к записи.
Наиболее распространенным является смешанный тип памяти (зрительно-двигательный и слухо-двигательный). «Чистые» типы памяти встречаются крайне редко. Они наблюдаются только примерно у 3% школьников.
Индивидуальные различия памяти зависят от особенностей деятельности человека. Иначе говоря, типы памяти зависят от упражнения анализаторов, включенных в конкретную деятельность человека (учебную, профессиональную и т. д.).
Типы памяти не остаются постоянными, а изменяются в соответствии с изменением характера деятельности человека.
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности памяти школьников: это дает возможность ему опираться, с одной стороны, на более сильные стороны памяти школьника, с другой стороны — развивать слабые стороны памяти и тем самым добиваться полноценного развития этого важного психического процесса.
Среди младших школьников нередко встречаются дети, которые запоминают материал очень быстро. Таким учащимся для запоминания материала достаточно один раз прочитать главу учебника или внимательно прослушать объяснения учителя. Причем эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко и полно его воспроизводят. Школьники, быстро запоминающие и длительно сохраняющие заученное, ярко выделяются среди других учащихся своими успехами в усвоении знаний.
Учителю приходится иметь дело и с школьниками, медленно запоминающими, но зато медленно забывающими учебный материал, т. е. длительное время сохраняющими заученное.
Эти школьники заучивают учебный материал путем многократных повторений, применяют различные приемы, слушают, читают, записывают, зарисовывают, опираются на наглядные пособия и т. п. Закрепленный материал в результате многократных повторений сохраняется в памяти у медленно запоминающих школьников так же длительно и прочно, как и у учащихся, быстро запоминающих.
Однако учитель должен судить о памяти школьников не только по ее результатам, но и по тем усилиям, которые затрачивает ученик, чтобы достигнуть прочного запоминания. Зная это, учитель будет обучать этих учащихся необходимым приемам, ускоряющим процесс заучивания.
Среди учащихся встречаются также такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, цо так же быстро и забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо — не полно и не точно — воспроизводят закрепленный материал. Это школьники с «короткой» памятью, у них имеется много пробелов, «белых пятен» в пройденном материале, отсутствует стройность и систематичность в знаниях.
У таких школьников необходимо прежде всего воспитывать установку на длительное запоминание, привычку самостоятельно повторять пройденное через определенное время, их нужно постоянно проверять, контролировать. При усвоении нового материала таким учащимся надо давать индивидуальные задания — повторять то, что из прошлых знаний связано с этим новым материалом.
И, наконец, отдельные дети, несмотря на то что много времени и усилий затрачивают на заучивание материала, воспроизводят его неполно и неточно и быстро забывают. Слабая продуктивность памяти таких школьников объясняется разными причинами. Как правило, такое плохое запоминание наблюдается у школьников, которые в силу тех или иных причин часто пропускают занятия, не систематически выполняют учебные задания, не владеют приемами запоминания.
Как показывают исследования В. П. Ивановой, при соответствующей работе с такими школьниками процессы запоминания и воспроизведения у них значительно улучшаются.
Слабая продуктивность памяти иногда является следствием нервно-мозговых заболеваний, сильного переутомления и других физических недомоганий. Для таких ребят, кроме индивидуального обучения и непосредственной помощи в заучивании, необходим специальный режим: чередование учебной деятельности и отдыха, дозировка учебных заданий и т. д.
Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не от «плохой» памяти, а от плохого внимания учащихся. Если ученик рассеян на уроке или не привык сосредоточенно работать, он плохо воспринимает учебный материал, а следовательно, ему нечего запоминать. Отсутствие внимания или недостаточное внимание учащегося на уроке — одна из важнейших причин плохого запоминания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.