Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Запоминание


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание.
Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления и сохранения тех образов и впечатлений, которые возникают в нашем сознании под влиянием воздействия предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
Процессы запоминания могут быть непреднамеренными — непроизвольными и преднамеренными — произвольными.
Непроизвольное запоминание совершается без заранее поставленной цели запомнить. Оно протекает у нас без волевых усилий, совершается как бы само собой. Значительная часть жизненных воспоминаний прошлого является у человека результатом непреднамеренного запоминания.
Однако не все факты и события окружающей действительности запоминаются одинаково непроизвольно. Прежде всего прочность и длительность непроизвольного запоминания зависят от самих объектов и их воздействия на нее: красочности, подвижности и других особенностей. Например, младшие школьники лучше запоминают все яркое, подвижное, «бросающееся в глаза».
Особенно эффективным непроизвольное запоминание бьгаает тогда, когда оно связано с яркими или сильными эмоциональными переживаниями, большими чувствами.
Значительную роль при непроизвольном запоминании играет интерес.
Сравнительно легко, непроизвольно запоминаются такие предметы и явления, которые связаны с нашим предыдущим опытом. Мы знаем какие-то факты, у нас есть представление о них, поэтому все, относящееся к этим фактам, запоминается легко.
Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя от него специальных усилий.
Исследованиями П. И. Зинченко выяснено, что непроизвольное запоминание может быть хорошо использовано в педагогической работе в тех случаях, когда новый учебный материал надо хорошо осмыслить. Здесь основная задача учащегося — осмышление нового, а запоминание этого нового происходит непроизвольно, в самом процессе осмышления. Постановкой специальной задачи на запоминание не надо мешать процессу осмышления.
«Значение непроизвольного запоминания,— пишет П. И. Зинченко,— заключается в том, что во многих случаях ... только оно может обеспечить сознательное и продуктивное запоминание. В этих случаях оно является не только желательным, но и обязательным, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается и на понимании, и на запоминании материала».
Произвольное запоминание, в отличие от непроизвольного, сознательно направлено к запоминанию определенного материала. При произвольном запоминании человек прилагает необходимые волевые усилия, мобилизует себя на лучшее и прочное закрепление материала, применяя для этого специальные приемы и способы запоминания.
Учебная деятельность школьников — усвоение знаний, приобретение умений и навыков — опирается преимущественно на произвольное запоминание. Систематическое, специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием.
Произвольное запоминание осуществляется двумя способами — механическим и осмысленным.
Механическое запоминание — это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Нам пришлось наблюдать, как одна школьница готовила урок. Она пять-шесть раз прочитала одну страницу учебника, потом столько же раз следующую. В классе девочка хорошо пересказала то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на самые простые вопросы учителя.
- Я лучше все подряд расскажу, мне на вопросы отвечать трудно, — заявила она.
Это произошло потому, что ученица заучила урок механически, не вдумываясь и не вникая в содержание материала.
К механическому запоминанию учащиеся прибегают в трех случаях: во-первых, когда они не могут понять или ленятся понять смысл изучаемого материала; во-вторых, когда отдельные части материала не связаны между собой по смыслу (например, отдельные названия предметов, хронологических дат, числовых выражений и т. д.); и в-третьих, тогда, когда «учительница требует знать все точно так, как написано в учебнике». Если учительница систематически требует только дословных ответов от учеников, то она этим воспитывает у них механический способ усвоения материала.
Часто методика опроса учащихся в классе определяет способы запоминания ими учебного материала. Учащийся приспосабливается к системе опроса учителя: если учитель задает много вопросов по содержанию, заставляет школьников размышлять, отвечая урок, то учащийся старается запоминать учебный материал, размышляя в процессе его заучивания.
Механическое запоминание осмысленного материала часто приводит к формальному усвоению знаний. Кроме того, механическое запоминание неэкономно, оно требует значительно больше времени, чем запоминание смысловое.
Однако механическое запоминание в разумном сочетании с осмысленным запоминанием очень полезно. Хорошо обстоятельно разобраться, подумать и вывести формулу, а потом ее заучить. Хорошо разобраться в исторических фактах, а потом еще дополнительно механически выучить хронологические даты.
В последние годы начали ставить вопрос об изучении механическим способом иностранных языков во сне, но это еще только экспериментальные пробы, хотя и очень интересные.
Осмысленное запоминание непосредственно связано с процессами мышления, оно опирается на понимание содержания материала, на осознание тех логических связей, которые существуют между его частями.
В психологии разработан ряд приемов, облегчающих понимание изучаемого материала при его запоминании.
Одним из его приемов, способствующих осмысленному запоминанию, является смысловая группировка материала. Под смысловой группировкой следует понимать разбивку, членение материала на части, с выделением главного и существенного в каждой части и во всем заучиваемом материале.
Смысловая группировка, разбивка материала требует активной мыслительной работы. Мыслительная работа над материалом должна начинаться о изучения его общего смысла, т. е. с установления того, что является главным и существенным в его содержании. После общего ознакомления с материалом, он должен быть детально проанализирован и разбит, расчленен на смысловые группы или части. В каждой такой части надо найти и выделить смысловые опорные пункты, т. е. те мысли, словесные выражения и образы, которые определяют основное существо данной части и формулируются в виде кратких заголовков.
Далее необходимо провести синтетическую, обобщающую работу, т. е. установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения.
Мыслительная обработка материала должна быть завершена составлением плана запоминания. Понятно, что этим запоминание материала не заканчивается. Все, что хорошо понятно, должно быть закреплено в памяти путем последующих повторений.
Целесообразно начинать повторение с припоминания материала, который предстоит заучивать. В процессе припоминания человек устанавливает, что он помнит и чего не помнит из ранее воспринятого материала и соответственно с этим организует его заучивание.
Важнейшим условием быстрого и полного запоминания материала является чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания. Обычно не только дети, но и взрослые при заучивании прибегают к воспроизведению материала после многократных повторений, т. е. когда материал почти уже выучен. Такой способ заучивания мала эффективен и требует много времени.
В одном психологическом исследовании был проведен такой опыт. Двум группам учащихся предложили текст для запоминания: в одной группе этот текст запоминался путем четырехкратного чтения подряд, в другой — путем двухкратного чтения и воспроизведения, т. е. после первого чтения следовало воспроизведение, за ним — опять чтение и снова новое воспроизведение. Оказалось, что наиболее полным запоминание было при чередовании чтения и воспроизведения. Последующая проверка показала, что материал, заучиваемый вторым способом, сохраняется в памяти более полно и прочно, чем при первом способе. Так, через час у первой группы учащихся сохранение материала было равно 52%, а у второй — 75%; и соответственно через один день — 30% и 78%, а через 10 дней — 25% и 72%.
Эффективность второго способа запоминания объясняется прежде всего тем, что он активизирует процесс заучивания материала. Во-вторых, при воспроизведении мы каждый раз устанавливаем, что нам еще не удалось запомнить, и поэтому при последующем повторении обращаем особое внимание на эти части материала.
Успех заучивания зависит не столько от количества повторения, сколько от того, как эти повторения распределялись во времени. В практике заучивания существуют два способа повторений: концентрированное, т. е. сплошное, без перерыва, и распределенное во времени на несколько сеансов. Психологические исследования показывают, что распределенное повторение значительно продуктивнее, оно требует примерно в два раза меньше повторений, чем концентрированное, выполненное за один прием. Вот почему спешная подготовка к экзаменам не обеспечивает прочного запоминания знаний: они быстро забываются.
Особенно важно распределение повторений при закреплении знаний у школьников. Нецелесообразно повторять пройденный материал только в конце учебного года. Результаты будут более значительными, если учитель в течение года будет периодически повторять ранее пройденный материал.
При заучивании учебного материала необходимо учитывать его сложность и объем. Если материал сравнительно легкий и небольшой по объему, целесообразно заучивать его целиком. Когда же материал большой и сложный, то, предварительно разбив на смысловые части, следует его заучивать частями. Однако наиболее эффективным способом заучивания сложного учебного материала является способ комбинированный.
При этом способе заучивание проходит в три периода: вначале материал читается несколько раз целиком, в процессе которого выясняется как его общий смысл, так и то, из каких частей он состоит; затем каждую часть или наиболее трудные — заучивают отдельно; в заключение, чтобы закрепить связь между частями, материал вновь несколько раз прочитывается в целом.
При комбинированном способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом, что имеет большое значение для его понимания и воспроизведения. Когда же материал заучивается частями, то воспроизводить его крайне трудно, особенно при переходе от одной части к другой. Наблюдения показывают, что школьники, заучивающие стихотворение отдельными строфами, при воспроизведении его как раз и «спотыкаются» при переходе от одной строфы к другой.
Чтобы добиться прочного усвоения знаний учащимися, учитель должен выработать у школьников правильные приемы запоминания. Надо научить учащихся приемам и способам запоминания, надо каждого ученика научить правильно готовить уроки.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +