Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Формирование представлений у детей


Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Психологические исследования показывают, что представления у детей под влиянием учебной и воспитательной работы успешно формируются. Формирование у детей представлений происходит на базе развития их восприятия.
Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, мы тем самым обогащаем и развиваем его представления. Особенно интенсивно развиваются представления у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений окружающего мира.
Успешно совершенствуются представления в том случае, когда учащийся знает заранее, что объект наблюдения ему впоследствии надо будет воспроизводить по представлению. Например, учащийся наблюдает на уроке природоведения кролика и знает, что завтра он должен будет рисовать этого кролика по представлению, т. е. не видя его. Такие задания очень обостряют процесс наблюдения и развивают представления детей.
Успешному формированию представлений содействуют также специальные упражнения. Ребенку предлагают: «Посмотри на предмет, зарисуй его по представлению, посмотри еще раз и опять зарисуй его по представлению». Аналогичная тренировка возможна в области музыки, а также в других областях деятельности.
Таким образом, мир представлений ребенка может быть значительно обогащен и улучшен в процессе воспитания и обучения. Живые, конкретные и точные представления не возникают сами собой, они развиваются только в процессе определенной деятельности (Б. М. Теплов), в том числе в процессе обучения и воспитания. Даже способный к рисованию или музыке ребенок в начале обучения обычно не имеет ярких и точных представлений — они возникают только после включения его в специальную деятельность: рисование или музыкальные занятия.
Известны возможности формирования представлений у детей при обучении рисованию (исследования Е. И. Игнатьева). Учащимся разных классов было дано задание нарисовать иллюстрации к басне Крылова «Ворона и лисица». Первые рисунки детей показали огромные недостатки в изображениях лисицы и вороны, но после рассматривания и прорисовывания чучел, а также после изучения рисунков, где эта птица и это животное были изображены в разных положениях, учащиеся в повторных иллюстрациях значительно лучше отражали образ лисицы и вороны.
Нередко учитель начальных классов забывает, что ребенок не умеет обобщать потому, что у него недостаточно, слишком мало конкретных представлений.
Важнейшей задачей учителя начальной школы является такая подготовка учащихся к обучению в старших классах, чтобы у них накапливались и совершенствовались возможно более яркие и конкретные представления об окружающей действительности.
При формировании представлений необходимо наблюдение, подкрепленное чтением, и чтение, сопровождаемое наблюдением. Часто в школьной практике представления, накапливающиеся у детей в процессе их жизненного опыта, не обобщаются и не имеют выражения в слове. Сведения о предметах и понятия о них не соотносятся с конкретными представлениями детей, бедны по своему объему и содержанию, оторваны в сознании детей от образа. Между тем лишь на основе конкретных представлений формируются понятия и усваиваются взаимосвязи явлений (исследования Н. Ф. Титовой).
- Намечаются два пути развития представлений у учащихся на уроках объяснительного чтения: детализация и уточнение представлений, расширение их круга.
Крайне необходимо в процессе обучения детализировать и уточнять представления детей. Младшие школьники часто в своих рассказах употребляют слова, за которыми 0ни не видят никаких образов, или же эти образы у них не соответствуют употребляемым словам. Вот что рассказывает директор 110-й школы г. Горького А. Шубина: «Урок объяснительного чтения в III классе. Мальчик, пересказывая только что прочитанный отрывок, говорит печальным голосом: «Колхозники пошли за волком и растянулись цепочкой.
— Что это значит: «растянулись цепочкой»? — спрашиваю я.
— А волк их загрыз, и они лежат на земле, — услышал я довольно уверенный ответ.
— А что значит «маневр охотников удался?» Как ты понимаешь слово «маневр»? — спрашиваю я другого мальчика. Он смущен, но молчит.
— Ну, Коля, как же ты не знаешь этого, маневр — это особый прием.
Коля снова молчит.
— Ну ты, Игорь, скажи нам, что значит это слово, — с надеждой обращается учительница к одному из малышей.
— «Маневр» — это прием: охотники приняли лекарство и поскакали за волком, — услышали мы.
Из своего маленького жизненного опыта Игорь сделал заключение, что «прием» — это известный ему «прием лекарства».
Яркие и четкие представления необходимо формировать у младших школьников при изучении родного языка и арифметики, естествознания и географии. Конкретные, отчетливые представления способствуют успешному усвоению всех учебных предметов. Зрительно и мышечно-двигательные представления надо формировать у учащихся в процессе обучения труду. Ребята только тогда могут вполне удовлетворительно выполнять простейшие трудовые операции при помощи молотка, пилы, ножниц, когда у них уже сформированы соответствующие зрительные, двигательные и пространственные представления. У младших школьников успешно формируются представления силы и направления удара молотка, представления о движениях руки, оперирующей ножницами при вырезывании сложных рисунков и т. п.
Индивидуальные различия младших школьников в области представлений очень велики. У каждого ребенка разный круг представлений, сформировавшийся под влиянием неодинаковых условий жизни и воспитания. Поэтому учитель должен прежде всего выяснить, каков круг представлений у каждого воспитанника, установить отдельные недостатки в развитии их представлений и всячески содействовать расширению круга представлений учащихся.
Среди младших школьников есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми надо много работать, обогащать их представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление. (Например, представление звуков, представление картины и т. п.)
Среди младших школьников есть дети, имеющие очень яркие зрительные, музыкальные, двигательные представления. Обычно этими детьми восхищаются, но очень и очень редко систематически совершенствуют и развивают их представления. Такой подход неверен и вреден. Раннее развитие у детей представлений может явиться предпосылкой развития каких-либо способностей, пока еще не раскрытых у них.
Надо больше уделять внимания детям, у которых ярко проявляются хорошо развитые представления, — необходимо развивать и совершенствовать эти представления.

Вопросы для повторения

1. Что называется представлением?
2. Каковы физиологические механизмы представлений?
3. Какие бывают представления?
4. Как формируются и совершенствуются представления?
5. Расскажите о роли представлений в формировании личности.
6. Расскажите о формировании представлений в процессе обучения детей в начальной школе.

Практические задания

1. Изучите представления двух-трех школьников о персонажах басни И. А. Крылова «Волк и Кот» или «Лиса и виноград» и попробуйте сформировать у школьников более полные представления об этих персонажах басни.
2. Проверьте представления двух-трех школьников о растительности леса или луга до экскурсии и после экскурсии в лес или на луг.
3. Выясните, какие слуховые представления имеют учащиеся о звуках весеннего леса, степных просторов или о звуках города. О каких звуках дети могут только рассказать? Какие звуки ребенок может воспроизвести (голосом или на музыкальном инструменте)?

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +