Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Психологические исследования показывают, что представления у детей под влиянием учебной и воспитательной работы успешно формируются. Формирование у детей представлений происходит на базе развития их восприятия.
Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, мы тем самым обогащаем и развиваем его представления.
Особенно интенсивно развиваются представления у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений окружающего мира.
Успешно совершенствуются представления в том случае, когда учащийся знает заранее, что объект наблюдения ему впоследствии надо будет воспроизводить по представлению. Например, учащийся наблюдает на уроке природоведения кролика и знает, что завтра он должен будет рисовать этого кролика по представлению, т. е. не видя его. Такие задания очень обостряют процесс наблюдения и развивают представления детей.
Успешному формированию представлений содействуют также специальные упражнения. Ребенку предлагают: «Посмотри на предмет, зарисуй его по представлению, посмотри еще раз и опять зарисуй его по представлению». Аналогичная тренировка возможна в области музыки, а также в других областях деятельности.
Таким образом, мир представлений ребенка может быть значительно обогащен и улучшен в процессе воспитания и обучения.
Живые, конкретные и точные представления не возникают сами собой, они развиваются только в процессе определенной деятельности (Б. М. Теплов), в том числе в процессе обучения и воспитания. Даже способный к рисованию или музыке ребенок в начале обучения обычно не имеет ярких и точных представлений — они возникают только после включения его в специальную деятельность: рисование или музыкальные занятия.
Известны возможности формирования представлений у детей при обучении рисованию (исследования Е. И. Игнатьева). Учащимся разных классов было дано задание нарисовать иллюстрации к басне Крылова «Ворона и лисица». Первые рисунки детей показали огромные недостатки в изображениях лисицы и вороны, но после рассматривания и прорисовывания чучел, а также после изучения рисунков, где эта птица и это животное были изображены в разных положениях, учащиеся в повторных иллюстрациях значительно лучше отражали образ лисицы и вороны.
Нередко учитель начальных классов забывает, что ребенок не умеет обобщать потому, что у него недостаточно, слишком мало конкретных представлений.
Важнейшей задачей учителя начальной школы является такая подготовка учащихся к обучению в старших классах, чтобы у них накапливались и совершенствовались возможно более яркие и конкретные представления об окружающей действительности.
При формировании представлений необходимо наблюдение, подкрепленное чтением, и чтение, сопровождаемое наблюдением. Часто в школьной практике представления, накапливающиеся у детей в процессе их жизненного опыта, не обобщаются и не имеют выражения в слове. Сведения о предметах и понятия о них не соотносятся с конкретными представлениями детей, бедны по своему объему и содержанию, оторваны в сознании детей от образа. Между тем лишь на основе конкретных представлений формируются понятия и усваиваются взаимосвязи явлений (исследования Н. Ф. Титовой).
- Намечаются два пути развития представлений у учащихся на уроках объяснительного чтения: детализация и уточнение представлений, расширение их круга.
Крайне необходимо в процессе обучения детализировать и уточнять представления детей. Младшие школьники часто в своих рассказах употребляют слова, за которыми 0ни не видят никаких образов, или же эти образы у них не соответствуют употребляемым словам. Вот что рассказывает директор 110-й школы г. Горького А. Шубина: «Урок объяснительного чтения в III классе. Мальчик, пересказывая только что прочитанный отрывок, говорит печальным голосом: «Колхозники пошли за волком и растянулись цепочкой.
— Что это значит: «растянулись цепочкой»? — спрашиваю я.
— А волк их загрыз, и они лежат на земле, — услышал я довольно уверенный ответ.
— А что значит «маневр охотников удался?» Как ты понимаешь слово «маневр»? — спрашиваю я другого мальчика. Он смущен, но молчит.
— Ну, Коля, как же ты не знаешь этого, маневр — это особый прием.
Коля снова молчит.
— Ну ты, Игорь, скажи нам, что значит это слово, — с надеждой обращается учительница к одному из малышей.
— «Маневр» — это прием: охотники приняли лекарство и поскакали за волком, — услышали мы.
Из своего маленького жизненного опыта Игорь сделал заключение, что «прием» — это известный ему «прием лекарства».
Яркие и четкие представления необходимо формировать у младших школьников при изучении родного языка и арифметики, естествознания и географии. Конкретные, отчетливые представления способствуют успешному усвоению всех учебных предметов.
Зрительно и мышечно-двигательные представления надо формировать у учащихся в процессе обучения труду. Ребята только тогда могут вполне удовлетворительно выполнять простейшие трудовые операции при помощи молотка, пилы, ножниц, когда у них уже сформированы соответствующие зрительные, двигательные и пространственные представления. У младших школьников успешно формируются представления силы и направления удара молотка, представления о движениях руки, оперирующей ножницами при вырезывании сложных рисунков и т. п.
Индивидуальные различия младших школьников в области представлений очень велики. У каждого ребенка разный круг представлений, сформировавшийся под влиянием неодинаковых условий жизни и воспитания. Поэтому учитель должен прежде всего выяснить, каков круг представлений у каждого воспитанника, установить отдельные недостатки в развитии их представлений и всячески содействовать расширению круга представлений учащихся.
Среди младших школьников есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать ими в процессе обучения. С такими детьми надо много работать, обогащать их представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление. (Например, представление звуков, представление картины и т. п.)
Среди младших школьников есть дети, имеющие очень яркие зрительные, музыкальные, двигательные представления. Обычно этими детьми восхищаются, но очень и очень редко систематически совершенствуют и развивают их представления. Такой подход неверен и вреден. Раннее развитие у детей представлений может явиться предпосылкой развития каких-либо способностей, пока еще не раскрытых у них.
Надо больше уделять внимания детям, у которых ярко проявляются хорошо развитые представления, — необходимо развивать и совершенствовать эти представления.
Вопросы для повторения
1. Что называется представлением?
2. Каковы физиологические механизмы представлений?
3. Какие бывают представления?
4. Как формируются и совершенствуются представления?
5. Расскажите о роли представлений в формировании личности.
6. Расскажите о формировании представлений в процессе обучения детей в начальной школе.
Практические задания
1. Изучите представления двух-трех школьников о персонажах басни И. А. Крылова «Волк и Кот» или «Лиса и виноград» и попробуйте сформировать у школьников более полные представления об этих персонажах басни.
2. Проверьте представления двух-трех школьников о растительности леса или луга до экскурсии и после экскурсии в лес или на луг.
3. Выясните, какие слуховые представления имеют учащиеся о звуках весеннего леса, степных просторов или о звуках города. О каких звуках дети могут только рассказать? Какие звуки ребенок может воспроизвести (голосом или на музыкальном инструменте)?
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.