Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В процессе восприятия человек познает предметы и явления окружающего мира в целом.
«В формировании целостного образа предмета решающая роль принадлежит устойчивому взаимодействию различных анализаторов, складывающемуся в процессе познавательной деятельности человека путем образования систем условных рефлекторных связей.
...Образ есть совокупность последовательно совершающихся и друг с другом ассоциирующихся, смыкающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате которых перед нами... выступает вещь в многообразии ее сторон и свойств.
Построение... зрительного образа... можно сравнить... с построением изображения в телевизоре, когда электронный луч, обегая изображение, последовательно посылает электрические импульсы». (Е. В. Шорохова, В. М. Каганов, Философские проблемы психологии. В кн. «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии», М, изд-во АН СССР, 1963, стр. 82.)
Для процесса восприятия характерна непрерывная связь, непрерывное взаимодействие анализаторов с раздражителями, непрерывная связь психического отражения с отражаемым предметом. Важную роль в этом процессе играет обратная связь.
Восприятие обычно носит сложный целостный характер.
В процессе восприятия отражаются предметы внешнего мира во всем многообразии их сторон и свойств. Даже отдельные изолированные предметы чаще всего воспринимаются на каком-либо фоне. Можно сказать, что восприятие отражает кусочек большой и сложной картины внешнего мира.
Описание картин природы нашими великими писателями А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, И. А. Тургеневым, Л. Н. Толстым показывает большую сложность ощущений, которые создают яркий образ восприятия раннего утра, летней ночи и т.п.
Восприятие музыки тоже включает в себя сложную гамму различных слуховых ощущений, которые в прошлом опыте воспринимающего были связаны с самыми разнообразными переживаниями.
Восприятие не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами, или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда связано с прошлым опытом человека вообще, опытом восприятий в частности.
Большую роль играет в процессе восприятия узнавание, без узнавания фактически нет самого восприятия. В процессе узнавания (по И. М. Сеченову) человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним.
Пример: из-за поворота дороги выезжает автомашина. Мальчик кричит:
— Машина, машина!..
— Это «Москвич»!..
— Это наш «Москвич»! Папа приехал!
В некоторых случаях процесс узнавания возникает не мгновенно и человеку приходится присматриваться или прислушиваться для получения новых сведений от воспринимаемого.
В тех случаях, когда предмет не узнается, процесс восприятия имеет незаконченный характер. В этих случаях человек ставит вопрос для более или менее точного определения того, что находится перед ним, он строит различные предположения, сравнивает воспринимаемый предмет с целым рядом знакомых ему ранее предметов. Сравнение неизвестного с известным при наличии большого опыта у человека, воспринимающего новое, может привести к более или менее полному познанию этого нового, неизвестного, а при отсутствии достаточного прежнего опыта часто приводит к ошибочному восприятию.
Учащиеся IV класса в обвале крутого берега реки нашли топор каменного века. Никто из этих ребят никогда не видел такого предмета, а поэтому дети не могли узнать его.
Разгорелся горячий спор: «Это обыкновенный камень, который обточила вода».— «А почему там такая кругленькая дырка»?— «Кто эту дырку сделал?» —«Дырку сделали капли воды, которые долго капали в одно место». Для доказательства, что это простой камень, обработанный водой, дети стали искать в песке и глине похожие камни и сравнивать их с топором. Так учащиеся и не сумели разобраться в том, что перед ними находится продукт человеческого труда и орудие этого труда.
Прошлый опыт восприятий человека, знание воспринимаемых предметов направляют деятельность органов чувств (глаза, уха) на то, чтобы увидеть (или услышать) в воспринимаемом предмете уже известное, знакомое. Этим объясняется избирательность восприятия.
Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает; он не замечает те детали в предметах и явлениях, которыми не интересуется. Это создает «индивидуальный подход» человека к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем прежде всего красоту людей, природы, формы линий и краски, композитор — красоту звуков, ботаник — особенности строения растений, инженер-конструктор — механические и физические закономерности и т. д.
Избирательность восприятия часто определяется тем, на что человек обращает свое внимание, что является «фигурой» в восприятии, а что «фоном», т. е. что является основным в восприятии человека в данный момент, а что — второстепенным.
Разговаривая на многолюдной улице со своим другом, вы видите в толпе только своего собеседника, а вся масса людей является для вас только фоном. Если же в толпе возникает какое-либо особое событие, то ваше внимание переключается, и вы уже меньше воспринимаете собеседника, а больше — окружающих.
Восприятие может определяться и характером деятельности человека, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: «Здесь все зависит от того, чему служит это восприятие. Я воспринимаю апельсин по одному, когда я покупаю его, по-другому, когда я ем его и по-третьему, когда я его рисую».
Установлено, что, выполняя рисунок с натуры карандашом, художник всю натуру видит с точки зрения ее изображения карандашом, не обращая никакого внимания на цвет и, наоборот, живописное изображение всегда требует анализа главным образом цвета натуры в процессе восприятия.
Учащиеся младшего школьного возраста лучше замечают яркие цветные пятна, ярко окрашенные предметы, большие предметы среди маленьких. Они лучше видят подвижные предметы на фоне неподвижных. Рисунок, выполняемый учителем на доске, воспринимается младшими школьниками полнее и совершеннее, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность учащегося, а тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается полнее. Разнообразные практические занятия на уроках труда всегда ведут к более глубокому восприятию, а следовательно, и познанию предметов и явлений.
Воспринимая предмет или явление, человек обычно одновременно осмысливает его, он сразу же («мысленно») относит его к определенной категории предметов, высказывает о нем те или иные суждения. Включение словесно-мыслительной деятельности в процесс восприятия содействует более полному и всестороннему познанию предмета восприятия.
Восприятие надо рассматривать как процесс, а не как законченную картину. Течение процесса восприятия можно представить себе так: «Что-то неясно вижу. Это картина... на картине изображены люди... они окружают стол, на котором кто-то пишет.., им весело, они смеются ...они одеты в старинные украинские костюмы ...это запорожцы пишут письмо турецкому султану. Картина Репина». (Протокольная запись процесса восприятия, специально очень замедленного одним экспериментальным приспособлением.)
На этом примере мы видим постепенность развертывания процесса восприятия. Вначале — иррадиация — очень разлитое и смутное восприятие, потом концентрация — более четкое, но нерасчленное восприятие и, наконец, дифференциация — уточненное восприятие.
И. М. Сеченов различал два вида восприятия — восприятие как реакция схватывания и восприятие как реакция детального видения.
Реакция схватывания направлена на то, чтобы только узнать предмет или определить какое-то его качество. Например, при переходе через улицу мы схватываем глазом («узнаем») бегущий на нас автомобиль, мгновенно определяем его расстояние от нас. Эти сведения о внешнем мире нам нужны для текущей ориентировки и дают об окружающем только самые отрывочные, неполные знания. Схватывающее восприятие преобладает у детей дошкольного возраста и у учащихся I—II классов.
Восприятие как реакция детального видения наблюдается при глубоком изучении, познании предметов окружающего нас мира. Реакция детального видения необходима для восприятия предмета с целью его изображения в рисунке или скульптуре, для восприятия плана или чертежа, по которым будет создаваться та или иная вещь.
Восприятие как реакция детального видения теснейшим образом связано с процессами мышления, т. е. процессами анализа и синтеза, со второй сигнальной системой, и является подлинно человеческим восприятием окружающего нас мира.
Особенности восприятия определяются состоянием личности, которая воспринимает. В состоянии эмоционального подъема, радостного переживания у ребенка восприятие обострено. Огорчение «застилает» уши и глаза — ребенок ничего не слышит и не видит. Общеизвестно, что эмоционально-взволнованный рассказ учителя, который «зажигает» души ребят, вызывает общий подъем, хорошее настроение, всегда гораздо лучше воспринимается учащимися. Скучный урок вызывает подавленное состояние у учащихся, не содействует лучшему видению и слышанию, ученики на таких уроках пассивны, их восприятие не активно.
Очень важно не быть безразличным в процессе восприятия. Надо научить ребят смотреть и слушать окружающее с удивлением, замечать в окружающем необычное, значительное и красивое. Известный актер и режиссер С. Образцов говорил о том, что надо уметь видеть, «как, выбравшись из блюдечка с вареньем, муха лапками умывается».
Важно научить детей глубоко и полно воспринимать предметы или явления при самом первом знакомстве с ними. Иначе при повторном восприятии чувство «знакомости» предмета может сделать его для учеников внутренне не нужным и при восприятии предмета дети не станут его целенаправленно разглядывать.
Чем более глубоким является первое восприятие предмета или явления, тем больше будет знать ребенок. Наблюдения показывают, что ежедневно просматривая подряд многие телепередачи, учащиеся привыкают смотреть на окружающее более поверхностно, процесс восприятия как бы «притупляется». Так же отрицательно действует на детей слишком частое посещение кино. Детям можно разрешать смотреть телепередачи и посещать кино по возможности более редко (один или два раза в неделю).
Восприятие тогда активный процесс, когда в ходе или в результате психического процесса у человека возникает интерес, когда затронута вся личность, когда у человека появляется стремление раздумывать над воспринимаемым.
Глубокое познание окружающего возможно только при участии волевых усилий познающего. Недаром говорят, что природа не открывает своих тайн тому, кто у нее их не выспрашивает.
Важно вызывать у школьников горячий интерес к познанию, стремление узнавать новое — тогда появляется у учащихся жажда учиться. Страсть к познанию рождает горячую любовь к предметам познания. Так появляются в школе ребята — страстные энтузиасты своего дела. Любители природы, которые всегда и везде интересуются явлениями природы, изучают насекомых, птиц, растения, ведут опытническую работу. Такие учащиеся всегда готовы воспринимать, замечать все, что их интересует.
Готовность восприятия — ценнейшее психическое состояние, способствующее развитию познавательных, мыслительных способностей учащихся.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.