Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Основные свойства внимания: сосредоточенность (концентрация), объем, распределение, устойчивость, колебание, переключение,
Сосредоточенность внимания — выделение ограниченного круга объектов, на которые направлено внимание, с отвлечением от всего постороннего.
Сосредоточенность обеспечивает углубленность в работу, ясность и отчетливость всех познавательных процессов. Взгляните на ребят, когда они увлечены рассказом учителя: они настолько сосредоточенно слушают, что не реагируют даже на звонок с урока. Устойчивая и углубленная, а не поверхностная сосредоточенность является обязательным условием успешной учебной работы.
Устойчивая сосредоточенность возникает, когда есть интерес к данной работе, данному объекту, который дает человеку новые впечатления; устойчивая сосредоточенность возникает при осознании долга, необходимости выполнения работы, при положительном эмоциональном тоне и, наконец, при активной деятельности с объектом.
Сосредоточенность и направленность внимания зависят и от специально организованной работы по развитию этих качеств. Например, учитель обучает учащихся рассматривать картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны и качества.
Организующие указания учителя заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине.
Объем внимания — это количество объектов, воспринимаемых одновременно. Объем внимания зависит от опыта, от практической деятельности человека, от особенностей воспринимаемых предметов, от поставленной задачи. Не объединенные между собой объекты воспринимаются в меньшем количестве, связанные объекты воспринимаются (особенно если эта связь осознана) в большем объеме.
Объем внимания можно увеличить, включив школьника в такую деятельность, где ему необходимо будет расширять круг своего внимания. При работе с учащимися начальных классов всегда следует учитывать ограниченность их объема внимания. Зная это, при объяснении нового материала, при знакомстве с новыми вещами, явлениями, событиями следует выделять для изучения одновременно только один-два объекта.
Распределение внимания — это одновременное выполнение двух или нескольких однородных действий или наблюдение за несколькими независимыми процессами.
Экспериментальные исследования показали, что при действиях, требующих большого и полного сосредоточения, обычно другие действия невозможны. Проводили такой опыт — предлагали человеку идти по узкому бревну, сохраняя равновесие, устойчивость и одновременно решая задачу. Совместить эти два действия не удалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу (опыт Пуни).
Выполнять одновременно два действия возможно только в том случае, если человек имеет большой опыт в выполнении этих действий, в условиях хорошо знакомой деятельности, когда происходит объединение ряда операций, а часть операций автоматизируется. Тогда человек способен в центре внимания держать основную деятельность, время от времени систематически и быстро переключаясь на другую.
В некоторых профессиях требуется непременно распределять внимание: профессии шофера, летчика, особенно педагогическая работа. Учитель должен одновременно следить за классом и объяснять урок.
Распределять внимание необходимо и учащемуся. Он должен и слушать объяснение учителя и следить за тем, что показывает учитель (например, на географической карте); должен слушать и записывать одновременно. Умение распределять внимание вырабатывается в процессе практической деятельности.
Некоторые школьники умеют очень хорошо распределять свое внимание. Например, учительница прекрасно видит, что ученик разговаривает с соседом, что он не слушает ответа товарища. Желая поставить этого «болтуна» в неловкое положение, учительница задает ему вопрос и совершенно неожиданно получает полный ответ. Мы наблюдали, как ученик IV класса сосредоточенно решал задачу и одновременно делал замечания товарищу, который решал другую задачу.
В беседе с этим учеником мы выяснили, что он слушает не все, а избирательно, только нужное, важное. Наблюдая его на уроке, мы убедились, что в процессе объяснения учителя он, действительно, временами сосредоточенно слушал, писал, напряженно работал, а временами отвлекался.
Переключение внимания — перестройка, перемещение внимания с одного объекта на другой. Исследованиями советских психологов доказано, в противоположность утверждениям некоторых буржуазных психологов, что переключаемость внимания — воспитываемое качество.
Переключение внимания может быть преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным).
Преднамеренное переключение внимания происходит тогда, когда перед человеком возникает новая задача, изменяется характер деятельности.
Преднамеренное переключение внимания зависит от особенностей деятельности и интереса к ней человека. Большое значение для преднамеренного переключения внимания имеют также потребности человека.
Непреднамеренное переключение внимания обычно происходит легко, человек не испытывает при таком переключении внимания чувства напряжения и усилия.
Быстрота переключения внимания зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности человека.
Если предыдущая деятельность была интересной или если человек работал сосредоточенно и углубленно, если деятельность вызывала сильные чувства, требовала большой затраты сил, то переключение внимания происходит с трудом. Если же предыдущая деятельность требовала от человека незначительных усилий, небольшой сосредоточенности на работе, тогда переключение внимания проходит легко.
Если новая деятельность интересна, привлекательна для человека, то переключение внимания протекает тоже сравнительно легко. Если же новая деятельность требует напряжения внимания, усилий, то переключение внимания происходит замедленно и с трудом.
Преднамеренное переключение внимания всегда сопровождается определенным (большим и меньшим) нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.
Вот почему нам трудно начинать какую-либо новую работу, а особенно не совсем приятную, — мы испытываем чувство затрудненности, напряженности.
В этом отношении очень ярко проявляются индивидуальные качества людей, непосредственно зависящие от особенностей их нервной деятельности. Так, замедленность и быстрота переключения внимания зависят от подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Для переключения внимания имеет значение и состояние нервной системы человека в данный момент. У утомленного человека процессы переключения внимания сильно замедлены. Таким образом переключение внимания зависит и от индивидуальных особенностей личности.
Индивидуальные различия в переключении внимания очень заметно проявляются в учебной работе школьников.
Одни учащиеся легко переходят от решения задачи к устному счету, другие втягиваются в новую учебную деятельность постепенно; одни после ответа у доски долго не могут включиться в работу класса, у других этот переход от одного вида учебной деятельности к другой протекает быстро и легко, без напряжения.
Одни школьники быстро переключаются с игровой деятельности во время перемены на учебную и в самом начале урока уже готовы к работе, у других учащихся этот процесс затяжной: они что-то достают из парты, непрерывно двигаются, долго не могут успокоиться. Вот, кажется, все готовы к уроку и внешне проявляют свою внимательность — учитель начинает объяснять урок. Но не всегда следует доверять этому внешнему проявлению внимания: некоторые учащиеся, несмотря на спокойные позы, все еще не переключили своего внимания на работу. Индивидуальных различий в переключении внимания очень много, и учителю необходимо изучать, как они проявляются у каждого учащегося в учебной работе.
Устойчивостью внимания называется длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания — это периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности.
Если деятельность интересна, захватывает человека, его внимание может быть устойчивым долгое время. Кратковременные отвлечения внимания на несколько секунд не имеют практического значения, они часто проходят незаметно для человека.
Устойчивость внимания зависит и от особенностей объекта. Наше внимание не может долго быть устойчивым при неподвижности объекта, устойчивость внимания трудно сохраняется на объекте, который беден по содержанию, не вызывает интереса.
Если то, к чему мы внимательны, интересно, дает пищу для активной практической деятельности, размышления, наблюдения, представления, воображения, внимание становится устойчивым. Большое влияние на устойчивость внимания оказывает активная и разнообразная деятельность с объектом внимания. В результате активной и разнообразной деятельности повышается интерес к данному объекту, а это влечет за собой улучшение внимания. Однообразная деятельность, однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Положительное отношение человека к предмету восприятия создает определенный эмоциональный тон, усиливающий устойчивость внимания; отрицательное отношение к воспринимаемому вызывает резкое снижение устойчивости внимания. Любимым, интересным делом школьник может заниматься очень долго, не отвлекаясь от него. Учебная деятельность, дающая результат, особенно после напряжения и преодоления трудностей, вызывает положительные эмоции: у школьника возникают чувства удовлетворения, радости, которые сопровождаются устойчивым вниманием. При продолжении работы возникает желание заниматься данной работой, и еще до начала деятельности у учащихся создается установка на устойчивое внимание.
Рассмотрим учебную работу учащегося в школе и дома.
Школьник делает волевое усилие и заставляет себя сосредоточенно и интенсивно работать на уроке, его внимание стало устойчивым. Учительница объясняет новый и сложный материал, но в это время на задней парте ученики Петров и Иванов затеяли какой-то спор и возню. Учительница делает им замечание: «Иванов! Петров! Прекратите возню и слушайте объяснение, вы сами не работаете и другим мешаете!..» На это замечание ушло всего несколько минут, но учительница потеряла нить объяснения, начинает вспоминать, на чем она остановилась, а ученики вновь должны включаться в работу и снова делают усилие, чтобы сосредоточиться на рассказе учителя.
Так невольно учитель нарушает целостность восприятия учениками материала, разрушает устойчивость их внимания. Как правило, после такого замечания часть школьников объяснение или не слушает, или слушает невнимательно.
Что же следует делать в подобном случае?
Большинство опытных учителей не делают замечаний на уроке во время своих объяснений, сохраняя тем самым устойчивость внимания и своего, и учащихся. Если же эта потребность возникает, то учитель дает понять ученику, что он недоволен. Интонация голоса, пристальный взгляд, движение руки — все это, не нарушая объяснения, хода и ритма работы, не снижая внимания, создает порядок в классе и вводит в нормальное русло тех учащихся, которые отклонились от работы.
Самый лучший способ организации устойчивого внимания школьника связан не о применением каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность на уроке, чтобы у учащихся не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на сколько-нибудь длительное время. Интересное содержание урока, разнообразие видов учебной деятельности, активность учащихся на уроке способствуют организации внимания. В интересной работе школьники учатся; быть внимательными, и если интересные уроки не случайность, носят систематический характер, то у учащихся вырабатываются навыки и привычки работать внимательно.
Во всех указанных случаях задача быть внимательным не выступает самостоятельно, ее порой не ставят ни учитель, ни сами школьники; но деятельность школьника, условия ее протекания, обстановка — все это воспитывает и организует внимание.
Неустойчивость внимания учащегося возникает от непосильной или чрезмерно обширной работы. Так, некоторые учителя дают школьникам слишком большие домашние задания, это приносит порой не пользу, а вред: ученик делает первые примеры и пишет первые упражнения внимательно, а дальше начинает работать механически. Так воспитывается стиль небрежной и поверхностной работы, в подобной деятельности устойчивое внимание не воспитывается.
Бывают классы, о которых говорят: «В этом классе ученики очень внимательны» или «В этом классе все учащиеся какие-то невнимательные». Это действительно так. Хорошие навыки учебной работы, воспитанные учительницей начальной школы, коллектив учащихся сохраняет надолго. В таких классах возникает и существует традиция: на уроке все должны быть внимательны; большую роль играет общественное мнение, которое осуждает учеников, невнимательно работающих на уроке и дома. Тем самым создаются условия для воспитания устойчивого внимания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.