Психическое развитие ребенка раннего возраста (от рождения до 1 года)
Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
К моменту рождения ребенок обладает только некоторыми безусловными рефлексами (пищевые рефлексы, ориентировочный, оборонительный и другие), которые обеспечивают функцио-, нирование его внутренних органов и первоначальное приспособление к внешней среде. Однако для дальнейшего развития ребенка недостаточно прирожденных безусловных рефлексов.
В первый же месяц жизни начинается образование условных рефлексов со всех анализаторов, но они мало устойчивы, образуются медленно( требуется иногда до 100 сочетаний условного и безусловного раздражителей для их образования). У детей 5—6 лет для образования условных рефлексов требуется 3—5 сочетаний. У детей первого месяца жизни преобладает процесс возбуждения с широкой иррадиацией, что вызывает недифференцированные, разлитые реакции.
Большое значение для дальнейшего психического развития ребенка имеет появление на первом месяце его жизни зрительного и слухового сосредоточения, что оказывает влияние на развитие этих анализаторов. На 2—3-м месяце жизни ребенка зрительные анализаторы начинают играть ведущую роль, а зрительные восприятия являются основными, определяющими связь ребенка с внешним миром. Важное значение приобретает и слуховой анализатор.
Интенсивно развивается мозг ребенка, развиваются и совершенствуются клетки коры головного мозга, особенно в лобной части, идет их дифференцировка. Все эти изменения указывают на значительное усложнение строения коры головного мозга, благодаря чему создаются благоприятные условия для протекания более совершенных и сложных нервных процессов.
Все большее значение в жизни и психическом развитии ребенка приобретает ориентировочный рефлекс. Вначале он связан с реагированием в основном только на взрослого, который ухаживает за ребенком, затем распространяется на предметы и явления окружающего мира.
Развитие анализаторов ведет к развитию дифференцировочного торможения: на 2-м месяце жизни ребенок различает звук колокольчика и звонка, отличает простую воду от сладкой. На 3-м месяце жизни младенец различает соленое, сладкое, некоторые запахи, желтый и красный цвета. К первому полугодию жизни у ребенка достаточно развиты не только дифференцировочное, но и все виды внутреннего торможения. Это указывает на то, что с развитием анализаторов развиваются отдельные области коры головного мозга, связанные с данными анализаторами, и устанавливается корковая регуляция нервных процессов.
Уже с первого месяца жизни ребенок накапливает жизненный опыт, который затем выражается в его привычках и поведении.
Все основные потребности младенца удовлетворяют взрослые. Контакт с действительностью осуществляется через взрослого: он подносит к ребенку различные предметы, стучит ими, дает ему предмет для хватания, т. е. взрослые обеспечивают ребенку зрительные, слуховые, тактильные и другие ощущения. Естественно, что взрослый становится в центре внимания, как удовлетворяющий все желания ребенка. В трехмесячном возрасте ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, выделяя мать, в шесть месяцев — отличает чужих от своих, при виде матери приходит в радостное состояние. Девятимесячный ребенок уже играет со взрослыми, у него возникает все большая потребность в общении со взрослыми.
К четырем месяцам формируется акт смотрения. Несколько запаздывает развитие движений руки как органа действия и осязания. Развитие руки начинается с ощуйывания, затем формируется акт хватания (5 месяцев). Это первое направленное действие младенца, координированное с глазом: ребенок активно рассматривает предмет — у него возникает первое, представление о предмете.
Вначале ребенок манипулирует одним предметом, а затем — двумя. Правая рука обычно начинает действовать активно, а левая поддерживает предмет. Количество производимых ребенком действий расширяется. В результате повторения действия устанавливаются сложные соотношения между действием и его результатом, образуется непосредственный контакт действия с предметами. Так ребенок узнает свойства предметов окружающего мира и овладевает действиями с ними.
Манипуляции с предметами, развивающиеся во второй половине первого года жизни ребенка,— это первые проявления игровой деятельности, которую еще нельзя назвать игрой в полном смысле этого слова.
На основе ориентировочного рефлекса ребенок устремляет свой взгляд на предмет, хватает его и по научению взрослых совершает определенные действия с предметом, которые многократно повторяются. В дальнейшем определенное действие закрепляется за предметом, действия становятся более упорядоченными. Первые предметные действия вызывают чувство удовлетворения у ребенка, он уже знает, что с определенным предметом можно определенно действовать. Такой предмет становится игрушкой.
У шести-семимесячного ребенка появляется элементарное подражание движениям взрослых (его учат и он может хлопать
в ладоши, нанизывать кольца на палочку, ставить кубики один на другой), возникают и голосовые подражания («да»-«да», «ба ба»). В восемь-девять месяцев уже начинается предметная игра. Ребенок играет с игрушками, которые ему дают взрослые, и обучают его играть с ними. Однако ребенок этого возраста со всеми игрушками обращается еще одинаково, позже начинаются разнообразные действия с различными игрушками. Изменяется отношение ребенка к игрушкам — если в 8—9 месяцев ребенок интересуется игрушкой — хочет узнать, «что это такое», то после года его интересует, «что делать с нею».
Подражая взрослым, ребенок усваивает предметные действия с игрушками. К концу первого полугодия ребенок может самостоятельно сидеть, а затем стоять, к концу первого года делает первые шаги. Вертикальное положение тела расширяет сферу видения ребенка, его контакт с предметами.
По мере развития у ребенка расширяются формы общения со взрослыми. Вначале общение строится на неречевых формах. Первое проявление этой формы общения — эмоциональная реакция ребенка на взрослого: улыбка, тянется к взрослому, издает звуки («гуление»). Ребенок узнает самых близких людей и по-разному относится к своим и чужим людям. Движения ребенка часто переходят в просьбу или требование, выражаемые криком, хныканьем.
Эти доречевые формы общения скоро становятся недостаточными, потребность общения с взрослыми возрастает. Появляется первое понимание речи (в 5 месяцев).
Взрослые сопровождают свои действия, особенно по уходу за ребенком, соответствующими словами, что и является первой причиной понимания речи ребенком.
Зрительное восприятие и рассматривание предметов создает наилучшие условия для понимания речи. Ребенок начинает реагировать на слова, появляется зрительная ориентировка на слова. К концу первого года жизни ребенок понимает 10—20 слов. В это же время появляются первые слова, произносимые ребенком. Важно отметить, что к году у ребенка возникает социальная потребность общения со взрослыми — это очень ценное приобретение для перехода ребенка к новому этапу жизни.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.