Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"
Пособие для педагогических училищ (школьных).
М., «Просвещение», 1965 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Учителю партия, государство и народ доверяет самое ценное — детей, нашу смену, наше будущее, нашу надежду. Каждый человек, воспитанный учителем, получает путевку в широкую жизнь. Велика ответственность учителя, но глубоки и то счастье и удовлетворение, когда он видит плоды дел своих: замечательных советских граждан — строителей коммунизма. Велика награда учителю — благодарность от воспитанных им героев труда, ученых, летчиков-космонавтов и многих других граждан.
Советский учитель основной целью своей педагогической деятельности ставит подготовку граждан коммунистического общества, а поэтому у него каждый момент обучения всегда воспитывает, каждая задача, каждый пример направлены на понимание учащимися окружающей жизни, на применение знаний в практике.
Важнейшей чертой советского учителя является любовь к своей профессии, любовь к детям.
Советский учитель все делает с душой, по собственной инициативе, ради дела, ради детей, с огромной любовью к ним.
Нравственный долг и подвиг учителя заключаются в том, чтобы всегда и везде, словом, делом и личным примером воспитывать доверенных ему детей. Нет такого мгновения, когда учитель может считать себя свободным от обязанности воспитывать в своем ученике коммуниста и гражданина.
Советский учитель не только глубоко знает свой предмет, у него сердце патриота, это настоящий гражданин Советского Союза. Советский учитель энергично участвует в строительстве коммунизма, борется за претворение в жизнь коммунистических идеалов. Страстная коммунистическая убежденность и безграничная вера в прекрасные дела коммунизма — основные черты личности советского учителя. Только такой учитель может зажигать молодые души и готовить молодежь к большим свершениям.
Передовой советский учитель — активный участник общественной жизни, застрельщик и пропагандист всего нового и передового в обществе. Только такой учитель может быть примером для учащихся, только такого учителя могут любить и уважать ученики.
Великий поэт В. Гёте говорил о том, что учатся у того, кого любят. Однако учителю надо еще завоевать любовь учащихся а это не так просто. Одно из важнейших условий завоевания любви учеников — быть для них примером во всех отношениях, служить идеалом для подражания. Ярким образцом такого учителя, общественного деятеля и прекрасного, чуткого человека является А. С. Макаренко. Надо было видеть, каким авторитетом, доверием и безграничной любовью пользовался Антон Семенович у своих воспитанников-колонистов.
Широкий кругозор, большая работа над собой делают передового учителя способным понимать ученика, умеющим «заглянуть в его душу». «Для воспитателя самое главное — завоевать сердце ученика,— говорил заслуженный учитель школы РСФСР И. И. Зеленцов,— а для этого надо понять его психологию, заставить раскрыться, разговориться откровенно, по душам».
Учителю важно уметь разбираться во внутреннем мире своих воспитанников, иметь глубокие и широкие представления об их темпераменте, характере, привычках, интересах, способностях. Эти представления и знания, большой кругозор и есть результат той психологической наблюдательности и проницательности, которая является важной способностью педагога.
Хороший учитель всегда понимает своих учеников, видит, что для них трудно, предупреждает эти трудности и помогает тем,
кому необходимо. Он всегда справедлив по отношению к своим ученикам. Справедливость — черта личности учителя, особенно высоко ценимая учащимися. Несправедливость в оценке знаний и поступков школьники никогда не прощают своему учителю. По их мнению самый плохой учитель — несправедливый.
Передовой советский учитель изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он — другой человек. Хороший опыт способный педагог всегда перерабатывает применительно к своим условиям. Творчество учителя проявляется в изобретательности, в придумывании разных приемов обучения. Учитель с большой творческой инициативой, не только знающий, но и умеющий многое делать своими руками, всегда привлекает любовь учащихся и служит примером для подражания.
Ценным качеством личности передового советского учителя является педагогический такт. Педагогический такт проявляется в том, чтобы найти умелый, правильный подход к воспитанникам, уметь оказать на них нужное влияние.
Учителю важно всегда, в любой обстановке уметь сохранять самообладание. Большое значение имеет находчивость учителя, способность быстро ориентироваться, решить, как надо вести себя в той или иной ситуации.
Работа учителя требует хороших организаторских способностей — коллективом учащихся надо управлять, трудом их руководить. Организаторские способности учителя выявляются прежде всего в том, как проводит учитель урок: это и правильно спланированный урок, и умение более или менее точно выполнить этот план.
В педагогической работе учителя огромное значение имеет правильная, культурная речь. Помимо этого, речь учителя должна отличаться некоторыми качествами, которые придают ей педагогический характер. Это направленная речь, произносимая в целях решения определенной задачи. Сообщает ли учитель новые задания, проверяет ли их, хочет ли убедить детей в чем-то, выражает ли одобрение или порицание — во всех случаях речь талантливого учителя отличается активностью, эмоциональностью и большой внутренней силой, верой в то, что говорится. Поэтому речь учителя действенна. Учителю важно также уметь владеть интонацией речи.
В идеальном учителе сочетаются качества прекрасного учителя и прекрасного воспитателя. Обычно мы в педагогических училищах основное внимание уделяем формированию такого учителя, который умеет передавать учащимся определенные знания, а формированию его способностей и умения воспитывать детей уделяем мало внимания. Однако А. С. Макаренко считал, что любого человека можно научить воспитывать.
«Я убежден, — писал он, — что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.
В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитания его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Без этих умений не может быть хорошего воспитателя. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?».
Все названные черты личности учителя могут быть в той или иной степени сформированы у учащихся уже во время обучения в педагогическом училище, главным образом в процессе педагогической практики.
Вопросы для повторения
1. В чем заключается общественная природа личности?
2. Что значит всестороннее развитие личности в коммунистическом обществе?
3. Какова роль коллектива в развитии личности?
4. Какова роль коммунистического мировоззрения в идейной направленности личности?
5. В чем заключается роль трудового воспитания в формировании личности?
6. Какова роль нравственного воспитания — убеждений и идеалов в формировании личности?
7. Назовите основные черты личности передового учителя.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.