Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств,
интересов, потребностей, оценок и вкусов.
Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.
Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.
Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
Основная эстетическая категория — это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственно-политическая. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и применяют его к явлениям природы, жизни, к оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Оказать помощь больному, защитить слабого — прекрасно, обидеть младшего — безобразно. Они знают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Труд — важнейшее условие жизни советских людей, а творческий труд для всех — это радость. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство — дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой — красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.
Старшие дети постепенно, через понимание героического, через романтику подвига в борьбе и труде овладевают и такой сложной эстетической категорией, как возвышенное. В народных сказках, былинах высшим критерием прекрасного в человеке всегда была любовь к Родине, народу, ненависть к поработителям. Поэтому с дошкольного возраста детей знакомят с подвигами защитников Родины, борцами со злом (с былинными богатырями, с Иванушкой — крестьянским сыном, вступившим в борьбу со Змеем-Горынычем и т. д.). Детям рассказывают о наших современниках и людях, которые подготовили и совершили Октябрьскую революцию, заложили основы социализма в Советской стране и отстояли эти завоевания в гражданскую и Великую Отечественную войны: это В. И. Ленин и его соратники, рабочие и крестьяне, советские солдаты и партизаны.
Дети узнают истинное величие борьбы советского народа за коммунизм, за мир во всем мире, за братскую солидарность трудящихся всех стран. В формировании знаний о героическом и возвышенном большую помощь педагогам оказывают образы искусства.
Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участки трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, выступают как поборники справедливости, гуманизма, способствуют движению человеческого общества вперед. Трагический герой — активно борющаяся личность, даже своей гибелью утверждающая высокие гуманистические идеалы. В социалистическом обществе трагический герой приобретает черты жизнеутверждения, он крепко связан с народом и идет на бой и смерть за него. Отражение трагического в социалистическом искусстве имеет цель поднять дух человека, вдохновить его на борьбу против всего, что причиняет людям страдания и боль, восславить героизм тех, кто идет на жертвы во имя счастья человечества. Например, детям читают «Песню о Чапаеве» З. Александровой, или они смотрят мультфильм по повести А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш» и др.
Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в действительности — это своеобразный отход от_ нормы, нарушение законов красоты, единства формы и содержания. При этом осмеяние отживающего — своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени доступен юмор — смешное в различных, в том числе и «безобидных», его проявлениях. Сатира же им сложна, так как она высмеивает острые социальные отношения, социальные типы, мешающие прогрессу, гневно бичует безобразное, показывая его трагические последствия.
Детей знакомят с комическим в литературе («Мойдодыр» К. Чуковского, «Перевертыши» и др.), изобразительном искусстве («Веселые картинки» и др.), в музыке — «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера или «Клоуны» Д. Кабалевского и т. д.
Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность — искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни , а проявления безобразного изображает, страстно их отрицая. Задача искусства — раскрыть подлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы, творения рук человеческих. Искусство концентрирует, обостряет и шлифует эстетические чувства человека и формирует содержательные и объективные эстетические суждения.
Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и т. д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движение, обработка поверхности и т. д.).
На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской, советской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т. д.).
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских и советских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах. В процессе слушания музыки дети учатся различать жанры музыкальных произведений (колыбельная, пляска, марш), их характер (грустный, веселый, бодрый, торжественный, праздничный, шуточный), учатся вычленять основные средства выразительности (мелодию, метроритм, темп, регистр). В процессе пения дети приобретают такие навыки, как правильная дикция, дыхание, звукообразование, строй и слаженность. При исполнении музыкально-ритмических движений они овладевают умением воспринимать музыкальный образ в единстве средств его воплощения и двигаться в соответствии с ним. В игре на музыкальных инструментах дети в процессе обучения приобретают ансамблевые навыки. Все эти навыки формируют у детей выразительность исполнения песен, плясок, хороводов и игр.
В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры. Детей учат понимать, что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение.
В детском саду предусмотрено формирование у детей навыков и умений изображать с помощью различных материалов отдельные предметы, сюжеты, составлять декоративные композиции. При изображении различных предметов дети овладевают навыками и умениями четко передавать основную форму, величину, строение предмета, его цвет, стремясь создать образ более выразительным. Со старшего дошкольного возраста дети уже способны к изображению с натуры, хотя эта задача остается главной для овладения в школе. При изображении сюжета дети учатся связно передавать события жизни, картины природы, эпизоды из художественных произведений. Для этого их знакомят с приемами композиции, формируют умения располагать предметы в пространстве или на плоскости бумаги, ткани, устанавливать правильные пространственные отношения в ряд, на линии, на полосе. Детей знакомят со способами передачи линейной перспективы — ближе, дальше, далеко. Ими осваиваются первые элементы композиции, передача действия и движений предметов в пространстве.
Умение украшать предмет осваивается постепенно, начиная с раннего детства. Дети учатся передавать ритмический порядок элементов в орнаменте, располагать узоры на различной форме: полосе, квадрате, круге, треугольнике, на объемных формах. Они овладевают умением строить узор симметрично или асимметрично в зависимости от предметной основы, которая украшается. Дети должны научиться выполнять узоры в соответствии со стилем того или иного национального декоративного искусства как по цветовой гамме, так и по его элементам.
В содержание изобразительной деятельности входит и конструирование. В этом виде деятельности дети приобретают умения и навыки создавать предметы или объекты как из готовых частей, так и из различных материалов (готовые наборы деревянных или металлических конструкторов, природный, так называемый «бросовый» материал, полуфабрикаты). Дошкольники осваивают навыки и умения, нужные для создания горизонтальных и вертикальных построек, для придания им устойчивости (умения делать перекрытия и скреплять прочно части, умения учитывать свойства материала).
Большая работа проводится в детском саду по обучению детей и техническим навыкам: рисовать красками, углем, фломастерами, карандашом, мелками и т. д.; сочетать разные материалы; использовать разные способы вырезывания ножницами. Детей также учат работать с глиной и пластилином, с природным материалом.
В содержание эстетического воспитания входит развитие у детей способов самостоятельных, поисковых и творческих действий. Детская самостоятельная художественная деятельность есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка, потому что она возникает по его инициативе, отвечает его интересам, становится потребностью. Наличие этой деятельности свидетельствует о положительном влиянии правильно организованного обучения в детском саду и хорошей атмосферы в семье.
Исследователи (Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, И. Л. Дзержинская и др.) выделили три группы показателей, свидетельствующих о наличии творческого начала в художественной деятельности детей: а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве; б) способы творческих действий; в) качество детской продукции. Эти показатели позволяют более объективно оценивать детское продуктивное творчество.
Методы, по выражению А. С. Макаренко,— это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников.
Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:
1. Методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т. д. Например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т. д.
При использовании этой группы методов воспитатель должен помнить, что эстетическое восприятие возможно лишь при относительной независимости человека от материальных нужд, потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особое ожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетические качества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов и приемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений, использованием художественного слова.
2. Следующая группа методов — методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов. Сущность этих методов в том, чтобы научить детей вглядываться, вслушиваться и соответственно активно действовать, осваивая элементарные приемы и способы отображения.
К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.
3. Третья группа методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка», и т. п.).
Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей. Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). В этих случаях методы воздействия чаще всего носят лишь косвенный характер. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.