Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Взаимосвязь средств трудового воспитания в детском саду


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Средствами трудового воспитания в детском саду являются ознакомление детей с трудом взрослых, трудовое обучение и труд детей. Ведущую роль играет самостоятельный труд детей, однако включение детей дошкольного возраста в трудовую деятельность ограничивается степенью сформированности этой деятельности.
Процесс становления трудовой деятельности у ребенка-дошкольника происходит как воспроизведение трудовой деятельности взрослого в ее основных компонентах. А это означает, что, прежде чем ребенок сможет включиться в трудовые процессы, ему необходимо выделить и осознать основные компоненты труда, освоить необходимые трудовые умения. Следовательно, требуется широкое использование всех средств трудового воспитания в комплексе, во взаимодействии с учетом того, что каждое из этих средств имеет свое значение и место в системе трудового воспитания дошкольников.
Данное средство прежде всего позволяет вычленить для детей из многообразия явлений общественной жизни трудовую деятельность как особый вид человеческой деятельности, направленный на получение общественно полезных результатов, показать конкретные результаты труда — созданные человеком разнообразные предметы, раскрыть их значимость для каждого человека и затем для всего народа. Формирование знаний о результативности труда — это первая ступень в познании трудовых процессов детьми. Знания о направленности трудового процесса на результат позволяют раскрыть состав (структуру) трудового процесса: цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия и, наконец, запланированный результат, а также правила организации трудового процесса (сначала отобрать нужное, удобно расположить, убрать рабочее место после труда). Получение задуманного результата труда — показатель правильно организованного трудового процесса.
Освоение знаний о направленности трудового процесса и его составе — сложная задача для ребенка-дошкольника. Даже в старшей и подготовительной группах, если этому не учили специально, более половины детей не вычленяют результаты труда, трудовые действия и не осознают такие компоненты, как постановка цели и отбор материала. Эти сложности восприятия процесса труда имеют свои причины.
Первая состоит в том, что трудовая деятельность взрослого имеет непрерывный текучий характер, все ее компоненты слиты и не воспринимаются ребенком раздельно. В таком недифференцированном восприятии процесса труда без знания его направленности результат труда не осознается детьми.
Вторая причина заключается в том, что трудовая деятельность взрослых, которую дети наблюдают, представлена им часто в очищенном, рафинированном виде: взрослый имеет дело с заранее отобранными материалами и инструментами; цель труда уже поставлена и специально для детей не мотивируется. Для детей трудовая деятельность выступает своей процессуальной стороной, отдельные действия вне связи с результатом и целью не фиксируются, не осознаются. Полученный результат труда часто не связывается с трудовым процессом. Кроме того, результаты труда часто не осознаются детьми, так как их получение не мотивировано, не вскрыта их необходимость людям.
Третья причина обусловлена тем, что в познании трудовой деятельности взрослых применяются методы, не адекватные задачам познания, особенностям познаваемого явления. Простое наблюдение трудового процесса не позволяет детям расчленить трудовой процесс, осознать каждый его компонент и обнаружить их связи, общую направленность труда.
Чтобы исключить перечисленные выше сложности восприятия труда взрослых, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Цель и результат труда, чтобы они осознавались детьми, должны быть мотивированы практическими потребностями детей, а затем и практическими потребностями взрослых (сшить шапочку, чтобы можно было взять куклу гулять; сделать котлеты, чтобы накормить всех детей; сделать трактор, чтобы быстро и хорошо вспахать землю, и т. д.). Эта практическая необходимость результата труда направляет внимание детей на цель труда (задумали сшить шапочку, сделать стул и т. п.), заставляет ожидать и осознавать результат благодаря его значимости для людей.
2. Цели труда должны быть наглядно представлены в виде образа (рисунок, аппликация) предмета. Наличие образа позволяет, с одной стороны, осознавать направленность труда, а с другой,— видеть расчлененно замысел и процесс достижения цели, вычленять промежуточные результаты, осознавать несоответствие промежуточных результатов цели труда, осознавать трудовые действия, направленные на достижение результата.
3. Выбор материала с определенными свойствами как существенный компонент труда осознается, если ясно назначение результата труда: ткань для шапочки нужно взять теплую, ворсистую, толстую, чтобы шапочка была теплой; для легкого праздничного платья — тонкую, гладкую; чтобы лодочка долго плавала, нужно выбрать плотную, гладкую бумагу, чтобы она не размокла; чтобы вытереть кукле губы — мягкую, тонкую и т. п.
4. Предварительная подготовка инструментов, оборудования в присутствии детей, чтобы привлечь их внимание и помочь вычленить набор орудий, необходимых для осуществления трудового процесса с учетом цели труда и особенностей конкретного материала.
5. Демонстрирование трудового процесса поэтапно. Воспитатель фиксирует достигнутый после выполнения трудового действия промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного результата, невозможность использовать по назначению: выкроили шапочку, но она не держится на голове — ее надо сшить; сшили, но она снова не держится на голове, так как нечем завязывать; пришили завязки — шапочку можно использовать, надевать, она не упадет, и голова не замерзнет. Таким образом достигается расчлененное восприятие трудового процесса.
6. Использование полученного результата труда по назначению и установление связи между результатом, целью, трудовыми действиями работавшего человека: сначала задумали сделать шапочку, чтобы кукле было тепло, затем взяли толстую ткань, ножницы, нитки, иголку, потом скроили, сшили, пришили завязки, и получилась такая шапочка, как задумали. Теперь ее можно надеть и взять куклу гулять: кукла не замерзнет.
В итоге многократных наблюдений за изготовлением предметов взрослым (шитье шапочки, платья, брюк, постельного белья для куклы, изготовление предметов мебели для куклы (стула, кровати), бумажных игрушек и т. д.), а затем и наблюдения трудовых процессов по преобразованию предметов (мытье чашек, смена полотенец, смена постельного белья, накрывание на стол, мытье пола и окон, стирка белья, уборка участка и т. п.) с учетом перечисленных дидактических условий у детей складываются отчетливые представления об обязательной направленности трудового процесса на запланированный результат, о требованиях к результату, его соответствии цели, о необходимости выбора соответствующего материала, инструментов, о составе и порядке трудовых действий, направленных на достижение результата.
Эти знания о структуре трудового процесса, зависимости между его компонентами важны, во-первых, для самостоятельного познания детьми трудовой деятельности взрослых, умения выявлять новые трудовые процессы, расчленять на компоненты, устанавливать их результат и, во-вторых, для освоения детьми трудовой деятельности, формирования умения планировать и осуществлять самостоятельно трудовые процессы. Эти знания подготавливают введение и успешное использование трудового обучения.
Трудовое обучение направлено на формирование у детей умений трудиться, т. е. осуществлять трудовые процессы. В младших группах основным содержанием трудового обучения является постепенное освоение детьми отдельных результативных действий, входящих в структуру трудовых процессов и имеющих ярко выраженный результат. Это умения расстегнуть, а затем застегнуть застежки (процесс одевания); аккуратно сложить или повесить в шкафчик одежду (процесс раздевания); смыть пену с рук под струей воды, а затем намылить руки и растереть пену, вытереть руки после мытья (процесс умывания); расставить хлебницы на середине стола (накрывание стола); полить растения, а затем обтереть пыль с листьев (процесс ухода за растениями) и т. п.
К концу пребывания детей во второй младшей, а главное, в средней и старшей группах содержанием трудового обучения является освоение детьми законченных трудовых процессов, освоение умения спланировать и выполнить трудовой процесс, получив результат, соответствующий цели. Это мытье и вытирание рук, мытье игрушек и посуды, стирка кукольной одежды и своих мелких вещей, накрывание на стол, уход за растениями и животными, посадка растений, создание поделок из бумаги или из дерева, пришивание пуговиц и т. п. Освоение трудовых процессов включает овладение всеми их структурными компонентами: постановка цели, отбор материала и трудового оборудования; овладение трудовыми действиями, результативностью труда, умениями уборки рабочего места и ухода за предметами трудового оборудования.
Содержание трудового обучения в старшей и подготовительной группах дополнительно включает овладение умениями выполнять разные виды труда, состоящие из освоенных трудовых процессов.
Трудовое обучение осуществляется, как правило, на занятиях с группой или подгруппой детей, но может быть проведено и индивидуально с одним, двумя детьми.
Основные дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:
1. Тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию знаний о труде. Ребенок сосредоточивает внимание на освоении трудовых умений в том случае, если трудовой процесс, его направленность, результат, трудовые действия, оборудование ему уже известны. Эти знания регулируют его действия, помогают освоить конкретные умения, контролировать достигаемый промежуточный и конечный результат, сосредоточиться на выполнении трудовых действий, отборе необходимого оборудования и т. п. Отсутствие предварительных знаний о трудовом процессе резко снижает эффективность трудового занятия. Поэтому занятиям по трудовому обучению предшествуют занятия по наблюдению соответствующего трудового процесса взрослого (занятию по обучению мытью посуды, например, предшествует занятие по наблюдению за тем, как моет посуду няня и т. п.).
2. Постановка цели мотивируется практической потребностью детей или взрослых и предусматривает результат во всем объеме требований к его качеству: не просто накрыть на стол, а сделать это так, чтобы всем было удобно и приятно обедать или завтракать; не просто вымыть чашки, а так, чтобы из них можно было бы пить, и т. п. Такая постановка цели трудового процесса отражает требование к качеству результата труда, отражает подлинный его смысл и направленность, позволяет понять его содержание, контролировать качество промежуточного и конечного результата, соответствие его цели: есть ли ложки и вилки у всех детей, удобно ли их брать; повернута ли ручка чашки в сторону ребенка; посередине ли стола хлебницы и всем ли детям удобно достать хлеб и т. п. Такая конкретная постановка цели труда, знание требований к промежуточным результатам направляет ребенка на четкое освоение трудовых действий, точное их выполнение, обеспечивает самоконтроль.
3. Выделение в трудовом процессе отбора и целесообразного расположения материала, трудового оборудования и инструментов как этапа планирования и организации трудового процесса, объяснение детям роли этого этапа для экономного и быстрого достижения результата труда.
4. Показ и объяснение каждого трудового действия и последовательности их выполнения с обязательным выделением и анализом каждого промежуточного результата труда, сопоставления с ожидаемым, конечным результатом. Это позволяет вычленить и осознать способ выполнения трудового действия, порядок действий, выполнить их в соответствии с правилами, оценить полученный результат, исправить ошибки.
5. Самостоятельное выполнение детьми трудового процесса по этапам: первый этап — организация обстановки, когда каждый ребенок самостоятельно отбирает себе необходимый материал, трудовое оборудование и целесообразно их располагает. Оценка организации, указания детям, не выполнившим те или иные требования, напоминание — обязательный момент, завершающий организацию трудового процесса. Второй этап — выполнение трудовых действий по порядку. На этом этапе возможны дополнительный показ, напоминание порядка действий, требований к промежуточному результату или того, как правильно выполнить то или иное действие. Третий этап — оценка конечного результата, достигнутого детьми,— соответствие его цели, возможность использовать полученный результат по назначению. Если результат не соответствует требованиям, возможно напоминание или указание, как добиться цели (например, смыть остатки мыла с донышка чашки, еще раз хорошо сполоснуть чашку и т. д.).
6. Уборка рабочего места: обтереть или вымыть трудовое оборудование, убрать его на место, убрать оставшийся и неиспользованный материал, подмести или подтереть пол и т. п. Эту часть трудового процесса воспитатель осуществляет вместе с детьми, наиболее трудную работу выполняя сам. Так, дети сливают воду из тазиков в ведерки, стоящие у столов, убирают на место мыльницы с мылом, пустые тазики, а воспитатель уносит ведра с водой, обтирает столы (младшая, средняя группы). В старших группах дети все делают сами под контролем взрослого.
7. Успешность освоения детьми трудовых процессов зависит от освоения отдельных наиболее сложных трудовых действий и порядка этих действий. В связи с этим возникает необходимость в упражнениях, которые чаще всего организуются в игровой форме.
Например, действия застегивания и расстегивания осваиваются детьми на специальных застежках; порядок трудовых действий при накрывании на стол — в процессе игры-занятия «Накроем куклам стол к обеду» или «Научим Мишку накрывать на стол» и т. п.
Таким образом, трудовые занятия со всей группой детей предшествуют введению того или иного трудового процесса в повседневную жизнь детей или в обязанности дежурных; они целесообразны и в том случае, если в группу пришло, значительное количество новых детей.
Способствуя формированию умений правильно организовать трудовой процесс, такие занятия, однако, не могут обеспечить трудовую деятельность в необходимом объеме, закрепление приобретенных умений и использование их в меняющихся условиях. Поэтому они не могут заменить повседневного самостоятельного труда детей как ведущего средства трудового воспитания, в котором происходит подлинное освоение трудовых процессов каждым ребенком, осуществляется воспитание личности ребенка, привычки к трудовому усилию. Трудовое обучение предшествует организации самостоятельного повседневного труда детей.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +