Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Умственное воспитание детей дошкольного возраста


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

На основе сформировавшегося понимания речи взрослых, становления основных познавательных процессов ребенок третьего года жизни уже способен к планомерному, а следовательно, и к программному ознакомлению с окружающим, усвоению определенного круга знаний, навыков и умений. Это позволяет выдвинуть более сложные задачи умственного воспитания, расширить его содержание.
Основными задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
1) формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;
2) развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;
3) формирование первых познавательных интересов и любознательности;
4) приучение детей к умственному труду.
Все эти задачи взаимосвязаны. Специфика их определяется возрастными возможностями ребенка дошкольного возраста. Решение каждой задачи связано с определенным содержанием умственного воспитания.
В годы дошкольного детства ребенок овладевает основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, трудовая деятельность), игры и учения. Растет и практическая самостоятельность ребенка. Расширяется общение — его формы и содержание. Взрослые предъявляют все усложняющиеся требования к поведению ребенка, требуют усвоения определенных правил и норм поведения. Все это определяет круг тех знаний, которыми должен овладеть ребенок.
Как и в раннем детстве, в содержание знаний детей об окружающем входят знания о предметах, об их свойствах и качествах, о способах использования, а затем и изготовления. Круг этих предметов связан прежде всего с деятельностью ребенка, с теми новыми видами ее, которые формируются в дошкольном детстве: игрой, изобразительной деятельностью, конструированием, трудом и учением. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка.
Развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, о предметах и явлениях природы.
В содержание умственного воспитания входит знание элементарных правил и норм поведения (правила использования предметов и вещей, правила, регулирующие отношения ребенка со взрослыми и сверстниками).
Трудовое воспитание детей, формирование элементарных основ материалистического отношения к природе требуют сообщения детям знаний о предметах и явлениях неживой природы, их свойствах (свойствах песка, глины, воды, почвы). Знания свойств растений, условий их произрастания совершенствуют труд детей в природе, понимание ими значения труда взрослых. Формирование знаний, их содержание должно обеспечить и развитие познавательного отношения ребенка к окружающему. На основе все увеличивающегося запаса знаний у ребенка формируется потребность проникнуть в сущность явлений, увидеть, узнать причины, связи. Знания о сезонных изменениях в природе, о приспособлении животных и растений к условиям жизни связаны с этой потребностью ребенка. Знакомя детей с явлениями общественной жизни, взрослые начинают раскрывать мотивы поступков и действий людей. Дальнейшее формирование познавательной деятельности как особой специфической, отличной от продуктивной деятельности, также связано с определенной системой знаний. Это прежде всего знания о количественных и пространственных отношениях предметов окружающего мира. Несомненно, эти знания имеют и практическую значимость — повышают ориентировку ребенка в окружающем, совершенствуют его деятельность.
Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.
Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний — представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер. Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте,— это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление.
Вторая особенность умственной деятельности дошкольника — все возрастающая произвольность познавательных процессов: развитие произвольного воспроизведения в деятельности памяти, целенаправленного восприятия с перерастанием его в деятельность наблюдения. Развиваются произвольные формы внимания.
Третья особенность — постепенное изменение мотивов умственной деятельности. В младшем дошкольном возрасте основные мотивы умственной деятельности связаны с игровыми интересами ребенка, с результатами продуктивной деятельности (узнать, рассмотреть, чтобы нарисовать, и т. д.). Постепенно к старшему дошкольному возрасту начинают формироваться познавательные интересы как мотивы умственной деятельности. Исходя из этого, задача формирования навыков и умений умственной деятельности, развития умственных способностей может быть конкретизирована в следующих направлениях:
1. Формирование у детей чувственных способов познания как основы последующего развития умственной деятельности — формирование обобщенных способов сенсорного обследования предметов и развитие на этой основе тонкости ощущений и точности восприятия как умственной способности.
2. Формирование системы основных умственных действий (анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.). Развитие познавательных процессов — ощущений, целенаправленности и полноты восприятия, постепенное углубление анализа, нарастание широты обобщения и т. д.
3. Развитие речи как одного из основных компонентов умственной деятельности ребенка.
4. Формирование общего метода умственной деятельности, ее упорядоченности. Формирование элементарной самостоятельности умственной деятельности.
Краткий анализ становления умственной деятельности ребенка в раннем возрасте свидетельствует о том, что чувственные способы познания генетически развиваются и осваиваются ребенком раньше, чем логические, более абстрактные способы. В дошкольном возрасте продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания: восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Внутри этих форм осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. Эти умственные операции протекают на сенсорном уровне — в процессе анализа в предметах выделяются сенсорные свойства и качества: цвет, форма, величина, характер поверхности, материал, пространственное положение предмета и т. д. В ходе этих операций дети осваивают основные эталоны характеристики предметов. Сравнение, обобщение и классификация окружающих предметов осуществляются по этим же признакам. Основное содержание знаний, формирующихся на основе этих способов познания,— представления.
По мере расширения круга представлений возникает потребность в дальнейшем обобщении знаний. Развивающиеся деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная и др.) требуют и приводят к выделению в окружающих предметах и явлениях более существенных и значимых сторон. Происходит дальнейшее развитие абстрагирования. Сравнение, обобщение, классификация становятся возможными на основе более существенных, не всегда чувственно воспринимаемых признаков.
Решающее влияние на перестройку способов познания оказывает развивающаяся речь ребенка.
Наглядно-действенный способ решения возникающих перед ребенком умственных задач (практического или познавательного характера) с включением речи перестраивается в дискурсивное мышление. Сформулированная в речи задача направляет ребенка на поиски путей решения. В ходе дальнейшего развития опыт решения обобщается в речи, а обобщенный опыт решения сходных задач корректирует действия.
Еще значительнее роль речи в наглядно-образном мышлении. В нем слово выступает и как инструмент обобщения, и как инструмент анализа (включенное в ход восприятия предмета слово способствует выделению и осознанию свойств и признаков предметов). На основе слова осуществляется и сравнение предметов, явлений. Это сравнение осуществляется и в процессе непосредственного восприятия двух или нескольких предметов, и как сравнение воспринимаемого предмета с другим по представлению, сравнение двух представлений и т. д.
На основе накопления опыта идет формирование суждений и умозаключений ребенка. В суждении отражаются понимание ребенком тех отношений и зависимостей, которые существуют между предметами и явлениями окружающего мира. Суждения и умозаключения ребенка также имеют речевой характер. Таким образом, овладение отдельными умственными операциями и действиями, их системами тесно связано с развитием интеллектуальной функции речи.
Формирование самих умственных операций и действий должно пройти путь от формирования их на сенсорном уровне до словесно-логического.
Развитие интеллектуальной функции речи осуществляется в единстве с дальнейшим развитием других функций, и прежде всего функции общения.
Развитие основных функций речи связано с овладением основным словарным составом родного языка и освоением его грамматического строя. Практически в дошкольном возрасте ребенок способен освоить (и осваивает) всю сложную систему грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений. Усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. К старшему дошкольному возрасту речь становится для ребенка объектом познания.
В тесной связи с решением рассмотренных задач осуществляется развитие умственных способностей. Руководство этим развитием — наиболее сложное и трудное дело. Развитие способностей — результат овладения детьми как содержанием знаний, так и умственными умениями.
В дошкольном, возрасте происходит и формирование общего метода умственной деятельности. Он заключается в развитии умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, проверить и оценить результаты. Эти умения формируются под руководством взрослого в процессе обучения. При целенаправленном обучении дети старшего дошкольного возраста способны быстро и точно понять задачу, при ее решении действовать последовательно и планомерно, обосновывать пути решения, критически оценивать свои результаты. Однако эти качества умственной деятельности проявляются у детей при решении близких им по опыту задач.
Специфические и общие сенсорные обследовательские действия в совокупности с общими и специальными умственными действиями, операциями составляют основу навыков и умений умственной деятельности, система которых складывается в отдельные виды познавательной учебной деятельности уже в период дошкольного детства: наблюдение, измерение, слушание и т. п.
Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности они превращаются в познавательный интерес как направленность личности ребенка на процесс познания и содержание знаний. Первые познавательные интересы ребенка связаны с игрой и практической деятельностью. Чаще всего в этих случаях познавательный интерес, являясь побудительной силой познания, как таковой не осознается. Ребенок играет, действует, живет не ради того, чтобы узнать, а ради самой игры, практической деятельности и т. д. Постепенно в условиях обучения начинают формироваться интересы. К концу дошкольного возраста они приобретают осознанный характер, познавательный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и учебной деятельности. Основными педагогическими условиями формирования познавательных интересов являются:
1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, общения);
2) расширение и углубление знаний;
3) успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности. По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения, интерес с материализованных действий переключается на сами знания;
4) включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи приводит к активизации умственной деятельности;
5) формирование у детей общего метода умственной деятельности; формирование общего метода умственной деятельности обеспечивает и решение следующей задачи — приучение детей к умственному труду, формирование умственной работоспособности;
6) приучение детей к умственному труду предусматривает наличие умений и способностей более или менее длительное время сосредоточиться на решении познавательной задачи и добиться результата. Итогом формирования умений должно стать развитие известной умственной работоспособности. Вместе с умением организовать свою деятельность и время общий метод умственной деятельности составляет основу культуры умственного труда, которую необходимо сформировать в ходе дальнейшего умственного воспитания школьника.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +