Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Методика физического воспитания в раннем возрасте


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Определение конкретных задач, содержания работы по физическому воспитанию детей каждого возрастного периода строится с учетом их анатомо-физиологических и психологических особенностей.
На протяжении раннего возраста в строении и функциях отдельных органов происходят существенные изменения. В мягкой хрящевой ткани скелета начинает появляться костная ткань с пластинчатой структурой, намечаются изгибы позвоночника. Мышцы и сухожилия отличаются слабостью и растут медленно, но улучшаются их сократительные свойства, быстро идет развитие иннервационного аппарата, что в целом положительно сказывается на двигательной функции. Вес сердца ребенка значительно увеличивается (к двум годам в 3 раза), еще быстрее возрастает его ударный объем. Это обеспечивает высокий уровень обменных процессов, возможности для активных движений. Самый высокий темп отмечается в развитии нервной системы — происходит миэлинизация нервных волокон, быстрый рост мозга, развитие анализаторных систем, установление связей между различными отделами мозга.
Таким образом появляются предпосылки для развития психики, моторики, полноценного физического развития ребенка. При этом определяющим фактором является правильное воспитательное воздействие со стороны взрослых. Первостепенное значение на первом году жизни приобретают следующие задачи:
1. Создание оптимальных физиологических условий бодрствования и сна: уравновешенное активное поведение, преобладание бодрого, хорошего настроения, предохранение нервной системы от переутомления.
2. Обеспечение специальных мероприятий по закаливанию, укреплению детского организма, повышения иммунитета к заболеваниям.
3. Воспитание элементарных навыков опрятности.
4. Развитие и укрепление крупных мышечных групп, обеспечивающих процессы обмена, появление статических и локомоторных функций (ползание, поднимание на ноги, ходьба и другие элементарные движения, связанные с перемещением в пространстве).
5. Развитие произвольных движений рук во время действий с предметами.
На втором и третьем году жизни по мере освоения ходьбы возрастает самостоятельность, двигательная активность ребенка, происходит овладение целым рядом бытовых действий. Поэтому наряду с заботой об охране здоровья, своевременном физическом развитии, закаливании организма ребенка в центре внимания взрослых должно быть:
1. Приучение детей самостоятельно и охотно съедать предложенную пищу. 2. Воспитание элементарных культурно-гигиенических навыков. 3. Формирование двигательных навыков, прежде всего ходьбы; активные упражнения в лазанье, перелезании, в ловле и бросании мяча; упражнения в непродолжительном беге и подскоках. 4. Развитие движений кистей рук. 5. Развитие простейших пространственных ориентировок в движении. 6. Развитие временных ориентировок в движении — умение одновременно с другими начинать и кончать движение в соответствии с указанием, сигналом. 7. Развитие самостоятельности при выполнении упражнений, бытовых действий.
В раннем возрасте режим — основа правильного развития и воспитания ребенка. В течение первых трех лет жизни режим меняется несколько раз. В связи с закономерностями сна и бодрствования разработаны возрастно-дифференцированные режимы.
В первой группе детей раннего возраста организуется дифференцированный режим для трех возрастных подгрупп: от 2,5— 3 мес. до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес. до 1 года.
Работа персонала при четком разграничении обязанностей организуется последовательно с подгруппами: пока детей одной подгруппы кормят, другие бодрствуют, третьи спят. Внутри подгруппы также соблюдается дифференцированный подход: детей ослабленных и тех, кого дома поднимают в шесть часов, укладывают спать раньше и поднимают позже; каждого проснувшегося ребенка поднимают, не дожидаясь пробуждения остальных; тех детей, которые проявляют нетерпение при виде пищи, начинают кормить раньше.
Смена одного возрастного режима другим проводится постепенно, после тщательного изучения ребенка во всех его проявлениях, так как преждевременные изменения в режиме или задержка в переводе на следующий режим могут принести вред. Следует учитывать ряд показателей, определяющих своевременность нового режима: медленное засыпание, раннее пробуждение; сохранение активности до конца бодрствования; появление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающего задолго до него.
Все режимные процессы проводятся в определенное время, в одном и том же порядке. При переходе от одного режимного процесса к другому нужно заранее предупреждать ребенка об этом, создавая так называемую «установку», иначе может появиться отрицательная реакция. Нельзя оставлять ребенка в бездеятельном состоянии; он тут же начинает шалить или капризничать. До начала любой процедуры, нового режимного момента нужно постараться привести ребенка в спокойное состояние, вызвать положительные эмоции.
При проведении отдельных процедур необходимо учитывать их специфику. Так, кормить грудного ребенка следует после сна. Нарушение этого правила приводит к тому, что часть периода бодрствования ребенок оказывается голодным, так как грудное молоко переваривается в течение 2—2,5 часа. Вследствие этого ребенок начинает капризничать, и бодрствование не используется полноценно для развития ребенка, так как не создаются условия для его активности.
Для укрепления здоровья, полноценного развития нужно постепенно увеличивать пребывание ребенка на воздухе до 5—6 часов в сутки. В хорошую солнечную погоду (осенью и зимой) лучше выносить детей на открытый солнечный балкон, в плохую погоду — на застекленную веранду.
Укладывая спать, нельзя ребенка качать, похлопывать, петь, так как вырабатывается условный рефлекс на добавочные раздражители, и сон становится прерывистым.
В работе с детьми первого года жизни много времени расходуется на гигиенический уход. Необходимо это время максимально использовать для воспитательной работы: ласково поговорив с ребенком, заинтересовать игрушкой и т. п.
В группе детей второго года жизни существует два режима. Завтракают дети не более чем через час после пробуждения, ужинают за час до ночного сна. С двухразового дневного сна детей постепенно к полутора годам переводят на одноразовый. Прогулку с детьми до полутора лет проводят в осенне-зимний период один раз в день, со второй старшей подгруппой — два раза в день. Занятия организуют с подгруппой детей. Одной из важных задач, включаемых в режим, становится развитие у детей посильной самостоятельности, формирование простейших умений.
Дети третьего года жизни переходят на один режим.
Для детей первых месяцев жизни наиболее целесообразным является грудное вскармливание (или донорское молоко). При этом в питание детей вводят рыбий жир, овощные и фруктовые соки, а с пяти месяцев начинают прикармливать кашами и киселями. Кормление детей проводится через 3—3,5 часа в гигиенической обстановке, в установленное время, сразу после пробуждения. В детском учреждении кормление детей, нуждающихся в полном обслуживании, проводится последовательно: воспитатель поднимает одного ребенка после сна, кормит его и выкладывает в манеж. На втором году жизни организуется питание детей по подгруппам. Детей сажают за низкий прямоугольный стол (стулья с подлокотниками), и воспитатель оказываетчпомощь каждому ребенку. Наряду с этим детей продолжают приучать пользоваться ложкой, держать чашку, есть быстрее, хорошо пережевывать пищу. Важно при этом убеждать ребенка, что он все может сделать сам, постепенно предоставлять ему возможность действовать более самостоятельно.
Дети третьего года жизни могут есть не только самостоятельно, но в основном и аккуратно. Во время еды должна быть спокойная обстановка: замечания, указания воспитатель делает индивидуально, негромко.
Воспитание гигиенических навыков начинается очень рано. Уже в 3—4 месяца при соответствующей работе могут появиться первые навыки опрятности. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Важным условием для начала формирования гигиенических навыков является систематичность всех необходимых операций.
Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т. д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3—4 ребенка).
В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот. В полтора-два года ребенок почти все может с себя снять, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать навыки культуры поведения: детей приучают спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить после еды, за оказанную помощь.
На третьем году жизни дети не только более самостоятельно могут одеваться, раздеваться и т. д., но и знают определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.
Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с ребенком выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.
При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
Начиная со второго года жизни с этой целью проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы тесный контакт и единство требований персонала детского учреждения и родителей.
С детьми первого года жизни начиная с 1,5—2 мес. массаж и гимнастику проводят каждый день индивидуально. В соответствии с развитием детей содержание упражнений меняется. В возрасте с 1,5—3 мес. используются поглаживающий массаж рук, ног, живота, спины и упражнения, основанные на рефлекторных реакциях ребенка.
С 3 до 6 мес. в занятия с ребенком могут быть введены приемы растирания, разминания, похлопывания, пассивные упражнения (скрещивание и разведение рук, сгибание и выпрямление рук и ног и т. д.), активные упражнения для мышц туловища, повороты со спины на живот, сгибание позвоночника и ног в положении лежа на спине, на весу — на руках взрослого, разгибание позвоночника в положении лежа на животе, присаживание и приподнимание при поддержке за руки.
С 6 до 9 мес. сохраняются все приемы массажа, широко используются активные упражнения из исходного положения лежа (с помощью взрослого). Часть упражнений может быть выполнена по речевой инструкции.
С 9 до 12 мес. большинство упражнений выполняется активно, особенно связанные с наклоном, выпрямлением туловища. Включаются активные упражнения в приседании, переступании, ходьбе. В занятиях с детьми второго года жизни обращается особое внимание на овладение ходьбой, лазаньем, на бросание предметов, развитие равновесия.
Для детей третьего года жизни рекомендуются более разнообразные упражнения. Развитие речи детей, расширение их представлений об окружающем мире позволяет использовать образные, имитационные движения («Деревья качаются», «Колобок», «Кошка выгибает спину» и т. д.).
Кроме специально проводимых занятий, развитие движений происходит в процессе активного бодрствования, во время утренней гимнастики, игр, прогулок.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +