Советская педагогика рассматривает процесс формирования личности, опираясь на марксистско-ленинское учение о единстве биологического и социального в развитии человека при ведущей роли социального. Взаимодействие природного и социального происходит постоянно в ходе исторического и онтогенетического развития личности. Это взаимодействие К. Маркс определяет следующим образом: «Воздействуя... на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек.— Ред.) в то же время изменяет свою собственную природу». Иначе говоря, сама природа человека есть продукт истории. В ходе общественной деятельности человек именно изменяет, но не уничтожает в себе природное, биологическое.
Человек — высшее творение природы, высшее звено ее эволюции. Как природное существо, он наделен природными жизненными силами, которые «существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа, он, подобно животным и растениям, является страдающим, обусловленным и ограниченным существом, т. е. предметы его влечений существуют вне его, как не зависящие от него предметы...».
Чтобы удовлетворить свои потребности, человек вступает в активное взаимодействие с окружающим миром природы и людьми. Активное отношение человека к миру реализуется в его предметной деятельности. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал, как труд вначале в виде примитивных действий, а затем все более сложных операций совместно с другими людьми способствовал развитию сенсорных, мыслительных, речевых способностей, познавательного и преобразующего отношения людей к миру, к себе и другим людям. Предметная деятельность в виде труда, обеспечивая потребности человека, оказала решающее влияние на становление его как социального существа.
Общественный характер труда способствовал формированию общественных отношений, которые в свою очередь формировали человека как личность. Личностью человек становится в обществе. К. Маркс писал: «Сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...». И далее: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.»
Именно способ производства, производственные отношения и на их основе складывающаяся социальная действительность, деятельная духовная жизнь человека определяют содержание его личности.
Но люди не являются только пассивным продуктом обстоятельств и воспитания, а благодаря активной творческой деятельности способны преобразовывать окружающую среду и одновременно изменять себя.
В. И. Ленин основу личности человека видел в мировоззрении, общественной направленности на революционное преобразование
мира. Он писал, что если природная и социальная среда не удовлетворяют человека и человек своими действиями изменяет их, то в процессе революционного мреобразования он изменяется сам.
Советская педагогика, исходя из марксистско-ленинского понимания личности, утверждает, что личность развивается как объект и субъект исторического процесса. На протяжении жизни и деятельности в условиях воспитания, в результате усвоения выработанных обществом идей, установок, идеалов, формируются основные свойства и качества человека как личности — система отношений к труду, продуктам труда, к людям, к самой себе.
О личности судят по ее целям, мотивам, установкам, которыми она руководствуется, выполняя различные жизненные роли.
Развитие личности — сложный процесс, понимание которого опирается на марксистско-ленинскую диалектику.
Диалектическая теория развития раскрыта В. И. Лениным. Рассматривая две концепции развития, он подчеркнул их принципиальную разницу. Первая трактует развитие как простое количественное уменьшение или увеличение, как повторение. При этом в тени остается источник развития, отрицаются качественные изменения. Вторая определяет развитие как процесс качественных изменений: «Только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового». При второй концепции акцент делается на борьбу противоположностей как источник развития: «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей».
Развитие человека представляет собой процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека представлена в сложной системе его организма, который развивается и изменяется на протяжении жизни в единстве морфологических и функциональных проявлений различных систем. Развитие это имеет стадиальный (возрастной) характер. Источник социального развития личности скрыт в противоречивом взаимодействии социальных ее сторон, взаимодействии личности и общества.
Советская педагогическая наука, опираясь на учение о развитии, вскрывает эти противоречивые взаимодействия и использует их в целях управления формированием личности. Так, противоречие между потребностью ребенка участвовать в жизни людей и возможностями осуществить это стремление приводит к возникновению и развитию игры как деятельности и формированию у детей в процессе игровой деятельности социальных форм поведения, социальных отношений и т. д.
Формирование человека как личности социалистического типа «происходит в процессе активного участия в строительстве коммунизма, развития коммунистических начал в экономической и общественной жизни, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций...».
В формировании личности взаимодействуют три рода факторов: воспитание, социальная среда и наследственные задатки. Воспитание рассматривается советской педагогикой как ведущий фактор. Оно осуществляется в семье, детском саду, школе, в трудовых коллективах и общественных организациях и направлено на организацию жизни, деятельности, общения. Воспитание составляет главную силу социального формирования личности.
На формирование личности оказывает большое влияние среда — социальная и природная. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений создает макро- и микроклимат, определяющий характер деятельности и мировоззрение индивидов, что порождает устойчивое поведение, отношения, настроения, типичные черты характера, без которых немыслима личность. В нашем обществе сложился социалистический образ жизни. Он является существенным фактором в формировании личности социалистического типа.
На формирование личности оказывает влияние и природная среда: климатические условия, состояние флоры, фауны, общение с природой. Оберегая и умножая природные богатства, привлекая советских людей к охране животных, растений, водоемов и т. д., социалистическое общество создает широкие возможности для активного общения с природой, которое в свою очередь оказывает всестороннее воздействие на человека.
К объективным факторам формирования личности относятся наследственные задатки. Люди наследуют анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип нервной системы, величайшую пластичность нервной системы, делающей ее податливой воздействиям окружающей среды, динамизм и скорость нервных реакций. Вместе с этим наследственно обусловлены основные безусловные рефлекторные реакции, физиологические механизмы жизненно важных для организма потребностей н влечений, особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности — задатки. Наука о законах наследственности — генетика — полагает наличие у людей сотни различных задатков — от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, в процессе усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».
Советская педагогика на основе диалектико-материалистического учения и теории единства воспитания и социального формирования личности вскрывает антинародную сущность буржуазных педагогических теорий.
В США, Италии, ФРГ нашла распространение педагогика «интегрального гуманизма» (Ж. Маритен, М. Казотти, У. Каннингам и др.). Она призвана обосновывать и разрабатывать религиозное христианское воспитание. Педагогика «интегрального гуманизма» основывается на идеалистической философии неотомизма, рассматривающей человека как единство тела и души, несущей «божественную частицу» в себе самой. Неотомисты считают, что развитие человечества зависит от бога, и сотворение каждой души — это «проявление божественной воли». Индивид, по их мнению, проявляет себя как личность в тех случаях, когда выбирает тот способ действия, который отвечает «желанию бога». Это и определяет борьбу неотомистов за усиление религиозного воспитания, за повышение влияния католического духовенства на детские сады и общеобразовательные школы. Педагогическая теория неотомизма противоречит научному мировоззрению и препятствует развитию личности человека. Наиболее распространенное в капиталистических странах педагогическое направление основывается на философии экзистенциализма (философия существования). Эта философия утверждает изолированность человека от общества. Экзистенциалистическая педагогика рассматривает развитие личности как процесс индивидуального постоянного нравственного самоопределения в выборе решений на основе спонтанно созревающих знаний и умений. Сущность личности глубоко индивидуалистична, в ее развитии ничтожна роль внешнего воздействия. Поэтому педагоги-экзистенциалисты (О. Больнов и др.) считают, что педагогика должна разрабатывать систему индивидуального воспитания, основная задача которой — упражнять подрастающего человека в «самореализации» своей личности. По существу педагогика экзистенциализма отрицает роль общественных условий и воспитания, преувеличивает значение самовоспитания, отрывая его от общественного воспитания. Проникая в повседневную учебно-воспитательную работу дошкольных и школьных учреждений капиталистических стран, педагогические идеи экзистенциализма способствуют воспитанию буржуазно-индивидуалистической направленности личности.
Широкое распространение в США имеет педагогика прагматизма и неопрагматизма. Сформулированная еще в начале века в трудах Дьюи (1859—1952), педагогика прагматизма ныне разрабатывается в соответствии с требованиями сегодняшней капиталистической действительности неопрагматистами Т. Брамельдом, Э. Келли, А. Комбсом и др. Воспитание, считают прагматисты, может лишь выявлять и развивать те или иные свойства и способности; в лучшем случае, оно в состоянии несколько видоизменять их, но оно абсолютно не способно формировать новые свойства личности. Прагматическая педагогика в США, ссылаясь на антропологическую общность всех людей, доказывает возможность создания глобального воспитания, независимого от общественного строя.
Большое влияние на педагогику в капиталистических странах имеет фрейдизм — психоаналитическое учение австрийского врача Фрейда (1856—1939) и его современных последователей-неофрейдистов. Фрейдисты и неофрейдисты выделяют определяющую роль инстиктивного бессознательного в становлении личности, ее деятельности и определении жизненного пути. Современные неофрейдисты усматривают в сексуальных и агрессивных влечениях источники развития личностных качеств и свойств. Врожденные агрессивные и сексуальные влечения, которые порождают, по их мнению, драматические столкновения человека с окружающей действительностью, якобы фатально предопределяют формирование его внутреннего мира. Придавая решающую роль в развитии личности человека наследственному генотипу, педагоги-фрейдисты считают, что биологические инстинкты и бессознательные импульсы являются источником эгоистических мотивов, которыми дети руководствуются в поведении, вопреки моральным нормам. Биологические инстинкты и бессознательные импульсы нельзя преодолеть, но можно «обмануть», направив в общественно полезное русло. Этот процесс педагогика фрейдизма назвала сублимацией. Основное содержание воспитания и должна составлять такого рода сублимация.
Философская ограниченность и научная несостоятельность в раскрытии сложнейшего процесса взаимодействия объективных и субъективных факторов в формировании личности характерна и для одного из современных направлений буржуазной педагогики, представленного теорией Д. Боульби. Являясь разновидностью биологизаторских теорий, она утверждает, что раннее детство, опыт ребенка и формы его поведения фатально определяют становление личности. Д. Боульби — автор распространенной книги «Материнский уход и психическое здоровье» — объясняет характер и свойства личности взрослого человека наличием или отсутствием материнского ухода, активного эмоционального контакта с матерью в раннем детстве. Переоценка и абсолютизация эмоционального материнского общения побуждает сторонников этого направления высказывать протест против общественного дошкольного воспитания и целенаправленного воспитания с раннего возраста. Многие современные буржуазные теории развития личности противоречат истине и жизненной практике. Буржуазная педагогика в капиталистических странах стремится обосновать воспитательно-образовательную политику государственно-монополистического капитала и способствовать сохранению привилегий в развитии личности у представителей господствующего класса.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.