Метод исследования — это путь ведения исследования, включающий в себя ряд приемов (часть метода). От выбора и правильного использования метода зависит получение истинных знаний. Конкретные методы педагогического исследования представляют собой применение марксистской диалектики к познанию процессов воспитания, обучения и развития человека. Метод исследования внутренне связан с содержанием и качественными особенностями изучаемого объекта и обусловлен задачей исследования.
Метод наблюдения — это планомерное изучение педагогического явления, в процессе которого исследователь может видеть явление в целом или его отдельные стороны, выявлять существенные, устойчивые связи, отделяя их от случайных. Главной задачей наблюдения является накопление фактов, фиксация их существенных сторон и методов. Наблюдение как метод исследования характеризуется прежде всего наличием ясно осознанной цели. Оно проводится по заранее разработанному плану, в котором указываются объект наблюдения, цель и задачи, программа, методика и техника наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов. Продуманная фиксация (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) имеет очень большое значение для сбора фактического материала.
Большое место в педагогических исследованиях отводится эксперименту. Эксперимент — это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях при планомерном воздействии на изучаемый объект. Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений и выявление взаимозависимостей между исследуемыми явлениями для более эффективного способа управления педагогическим процессом. В отличие от пассивного наблюдения в ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого педагогического явления или сам вызывает явление, ставит изучаемое явление в определенные условия, в соответствии со своей. гипотезой о возможном совершенствовании явления (процесса). При этом исследователь может устранять одни явления и усиливать другие.
С помощью педагогического эксперимента решаются различные задачи: выясняются условия, организационные формы и методы, способствующие повышению уровня, качества знаний, умений, навыков; выявляются новые методы и приемы, повышающие эффективность воспитания и обучения и т. д. Педагогический эксперимент может охватывать небольшую группу детей, всю группу или класс, детский сад или школу, ряд детских садов или школ.
В зависимости от стоящих перед экспериментатором задач, характера исследования используется естественный и лабораторный эксперимент. Различие эксперимента естественного и лабораторного связано с условиями, в которых ведется исследование.
Естественный эксперимент ставится в естественных условиях (он в основном используется при работе с детьми), а лабораторный — в специально созданных условиях. При этом в отличие от естественного эксперимента воздействию здесь подвергаются условия, в которых протекает деятельность. Сама же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. Кроме того, лабораторный эксперимент позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействия на испытуемых и их ответные реакции. Естественный и лабораторный эксперименты обычно используются во взаимосвязи.
Метод беседы. Беседа — непосредственное, живое общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она может быть индивидуальной и коллективной. Беседа отличается от интервью (односторонней беседы, в которой инициатор задает вопросы, а собеседник отвечает) тем, что она предполагает установление двустороннего контакта и взаимной симпатии. Метод беседы помогает выявить интересы детей, их представления, отношения, суждения и оценки тех или иных явлений жизни. Беседа позволяет исследователю более глубоко проникнуть в сущность педагогического процесса, внести коррективы в материалы наблюдений, понять и оценить собранные факты.
Для проведения беседы необходимо определить цель, разработать программу, продумать вопросы (прямые и косвенные), их последовательность.
Метод опроса. К этому методу относятся анкеты (форма письменного опроса) и интервью (форма устного опроса). Для получения массовых суждений прибегают к методу анкетного опроса. В том случае, когда необходимо собрать однородную информацию от небольшой группы лиц, обычно используют метод интервьюирования. Суть его состоит в том, что исследователь проводит в этой группе индивидуальные беседы по заранее составленному вопроснику и записывает получаемые ответы. В анкетах и интервью используются вопросы трех типов: 1) открытые, когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; 2) закрытые, когда опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; 3) полузакрытые, когда опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.
Метод изучения детских работ, документации учебно-воспитательных учреждений. Изучение педагогической документации позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. К источникам информации относятся планы и отчеты органов народного образования, заведующих дошкольными учреждениями, директоров школ, воспитателей и учителей, классных руководителей, пионервожатых, конспекты уроков и занятий, дневники и классные журналы, результаты художественного и технического творчества. Изучение этих материалов дополняет результаты наблюдений исследователя, помогает выявить новые факты. Исследование некоторых педагогических проблем может строиться только на данных источниках. Метод изучения и обобщения опыта воспитательных учреждений — один из ведущих в педагогических исследованиях.
Педагогическая наука призвана открывать закономерные связи между действиями педагога и результатами этих действий, устанавливать условия, при которых те или иные методы и приемы воспитания и обучения приносят положительные, устойчивые результаты. В этом смысле массовый опыт является объектом педагогической науки. Изучение педагогического опыта наряду с другими методами можно рассматривать как способ решения исследовательских задач и как метод исследования.
В. И. Ленин настоятельно рекомендовал собирать указания практического опыта и обобщать их. Он говорил о том, что, опираясь на уже проверенные практикой достижения, мы должны двигать дело вперед, расширяя после надлежащей проверки местный опыт до размеров всероссийского.
Понятие «педагогический опыт» многогранно. В самом широком смысле под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания. Массовый опыт — это опыт работы детских учреждений, школ и внешкольных учреждений. В нем отражается уровень развития практики и реализация в ней достижений педагогической науки. Знание массового опыта позволяет исследователю иметь общее, широкое представление о состоянии изучаемой проблемы в практике. Передовой опыт — это прогрессивный опыт, которому принадлежит будущее. Он особенно ценен для науки. Критериями определения передового опыта являются результативность (устойчивость, высокий положительный эффект в обучении и воспитании), экономичность (достижение результатов без больших затрат времени и сил). Изучение педагогического опыта как метода исследования применяется на различных этапах. Достоинства этого метода заключаются в том, что он дает возможность непосредственно соприкоснуться с педагогической действительностью, с практикой воспитания и обучения.
В педагогических исследованиях в сочетании с другими методами в последние годы стал широко применяться метод социометрии. Этот метод позволяет на основе qnpoca или фиксации поведения людей выявлять структуру взаимоотношений в коллективе. Данные, полученные с помощью этого метода, легко подвергаются логическому, статистическому и графическому анализу.
В педагогических исследованиях применяются также математические методы исследования и обработки данных. Они основаны на новейших достижениях математической статистики, кибернетики, теории вероятности, теории информации и других наук. Их применение делает возможным не только осмыслить педагогические закономерности с новой точки зрения, но и решить конкретные вопросы в ходе исследования и обобщения передовой практики. Благодаря им педагогика получила возможность использовать типичные свойства и закономерности, присущие различным сторонам обучения и воспитания. Результаты исследования находят отображение в схемах, диаграммах, графиках.
В последние годы внимание исследователей привлекает метод моделирования. Моделирование — это имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных свойств и познать способы функционирования целостной системы в контролируемых условиях. Модель допускает точный анализ и математическое описание, перенос полученных выводов в реальные условия.
Все указанные методы применяются и в дошкольной педагогике, и в педагогике школы с учетом возрастных особенностей испытуемых. Процесс воспитания — сложное и многообразное явление, поэтому задача заключается в том, чтобы исследовать его целостно, используя комплексно различные методы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.