Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Система педагогических наук


"Дошкольная педагогика". Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Педагогика как наука о закономерностях воспитания охватывает широкий круг явлений и разрабатывает проблемы организации воспитания и обучения в разных условиях: воспитание и обучение на разных возрастных этапах, в условиях профессиональной подготовки, при сенсорной и интеллектуальной недостаточности, в условиях различных национальных традиций, материальной и духовной культуры народов и т. д. Все эти проблемы разрабатываются на базе единых основ воспитания и обучения. В соответствии с этим сложилась система педагогических наук. На современном этапе она включает различные педагогические дисциплины.
Общие основы педагогики — наука, разрабатывающая методологические, общетеоретические и методические проблемы, значимые для дальнейшего продвижения вперед всех отраслей педагогики и педагогической практики. Общетеоретический характер носят исследования сущности и закономерностей воспитания, цели, содержания и организации педагогического процесса, принципов педагогического воздействия. Процесс познания педагогических явлений требует разработки методов педагогического исследования.
Следующая отрасль педагогической науки — теория и методика коммунистического воспитания, которая изучает закономерности коммунистического воспитания человека, выдвигая в центр этого изучения проблему направленности воспитания на формирование коммунистических убеждений, отношений, нравственных черт личности, поведения. Теория и методика коммунистического воспитания анализирует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, а на этой основе разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и организацию всестороннего воспитания личности. Данная наука исследует воспитание личности в процессе обучения, труда, общения, игры, изобразительной деятельности, которые выступают как средства всестороннего развития.
К системе педагогических наук относится теория образования и обучения — дидактика. В задачу дидактики входит изучение сущности, закономерностей, тенденций и перспектив обучения и образования. На этой основе разрабатываются цели, содержание, принципы, методы, организационные формы и средства обучения. Дидактика является основой для других педагогических наук — методик, исследующих специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию конкретного учебного предмета (природоведения, математики, языка и т. д.).
Будучи связанной с дидактикой, каждая методика имеет свой предмет исследования. Она разрабатывает теоретические основы отбора и построения системы знаний, навыков, умений по данному, учебному предмету, а также методов и форм организации учебного процесса. Методики раскрывают воспитательное воздействие каждого учебного предмета, его использование в целях формирования коммунистического мировоззрения у подрастающего поколения и подготовки к труду.
Коммунистическое воспитание в условиях развитого социализма распространяется на каждого человека и на все возрастные группы. В связи с этим возникли относительно самостоятельные отрасли педагогики, связанные с возрастным подходом к воспитанию и обучению. К возрастной педагогике относятся дошкольная педагогика (включающая педагогику раннего возраста), школьная педагогика (включающая педагогику начальных классов) и педагогика взрослых.
Педагогика школы исследует закономерности воспитания детей и подростков в массовой средней школе, сущность и закономерности, цели и содержание, принципы, методы, формы общего трудового и политехнического обучения и управления учебной деятельностью школьников, а также всестороннего воспитания их в процессе учебной и внеучебной деятельности. За последние годы начинают оформляться педагогика профессионального образования и педагогика высшей школы как науки, разрабатывающие вопросы теории и методики коммунистического воспитания и подготовки к труду в условиях специального среднего и высшего учебного заведения.
Содержание и методы управления дошкольным и школьным делом, особенности руководства ими, организацию их работы изучают науки: организация и руководство дошкольным воспитанием и школоведение. В содержание этих наук входят соответственно основные принципы управления и руководства дошкольными учреждениями и школой, деятельность органов народного образования по административно-педагогическому и хозяйственному руководству дошкольными учреждениями и школами (организация воспитания и всеобщего обучения, типы дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, построение и рационализация их сети и т. д.), содержание и методы внутришкольного руководства и т. д.
Специальная педагогика (дефектология) изучает особенности обучения, воспитания и подготовки к труду детей с нарушениями слуха, речи, зрения, умственной деятельности.
Дефектология включает сурдопедагогику (обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей), тифлопедагогику (обучение и воспитание слепых детей), олигофренопедагогику (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедию (обучение и воспитание детей с нарушениями речи). К специальной относится и исправительно-трудовая педагогика, находящаяся в стадии становления.
Самостоятельной отраслью педагогических знаний является история педагогики. Она изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. На основе диалектико-материалистических принципов она вскрывает классовую сущность и ограниченность теории и практики воспитания в классово-антагонистических обществах, борьбу прогрессивных педагогических теорий с реакционными. Это помогает глубже понимать закономерности коммунистического воспитания в советском обществе, их историческую значимость. Сравнительная педагогика раскрывает мировое значение советской педагогической науки, опыт советских детских садов и школ, их влияние на прогрессивную педагогическую мысль и передовую практику воспитания прежде всего в социалистических странах. Изучение тенденций и закономерностей развития воспитания в системе народного образования разных стран, ознакомление с их опытом способствуют обогащению теории и практики воспитания, содействуют развитию сотрудничества педагогов.
Требованиями современности вызваны к жизни и складываются в последние годы такие отрасли педагогики, как педагогика семейного воспитания, педагогика юношеских коммунистических организаций, педагогика партийного просвещения, педагогика культурно-просветительной работы.
Таким образом, в условиях более глубокого проникновения в область изучаемых явлений нарастает дифференциация и специализация педагогической науки, но, с другой стороны, наблюдается явление интеграции, т. е. тенденция к объединению общих закономерностей, свойственных ряду или всем педагогическим дисциплинам, и обогащению ими общих основ педагогики. Это дает возможность глубже исследовать принципиальные закономерности воспитания и обучения, их содержание, методы, формы организации.
Интеграция приводит к возникновению новых дисциплин, иногда возникающих на стыке других наук (например, педагогическая психология).
Советская дошкольная педагогика — уникальное достижение советской педагогической теории и практики. Эта наука исследует закономерности коммунистического воспитания детей от рождения до 7 лет и разрабатывает содержание, методы, формы и организацию воспитательно-образовательной работы в условиях детского сада. Она обеспечивает единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы и подготовку детей к обучению в школе.
Первые годы жизни ребенка — очень важный период: именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития, прогнозируется и формируется личность человека нового общества.
Советская дошкольная педагогика прочно опирается на марксистскую методологию. Она основывается на общих принципах советской педагогики с учетом особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Советскую дошкольную педагогику характеризует гуманизм, вера в силы ребенка и возможности его всестороннего гармоничного развития, уверенность в светлом будущем наших детей. На основе учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников советская педагогика разрабатывает условия, призванные обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, счастливое детство. Наука о воспитании ребенка-дошкольника отражает государственный, общественный характер воспитания детей в нашей стране. Дошкольная педагогика представляет собой сплав коллективной мысли ученых и передовой практики воспитания детей. Она формировалась как органическая часть общей системы советской педагогической науки. Идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко о цели коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о возможностях ребенка и роли воспитания в первые годы его жизни, о необходимости связи дошкольного воспитания с жизнью, современностью, о решающей роли социальных условий жизни и воспитания в формировании детской личности определили развитие теории и практики дошкольного воспитания.
Советская дошкольная педагогика как наука прошла большой путь становления. В процессе напряженной борьбы постепенно преодолевалось влияние зарубежных идеалистических и механистических учений и была создана самостоятельная, оригинальная наука о закономерностях воспитания ребенка в социалистическом обществе.
Советские ученые направляют свои усилия на изучение всех сторон детского развития. Впервые в истории мировой педагогики была создана научно обоснованная система воспитания детей раннего и дошкольного возраста, разработаны вопросы физического, умственного воспитания и обучения детей.
Значительные успехи достигнуты в исследованиях, направленных на совершенствование эстетического воспитания детей, на разработку содержания и методов формирования у детей нравственных представлений, чувств и привычек; продолжается изучение важнейших для дошкольной педагогики проблем детской деятельности (игра, труд, учение) и руководства ими.
Дошкольную педагогику характеризует тесная связь с массовой практикой общественного воспитания в нашей стране. Ее достижения способствуют постоянному совершенствованию работы детских учреждений.
Как часть широкой научной системы педагогика опирается на другие науки об обществе и человеке, и прежде всего на марксистско-ленинскую философию, которая определяет методологию изучения цели и задач воспитания. Марксистско-ленинское учение об обществе позволило правильно, научно обоснованно подойти к вопросам воспитания. Исторический материализм помогает педагогике вскрыть классовую сущность воспитания, проследить его возникновение и развитие как общественного явления, оценить роль воспитания в жизни общества и в развитии личности человека. При разработке дидактических проблем педагогика опирается на марксистскую теорию познания: при изучении вопросов нравственного воспитания — на марксистскую этику — учение о морали; при установлении цели, путей, методов эстетического воспитания — на марксистскую эстетику.
На основе методологических и мировоззренческих позиций советская педагогика устанавливает многообразные связи с другими науками: биологией, психологией, возрастной психологией. Человек — живое существо, часть природы, и понимание законов его развития и существования дают биологические науки. Педагогика учитывает роль биологического фактора. Данные возрастной анатомии, физиологии, учение о высшей нервной деятельности, типологических особенностях нервной системы позволяют педагогике успешно разрабатывать методику учебно-воспитательного процесса и создавать наиболее благоприятные условия для деятельности детей. На эти знания опирается и дидактика; это позволяет правильно дозировать нагрузки, отбирать содержание, средства, методы, соответствующие определенному возрасту воспитанников.
При изучении многих вопросов воспитания и обучения педагогика обращается к психологии. Знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей дает возможность найти и обосновать наиболее рациональные содержание, методы обучения и воспитания, правильно проектировать процесс формирования личности. Педагогика берет на вооружение данные социальной психологии и ищет наиболее эффективные формы организации коллектива, методы воспитания личности в коллективе и через коллектив.
При изучении проблем физического развития, повышения работоспособности детского организма, нормализации его деятельности педагогика черпает необходимые данные в медицинских науках: общей и социальной гигиене, гигиене труда, школьной гигиене, педиатрии и др. Новые возможности для исследования процессов обучения и воспитания открывает быстро развивающаяся область знаний, которая получила название теории управления в сложных динамических системах,— наука кибернетика. Таким образом, данные других наук необходимы педагогике для разработки педагогической теории и педагогических рекомендаций.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +