Педагогика как наука о закономерностях воспитания охватывает широкий круг явлений и разрабатывает проблемы организации воспитания и обучения в разных условиях: воспитание и обучение на разных возрастных этапах, в условиях профессиональной подготовки, при сенсорной и интеллектуальной недостаточности, в условиях различных национальных традиций, материальной и духовной культуры народов и т. д. Все эти проблемы разрабатываются на базе единых основ воспитания и обучения. В соответствии с этим сложилась система педагогических наук. На современном этапе она включает различные педагогические дисциплины.
Общие основы педагогики — наука, разрабатывающая методологические, общетеоретические и методические проблемы, значимые для дальнейшего продвижения вперед всех отраслей педагогики и педагогической практики. Общетеоретический характер носят исследования сущности и закономерностей воспитания, цели, содержания и организации педагогического процесса, принципов педагогического воздействия. Процесс познания педагогических явлений требует разработки методов педагогического исследования.
Следующая отрасль педагогической науки — теория и методика коммунистического воспитания, которая изучает закономерности коммунистического воспитания человека, выдвигая в центр этого изучения проблему направленности воспитания на формирование коммунистических убеждений, отношений, нравственных черт личности, поведения. Теория и методика коммунистического воспитания анализирует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, а на этой основе разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и организацию всестороннего воспитания личности. Данная наука
исследует воспитание личности в процессе обучения, труда, общения, игры, изобразительной деятельности, которые выступают как средства всестороннего развития.
К системе педагогических наук относится теория образования и обучения — дидактика. В задачу дидактики входит изучение сущности, закономерностей, тенденций и перспектив обучения и образования. На этой основе разрабатываются цели, содержание, принципы, методы, организационные формы и средства обучения. Дидактика является основой для других педагогических наук — методик, исследующих специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию конкретного учебного предмета (природоведения, математики, языка и т. д.).
Будучи связанной с дидактикой, каждая методика имеет свой предмет исследования. Она разрабатывает теоретические основы отбора и построения системы знаний, навыков, умений по данному, учебному предмету, а также методов и форм организации учебного процесса. Методики раскрывают воспитательное воздействие каждого учебного предмета, его использование в целях формирования коммунистического мировоззрения у подрастающего поколения и подготовки к труду.
Коммунистическое воспитание в условиях развитого социализма распространяется на каждого человека и на все возрастные группы. В связи с этим возникли относительно самостоятельные отрасли педагогики, связанные с возрастным подходом к воспитанию и обучению. К возрастной педагогике относятся дошкольная педагогика (включающая педагогику раннего возраста), школьная педагогика (включающая педагогику начальных классов) и педагогика взрослых.
Педагогика школы исследует закономерности воспитания детей и подростков в массовой средней школе, сущность и закономерности, цели и содержание, принципы, методы, формы общего трудового и политехнического обучения и управления учебной деятельностью школьников, а также всестороннего воспитания их в процессе учебной и внеучебной деятельности.
За последние годы начинают оформляться педагогика профессионального образования и педагогика высшей школы как науки, разрабатывающие вопросы теории и методики коммунистического воспитания и подготовки к труду в условиях специального среднего и высшего учебного заведения.
Содержание и методы управления дошкольным и школьным делом, особенности руководства ими, организацию их работы изучают науки: организация и руководство дошкольным воспитанием и школоведение. В содержание этих наук входят соответственно основные принципы управления и руководства дошкольными учреждениями и школой, деятельность органов народного образования по административно-педагогическому и хозяйственному руководству дошкольными учреждениями и школами (организация воспитания и всеобщего обучения, типы дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, построение и рационализация их сети и т. д.), содержание и методы внутришкольного руководства и т. д.
Специальная педагогика (дефектология) изучает особенности обучения, воспитания и подготовки к труду детей с нарушениями слуха, речи, зрения, умственной деятельности.
Дефектология включает сурдопедагогику (обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей), тифлопедагогику (обучение и воспитание слепых детей), олигофренопедагогику (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедию (обучение и воспитание детей с нарушениями речи). К специальной относится и исправительно-трудовая педагогика, находящаяся в стадии становления.
Самостоятельной отраслью педагогических знаний является история педагогики. Она изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. На основе диалектико-материалистических принципов она вскрывает классовую сущность и ограниченность теории и практики воспитания в классово-антагонистических обществах, борьбу прогрессивных педагогических теорий с реакционными. Это помогает глубже понимать закономерности коммунистического воспитания в советском обществе, их историческую значимость. Сравнительная педагогика раскрывает мировое значение советской педагогической науки, опыт советских детских садов и школ, их влияние на прогрессивную педагогическую мысль и передовую практику воспитания прежде всего в социалистических странах. Изучение тенденций и закономерностей развития воспитания в системе народного образования разных стран, ознакомление с их опытом способствуют обогащению теории и практики воспитания, содействуют развитию сотрудничества педагогов.
Требованиями современности вызваны к жизни и складываются в последние годы такие отрасли педагогики, как педагогика семейного воспитания, педагогика юношеских коммунистических организаций, педагогика партийного просвещения, педагогика культурно-просветительной работы.
Таким образом, в условиях более глубокого проникновения в область изучаемых явлений нарастает дифференциация и специализация педагогической науки, но, с другой стороны, наблюдается явление интеграции, т. е. тенденция к объединению общих закономерностей, свойственных ряду или всем педагогическим дисциплинам, и обогащению ими общих основ педагогики. Это дает возможность глубже исследовать принципиальные закономерности воспитания и обучения, их содержание, методы, формы организации.
Интеграция приводит к возникновению новых дисциплин, иногда возникающих на стыке других наук (например, педагогическая психология). Советская дошкольная педагогика — уникальное достижение советской педагогической теории и практики. Эта наука исследует закономерности коммунистического воспитания детей от рождения до 7 лет и разрабатывает содержание, методы, формы и организацию воспитательно-образовательной работы в условиях детского сада. Она обеспечивает единство воспитательного воздействия дошкольных учреждений и семьи, преемственность в работе детского сада и школы и подготовку детей к обучению в школе.
Первые годы жизни ребенка — очень важный период: именно в эти годы закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития, прогнозируется и формируется личность человека нового общества.
Советская дошкольная педагогика прочно опирается на марксистскую методологию. Она основывается на общих принципах советской педагогики с учетом особенностей детей раннего и дошкольного возраста.
Советскую дошкольную педагогику характеризует гуманизм, вера в силы ребенка и возможности его всестороннего гармоничного развития, уверенность в светлом будущем наших детей. На основе учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников советская педагогика разрабатывает условия, призванные обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, счастливое детство. Наука о воспитании ребенка-дошкольника отражает государственный, общественный характер воспитания детей в нашей стране.
Дошкольная педагогика представляет собой сплав коллективной мысли ученых и передовой практики воспитания детей. Она формировалась как органическая часть общей системы советской педагогической науки. Идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко о цели коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о возможностях ребенка и роли воспитания в первые годы его жизни, о необходимости связи дошкольного воспитания с жизнью, современностью, о решающей роли социальных условий жизни и воспитания в формировании детской личности определили развитие теории и практики дошкольного воспитания.
Советская дошкольная педагогика как наука прошла большой путь становления. В процессе напряженной борьбы постепенно преодолевалось влияние зарубежных идеалистических и механистических учений и была создана самостоятельная, оригинальная наука о закономерностях воспитания ребенка в социалистическом обществе.
Советские ученые направляют свои усилия на изучение всех сторон детского развития. Впервые в истории мировой педагогики была создана научно обоснованная система воспитания детей раннего и дошкольного возраста, разработаны вопросы физического, умственного воспитания и обучения детей.
Значительные успехи достигнуты в исследованиях, направленных на совершенствование эстетического воспитания детей, на разработку содержания и методов формирования у детей нравственных представлений, чувств и привычек; продолжается изучение важнейших для дошкольной педагогики проблем детской деятельности (игра, труд, учение) и руководства ими.
Дошкольную педагогику характеризует тесная связь с массовой практикой общественного воспитания в нашей стране. Ее достижения способствуют постоянному совершенствованию работы детских учреждений.
Как часть широкой научной системы педагогика опирается на другие науки об обществе и человеке, и прежде всего на марксистско-ленинскую философию, которая определяет методологию изучения цели и задач воспитания. Марксистско-ленинское учение об обществе позволило правильно, научно обоснованно подойти к вопросам воспитания. Исторический материализм помогает педагогике вскрыть классовую сущность воспитания, проследить его возникновение и развитие как общественного явления, оценить роль воспитания в жизни общества и в развитии личности человека. При разработке дидактических проблем педагогика опирается на марксистскую теорию познания: при изучении вопросов нравственного воспитания — на марксистскую этику — учение о морали; при установлении цели, путей, методов эстетического воспитания — на марксистскую эстетику.
На основе методологических и мировоззренческих позиций советская педагогика устанавливает многообразные связи с другими науками: биологией, психологией, возрастной психологией. Человек — живое существо, часть природы, и понимание законов его развития и существования дают биологические науки. Педагогика учитывает роль биологического фактора. Данные возрастной анатомии, физиологии, учение о высшей нервной деятельности, типологических особенностях нервной системы позволяют педагогике успешно разрабатывать методику учебно-воспитательного процесса и создавать наиболее благоприятные условия для деятельности детей. На эти знания опирается и дидактика; это позволяет правильно дозировать нагрузки, отбирать содержание, средства, методы, соответствующие определенному возрасту воспитанников. При изучении многих вопросов воспитания и обучения педагогика обращается к психологии. Знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей дает возможность найти и обосновать наиболее рациональные содержание, методы обучения и воспитания, правильно проектировать процесс формирования личности. Педагогика берет на вооружение данные социальной психологии и ищет наиболее эффективные формы организации коллектива, методы воспитания личности в коллективе и через коллектив. При изучении проблем физического развития, повышения работоспособности детского организма, нормализации его деятельности педагогика черпает необходимые данные в медицинских науках: общей и социальной гигиене, гигиене труда, школьной гигиене, педиатрии и др. Новые возможности для исследования процессов обучения и воспитания открывает быстро развивающаяся область знаний, которая получила название теории управления в сложных динамических системах,— наука кибернетика. Таким образом, данные других наук необходимы педагогике для разработки педагогической теории и педагогических рекомендаций.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.