Предмет педагогики как науки. Человеческое общество всегда заинтересовано в организации воспитания подрастающих поколений. Социальная функция воспитания состоит в передаче от поколения к поколению накопленного трудового и познавательного опыта людей, выраженного в знаниях, умениях и навыках. Так как само существование общества и его будущее зависят от степени освоения подрастающим поколением научных знаний, трудовых умений, навыков, овладения нормами поведения и отношений, практика воспитания стала предметом целенаправленного изучения и контроля за ним со стороны общества. С образованием классов воспитание, продолжая оставаться функцией общества, направляется и контролируется государством. Классы, стоящие у власти, через воспитание осуществляют свою политику, готовят нужные им кадры и формируют такую личность, которая отвечает их идеологии, морали, политике. Именно на это указывали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, когда говорили о тесной связи воспитания с политикой, экономикой и культурой любого конкретного исторического общества.
Потребности общества в исследовании, обобщении закономерностей такого явления, как воспитание, с целью его более эффективного применения вызвали к жизни науку педагогику.
Педагогика — наука о закономерностях воспитания человека, в которой основное место отводится изучению воспитания подрастающих поколений. Педагогика возникла и в течение длительного времени развивалась как наука о воспитании детей. Но в ходе дальнейшего развития общества сфера педагогики расширилась. Человек воспитывается и перевоспитывается всю жизнь, особенно в условиях социализма, когда воспитание становится средством преобразования всего общества. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979) говорится: «КПСС рассматривает коммунистическое воспитание трудящихся как важный фронт борьбы за коммунизм. От успехов идеологической, политико-воспитательной работы все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма...».
Истоки педагогики уходят в глубокое прошлое. Становлению педагогики как науки предшествовало возникновение практики воспитания как социального явления. С изменением производственной жизни людей, зарождением науки, культуры, появлением частной собственности, усложнением социальных отношений людей возникают в рабовладельческих государствах древнего мира первые системы общественного воспитания детей. К этому же времени относятся и первые попытки осмысления практики воспитания с учетом потребностей общества в форме различных философских суждений. Эти суждения еще не были педагогическими теориями и развивались в русле философских систем.
В эпоху средневековья в Европе все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках богословия, которое задавало нормы отношения к окружающему. Законы воспитания не изучались: они субъективно устанавливались в соответствии с существующими философско-религиозными представлениями. Этот уровень подхода к определению предмета педагогики и законов воспитания называется нормативным и определяется уровнем развития самого общества, науки.
Эпоха Возрождения нанесла первые сокрушительные удары по нормативной педагогике феодализма. В ее педагогических системах получили отражение объективные потребности общества в человеке определенного типа — человеке нарождающегося буржуазного общества. Обобщался опыт воспитания такого человека. Эпоха Возрождения характеризовалась ростом научного знания и дифференциацией наук. В это время педагогика выделяется из философии и богословия и становится самостоятельной. Это связано прежде всего с трудами чешского мыслителя Я. А. Коменского (1592—1670), заложившего основы педагогики нового времени.
В России большая роль в развитии педагогики принадлежит К. Д. Ушинскому (1824—1871). Он творчески использовал все положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к середине XIX в., создал стройную психолого-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе теорию воспитания и обучения подрастающего поколения. К. Д. Ушинский, завершая период развития классической домарксистской педагогики, создал серьезные научные предпосылки перехода к новому, более высокому уровню педагогики.
Несмотря на то что в сущности вся классическая педагогика была ориентирована на ребенка как предмет изучения и воспитания, несмотря на добытые ею многочисленные факты, конец XIX в. ознаменовался кризисом буржуазной педагогической мысли, приведшей к снижению роли педагогики как самостоятельной отрасли научного знания. Возникло стремление подменить педагогику педагогической психологией, а в дальнейшем педологией. Весь этот период может быть назван периодом эмпирического уровня развития педагогики, так как был утерян социальный смысл воспитания как явления, объективно свойственного человеческому обществу.
Классики марксизма вооружили педагогику материалистическим подходом к воспитанию как объективному общественному явлению. В«Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия,— одним словом, их сознание...». Поэтому педагогика как социальная наука тесно связана с характером производства и производственными отношениями.
Основоположники марксистской педагогики вскрыли также классовый и исторический характер воспитания. Срывая, в частности, маску лицемерия с буржуазии, которая пыталась это отрицать, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.?».
Классики марксизма неоднократно подчеркивали, что капиталисты не только присваивают себе труд рабочих, но и обкрадывают их в области образования, давая самый минимум знаний, необходимый для участия в современном производстве. Предвидя неизбежный крах капитализма и победу пролетарской революции, К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли диалектический процесс возникновения нового воспитания в недрах старого и выдвинули целую программу воспитания будущего: «Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.».
Развивая идеи основоположников марксистской педагогики, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал огромное значение воспитания и образования для победы социалистического строя: «Девять десятых трудящихся масс поняли, что знание является орудием в их борьбе за освобождение, что их неудачи объясняются недостатком образования и что теперь от них самих зависит сделать просвещение действительно доступным всем».
Диалектико-материалистический подход к исследованию сущности и закономерности воспитания определил новый уровень анализа предмета и законов теории воспитания — научно-теоретический. Развитие советской педагогической науки с самого начала шло и идет сегодня в русле научно-теоретического объективного уровня.
В настоящее время марксистско-ленинские идеи о воспитании подрастающего поколения нашли дальнейшее развитие в Программе КПСС, в Конституции СССР и в ряде постановлений Коммунистической партии и Советского правительства.
Советская педагогика — это качественно новый высший этап развития педагогической мысли. Она критически проанализировала весь исторический опыт воспитания и учла в нем все прогрессивное. Идейной основой и научной базой советской педагогики стала марксистская философия.
Советская педагогика — наука о закономерностях коммунистического воспитания человека, закономерностях гармонического развития каждой личности на всех ее возрастных этапах. Таким образом, направленность советской педагогики стала более широкой: она изучает закономерности воспитания не только подрастающего поколения, но и взрослых членов социалистического общества. Это стало возможным благодаря социалистической революции, ликвидировавшей все привилегии эксплуататорских классов и создавшей подлинно народную социалистическую систему воспитания. Социалистическое общество — первая в истории общественно-экономическая формация, которая создает новые отношения между людьми и решает задачи воспитания в интересах всего народа. Отсюда подлинный демократизм и гуманизм советской педагогики. Никогда еще не было такого слияния государственных интересов в области воспитания и просвещения со стремлением самих народных масс, слияния государственного, общественного и семейного воспитания.
Принципиальной особенностью советской педагогики является ее партийность. В. И. Ленин говорил, что «беспристрастной» социальной науки в обществе, построенном на классовой борьбе, не может быть. Прямая, открытая, воинствующая партийность есть первое и непременное условие последовательной принципиальности в науке об обществе. В. И. Ленин указывал, что партийность обязывает при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы. Советская педагогика — наука о коммунистическом воспитании. В области воспитания советская педагогика проводит политику ведущего класса современного общества — рабочего класса и Коммунистической партии. Эта политика основана на научном мировоззрении — диалектическом материализме, который объективно отражает существующие закономерности явлений. Буржуазная педагогика лицемерно говорит о своей якобы надклассовой педагогике, а на деле сознательно защищает интересы господствующих классов. Советская педагогика активно борется против реакционных буржуазных педагогических идей. Партийность советской педагогики выражается в ее тесной связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Прогресс общественного развития постоянно предъявляет новые требования к советскому человеку. Поэтому советская педагогика изучает проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения в тесной связи с задачами строительства нового общества. На основе изучения закономерностей воспитания как общественного явления советская педагогика формулирует цель и разрабатывает задачи коммунистического воспитания. Исходя из требований общества к личности и закономерностей развития личности на разных возрастных этапах, она разрабатывает содержание, средства, методы, формы организации обучения и воспитания, требования к личности учителя-воспитателя, а также систему воспитательно-образовательных учреждений.
На современном этапе развития советского общества прогресс познания, дальнейший подъем культуры, экономики и всестороннее развитие личности каждого человека во многом зависят от уровня развития педагогики. Советская педагогика, анализируя закономерности воспитания в условиях строительства коммунистического общества, развивая и утверждая научную теорию воспитания, изучая передовой педагогический опыт, формулирует научно обоснованные рекомендации практике для более эффективного воспитания людей. Вместе с тем уже сейчас она является составным элементом деятельности партийных и советских руководителей, помогает воспитывать положительные отношения в коллективе, руководить людьми, глубже понимать их, совершенствовать стиль работы с ними. Таким образом, советская педагогика разрабатывает как теорию коммунистического воспитания, так и способы ее практической реализации. В этом ее широкое теоретическое и практическое значение. Социалистическая педагогика решительно борется с реакционными направлениями в буржуазной педагогике, утверждая социалистическую теорию и практику воспитания. Поэтому она находится на переднем крае идеологической борьбы, служит примером и источником знаний в области целей и задач воспитания для всех прогрессивных народов. В этом идеологическое и международное значение советской педагогики. Педагогике принадлежит прогностическая роль, так как она исследует тенденции и перспективы развития воспитания. На базе научно обоснованного прогноза становится возможным планирование воспитания, которое по своей природе устремлено в будущее. Научно обоснованные педагогические прогнозы позволяют социалистическому государству направлять и контролировать социальные процессы, совершенствовать и преобразовывать социалистическую систему воспитания.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.