Дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», «Уставом детского сада», а также программно-методическими, инструктивными и нормативными документами Министерства просвещения СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик.
В каждом дошкольном учреждении должна быть создана деловая атмосфера, направленная на творческое решение задач, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Квалификация его педагогических кадров, степень их ответственности и добросовестности в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и качество всей проводимой работы.
Порядок открытия детских дошкольных учреждений
В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (ст. 15) указывается: «Детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями».
Порядок открытия различных типов дошкольных учреждений, требования к их организации и руководству определены инструктивными документами министерств просвещения (народного образования) и здравоохранения СССР и союзных республик: «Уставом детского сада», «Временным положением о дошкольном детском учреждении — яслях-саде», «Положением о колхозном детском саде», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха», «Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» и другими документами. Так указаны задачи и структура каждого из типов дошкольных учреждений, наполняемость групп, особенности их комплектования, длительность пребывания детей в них.
«Уставом детского сада» предусматривается организация дошкольных учреждений в специально выстроенных для этой цели зданиях. Строительство осуществляется по типовым проектам, разработанным для определенного контингента детей и количества возрастных групп с учетом особенностей их режима, климатических зон, на основе санитарных, строительных норм и правил.
Подготовка к открытию дошкольного учреждения начинается за 2—3 месяца до того, как оно будет принято в эксплуатацию. Заведующий проверяет качество выполнения отделочных работ, продумывает план размещения групп, особенно малышей.
По окончании строительных работ здание принимает государственная комиссия. Новому учреждению приказом областного (краевого), городского и т. п. отдела народного образования присваивается порядковый номер или наименование, предоставляются юридические права государственной организации.
Сметой на строительство дошкольного учреждения предусматриваются бюджетные ассигнования на его оборудование. Исходя из этих ассигнований и руководствуясь соответствующими инструктивными документами, заведующий составляет перечень необходимого оборудования и инвентаря. Оборудование и мебель должны соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и способствовать нормальному развитию детей.
Для каждого дошкольного учреждения отводится земельный участок, чтобы обеспечить систематическое и длительное пребывание детей на воздухе во все времена года.
Помещение, участок и оборудование являются необходимыми материальными условиями правильной организации жизни и учебно-воспитательного процесса с детьми. Здание, сооружения, имущество дошкольного учреждения составляют государственную или колхозно-кооперативную собственность.
Финансирование дошкольных учреждений
Детские дошкольные учреждения финансируются за счет средств государственного бюджета, из фондов общественного потребления.
На содержание существующей сети дошкольных учреждений и ее расширение государство ежегодно выделяет огромные денежные средства. Это является убедительным свидетельством заботы Коммунистической партии и Советского правительства о женщине-матери и воспитании детей.
В расходах на содержание детей в дошкольных учреждениях принимают долевое участие родители. Размер их платы определяется исходя из общей суммы заработка отца и матери (или лиц, их заменяющих). Многодетные родители, матери-одиночки, инвалиды Великой Отечественной войны пользуются льготами, установленными государством. Плата родителей составляет в среднем 15—20% общих расходов на содержание ребенка.
Потребность дошкольных учреждений в денежных средствах определяется на основе финансового плана, называемого сметой. Смета — государственный планово-финансовый документ, в котором определены размеры денежных ассигнований на содержание учреждения в течение календарного года. Расходы на содержание вновь открываемого учреждения исчисляются с момента его сдачи в эксплуатацию.
Смета составляется по форме, установленной Министерством финансов СССР, и утверждается вышестоящей организацией, которой подчинено данное дошкольное учреждение (отделом народного образования или ведомством). В ней учитываются все затраты и источники их покрытия (средства госбюджета и родителей). В основную смету не включаются расходы на проведение летне-оздоровительных мероприятий. Для этого составляется дополнительная смета.
Планирование расходов в смете осуществляется по статьям бюджетной классификации на основании государственных норм расхода по каждой статье, из расчета на одного ребенка в год. Определяющими являются производственные показатели, которые характеризуют объем деятельности дошкольного учреждения: контингент детей (ясельного и дошкольного возраста); количество групп, их наполняемость; длительность работы учреждения; плановое число дней пребывания в нем одного ребенка в течение года. Кроме того, указываются размеры и объем занимаемого помещения, расчеты на отопление, освещение, водоснабжение и др. Смета включает все статьи расходов, предусмотренные на содержание дошкольного учреждения, в том числе на заработную плату, социальное страхование, канцелярские, учебные и хозяйственные расходы, питание детей, командировки и служебные разъезды, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий и сооружений. Заведующий дошкольным учреждением обязан обеспечить строгое соблюдение штатно-финансовой дисциплины при расходовании денежных средств в соответствии со сметой.
Финансовая деятельность дошкольных учреждений систематически контролируется контрольно-ревизионным управлением министерства финансов данной союзной республики и его органами на местах, а также вышестоящими организациями, в ведении которых они находятся. Порядок комплектования дошкольного учреждения педагогическими, медицинскими кадрами и обслуживающим персоналом осуществляется на основе «Устава детского сада» и «Временного положения о дошкольном детском учреждении — яслях-саде» в соответствии с типовыми штатами.
Организатором и руководителем дошкольного учреждения является заведующий, который назначается приказом городского (районного) отдела народного образования или ведомства (по согласованию с органами народного образования). В числе первых сотрудников нового дошкольного учреждения за один-два месяца до его открытия заведующий оформляет на работу завхоза и бухгалтера (в случае отсутствия централизованной бухгалтерии), составляет вместе с ними проект сметы на содержание учреждения и приступает к его оборудованию. За месяц до открытия учреждения заведующий через отдел народного образования подбирает кадры воспитателей.
В этот же период проводится оформление обслуживающего персонала: уборщиц-нянь, работников кухни, прачки и др. При приеме на работу каждый сотрудник знакомится с «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов», «Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках».
До открытия учреждения все работники, независимо от должности, занимаются его оборудованием и оформлением, готовясь к приему детей. В организационный период заведующий внимательно изучает деловые и личные качества каждого сотрудника, расставляет кадры, сочетая опытных воспитателей с начинающими. Знакомит работников с режимом работы детского сада.
Организация приема детей в дошкольные учреждения
В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» указывается: «Определение детей в детские дошкольные учреждения производится по желанию родителей или лиц, их заменяющих».
Порядок приема детей в детские дошкольные учреждения определены «Уставом детского сада», «Временным положением о дошкольном детском учреждении — яслях-саде», «Положением о о колхозном детском саде» и типовыми положениями о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи и слуха.
В первую очередь принимаются дети работающих, учащихся и многодетных матерей. Зачисление детей в дошкольное учреждение производится заведующим детским садом (яслями-садом) до направлению районного (городского) отдела народного образования или администрации предприятия, учреждения, правления колхоза по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза. Направление выдается на основании заявления родителей или лиц, их заменяющих.
Если дошкольное учреждение расположено далеко от районного центра, районный отдел народного образования с целью улучшения обслуживания населения разрешает заведующему производить прием детей по заявлению родителей с последующим оформлением путевки.
Для приближения дошкольного учреждения к месту жительства семьи и сокращения дальних переездов родителей с детьми отделам народного образования предоставлено право заполнять 10—15% мест в дошкольных учреждениях предприятий и ведомств (кроме колхозов) детьми, родители которых не работают на данном предприятии (в учреждении), но проживают в районе местонахождения дошкольного учреждения, принадлежащего ведомству.
Еще до открытия дошкольного учреждения заведующий выясняет в отделе народного образования или соответствующем ведомстве количество детей, их возраст и с учетом этих данных организует возрастные группы. Комплектование дошкольного учреждения строго по возрастному принципу обеспечивает всем детям всестороннее развитие в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Прием новых детей производится постепенно в течение двух недель сентября. Это требование особенно важно соблюдать в младших группах, чтобй уделить больше внимания каждому ребенку и помочь ему освоиться с новыми условиями жизни, познакомиться с воспитателями и сверстниками.
Документация дошкольного учреждения
В соответствии с «Уставом детского сада» в дошкольном учреждении должна вестись определенная документация.
Книга приказов оформляется после того, как детсаду присвоен порядковый номер. Все страницы ее нумеруются, в конце указывается количество листов.
Книга учета детей (форма ДП-2) включает сведения о детях и родителях, домашний адрес, дату поступления и выбытия ребенка.
В каждой группе ведется учет ежедневной посещаемости детей (форма ДП-3).
Ведутся также личные дела работников, детей, медицинские карты; график работы сотрудников, табель учета их рабочего времени; книга для записи замечаний и предложений лиц, которые инструктируют, инспектируют и ревизуют дошкольные учреждения; санитарный журнал; протоколы педагогических, производственных совещаний и родительских собраний; книги по учету инвентаря и продуктов питания; годовой план работы учреждения и др.
Педагогический коллектив и его состав
Во главе педагогического коллектива стоит заведующий дошкольным учреждением. Под его руководством осуществляется коммунистическое воспитание детей. Воспитатели, сестры-воспитательницы являются центральными фигурами организации и проведения педагогического процесса с детьми в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
В дошкольных учреждениях с большим количеством групп в помощь заведующему назначается воспитатель-методист, имеющий, как правило, высшее дошкольное образование и стаж работы не менее двух лет. Воспитатель-методист направляет педагогическую работу воспитателей и способствует ее совершенствованию.
Музыкально-эстетическое воспитание детей осуществляется музыкальным руководителем, а также воспитателями.
Медицинское обслуживание обеспечивают врач и старшая медицинская сестра.
Главная задача руководителя дошкольного учреждения — возглавить педагогический коллектив, мобилизовать его на творческое претворение в жизнь решений Коммунистической партии и Советского правительства в области общественного дошкольного воспитания. Заведующий должен всю свою деятельность подчинить задаче создания слаженного, целеустремленного, творческого коллектива, способного успешно решать стоящие перед ним задачи. Такому коллективу присуще сознание своей причастности к общему делу строительства коммунизма, стремление совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышать эффективность методов воспитания и обучения детей.
В яслях-саду при 6—7 группах выделяется 0,5 ставки воспитателя-методиста; при 8 группах — одна ставка; в детском саду при 8—9 группах 0,5 ставки воспитателя-методиста, при 10 — 12 группах — одна ставка.
Воспитатель дошкольного учреждения
Воспитатель дошкольного учреждения осуществляет воспитание детей и подготовку их к успешному обучению в школе. Характерными чертами высококвалифицированного воспитателя являются глубокое знание теории марксизма-ленинизма, педагогическое мастерство, активное участие в общественно-политической жизни страны.
Идейно-политическое воспитание работников дошкольных учреждений осуществляется в духе ленинских требований к педагогическим кадрам. «Теперь мы должны,— указывал В. И. Ленин,— воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом...».
Н. К. Крупская всегда подчеркивала общественное значение труда воспитателя, призывала дошкольных работников жить интересами социалистического государства, вносить свой трудовой вклад в дело построения социализма в нашей стране.
Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознавать свою ответственность перед Родиной и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к решению педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать росту товарищей по работе.
Знание марксистско-ленинской теории, понимание закономерностей развития природы и общества, общественно-политическая активность, владение общей и дошкольной педагогикой, детской психологией и физиологией позволяют воспитателю с подлинно научных позиций подходить к анализу педагогических явлений и успешно осуществлять всестороннее развитие ребенка.
Лучшие воспитатели обобщают свой опыт и делятся им на научно-практических кенференциях, Педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим творческим трудом они способствуют развитию теории и практики дошкольного воспитания.
Поддерживая постоянную связь с семьей, дошкольный педагог помогает родителям в воспитании детей.
Воспитатель — это член трудового коллектива, где наглядно проявляются его деловые и личные качества. Слаженный коллектив дошкольного учреждения, объединенный единством целей и задач, способствует развитию творческой инициативы и повышению эффективности воспитательного процесса, оказывает влияние на совершенствование морального облика и педагогического мастерства каждого сотрудника. Для советского педагога характерны чувство профессионального долга, понимание своего высокого назначения и ответственности, коммунистическое отношение к труду, творчество, целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою деятельность. Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными качествами: гражданственностью, принципиальностью, товарищеской взыскательностью, честностью и правдивостью.
Широк круг общественных дел воспитателя — от поручений в дошкольном учреждении до активного участия в государственном управлении в качестве народного депутата.
Педагогическое мастерство воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических знаний, опыта работы, любви к детям. Н. К. Крупская рассматривала мастерство педагога в тесной связи с его мировоззрением, идейной направленностью, общей и специальной подготовкой.
Искусством воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет и обладающий педагогическим тактом. Для работы с детьми дошкольного возраста важно также уметь петь и танцещать, красиво двигаться, правильно говорить, владеть навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками.
А. С. Макаренко писал: «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».
Мастерство воспитателя формируется постепенно. Еще в педагогическом училище будущие воспитатели учатся применять полученные теоретические знания на практике. Молодой специалист, с интересом вникающий в работу, получает от нее большое удовлетворение. Это стимулирует его к совершенствованию профессионального мастерства.
В целях повышения идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников в дошкольном учреждении организуются и систематически проводятся общественно-политические и методические мероприятия (политические занятия, семинары, заседания педагогического совета и т. п.), которые являются важным условием роста профессионального мастерства.
Глубокое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма вооружает воспитателей диалектическим подходом к педагогическому процессу, помогает проникнуть в его сущность.
Активно участвуя в методических мероприятиях, воспитатели узнают об опыте работы лучших дошкольных учреждений, знакомятся с новыми исследованиями в области психологии, дошкольной педагогики и специальных методик.
Важнейшее значение в становлении педагога-мастера имеет его систематическая работа по повышению своей квалификации. В «Положении о системе повышения квалификации воспитателей и заведующих детскими садами» говорится о таких путях для этого, как самостоятельная работа, занятия на курсах, а также участие в методических мероприятиях района, города.
Все это помогает дошкольным педагогам овладевать теорией и практикой коммунистического воспитания, творчески подходить к реализации «Программы воспитания в детском саду», применять разнообразные методы и приемы воспитания и обучения детей.
Важным качеством педагога-мастера является умение анализировать результаты своего труда и объективно оценивать его. Если дети приобрели устойчивые знания, умения и навыки по всем разделам «Программы воспитания в детском саду», то, следовательно, воспитатель эффективно владеет педагогически обоснованными методами и приемами воздействия.
Советский педагог, формирующий нового человека, сам должен быть передовым гражданином нашего общества. Коммунистическая убежденность, профессиональное мастерство, любовь к детям проявляются в делах, поступках, взаимоотношениях с людьми и служат средством воспитания детей. Н. К. Крупская, подчеркивая большое влияние, оказываемое на детей личностью педагога, писала: «Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как начальство... Для ребят идея не отделена от личности». «Воспитательница должна быть детям близким другом».
Особенно велико влияние взрослого на ребенка в дошкольном возрасте,- когда закладываются первые основы человеческой личности. «...Дитя воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности,— указывал К. Д. Ушинский,— и никакими формами, никакой дисциплиной, никакими уставами и расписаниями времени занятий невозможно искусственно заменить влияние человеческой личности. Это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно».
В дошкольном учреждении ребенок находится в течение первых семи лет своей жизни, и для него воспитатель является непререкаемым примером и авторитетом. Поэтому столь высоки требования к личности педагога.
Влияние воспитателя на ребенка осуществляется в повседневной жизни, в играх, на занятиях, в совместной трудовой деятельности и общении. Он должен внимательно изучать каждого ребенка, знать его индивидуальные особенности, относиться ко всем детям объективно, проявлять педагогический такт, справедливо оценивать их поведение и результаты деятельности, уметь вовремя прийти на помощь, интересоваться их жизнью в семье. Только тогда педагог сможет оказывать целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.
Непременным условием успешной деятельности воспитателя является любовь к детям в сочетании с разумной требовательностью к ним. Его искренность, сердечность, ласковость, доброта вызывают у детей ответное чувство привязанности.
Государственная система подготовки кадров дошкольных работников
В нашей стране подготовка кадров дошкольных работников осуществляется в педагогических училищах и на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов.
К подготовке специалистов дошкольного профиля предъявляются высокие требования. «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью».
В «Уставе детского сада» сказано, что воспитатель дошкольного учреждения должен иметь специальное образование. Подготовка воспитателей со средним специальным образованием осуществляется в педагогических училищах на дневных, вечерних и заочных отделениях на базе неполной и полной средней школы.
Учебный план педагогических училищ утверждается Министерством высшего и среднего специального образования СССР дифференцированно для каждого отделения (дневное, вечернее, заочное) с учетом общеобразовательной подготовки учащихся. Он предусматривает достаточную идейно-теоретическую и общеобразовательную подготовку учащихся путем изучения обществоведения, истории, основ научного атеизма, экономической географии, литературы, русского языка, математики, физики, химии, общей биологии, иностранного языка. Профессиональная подготовка будущих воспитателей осуществляется в процессе изучения анатомо-физиологических, психологических, педагогических дисциплин, необходимых для лучшего уяснения возрастных особенностей детей, содержания и методики воспитательно-образовательной работы с ними.
Существенное место в формировании высококвалифицированных специалистов дошкольного профиля принадлежит педагогической практике.
В результате теоретического и практического обучения воспитатель дошкольного учреждения должен глубоко овладеть основами марксистско-ленинского учения, методикой воспитания и обучения детей, приобрести профессиональную эрудицию и успешно применять полученные знания, умения, навыки в практической работе с детьми. По окончании педагогических училищ выпускники направляются на работу в дошкольные учреждения, где они призваны стать мастерами педагогического труда.
Лучшие учащиеся педагогических училищ и воспитатели дошкольных учреждений имеют возможность продолжать свое образование на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов. По окончании института выпускникам присваивается квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию.
Наиболее талантливые воспитатели, руководители дошкольных учреждений, получившие высшее педагогическое образование и имеющие опыт практической работы, могут продолжать обучение в аспирантуре, затем заниматься научной работой.
Заведующий - организатор и руководитель дошкольного учреждения
Заведующий является организатором и руководителем дошкольного учреждения, квалифицированным педагогом. Права и обязанности его определены «Уставом детского сада».
Заведующий дошкольным учреждением назначается из лиц, имеющих среднее или высшее педагогическое образование и стаж практической работы в нем не менее двух-трех лет. Вся его деятельность направлена на успешное решение задач коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Он обеспечивает необходимые условия для успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса в детском саду в полном соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями; создает в его коллективе обстановку деловитости, целенаправленности и слаженности, осуществляет общее руководство им. Заведующий в своей работе должен руководствоваться решениями Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам народного образования и дошкольного воспитания и уметь творчески претворять их в жизнь.
Высокая сознателвность и политическая зрелость, принципиальность, требовательность к себе и подчиненным сочетаются с уважением к ним — вот обязательные требования к заведующему дошкольным учреждением. Правильные взаимоотношения в коллективе способствуют соблюдению каждым работником трудовой и производственной дисциплины.
Положение руководителя обязывает заведующего постоянно повышать свой идейно-теоретический уровень и профессиональное мастерство, прочно владеть педагогическими знаниями, теорией и практикой воспитания и обучения детей, знать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием на современном этапе, и использовать свои знания в практической деятельности.
Руководство дошкольным учреждением необходимо осуществлять так, чтобы в центре внимания сотрудников всегда находились дети, постоянная забота об их всестороннем воспитании и развитии.
Заведующий должен хорошо знать программно-методические, инструктивные, нормативные документы и руководствоваться ими в своей работе. Он должен глубоко вникать в сущность педагогического процесса, ясно видеть достижения и промахи и принимать немедленные меры к устранению недостатков.
Руководитель дошкольного учреждения обязан осуществлять систематический контроль за работой сотрудников и оказывать им практическую помощь, объективно оценивать труд каждого из них, воспитывать нетерпимое отношение к недостаткам, создавать все условия для развертывания деловой критики и самокритики и использовать этот испытанный метод руководства в целях повышения качества общей работы. Современный руководитель должен поддерживать все новое, передовое, видеть перспективы деятельности учреждения.
Стиль руководства заведующего определяется государственным подходом к делу, созданием в учреждении обстановки деловитости, творчества, взаимопомощи, взаимоуважения.
Содержание работы заведующего вытекает из задач, стоящих перед детским учреждением, и включает следующие разделы: руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической деятельностью; руководство методической и воспитательной работой, а также работой с родителями. Все разделы работы учреждения взаимосвязаны и важны для его
нормального функционирования.
Руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической работой направлено на создание и совершенствование материальных условий, необходимых для жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения (достаточное и разнообразное питание, правильный режим дня и т. д.). Заведующий обеспечивает оборудование и благоустройство всех помещений, участка, проведение ремонтных работ, приобретение педагогических пособий и игрушек. Он руководит всей планово-финансовой деятельностью дошкольного учреждения, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует летне-оздоровительные мероприятия, подготовку к новому учебному году, проведение детских праздников, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения и др.
Важное место в руководстве занимают вопросы организации работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Уставом детского сада» и «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов».
При расстановке воспитателей необходимо учитывать уровень их образования, опыт практической работы с детьми, личные качества. Воспитатель, как правило, должен вести группу детей до передачи их в школу.
К обслуживающему персоналу дошкольного учреждения относятся: заведующий хозяйством, бухгалтер, повар, помощник повара, няни-уборщицы, кладовщик, прачка, столяр и др. На заведующего хозяйством возлагается руководство работой обслуживающего персонала и материальная ответственность за сохранность имущества дошкольного учреждения.
Обслуживающий персонал создает условия, без которых нельзя осуществить процесс воспитания детей: его заботливыми руками поддерживается в детском саду чистота и порядок, обеспечивается полноценное питание, уход за детьми.
Воспитатели и обслуживающий персонал должны составлять единый, слаженный коллектив, способный решать задачи коммунистического воспитания дошкольников.
Важнейшим разделом деятельности заведующего дошкольным учреждением является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Он организует разнообразные ее формы, направленные на повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методические мероприятия вооружают педагогический коллектив новыми знаниями, умениями, рациональными методами и приемами воспитания и обучения детей и содействуют улучшению качества работы.
Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации.
Педагогический совет дошкольного учреждения — это коллегиальный, постоянно действующий организационно-методический орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей. В его задачи входит: обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей в свете решений партии и правительства, определение конкретных мероприятий по их выполнению; внедрение в практику работы «Программы воспитания в детском саду»; изучение, обобщение и распространение передового опыта и др.
Содержание работы педагогического совета определяется годовым планом. На совете обсуждаются вопросы, имеющие важное значение для улучшения качества воспитания детей и определяющие перспективы деятельности дошкольного учреждения. Эффективность работы педагогического совета зависит от тщательности подготовки каждого его заседания, от активности воспитателей, принимающих участие в обсуждении выдвигаемых вопросов, от конкретности решений и проверки их исполнения. В состав педагогического совета входят: заведующий, воспитатель-методист, воспитатели, сестры-воспитательницы, музыкальный руководитель, врач (или старшая медицинская сестра), председатель родительского комитета. Все члены совета имеют права решающего голоса. Председателем совета является заведующий; избирается постоянный секретарь на учебный год. Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в 2 месяца.
Просмотры занятий, прогулок, игр, режимных процессов осуществляются с целью обмена опытом работы. Просмотр проводится под руководством заведующего или воспитателя-методиста и обязательно завершается обсуждением, в ходе которого отмечаются положительные стороны в работе воспитателя, даются рекомендации для устранения замеченных недостатков. Лучший опыт рекомендуется для заимствования с учетом условий работы в конкретной возрастной группе и возможностей детей.
Педагогический кабинет дошкольного учреждения организуется для оказания методической помощи воспитателям в реализации «Программы воспитания в детском саду», а также с целью обобщения и распространения лучшего опыта их работы. В кабинете должна быть необходимая политическая, методическая и детская литература, наглядные пособия, образцы педагогической документации (годовой, календарный план работы, отчеты), материалы из опыта работы воспитателя, музыкального руководителя (доклады, конспекты занятий, образцы планов и отчетов о воспитательной работе, записи детских игр, протоколы родительских собраний, обсуждения открытых занятий, лучшие детские работы, фотостенды и др.).
Целевое посещение возрастных групп заведующим осущест] ляется систематически в соответствии с годовым планом работы
учреждения для изучения постановки в них учебно-воспитательной работы, выявления лучшего опыта, предупреждения и устранения недостатков.
Наблюдая и анализируя работу с детьми, заведующий имеет возможность проверить выполнение «Программы воспитания в детском саду», эффективность используемых воспитателем приемов и методов, уровень знаний, умений и навыков детей. Он оценивает результаты повышения квалификации воспитателя, его умения применять полученные знания в практической работе. Наряду с этим заведующий, посещая различные возрастные группы, выявляет действенность своего руководства работой отдельных воспитателей и всего педагогического коллектива.
Большое внимание уделяет заведующий детским садом планированию учебно-воспитательной работы по возрастным группам, осуществляет просмотр и анализ планов. План обеспечивает систематическое и последовательное выполнение «Программы воспитания в детском саду», единство требований работающих в каждой группе воспитателей, преемственность в их деятельности.
При проверке и анализе планов обращается внимание на соответствие намечаемой образовательно-воспитательной работы программным требованиям, идейность, доступность и системность подачи материала, целесообразность отобранных методических приемов, осуществление индивидуальной работы с детьми, связь запланированного с предыдущими результатами. Планы проверяются не реже двух раз в месяц и утверждаются заведующим.
Коллективные и индивидуальные консультации организуются заведующим по результатам изучения состояния учебно-воспитательной работы в возрастных группах, проверки педагогической документации и детских работ, а также по просьбе одного или нескольких воспитателей.
Большую помощь должен оказывать заведующий молодым воспитателям. Он помогает им овладеть педагогическим мастерством, установить контакт с родителями, вселяет уверенность в своих силах. С этой целью используются разнообразные методы: наглядный показ организации детского коллектива, проведения занятий, игр, помощь в составлении педагогической документации, рекомендация методической литературы и др. Очень эффективным является наставничество, которое может принимать разные формы.
Направляя и контролируя работу воспитателей, заведующий поощряет творческую инициативу, ценные начинания, отмечает наиболее удачные методы и приемы, способствующие осуществлению разностороннего воспитания детей, организует обмен опытом работы, с тем чтобы успехи лучших воспитателей стали достоянием всего коллектива.
Воспитатели в семинарах и кружках при роно изучают основы марксистско-ленинского учения, документы и материалы, раскрывающие деятельность Коммунистической партии и Советского правительства, жизнь нашей страны, слушают лекции о международном положении и т. д. Повышение их профессиональной квалификации осуществляется на педагогических советах, открытых занятиях, в процессе обсуждения педагогических новинок, журналов, пособий. Кроме того, с этой целью каждый воспитатель обязан принимать активное участие в общественно-политических и методических мероприятиях, которые организуются методическим кабинетом района. Заведующий контролирует эту работу воспитателей, знакомится с ее содержанием, принимает меры к тому, чтобы все ценное в воспитании и обучении детей стало достоянием педагогического коллектива.
По существующему положению каждый воспитатель должен повышать свою квалификацию на курсах, организуемых отделом народного образования, один раз в 5 лет.
Дошкольные учреждения осуществляют коммунистическое воспитание детей в тесном содружестве с семьей.
Работу с родителями направляет заведующий. Он знает их социальный состав, профессии, место работы, образование и культурный уровень, состав семьи и условия быта, интерес к вопросам воспитания. Укрепление связи и контактов с семьей зависит от умения заведующего и педагогов организовать эту работу содержательно, убедительно, доходчиво, используя все известные формы и находя новые.
Заведующий проводит общие родительские собрания, руководит подготовкой групповых собраний, организацией выставок, консультаций, лекций и других мероприятий для родителей.
Под непосредственным руководством заведующего работает родительский комитет.
Работа дошкольного учреждения требует четкой организации и умелого руководства: умения правильно расставить кадры и добиваться высокой ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Это обеспечивается четким планированием и осуществлением контроля за выполнением намеченного. Годовой план работы детского сада составляется в соответствии с решениями партии и правительства в области народного образования и дошкольного воспитания и программно-методическими документами Министерства просвещения СССР и союзных республик. Он включает следующие разделы: 1. Вводная часть.
2. Основные задачи. 3. Организационно-педагогическая работа. 4. Мероприятия по повышению идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. 5. Работа с родителями. 6. Административно-хозяйственная работа. 7. Повышение квалификации обслуживающего персонала. 8. Медицинские мероприятия. 9. Производственно-массовые мероприятия.
Приступая к планированию работы на учебный год, заведующий совместно с общественными организациями дошкольного учреждения анализирует и оценивает состояние работы за истекший год, учитывает наличные условия, состав педагогических кадров и их деловые качества. Исходя из этого намечаются основные задачи, над решением которых будет работать коллектив. Будучи четко сформулированы, они создают ясную перспективу его деятельности и сосредоточивают внимание на еще нерешенном. Каждая задача плана должна быть раскрыта в конкретных мероприятиях. Обязательно указываются сроки выполнения каждого из них и ответственные исполнители. План составляется на учебный год (с первого сентября текущего года). Он обсуждается и утверждается на производственном совещании или расширенном педагогическом совете и является обязательным для каждого члена коллектива.
На основании годового плана составляются планы работы на месяц. Содержание годового и месячных планов должно охватывать все стороны жизни и деятельности учреждения.
Для осуществления последовательного и четкого руководства всеми разделами работы заведующий устанавливает постоянные дни для проверки планов, посещения групп, приема родителей, решения хозяйственных вопросов. Такая система организации его работы дисциплинирует коллектив и обеспечивает целенаправленное руководство.
В конце учебного года подводятся итоги проделанного. Для этого используются отчеты воспитателей, записи личных наблюдений заведующего и протоколы проведения методических и производственных мероприятий. Выводы отчета должны стать исходными при определении задач на следующий год. Заведующий дошкольным учреждением должен умело сочетать ленинский принцип единоначалия с коллективностью руководства. Деловой контакт с партийной, комсомольской, профсоюзной организациями, принятие совместных решений по производственным и кадровым вопросам являются залогом успешной работы детского сада. В Программе КПСС записано: «В период развернутого строительства коммунизма повышается роль общественных организаций. Особенно возрастает значение профессиональных союзов как школы управления, школы хозяйствования, школы коммунизма».
Общественные организации дошкольного учреждения должны выполнять свою авангардную роль в воспитании коллектива и активно влиять на повышение идейно-теоретического уровня и деловой квалификации работников, воспитывать у них коммунистическое отношение к труду. Так, задача профсоюзной организации как наиболее массовой — поддерживать все новое, передовое, содействовать пропаганде лучшего опыта, помогать заведующему регулировать взаимоотношения в коллективе. Профсоюзная организация содействует лучшей организации труда, требует от каждого сотрудника ответственного отношения к порученному делу, выражая это в форме товарищеской взыскательности. Большую работу она должна проводить по повышению общественной активности членов профсоюза, по мобилизации коллектива на решение задач, стоящих перед учреждением.
Комсомольцы и члены КПСС показывают пример творческого решения стоящих перед детским садом задач, повседневно помогают заведующей в повышении идейно-теоретического уровня всей воспитательно-образовательной работы.
Организация дошкольных учреждений в сельской местности
Ведущим типом дошкольного учреждения в колхозах являются постоянно действующие детские сады. Они организуются в соответствии с «Положением о колхозном детском саде» (1954) и призваны решать задачи коммунистического воспитания детей и успешной подготовки их к обучению в школе.
Детские сезонные площадки создаются на период сельскохозяйственных работ. В «Положении о колхозных сезонных детских учреждениях» сказано: «Сезонные детские учреждения (детские площадки и ясли) организуются... в целях создания условий для активного участия женщин-колхозниц в сельскохозяйственном производстве и обеспечения правильного ухода за детьми и их воспитания».
Детские сады и сезонные площадки создаются по решению общего собрания колхозников и содержатся за счет фондов колхоза и долевого участия родителей. Длительность пребывания детей в них определяется продолжительностью рабочего дня матери. В случае, если родители работают на полевом стане, далеко от центральной усадьбы, детские площадки, ясли и детские сады обеспечивают круглосуточное обслуживание детей.
Заведующий дошкольным учреждением назначается правлением колхоза по согласованию с отделом народного образования и отчитывается перед ними за свою работу.
Комплектование групп производится в зависимости от наличия детей. На детской площадке в одну группу целесообразно
определять дошкольников смежных возрастов; детей раннего возраста желательно выделять в отдельную группу.
Воспитательная работа с детьми осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Большое значение для развития дошкольного воспитания в сельской местности имеет постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973). В соответствии с ним осуществляются мероприятия по обеспечению сельских детских садов, площадок и яслей необходимым оборудованием, игрушками, учебными пособиями. Их работникам, не являющимся членами колхозов, предоставляются бесплатно, за счет колхозов, квартиры и коммунальные услуги и др.
Большую помощь в подборе педагогических кадров, налаживании воспитательной работы в сельском детском саду оказывают отделы народного образования, педагогические училища, факультеты дошкольного воспитания педагогических институтов.
Система руководства дошкольным воспитанием в СССР
В соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973) педагогическое руководство и обеспечение дошкольных учреждений кадрами педагогических работников (независимо от ведомственной подчиненности учреждений) осуществляют Министерство просвещения СССР, министерства просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, и их местные органы.
В Министерстве просвещения СССР имеется Управление по дошкольному воспитанию, которое осуществляет непосредственно руководство делом дошкольного воспитания в стране через соответствующие управления (отделы) министерств просвещения (народного образования) союзных республик.
Управление по дошкольному воспитанию Министерства просвещения СССР руководствуется в своей работе постановлениями Коммунистической партии и Советского правительства о развитии и совершенствовании общественного дошкольного воспитания. На основании партийно-правительственных документов Управление по дошкольному воспитанию руководит уточнением и углублением содержания воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, в семье, совершенствованием «Программы воспитания в детском саду», оказывает помощь союзным республикам в улучшении методического руководства дошкольными учреждениями, осуществляет контроль за их деятельностью.
В союзных республиках руководство дошкольным воспитанием осуществляется управлениями (отделами) по дошкольному
воспитанию министерств просвещения (народного образования) этих республик через областные, краевые, городские (города республиканского подчинения) отделы народного образования и министерства просвещения АССР.
Управления (отделы) по дошкольному воспитанию министерств просвещения союзных республик выполняют те же функции — руководящую, координирующую, контролирующую — в пределах территории данной республики.
Областные, краевые, городские отделы народного образования и министерства просвещения АССР подчиняются министерствам просвещения союзных республик и осуществляют руководство работой дошкольных учреждений через районные отделы народного образования. В областных, краевых, городских отделах народного образования созданы дошкольные секторы, на которые возложены руководство и контроль за деятельностью районных отделов народного образования и подчиненных им учреждений, повышения квалификации дошкольных работников.
Районный отдел народного образования осуществляет методическое руководство всеми дошкольными учреждениями, расположенными на территории района, независимо от их ведомственной принадлежности, систематически контролирует их деятельность, следит за правильным размещением сети дошкольных учрежде-лий в соответствии с развитием производительных сил в районе (области). Непосредственное руководство работой дошкольных учреждений возложено на инспектора-методиста по дошкольному воспитанию отдела народного образования. В помощь отделу народного образования для улучшения воспитательной работы и усиления контроля за работой дошкольных учреждений широко привлекается общественность: общественные инспектора, методисты, руководители методических объединений, создается совет содействия семье.
Работа инспектора по дошкольному воспитанию сложна и многогранна. Инспектор в своей деятельности руководствуется решениями Коммунистической партии и Советского правительства в области дошкольного воспитания, «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», а также инструктивными и программно-методическими документами министерства просвещения (народного образования). Инспектор — это организатор и руководитель дошкольного дела в районе, квалифицированный педагог-методист, государственный контролер. Он должен быть политически грамотным, морально устойчивым, иметь государственный подход к делу, оперативно решать вопросы руководства дошкольными учреждениями, объективно и дифференцированно оценивать их работу, сочетая требовательный контроль с оказанием практической помощи, должен уметь работать с людьми, проявляя педагогический такт.
Для успешного руководства всеми разделами работы дошкольных учреждений инспектор обязан четко планировать свою деятельность, широко опираться на общественность.
Особой заботой инспектора является удовлетворение потребностей населения в дошкольных учреждениях. С этой целью он принимает участие в составлении текущих и перспективных планов по расширению сети и осуществляет систематический контроль за вводом новых учреждений в эксплуатацию. Инспектор строго контролирует выполнение дошкольными учреждениями народнохозяйственного плана, добиваясь их рентабельной работы, уделяет большое внимание строительству детских садов на селе, заботится об улучшении их материальной базы.
Инспектор должен разбираться в вопросах финансирования, знать нормативные документы по оборудованию дошкольных учреждений, питанию детей, систематически контролировать своевременность и правильность расходования денежных средств на содержание учреждения, работать в контакте с централизованной бухгалтерией.
Посещая дошкольные учреждения, инспектор изучает состояние методической, воспитательной и административно-хозяйственной работы, выявляет передовой опыт, недостатки в работе, оказывает необходимую помощь. Он осуществляет контроль за выполнением «Программы воспитания в детском саду», изучает состав и расстановку педагогических кадров, принимает меры, направленные на повышение уровня их квалификации.
Важное место в работе инспектора занимает руководство деятельностью родительских комитетов и организация работы по пропаганде педагогических знаний среди населения; он определяет содержание и формы этой работы в соответствии с условиями района. Инспектор ведет прием населения, внимательно выслушивает посетителей, удовлетворяет их просьбы в устройстве детей в дошкольные учреждения.
В нашей стране создана система методического руководства дошкольным воспитанием. Это руководство осуществляется через республиканский, областной (краевой), городской, районный методический кабинеты. Они создаются при соответствующем отделе народного образования и являются его методической базой. При министерствах просвещения (народного образования) союзных республик и министерствах просвещения АССР создаются республиканские методические кабинеты.
Районный дошкольный методический кабинет занимается повышением квалификации всех категорий дошкольных работников. Участие в его работе является обязательным для каждого воспитателя и заведующего.
Содержание деятельности кабинета определяется очередными задачами, стоящими перед дошкольными учреждениями, состоянием методической и воспитательной работы в учреждениях и уровнем квалификации воспитателей. Поэтому сотрудники кабинета систематически изучают работу дошкольных учреждений и в соответствии с этим строят свое руководство.
Основной формой повышения профессионального мастерства воспитателей являются методические объединения, которые вооружают педагогический состав теоретическими знаниями, практическими умениями и помогают выполнять «Программу воспитания в детском саду». Методический кабинет организует также кружки, семинары, участие в работе которых содействует более глубокой специализации по избранной проблеме, развивает научные и познавательные интересы воспитателей и заведующих.
Для повышения квалификации дошкольных работников большое значение имеет обмен опытом педагогической работы на Педагогических чтениях, научно-практических и итоговых конференциях, а также лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения детей.
Методический кабинет изучает, обобщает и распространяет передовой опыт, используя разнообразные пути: методические объединения, совещания по обмену опытом работы, печать, радио, выставки, фотовитрины, стенды и др.
Областные (краевые), городские (республиканского подчинения) дошкольные методические кабинеты существуют самостоятельна или при институтах усовершенствования учителей. Они организуют повышение идейно-теоретического уровня и деловой квалификации руководящего состава дошкольных работников (инспекторов, методистов, руководителей методических объединений, кружков, семинаров при районных отделах народного образования); знакомят их с партийно-правительственными документами по дошкольному воспитанию, а также с новыми программно-методическими материалами, рекомендуют пути и способы их внедрения в практику работы дошкольных учреждений; осуществляют обучение приемам руководства методической работой, методам инспектирования, составлению педагогической документации, способам оказания помощи заведующим и воспитателям, проверки уровня знаний и навыков детей, организации обмена опытом по руководству методической работой, контролю за работой районных методических кабинетов.
При министерствах просвещения (народного образования) союзных республик создаются республиканские научно-методические кабинеты. Они разрабатывают методические рекомендации о содержании, формах и методах воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, оказывают методическую помощь дошкольным методическим кабинетам АССР, областным (краевым), городским, районным, изучают опыт их работы.
Республиканский кабинет руководит работой по повышению идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации
через подчиненные ему областные (краевые), городские кабинеты. Он изучает результативность выполнения «Программы воспитания в детском саду», качество знаний, умений и навыков детей; принимает участие в разработке наглядных пособий, учебных планов курсов, семинаров, кружков; изучает эффективность работы по повышению квалификации в областях (краях), городах, районах, представляет лучший опыт работы для экспонирования на всесоюзных, республиканских выставках, разрабатывает рекомендации по его внедрению.
Республиканский кабинет работает с руководящим составом министерств пресвещения автономных республик, областных (краевых), городских отделов народного образования (инспектора, методисты, руководители кружков, семинаров и др.).
Передовой опыт работы дошкольных учреждений, отделов народного образования, республиканских, областных (краевых), городских, районных методических кабинетов демонстрируется в павильоне «Неродное образование» на ВДНХ СССР. Здесь представлены также новые научные исследования в области дошкольного воспитания («Наука — практике»), проводятся всесоюзные семинары, научно-практические конференции по обмену опытом. Роль общественности в нашей стране очень велика. Трудящиеся на общественных началах активно участвуют в культурном и хозяйственном строительстве, охране общественного порядка.
Большую роль играет общественность в руководстве дошкольным воспитанием. При отделах народного образования созданы Советы содействия дошкольному воспитанию и специальными положениями определены права общественного инспектора и методиста по дошкольному воспитанию.
Усилия общественности направлены на повышение качества воспитания и обучения детей, творческое внедрение передового опыта и оказание практической помощи работникам дошкольных учреждений. Актив отдела народного образования — это лучшие воспитатели, опытные заведующие, ветераны дошкольного воспитания и родители. Своим бескорыстным трудом они вносят неоценимый вклад в дело коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.