Классики марксизма-ленинизма о значении общественного дошкольного воспитания
Идеи о необходимости общественного дошкольного воспитания впервые были сформулированы социалистами-утопистами, искавшими пути создания совершенного человеческого общества. Однако только в середине XIX в., когда К. Маркс и Ф. Энгельс создали теорию научного коммунизма, вопрос о значении общественного дошкольного воспитания был поставлен на реальную основу. Оно рассматривалось классиками марксизма как важнейшее средство раскрепощения трудящейся женщины-матери, предоставления ей возможности активно участвовать в производственной, политической и культурной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что именно общественное воспитание детей в специальных учреждениях является наиболее совершенным средством формирования всесторонне развитых людей. Но научно обоснованная система общественного дошкольного воспитания, используемого в интересах всего народа, могла быть осуществлена только при социализме.
В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс наметили основные мероприятия по воспитанию подрастающего поколения, которые должен осуществить пролетариат после завоевания политической власти: «Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.».
Чтобы общественное воспитание приносило нужные результаты, оно должно начинаться возможно раньше. Ф. Энгельс в работе «Принципы коммунизма» сформулировал эту задачу следующим образом: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет».
В. И. Ленин, продолжая дело К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил марксизм применительно к новым историческим условиям. Много внимания он уделял вопросам воспитания и образования. В. И. Ленин указывал, что широкое вовлечение женщин в капиталистическое производство повышает их экономическую и политическую роль в обществе, но безудержная эксплуатация ведет к ухудшению их здоровья, препятствует полноценному физическому развитию и воспитанию детей.
Именно поэтому в основных партийных документах, составлявшихся при самом активном участии В. И. Ленина, ставились задачи защиты материнства и младенчества и создания системы общественного дошкольного воспитания. В Программе РСДРП, принятой II съездом партии в 1903 г., впервые в истории мирового рабочего движения были выдвинуты следующие требования:
«6. Воспрещения женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; освобождения женщин от работы в течение четырех недель до и шести недель после родов, с сохранением заработной платы в обычном размере за все это время. 7. Устройства при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей; освобождения женщин, кормящих ребенка, от работы не реже чем через три часа на время не менее чем на полчаса».
Победа социалистической революции в России позволила подойти к решению задач общественного дошкольного воспитания как неотъемлемой части всей системы народного образования. В Программе РКП(б), принятой на VIII съезде в 1919 г., была поставлена задача создания «сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». В. И. Ленин, назвав эти учреждения «ростками коммунизма», определил их принципиально важную роль в социалистическом обществе. Дошкольные воспитательные учреждения получили в СССР широкое развитие. Детские сады и ясли предоставляют работающим матерям реальные возможности активного участия в общественной жизни, вносят большой вклад в формирование будущих строителей коммунизма. В соответствии с возрастными особенностями детей здесь реализуются задачи коммунистического воспитания, всестороннего гармонического развития личности.
Важную роль играют дошкольные учреждения в подготовке детей к учению в школе.
Краткий очерк развития дошкольного воспитания
На ранних этапах человеческой истории при первобытнообщинном строе основным средством подготовки детей к жизни были игры с примитивными игрушками, изображавшими охотничьи и трудовые орудия, подражание занятиям взрослых. Средством морального воспитания являлся фольклор (сказки, предания, пословицы и поговорки), передававший новым поколениям правила и нормы поведения в различных жизненных ситуациях.
В античной Греции появились зачатки педагогической теории, включающей идеи о воспитании детей дошкольного возраста в семье. Наибольшую известность приобрели спартанская и афинская системы воспитания, существенно различавшиеся по своим целям и средствам. В Спарте, военном рабовладельческом государстве, они определялись задачами воспитания будущих граждан-воинов. Общественная мораль предписывала с раннего возраста воспитывать детей смелыми, закаленными, неприхотливыми в пище и одежде, не знающими, что такое плач и своеволие. Со стремлением иметь в будущем здоровых детей было связано и то внимание, которое уделялось физическому воспитанию девочек и девушек.
В Афинах дети рабовладельцев проводили время в основном в изолированной женской части дома. Они получали более изнеженное воспитание, чем спартанцы. Из рук кормилицы ребенок поступал в руки педагога (от двух слов «пайдос» - дитя и «аго» - веду за руку), часто из рабов, уже неспособных к физическому труду.
Для спартанской и афинской систем, при всем их различии, общим было воспитание презрения к рабам и физическому труду, взгляд на образование как монополию свободных людей.
В формировании основ педагогической теории особое значение имели взгляды выдающихся философов Древней Греции Платона и Аристотеля.
Платону (427-347 гг. до н.. э.) принадлежит определение важнейших педагогических понятий, таких, как сущность воспитания и обучения, соотношение общественного устройства и воспитания. Он выдвинул идею государственной системы воспитания детей свободных граждан с раннего возраста. Платон указал на игру как важное средство воспитания, определил основные требования к лицам, занимающимся воспитанием детей.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) сформулировал идею гармонического развития личности, которое включало физическое, умственное и нравственное воспитание. Большое значение он придавал природосообразности воспитания. Дошкольный период Аристотель выделял как особый и важный этап в формировании личности. В этот период наряду с разнообразными играми следовало, по его мнению, использовать развивающие ум рассказы, а начиная с пятилетнего возраста целенаправленно готовить детей к школе.
Важную роль в формировании основ теории дошкольного воспитания сыграл первый в истории педагогики специально педагогический трактат, написанный римским педагогом Марком Фабием Квинтилианом (42-118), - «О воспитании оратора». Этот труд охватывает широкий круг проблем, среди которых и вопросы дошкольного воспитания. Квинтилиан подчеркивал валеность влияния окружающей среды на формирование первоначальных представлений у детей и указывал на вредное, разлагающее влияние современного ему общества.
Говоря о воспитании детей до школы, Квинтилиан обращается к родителям, кормилице и педагогу. От кормилицы, помимо физического здоровья, требуется высокая нравственность и хороший, правильный язык. Выбор педагога - весьма сложное дело, так как от него ребенок получает и знания о мире, и представления о нормах морали.
Квинтилиан считал возможным проводить до школы систематические занятия с детьми. Однако при этом объем сообщаемых знаний не должен быть обширным, методика их передачи должна создавать у детей радостные переживания, вызывать интерес, «чтобы ребенок не возненавидел учение, которое полюбить не имел еще времени».
В период феодализма огромное влияние на воспитание детей оказывала католическая религия, утверждавшая, что каждый человек несет в себе греховное начало. Победить эту греховность можно, согласно церковному учению, лишь превращением земной жизни в подготовительный этап к жизни загробной. Чтобы заслужить будущее райское блаженство, человек должен жить в полном подчинении предписаниям церкви и постоянном страхе божьем, заниматься умерщвлением плоти. С малых лет следует подавлять в детях стремление к шалостям, земным радостям, играм и развлечениям и укрощать подобные проявления строгими мерами, в том числе и физическими наказаниями. Католическая церковь враждебно относилась к античной культуре, как созданной язычниками.
В XIV-XVI вв., в эпоху Возрождения, общественная мысль вновь обращается к человеку, становится гуманистической (humanus - человечный), призывает возродить античную цивилизацию - культуру, искусство, науку. Изменяются и взгляды на ребенка, которого гуманисты рассматривают как природное существо, имеющее право на радостную жизнь, физическое развитие, игры, интеллектуальные занятия. Но гуманизм эпохи Возрождения носил аристократический характер, защищал интересы детей только привилегированной части общества, а дети народа продолжали воспитываться под гнетущим влиянием церкви.
В трудах первых социалистов-утопистов Томаса Мора (1478-1535) «Утопия» и Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца» нашли выражение мечты о совершенном человеческом обществе, свободном от эксплуатации, нищеты и классового неравенства. В описанных Т. Мором и Т. Кампанеллой идеальных государствах введено общественное воспитание всех детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется их физическому развитию, обучение происходит в играх с широким использованием наглядности.
Учение Яна Амоса Коменского о материнской школе
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое
внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Коменский принадлежал к религиозной общине Чешских братьев, выступавшей против католической религии и феодального гнета и объединявшей народные массы Чехии. Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».
Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития
природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет. Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом раз-витки детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт.и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она - основное средство развития детей.
Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.
Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.
С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.
Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».
Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.
Многие положения Коменского - о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными осрбенностями.
Школа для малолетних детей Г. Песталоцци
Большой вклад в развитие теории дошкольного воспитания внес выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци (1746-1827). Он жил в период разрушения феодальных общественных отношений и перехода к капитализму, видел широкое обнищание народа и распад прежних моральных норм. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования. Утопичность его воззрений состояла в иллюзорной вере в то, что само по себе просвещение гарантирует народным массам лучшую жизнь.
Песталоцци считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность.
Песталоцци ставил перед системой воспитания задачу гармонического - физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей. Он предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребенка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве.
Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжелательного, любовного отношения ребенка от ближайшего окружения, на все более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный положительный опыт детей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других, проявить какие-то усилия и т. п.), накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребенок учится поступаться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим.
В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения, во многом определивших его значение в истории педагогики. Первым было доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания Песталоцци считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка следует прежде всего научить считать, измерять и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.
Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении, т. е. таком построении процесса учения, которое ведет не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Эта идея оказалась весьма плодотворной и получила дальнейшее развитие в трудах многих педагогов.
Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребенка об окружающем мире.
При всей ограниченности и утопичности общественно-политических взглядов Песталоцци его горячая любовь к народу, просветительская деятельность и выдвинутые им идеи оказали большое влияние на развитие мировой педагогической мысли.
Школа для маленьких детей Р. Оуэна
Роберт Оуэн (1771 - 1858) принадлежал к числу выдающихся социалистов-утопистов. Он подверг резкой критике капиталистический строй и провозгласил необходимость установления общественной собственности на средства производства.
Оуэн успешно осуществил первую попытку общественного дошкольного воспитания детей рабочих. Будучи управляющим, а затем совладельцем бумагопрядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), Оуэн провел ряд мероприятий для облегчения жизни рабочих: сократил рабочий день до 10,5 часа (вместо 14 - 16), запретил принимать на работу детей до 10 лет, увеличил заработную плату, построил новые дома. Большое внимание он уделял формированию новых людей, свободных от пороков капиталистического строя. Этой цели должен был служить организованный им в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», в который входили: ясли для детей от 1 до 3 лет, «школа для маленьких детей» от 3 до 5 лет, начальная школа для детей от 5 до 10 лет. В «Новом институте» проводились также занятия для работающей молодежи, устраивались лекции и культурные развлечения для рабочих и их семей.
Дошкольные учреждения обслуживали до 300 детей. Занятия проводились в специально отведенных, красиво оформленных помещениях и на площадке для игр. Организация этих учреждений преследовала две цели: во-первых, матери-работницы освобождались от забот о своих детях во время работы, во-вторых, Р. Оуэн стремился как можно раньше оградить детей от дурного влияния окружающей среды. Большое внимание уделялось воспитанию у детей честности, правдивости, вежливости, духа коллективизма. С целью развития у детей хороших манер и вкуса их одевали в красивые национальные шотландские костюмы или свободное платье, напоминающие древнеримскую тунику, учили танцам и пению.
Большую часть дня дети проводили в играх на воздухе. Во время игр воспитатели обращали внимание детей на окружающую природу, в помещении с ними велись непринужденные беседы, проводилось ознакомление с предметами обстановки, их назначением. Во время бесед и занятий широко использовалась наглядность. До начальной школы детей не учили чтению, так как Оуэн был против раннего чтения книг детьми. Он считал, что непринужденные беседы, наблюдения в природе, ознакомление с предметами и явлениями реальной жизни являются более эффективными средствами их развития. Кроме того, учебные книги того времени имели в основном религиозную окраску, а все направление воспитания в учреждениях Оуэна было безрелигиозным.
Особое внимание Оуэн уделил подбору воспитателей, главными качествами которых он считал не образованность, а любовь к детям,доброту и порядочность.
Деятельность Оуэна в области дошкольного воспитания получила высокую оценку передовой общественности. Ф. Энгельс писал: «В Нью-Ланарке были впервые введены школы для детей младшего возраста, придуманные Оуэном. В них принимали детей начиная с двухлетнего возраста, и дети так хорошо проводили там время, что их трудно было увести домой».
Многосторонняя деятельность снискала Оуэну большую известность. Нью-Ланарк посещали предприниматели, государственные и общественные деятели. Оуэн стал европейской знаменитостью. Но положение рабочих в целом никак не улучшалось. Убедившись, что его деятельность не в состоянии заставить буржуазию изменить социальный строй, Оуэн встал на путь решительной критики капитализма.
Пока Оуэн занимался своими филантропическими опытами, он, по словам Ф. Энгельса, «пожинал только богатство, одобрение, почет и славу... Но как только он выступил со своими коммунистическими теориями, дело приняло другой оборот».
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили педагогические идеи и общественно-педагогическую деятельность Оуэна. Прогрессивные стороны его учения и педагогического опыта были охарактеризованы К. Марксом как «зародыш воспитания эпохи будущего».
Детские сады Ф. Фребеля
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).
Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).
Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.
Дома ребенка М. Монтессори
В конце XIX - начале XX в. в зарубежной дошкольной педагогике происходят значительные изменения. В связи с успехами естественных наук - биологии, физиологии и на их основе психологии - происходит дальнейшее развитие педагогики и ее отдельных отраслей, в том числе дошкольной педагогики. Капитализм вступил в новый - империалистический этап развития. Стремление буржуазии подчинить своему влиянию все стороны общественной жизни приводит к тому, что педагогика становится объектом пристального внимания буржуазных идеологов. Громогласно объявляя педагогику беспартийной и надклассовой, идеологи капитализма пытались обосновать классовые различия в обществе якобы природными различиями людей. Доказывая, что власть имущие стали таковыми не в силу экономических причин, а благодаря природному превосходству над другими, многие буржуазные педагоги распространяли идеи спонтанного развития личности ребенка в процессе свободного самовоспитания и самообучения, проповедовали отказ от руководящей роли воспитателя, ограничивая его роль созданием соответствующих условий и возможностей для саморазвития детей.
Сравнительно широкое распространение получают в этот период детские сады, которые освобождали женщин-матерей, все более вовлекаемых в процесс капиталистического производства, от ухода за детьми и планомерно воспитывали детей в духе норм буржуазной морали.
В области общественного дошкольного воспитания периода империализма особенно выделяется видный итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952). В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного возраста, осуществлялась своеобразная система воспитания. От воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Но при этом влияние воспитателя сохранялось безусловно и несомненно. Прежде всего, дети воспитывались в четко выраженном религиозном духе, на котором строилось все нравственное формирование. Использовались специальные упражнения для выработки послушания. Отрицание коллективных форм деятельности детей, занятия с отдельным ребенком вели к возникновению у детей резко индивидуалистических черт.
Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал. В основу занятий были положены материалы и упражнения, взятые из практики работы с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена на выработку у детей определенных умений и навыков: различать предметы по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные звуки и запахи. Интересные и ценные в отдельности, эти упражнения применялись очень педантично и излишне детализированно, что вместо широкого развития личности приводило к дрессировке различных чувств. Лишенные всякого элемента игры и фантазии, эти упражнения превращались в скучный механический труд, отрицательно сказывались на умственном развитии детей.
Подобное бездуховное, практическое воспитание, сдобренное религиозностью, полностью соответствовало потребностям буржуазии. Н. К. Крупская, анализируя буржуазное дошкольное воспитание, подчеркивала: «И фребелевские и монтессориевские детские сады насквозь пропитаны духом буржуазного патриотизма, способствуют целиком воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны».
Подвергнув глубокой и основательной критике оторванную от жизни индивидуалистическую педагогику Монтессори, прогрессивная педагогика взяла на вооружение некоторые ее ценные находки. Это особенно относится к разнообразным дидактическим материалам и методам использования их в сенсорном воспитании.
Развитие общественного дошкольного воспитания в России
Государственная централизация России, особенно усилившаяся с воцарением Петра I, привела к необходимости придать государственный характер призрению большого числа беспризорных детей. В 1706 г. был открыт первый «домик для подкидышей», или, как их еще называли, зазорнорожденных детей. По указам Петра I при некоторых монастырях были открыты своеобразные воспитательные дома. Во второй половине XVIII в. организуются государственные приюты для подкидышей и беспризорных в Петербурге и Москве. В 1763 г. открывается воспитательный дом в Москве, филиалы которого позднее начинают действовать и в ряде других городов.
В приютах и воспитательных домах была крайне высокая смертность, особенно среди грудных детей. Так, в Московский воспитательный дом в 1764 г. было принято 524 грудных ребенка, из них умерло 424; в 1767 г. принято 1089, умерло 1073. Подобное явление было характерно для закрытых воспитательных учреждений России вплоть до Октябрьской революции. Даже в 1906 г. в Рязанском земском приюте смертность грудных детей составила 77,8% от числа поступивших, в Минском - 77,9%. В Московском воспитательном доме, по официальным отчетам за 1907-1910 гг., смертность грудных детей колебалась от 30 до 40%. По мнению современников, эти данные были явно занижены. Причины подобных явлений коренились в социальном строе, в отсутствии заботы государства о детях трудящихся.
Наиболее полно причину смертности в этих учреждениях - в воспитательных домах, приютах - объясняет использующийся в педиатрии термин «госпитализм». Он включает весь комплекс тех вредных явлений, которым были подвержены дети в закрытых учреждениях, как лечебных, так и предназначенных для призрения. Дети умирали главным образом от инфекционных заболеваний, различных расстройств органов пищеварения, связанных с неполноценным искусственным вскармливанием, скученностью, плохими гигиеническими условиями. А выжившие плохо развивались физически: отставали в росте и весе, отличались пониженным иммунитетом, большой заболеваемостью.
Для этих детей был характерен и так называемый психический госпитализм, выражавшийся в следующих явлениях: общая вялость, малоподвижность, позднее развитие движений (нередко дети начинали ходить только к 2 годам). Очень заметным было резкое отставание в развитии речи - к 3 годам они произносили только некоторые слова. У них преобладало эмоционально подавленное состояние, возникали лишние движения в виде автоматических покачиваний головой, туловищем или рукой. Подчас детям было свойственно устойчивое проявление различных страхов или других навязчивых состояний, которые свидетельствовали не только об отставании психического развития, на и о его нарушении.
Как показали позднейшие исследования, одной из основных причин госпитализма был недостаток условий, необходимых для нормального развития высшей нервной деятельности, ограничение воспитания лишь вскармливанием и примитивным уходом. В закрытых детских учреждениях отсутствовали важные и необходимые естественные воспитательные средства, которые в изобилии окружают ребенка в семье.
Малоэффективной оказалась и система патронирования, т. е. передача детей на воспитание в семью с выплатой небольшого государственного пособия. По данным Московского воспитательного дома, с 1772 г. за 15 лет на патронирование было отдано свыше 9 тыс. детей, к концу же этого срока в живых оставалась лишь 1 тысяча.
С XVIII в. начинает складываться русская дошкольная педагогика. В развитии отечественной науки, в том числе и педагогической, особое место принадлежит выдающемуся ученому» Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» он выдвинул программу социальных, медицинских и педагогических мер, необходимых для укрепления и развития нации. Ломоносов считал обязательным улучшить экономическое положение крестьян, уменьшить помещичий произвол, организовать медицинскую помощь роженицам, для чего наладить обучение акушерок, проводить «повивальные бабьи съезды», готовить отечественных лекарей. Резко выступил он против распространенного церковного обычая крестить детей в холодной воде. «Невеждам попам физику толковать нет нужды... Упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти». Для борьбы с народным невежеством и суевериями Ломоносов рекомендовал издавать «книжки о народном здравии» и распространять их среди народа.
Важную роль в развитии русской педагогики сыграл известный государственный деятель второй половины XVIII в. И. И. Бецкой (1704-1795). По его проекту впервые в России были открыты воспитательные дома и созданы для них различные руководства.
Большой интерес представлял трактат Н. И. Новикова (1744-1818) «О воспитании и наставлении детей», в котором были глубоко раскрыты вопросы умственного и нравственного воспитания, эмоционального развития.
К. Д. Ушинский о дошкольном воспитании
Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, - писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский подчеркивал, что только созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного патриота.
В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учета возрастных и психологических особенностей каждого ребенка. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- писал он.
Создавая на основе имевшихся научно-психологических данных теорию детской игры, К. Д. Ушинский показал ее воспитательно-образовательное значение. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре. «В игре же дитя,- писал К. Д. Ушинский, - уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Он показал, как влияют на характер и содержание игр социальная среда и возраст детей, как в играх познаются основы общественных отношений. Особое значение придавал он народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство. Высказанные К. Д. Ушинским мысли о детской игре явились важным вкладом в русскую и мировую дошкольную педагогику.
Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил ознакомлению с природой, эстетическому и нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. В умственном воспитании Ушинский утверждал необходимость опоры на наглядность в связи с конкретностью, образностью детского мышления. По его мнению, произведения для детей должны отличаться простотой изложения, ясностью и высокой художественностью. Этим требованиям вполне соответствовали его собственные произведения. Многие рассказы из написанной им книги «Родное слово» используются в настоящее время для чтения и рассказывания детям дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский подверг основательной критике систему Фребеля и практику работы фребелевских детских садов за чрезмерную регламентацию жизни детей, подавление самостоятельности и активности в играх и отсутствие у ребенка возможности побыть наедине с самим собой. К. Д. Ушинский предъявлял высокие требования к личности «детской садовницы», справедливо считая, что она должна любить детей, быть преданной своему делу и всесторонне образованной.
Высоко оценивая достоинства общественного воспитания, К. Д. Ушинский все же наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим определил задачи семейного воспитания детей, а также права и обязанности родителей, обратив при этом особое внимание на роль матери.
Первые детские сады в России
Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.
Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.
Появилось и несколько детских садов, где на основе принципиальных высказываний выдающихся русских ученых и педагогов велись поиски новых путей дошкольного воспитания. Например, уже в 60-е гг. XIX в. большая экспериментальная работа велась в Петербурге в детском саду супругов Я. М. и А. С. Симонович.
В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год. К. октябрю 1917 г. в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 - платные.
Такое положение дошкольных учреждений в дореволюционной России вполне закономерно. Перед ними и не ставилась задача организации воспитания детей широких народных масс. Правительство рассматривало детские сады лишь как учреждения для помощи буржуазному семейному воспитанию или для призрения сирот.
В. И. Ленин, говоря о детских садах и яслях в буржуазном обществе, так охарактеризовал причины их жалкого положения: «Эти средства не новы, они созданы (как и все вообще материальные предпосылки социализма) крупным капитализмом, но они оставались при нем, во-первых, редкостью, во-вторых, - что особенно важно - либо торгашескими предприятиями, со всеми худшими сторонами спекуляции, наживы, обмана, подделки, либо «акробатством буржуазной благотворительности», которую лучшие рабочие по справедливости ненавидели и презирали».
Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить А. С. Симонович, Е. Н. Водовозову, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихееву.
Аделаида Семеновна Симонович
Видная деятельница общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933), предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии, в 1866 г. вместе с мужем открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад и начала издавать первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К. Д. Ушинским.
А. С. Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад.
Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.
Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования. По ее словам, «детская садовница» должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада.
Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А. С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от
расписания. Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.
Деятельность А. С. Симонович оказала положительное влияние на развитие русской дошкольной педагогики.
Елизавета Николаевна Водовозова
Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) была последовательницей К. Д. Ушинского в области дошкольной педагогики. В своей работе «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» она подвергла критике систему Фребеля, убедительно показала ее недостатки и предложила родителям и работникам детских садов свои оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми.
Е. Н. Водовозова написала ряд книг для детей, которые часто переиздавались. Ее книгой «Жизнь европейских народов» за отличную учебу в гимназии был награжден Володя Ульянов.
В своей педагогической системе Е. Н. Водовозова последовательно проводила принцип народности, сформулированный К. Д. Ушинским. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр, посильного труда детей и т. д. Причем все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе.
В программах Е. Н. Водовозовой большое место отводилось умственному и нравственному воспитанию. Уделяя много внимания ознакомлению с природой как средству умственного развития, она включила в его содержание знакомство с окружающей жизнью, с трудом и бытом народа. Ее идеал человека сформировался под воздействием прогрессивных идей 60-х гг. Рекомендации по нравственному воспитанию были направлены на формирование у детей трудолюбия, умения управлять желаниями.
Социальные и педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой были прогрессивны для своего времени, а ее труд «Умственное и нравственное воспитание детей» был одним из основных пособий при подготовке воспитателей детских садов в России.
Луиза Карловна Шлегер
Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер (1863-1942) началась в 1882 г., а с 1905 г. она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях. Однако уже вскоре они были вынуждены установить элементы организованного воздействия на детей, а затем ввели так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы, перейдя фактически к планированию работы народного детского сада. В то же время воспитательная работа не объединялась какой-либо единой программой или целью.
В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств. Л. К. Шлегер оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. После Великой Октябрьской социалистической революции она активно участвовала в развитии теории и практики советского дошкольного воспитания.
Елизавета Ивановна Тихеева
Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) стала заниматься проблемами дошкольного воспитания с 1907 г. В 1913-1917 гг. она руководила детским садом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию и его школьной комиссией. Е. И. Тихеева была последователем и пропагандистом идей К. Д. Ушинского и особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.
До революции Е. И. Тихеева, как и многие представители либерально-буржуазной педагогики, надеялась, что удастся убедить правительство в необходимости реформ в области народного образования, и это обусловило ограниченный характер ее общественно-педагогических взглядов. В своих трудах («Родная речь и пути к ее развитию», «Современный детский сад, его значение и оборудование», «Дома ребенка в Риме, их теория и практика» и др.) она развивала свою теорию дошкольного воспитания, подвергнув при этом обоснованной критике систему М. Монтессори. Е. И. Тихеева считала, что в отличие от домов ребенка атмосфера в детском саду должна быть радостной и это возможно при широком использовании игры, живой речи и коллективных форм работы.
В противовес сторонникам теории свободного воспитания она утверждала, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит занятиям, организованным в соответствии с планом; предусматривала необходимость использования программы, которая бы давала направление воспитательно-образовательной работе, в общих чертах определяя ее содержание и формы и вооружая воспитательницу перспективой, не регламентирующей ее в деталях. Высокие требования предъявляла Е. И. Тихеева к личности воспитательницы. Она считала, что воспитанники в детских садах должны ежедневно получать горячие завтраки, что у каждого детского сада должен быть свой участок (садик или дворик).
Созданная Е. И. Тихеевой система дидактических материалов для развития органов чувств, рекомендации по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей находят применение в работе современных детских садов. Наибольший вклад внесла она в разработку методики развития речи. Предложенные ею наглядный материал и пособия по развитию речи и сейчас используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Е. И. Тихеева, как и некоторые другие педагоги, не сразу приняла идеи социалистической революции, но, увлеченная деятельностью Советского государства в близкой ей области воспитания, она одной из первых откликнулась на призыв Наркомпроса и приняла активное участие в строительстве советской системы дошкольного воспитания.
Развитие общественного дошкольного воспитания в СССР
С первых дней Советской власти развернулась широкая деятельность по созданию новой, подлинно народной системы образования и воспитания. Уже 9 (22) ноября 1917 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входил отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Это означало, что Советская власть рассматривает дошкольное воспитание как часть единой системы народного образования и принимает на себя заботы о его развитии. Признание дошкольного воспитания необходимой и составной частью всей системы народного образования было неоднократно подчеркнуто в ряде декретов о советской школе.
В декабре 1917 г. Наркомпрос опубликовал декларацию «О дошкольном, воспитании», в которой говорилось, что общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка и призвано осуществлять его всестороннее развитие.
Несмотря на крайне тяжелые условия интервенции и гражданской войны, Коммунистическая партия уделяла огромное внимание созданию новой, демократической системы просвещения. Принятая в 1919 г. на VIII съезде РКП (б) вторая Программа партии рассматривала дошкольное воспитание как одну из «основ школьного и просветительного дела» и выдвигала задачу широкого развития системы садов и яслей, что должно содействовать целям «улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины».
История советской системы дошкольного воспитания является примером успешного воплощения выдвинутых партией задач.
В послеоктябрьские дни, несмотря на многочисленные трудности, разруху и голод, отсутствие средств, оборудования и пособий, а также подготовленных кадров, в стране повсеместно создавались дошкольные учреждения. К концу 1918 г. в 192 уездах Советской республики (большая часть ее территории еще не была освобождена от белогвардейцев и интервентов) работало около 400 дошкольных учреждений, а в 1920 г. - уже 4723 с общим охватом 254 527 детей. Дошкольное дело сравнительно быстро набирало силы, демонстрируя громадные возможности рабоче-крестьянского государства.
Восстановление народного хозяйства в 20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов. Чтобы ускорить развитие сети детских учреждений, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. В системе органов просвещения оставались учреждения для населения, не обслуживаемого ведомственными садами. Педагогическое руководство всеми садами осуществлялось Народным комиссариатом просвещения.
Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. Совет Народных Комиссаров СССР 3 мая 1937 г. постановил: «1. Обязать хозяйственные организации и учреждения, в ведении которых находятся детские сады, соблюдать установленные народными комиссариатами здравоохранения и просвещения соответствующих союзных республик нормы строительства и содержания детских садов в отношении санитарных правил, объема помещений, оборудования, наглядных пособий, питания и медицинского обслуживания детей».
В результате огромных достижений советского народа, завершившего к 1940 г. в основном построение социализма, была создана система общественного дошкольного воспитания. В стране имелось уже 24,5 тыс. детских садов, которые посещали свыше 1 млн. детей.
В трудные годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба всех завоеваний социализма, Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановления (от 9 января и 10 ноября 1944 г.), направленные на дальнейшее расширение сети и улучшение работы детских садов.
В послевоенный период особое значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959).
В 1973 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». По этому закону к дошкольным учреждениям были отнесены детские ясли, детские сады, детские ясли-сады общего и специального назначения. Соответствующие законы были приняты во всех союзных республиках.
Задачи развития детских садов как государственных учреждений постоянно включаются в народнохозяйственные планы. В решениях всех партийных съездов, на которых принимались директивы по развитию народного хозяйства, находили отражение и планы совершенствования дошкольного воспитания.
Особое внимание уделяется развитию дошкольных учреждений на селе. С первых лет Советской власти партийные и государственные органы, стремясь создать новый быт в деревне и привлечь женщину-крестьянку к общественной деятельности, направляли усилия кооперативов на открытие детских яслей и площадок. Успехи коллективизации сельского хозяйства привели к созданию и росту дошкольных учреждений в колхозах. В 1954 г. министерства просвещения и здравоохранения РСФСР утвердили «Положение о колхозном детском саде».
Важнейшее значение для развития дошкольного воспитания на селе имеет постановление Совета Министров СССР от 17 марта 1973 г. «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах», в котором поставлена задача в ближайшие годы максимально удовлетворить потребности колхозников в дошкольных учреждениях, осуществить мероприятия по развитию материальной базы, улучшению методического руководства и обеспечению детских садов кадрами.
Широкое движение за улучшение общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности развернулось в ходе Всесоюзного смотра колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания, который был организован совместно министерствами просвещения и здравоохранения.
В 1976 г. в СССР насчитывалось более 117 тыс. постоянных дошкольных учреждений, охватывающих более 12 млн. детей.
В нашей стране осуществляется стройная система государственных мероприятий, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья женщины и выполнения ею важнейшей функции - рождения здорового ребенка и его воспитания.
Основные принципы охраны материнства и детства в СССР были сформулированы в первые годы социалистического строительства. Уже в ноябре 1917 г. был образован Наркомат государственного призрения (позднее Наркомат социальногоtобеспечения), в состав которого вошел отдел охраны материнства и младенчества. 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 г. по новому стилю) этим наркоматом был издан декрет о создании особой коллегии для разработки вопросов и проведения неотложных мероприятий по охране и обеспечению материнства как общественной функции женщины и по охране младенчества как прямой обязанности государства. Первым председателем коллегии была нарком государственного призрения А. М. Коллонтай.
В 1922 г. был организован специальный Государственный научный институт охраны материнства и младенчества, позднее преобразованный в Институт педиатрии Академии медицинских наук СССР.
В последующие годы в стране осуществлялась громадная работа по систематическому улучшению дела охраны материнства и детства. Важнейшие ее задачи и направления нашли всестороннее отражение в ряде партийных и государственных документов, и прежде всего в Основном Законе нашего государства - Конституции СССР.
Так, в статье 35 новой Конституции СССР говорится: «Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям; постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей».
Роль Н. К. Крупской в развитии общественного дошкольного воспитания
Выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) сыграла огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Ближайший соратник В. И. Ленина, крупный теоретик советской педагогики, она совмещала государственную деятельность с разработкой вопросов марксистской теории воспитания.
Большое внимание Надежда Константиновна уделяла организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания. Анализируя положение женщин-работниц и их детей в капиталистической России, Н. К. Крупская показала, что изменить положение трудящейся женщины может лишь ее активная революционная борьба наравне с мужчинами. Раскрепощение трудящейся женщины-матери, возвращение ей радости материнства возможно только при социалистическом строе, когда общество обеспечит каждому ребенку не только материальные средства существования, но и все условия для всестороннего развития. «Женщина-работница, - писала Н. К. Крупская, - не может не оценить всех благ общественного воспитания. Материнское чувство заставляет ее желать общественного воспитания детей, социалистического строя, победы рабочего дела!».
Полемизируя с буржуазной шведской писательницей Эллен Кей, сторонницей семейного воспитания, Н. К. Крупская убедительно доказывала, что только в коллективе дети смогут развиваться всесторонне и полноценно и что общественное воспитание окажет большое влияние на укрепление семьи, поможет поднять семейные отношения на более высокую ступень. Накануне Октябрьской революции в статье «Школьная муниципальная программа» Н. К. Крупская сформулировала основные требования большевиков в области образования и воспитания детей: «...городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей и материнских школ для детей дошкольного возраста».
После победы Великой Октябрьской социалистической революции Надежда Константиновна внесла большой вклад в разработку теории дошкольного воспитания. Она считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада. Н. К. Крупская рассматривала работу по развитию речи как основу умственного развития ребенка. Большое значение придавала она эстетическому воспитанию, считая его одним из важнейших средств формирования гармоничной личности.
Организацию общественного дошкольного воспитания детей ранее угнетавшихся национальностей нашей страны Н. К. Крупская рассматривала как важный фактор в преодолении пережитков прошлого, остатков национальной вражды и розни, религиозных предрассудков, обычаев, закрепощавших женщину.
Н. К. Крупская хорошо знала и понимала психологию ребенка-дошкольника, требовала бережно относиться к его духовному миру, его потребностям и интересам. На совещании заведующих дошкольными секторами в 1931 г. она говорила: «Как же можно правильно наладить дело, если мы не будем знать физических способностей ребенка, если мы не будем знать, что он может, если мы перескочим через возрастные особенности? Как же педагогика может не изучать того ребенка, с которым она имеет дело?».
Н. К. Крупская рассматривала детский сад как составную часть общей системы народного образования, указывая, что между детским садом и школой должна быть установлена преемственность и в старшей группе детсада необходимо готовить детей к школе. Педагогические взгляды Н. К. Крупской продолжают обогащать науку, помогают решать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием.
Подготовка кадров дошкольных работников
Организация общественного дошкольного воспитания потребовала большого количества педагогических кадров. Еще в 1918 г. дошкольный отдел Наркомпроса обратился с воззванием к дошкольным работникам и ко всем, кто желал работать в области дошкольного воспитания. Большое количество старых специалистов по дошкольному воспитанию, а также лиц, не имевших педагогического образования, но увлеченных новизной и огромным значением дошкольного дела, откликнулись на призыв. Однако кадров было явно недостаточно. Надо было создать систему их подготовки. В апреле 1918 г. в Москве были открыты курсы дошкольных работников на 100 человек. Затем начали работу курсы по подготовке инструкторов-пропагандистов дошкольного дела. На эти курсы местные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов командировали своих представителей. Потребность в кадрах дошкольных работников росла, и в конце 1918 г. Наркомпрос постановил организовать областные, губернские, уездные и волостные курсы.
В 1918 г. в Петрограде был открыт институт дошкольного воспитания, а в следующем году в Москве при Академии коммунистического воспитания было организовано дошкольное отделение. В 1921 г. такое же отделение было открыто в составе педагогического факультета 2-го МГУ. Это были первые в мире государственные учебные заведения по подготовке кадров с высшим дошкольным образованием. С 1921 г. во многих городах страны была организована подготовка воспитателей дошкольных учреждений в государственных педагогических техникумах. К 1928 г. организаторов-методистов дошкольной работы готовили 4 вуза, а педагогов дошкольных учреждений - 23 педагогических техникума. Сеть педагогических учебных заведений постоянно росла. В 1978 г. педагогические кадры по дошкольному воспитанию готовились в СССР в 38 педагогических институтах и 214 педагогических училищах.
В связи с переходом в систему народного образования детских яслей с 1975 г. в педагогических училищах начата подготовка специалистов дошкольного воспитания широкого профиля (включая ранний, ясельный возраст).
Развитие теории дошкольного воспитания
Создание советской системы воспитания детей дошкольного возраста потребовало глубокой разработки теории развития и воспитания ребенка с первых месяцев его жизни.
В 1918 г. в Петроградском институте мозга был образован отдел развития и клиника по изучению младенца. В 1931 г. отдел и клиника были переведены в Москву и позже, когда создавалась Академия медицинских наук СССР, стали одним из отделов Института педиатрии АМН СССР.
Большой вклад в изучение развития и воспитания детей раннего возраста был сделан членом-корреспондентом АМН СССР проф. Н. М. Щеловановым, проф. Н. М. Аксариной, их сотрудниками и последователями. В результате исследований этих ученых были созданы основы советской педагогики раннего детства, разработана система воспитания, применение которой обеспечивает полноценное нервно-психическое развитие детей.
Формирование советской теории дошкольного воспитания происходило в борьбе различных систем, точек зрения и потребовало определенного времени. В первые годы Советской власти в дошкольных учреждениях применялись системы Фребеля, Монтессори и свободного воспитания. Изданная в 1919 г. «Инструкция по ведению очага и детского сада» была важным документом, содержащим много ценных указаний, однако в целом она была выдержана в духе теории свободного воспитания: отрицалась руководящая роль воспитателя, считалось недопустимым расписание занятий, рекомендовалось объединять детей не по возрасту, а по интересам. Разработка новой системы воспитания в детском саду началась с I съезда по дошкольному воспитанию (1919) и продолжалась в последующие годы.
Строительство общественного дошкольного воспитания потребовало разработки вопросов содержания и методов работы дошкольных учреждений в соответствии с новыми задачами. Большой вклад в разработку проблем дошкольной педагогики в советский период внесли Е. А. Аркин, Е. А. Флерина, А. П. Усова.
Ефим Аронович Аркин (1873-1948) уделял основное внимание проблемам дошкольной педагогики. Его капитальный труд «Дошкольный возраст» выдержал пять изданий. Большое значение он придавал правильной постановке физического воспитания, укреплению и закаливанию детского организма. Обобщив опыт работы одного из первых санаторных детских садов по укреплению здоровья детей, Е. А. Аркин показал громадную роль в лечебно-воспитательной работе таких факторов, как пребывание детей на свежем воздухе, организация правильного питания, детские игры, участие в трудовых процессах. Его многочисленные статьи, опубликованные в журналах «Дошкольное воспитание» и «Семья и школа», освещали разнообразные вопросы педагогики и гигиены, игры и детского труда. После учреждения в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР Е. А. Аркин был избран ее действительным членом.
Евгения Александровна Флерина (1888-1952), член-корреспондент АПН РСФСР, решая общие проблемы дошкольной педагогики, уделяла большое внимание вопросам эстетического воспитания детей.
Е. А. Флерина раскрыла важные особенности эстетического развития детей. Разработала методики развития речи и художественного слова, изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В 1946 г. под ее редакцией вышло первое учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов - «Дошкольная педагогика».
Много сделала для развития теории дошкольной педагогики член-корреспондент АПН РСФСР Александра Платоновна Усова (1898-1965). Она была первым руководителем лаборатории дошкольного воспитания, созданной в Академии педагогических наук РСФСР.
А. П. Усова разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. Ее труды способствовали определению принципов новой системы сенсорного воспитания в детском саду, плодотворному изучению проблемы игры.
Труды этих видных советских педагогов в области дошкольного воспитания, а также работы многих других исследователей, создали, по сути дела, новую ветвь в системе педагогических наук - советскую дошкольную педагогику.
В развитии советской дошкольной педагогики большое значение имеет профессиональная печать. С 1928 г. в РСФСР издается методический журнал «Дошкольное воспитание», который знакомит своих читателей с передовым опытом, новыми идеями
и методикой, освещает состояние дошкольного воспитания за рубежом. Подобные издания есть в других национальных республиках.
В 1960 г. создан Институт дошкольного воспитания АПН СССР, разрабатывающий основные направления теории и практики. Разносторонние исследования ведутся также на кафедрах дошкольной педагогики педагогических институтов. Особое внимание уделяется проблемам нравственного воспитания, среди которых - вопросы формирования личности ребенка, взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма и начал патриотизма.
Большое место в планах исследований занимает трудовое воспитание, в процессе которого у дошкольников формируются начальные трудовые навыки и любовь к труду. Разрабатываются также научные основы совершенствования физического, эстетического, умственного воспитания, развития речи.
Получила большое развитие теория игры в ее конкретных направлениях: воспитание ребенка в игре, формирование коллективизма, особенности дидактических игр и отбор воспитательно ценных игр, влияние воспитателя на процесс игры и др.
В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Повышение роли местных Советов народных депутатов позволяет все более полно удовлетворять интересы и потребности народа в дошкольных учреждениях.
Много делают в этом направлении и избираемые с 1976 г. Верховными Советами республик комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства. XXV съезд КПСС, состоявшийся в 1976 г., указал, что в период 1976-1980 гг. будет продолжаться расширение сети дошкольных детских учреждений. В эти годы будут открыты новые детские сады и ясли на 2,5-2,8 млн. мест.
В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.» подчеркивается необходимость «особое внимание обратить на улучшение работы детских учреждений». Таким образом, десятая пятилетка, провозглашенная пятилеткой качества, является новым этапом не только в количественном, но и в качественном росте системы дошкольного воспитания.
Намечены специальные меры по улучшению труда и быта работающих женщин-матерей. Это - предоставление возможности работать неполный день или неполную неделю и возможности работать на дому. Для работающих женщин будет введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Если учесть, что в нашей стране ежегодно рождается около 4,5 млн. детей, то пособие позволит улучшить условия жизни миллионов детей раннего возраста.
Общественное дошкольное воспитание в социалистических странах является начальным звеном единой системы воспитания и обучения и носит государственный характер. Детские сады, как правило, находятся на государственном бюджете. Местные органы власти, промышленные предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы и другие организации проявляют инициативу в создании новых детских учреждений. Широкое распространение в городах и сельской местности получили такие типы дошкольных учреждений, как стационарные и сезонные с разной длительностью работы ясли и сады, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки.
Подготовка педагогических работников осуществляется на курсах, в средних специальных, а в отдельных социалистических странах и высших учебных заведениях. Существует система повышения квалификации дошкольных работников, для них проводятся семинары, симпозиумы.
Руководство всеми типами дошкольных учреждений осуществляется органами народного образования, имеются единые программы воспитательной работы, утверждаемые министерствами просвещения (народного образования) каждой из стран. Целью воспитательной работы в детских садах является гармоническое развитие детей, формирование навыков жизни в коллективе.
В научно-исследовательских учреждениях, на кафедрах педагогики и психологии университетов и педагогических вузов ведутся научные исследования с учетом прогрессивных традиций своей страны и передового опыта воспитателей.
Большую роль в развитии общественного дошкольного воспитания играет регулярный обмен опытом и научными достижениями между социалистическими странами. Так, в конце 1975 г. в Бухаресте проходил VII Международный семинар стран социалистического содружества, посвященный проблемам умственного воспитания детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений социалистических стран постоянно обращаются к советскому опыту общественного дошкольного воспитания.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.