Марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности
Чтобы лучше понять и уяснить сущность цели и задач коммунистического воспитания, рассмотрим более подробно вопрос о том, как зародились представления о целях воспитания, отражающих интересы трудового народа, какое они получили дальнейшее развитие и как были исследованы и сформулированы марксистской педагогикой.
Отражение представлений о качествах совершенного человека можно встретить в произведениях народного творчества, в описаниях героев сказок, былин и песен. Сказочный добрый молодец и храбр, и честен, и умен, и находчив, может справиться с любым трудным делом, всегда готов выручить из беды человека, защитить Родину, своих близких. Героиня - «красная девица» тоже добра, отзывчива, трудолюбива, мастерица-искусница, почтительная дочь и скромная невеста. В этих и подобных образах рисовались идеальные представления о богатстве человеческой натуры, ее совершенстве, которые включали в себя ум, красоту, трудолюбие, высокие моральные достоинства, физическую силу, выносливость, качества борца за справедливость.
Формирование совершенного человека - такую идеальную цель выдвигали многие прогрессивные педагоги прошлого, мечтавшие о справедливом обществе, в котором отсутствовала бы эксплуатация человека человеком.
В педагогических и философских трудах суждения об идеале человека, к которому должно стремиться воспитание, можно встретить уже в эпоху рабовладельческого строя. Эти представления связывались, однако, лишь с подготовкой к жизни детей представителей правящего класса.
В период раннего средневековья с его культом аскетизма, запретами физических удовольствий и ограничением духовных запросов идея гармонического человека совершенно заглохла. Но она возникает вновь в эпоху Возрождения в работах педагогов-гуманистов. Они провозглашали культ телесной красоты, призывали к наслаждению искусством, музыкой, литературой. Хотя подобное воспитание предназначалось уже для более широкого круга людей, оно по-прежнему ограничивалось лишь детьми из привилегированных сословий.
У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона и Ш. Фурье идея всестороннего гармонического развития связана с воспитанием всех людей, а не только избранных. Их представления о всестороннем развитии отличались от прежних и тем, что в него включалась идея труда, был выдвинут принцип соединения обучения с трудом. Причем в труде, по их представлениям, должны были принимать участие все члены общества. Однако воззрения этих мыслителей были утопическими, поскольку они считали возможным осуществление такого воспитания при сохранении существующего общественного строя. Социалисты-утописты не поднялись до понимания классовой сущности целей воспитания и решаемых им социальных задач. Они мечтали построить общество, основанное на принципах разума и справедливости с помощью только правильно организованного воспитания.
Идея разностороннего гармонического развития близка французским философам-просветителям XVIII в. - Гельвецию, Дидро и др. Особенно детально она разработана в педагогических трудах Ж.-Ж. Руссо и прежде всего в его романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», где, в частности, высказывается мысль о необходимости готовить к труду всех детей, подчеркивается значение физического, умственного и нравственного воспитания, ценность общения с природой.
Очень четко мысли о необходимости всестороннего развития человека выражены в работах русских революционных демократов, и прежде всего Н. Г. Чернышевского, также выдвигавших на первое место в воспитании разнообразную трудовую деятельность.
Однако в трудах и высказываниях прогрессивных педагогов прошлого до появления марксизма не указывались пути, которые могли бы привести к реализации подобных идеалов воспитания. К тому же сами представления о гармоническом развитии выводились прежде всего из идеальных представлений о совершенном человеке и не были связаны с изучением объективных потребностей общественного развития.
Только К. Маркс и Ф. Энгельс впервые связали вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества и научно доказали, что всестороннее развитие человека является объективной необходимостью строительства коммунизма.
Проведя глубокий анализ закономерностей развития производительных сил общества, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что общественное разделение труда привело к односторонности развития человека и в конечном итоге породило классы эксплуататоров и эксплуатируемых. В обществе с антагонистическими классами появились и разные цели воспитания.
С особой силой это проявилось в буржуазном обществе. Если раньше ремесленник выполнял весь комплекс операций, необходимых для выпуска какого-либо законченного изделия, т. е. его труд был насыщен и определенным интеллектуальным содержанием, требующим напряжения мысли и проявления творческих начал, то рабочий в условиях капиталистического производства, по существу, является придатком машины, лишенным возможности сделать что-либо самостоятельно, занятым отупляющим по своей монотонности трудом.
«Пожизненная специальность - управлять частичным орудием,- писал К. Маркс,- превращается в пожизненную специальность - служить частичной машине». Развивая эту мысль, Ф. Энгельс писал: «Вместе с разделением труда разделяется и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда...».
Показывая всю пагубность участия детей в таком труде, К. Маркс отмечал, что «большая часть детей, занятых на современных фабриках и мануфактурах... целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике».
К. Маркс и Ф. Энгельс показали также, что в развитии современного машинного производства наблюдается две тенденции. Первой из них является все более узкая специализация производства, проявляющаяся в дроблении его отраслей и производственных операций. Вторая тенденция связана с тем, что постепенно самые разнородные по своей природе производства приобретают определенную общность, которая создаётся едиными научными принципами, лежащими в основе технологических процессов и операций, совершаемых машинами. Понимание основ этой общности дает возможность человеку быстро осваивать постоянно осуществляемые технические нововведения.
Однако такое понимание научных основ производства может быть обеспечено лишь соответствующим широким образованием. Оно недоступно едва обученному грамоте рабочему, обреченному в процессе труда выполнять лишь однообразные, узкоспециализированные действия.
Рисуя картину будущего общества, построенного на новых, справедливых началах, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что материальной основой социализма и коммунизма должна стать высокоразвитая в научно-техническом отношении производственная база, а отношения между участниками производства должны строиться на принципах свободы, равноправия, предоставления каждому возможности выбора сферы труда и приложения своих разносторонне развитых способностей. Чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на необходимую высоту, «недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства».
Выдвигая идею необходимости для человека всестороннего развития, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали высокогуманный характер такой цели и указывали, что каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей. Но только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности».
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали великую цель построения коммунизма с осуществлением мечты о раскрытии всего богатства человеческой природы и творческих дарований каждого человека. Сам процесс разделения труда они не считали противоречащим интересам рабочих. Признавая его неизбежность, закономерность и объективную необходимость, основатели научного коммунизма говорили лишь об исчезновении разделения труда в таком его виде, когда в его основе лежит эксплуатация человека человеком. Эта мысль неоднократно подчеркивалась и развивалась ими в ряде работ, где указывались пути осуществления всестороннего развития человека. Так, в «Принципах коммунизма» подчеркивалось, что такое развитие человеческих способностей будет обеспечено путем «устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней...».
Чрезвычайно важным является положение о революционном преобразовании общества как основном условии осуществления идеи свободного, всестороннего развития человека. Революция необходима, писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества».
Впервые в истории прогрессивной философской и педагогической мысли К. Марксом и Ф. Энгельсом было научно доказано, что всестороннее гармоничное развитие людей является объективной необходимостью строительства коммунистического общества и что победа социалистической революции является важнейшим условием и предпосылкой организации такого воспитания, которое бы действительно обеспечивало раскрытие всего богатства чедовеческой натуры, развития всех задатков и способностей каждого человека.
Раскрывая содержание понятия «воспитание», К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли умственное воспитание - в первую очередь широкое общее образование; физическое воспитание - «такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями», а также техническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Иными словами, под всесторонним воспитанием основоположники марксизма понимали единство умственного воспитания и физического развития, соединенного с техническим обучением и участием молодежи в практической трудовой деятельности. В одной из работ К. Маркса говорится о большом значении и художественного воспитания, которое должно даваться «в свободное для всех них время и средствами, сделавшимися доступными для всех...».
Выдвигая идею всестороннего развития человека, К. Маркс и Ф. Энгельс отнюдь не имели в виду одинаковости развития у всех людей самих задатков и способностей или какого-либо выравнивания их духовного и физического развития. Они подчеркивали, что социалисты никогда не считали, что каждый человек должен стать Рафаэлем, но «каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться». Иными словами, основоположники марксизма ставили задачу создания равных для всех условий, в которых могли бы проявляться и развиваться таланты и способности каждого, которые, естественно, могут сильно различаться и встречаться в различных сочетаниях.
Развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о всестороннем гармоничном человеке, В. И. Ленин подчеркивал, что школа должна стать орудием всестороннего развития и раскрытия всех заложенных в детях трудящихся талантов, которые капитализм душил и подавлял.
Еще при подготовке первой Программы РСДРП в 1902 г. В. И. Ленин настаивал на включении в нее пункта о необходимости перестройки общественного производства на новых началах «...не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества». Это ленинское положение было сохранено во второй Программе партии, принятой в 1919 г. на VIII съезде РКП (б). Наиболее полное развитие оно получило в Программе, принятой на XXII съезде КПСС (1961).
Выступая против искаженного толкования понятия равенства, В. И. Ленин говорил, что социалисты борются за общественное равенство, равенство общественного положения, но не ставят задачи добиваться равенства «физических и душевных способностей отдельных личностей».
В. И. Ленин резко критиковал уродливое разделение труда при капитализме и односторонность развития человека, выдвигая задачу полного устранения противоположности между умственным и физическим трудом в социалистическом обществе. В. И. Ленин указывал, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, отменить частную собственность на средства производства, «надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда». Намечая программу коммунистического строительства, В. И. Ленин указывал, что идти к коммунизму надо, осуществляя переход «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Все эти идеи получили дальнейшее развитие в ленинской теории культурной революции, программе строительства новой советской школы, призванной стать орудием коммунистического преобразования общества.
Как и предвидели классики марксизма-ленинизма, практическая реализация идеи всестороннего гармоничного развития человека могла начаться лишь после свершения социалистической революции. Для полной реализации задач всестороннего развития человека необходимы как социальные, так и определенные материальные условия.
Осуществленная в нашей стране культурная революция, создав условия для значительного повышения образовательного уровня народа, не могла сразу полностью решить задачу всестороннего развития каждого человека, хотя и заложила прочную основу для ее реализации.
История строительства советской школы показивает, что повышение уровня всеобщего обязательного образования, изменение его содержания, методов и организационных форм отражают последовательные этапы в практическом воплощении идеи всестороннего развития человека в социалистическом обществе. Теперь, когда наша страна, достигнув стадии развитого социализма, вступила в период строительства коммунизма, значительно возрастают возможности и улучшаются материальные условия для реализации задачи всестороннего развития человека, а сама она становится особенно актуальной и значимой. Это нашло отражение в Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии, где в качестве одной из важнейших задач, от решения которых зависит построение коммунизма, было названо воспитание нового человека, гармонично сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
XXIV (1971) и XXV (1976) съезды КПСС явились новыми важными этапами в дальнейшей разработке марксистско-ленинского учения о всестороннем развитии личности: задачи подъема материального и культурного уровня жизни народа были тесно связаны с воспитанием нового человека - носителя и творца научно-технического и социального прогресса.
Как указывалось на XXIV съезде партии, «великое дело - строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы». Съезд подчеркнул также объективную необходимость усиления внимания к вопросам всестороннего развития личности. В частности, было показано, что современный уровень развития производства требует высокой профессиональной подготовки и общей культуры от значительно более широких слоев трудящихся; это превращается сейчас в обязательное условие успешного труда работников современного производства. «Современное производство,- указывалось в Отчетном докладе ЦК КПСС на XXIV съезде партии,- предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой управляет».
В документах XXV съезда КПСС была особенно отчетливо показана гуманистическая нацеленность научно-технического прогресса в социалистическом обществе, создающего материальные условия для развития всех задатков и способностей человека. Так, указывалось, что вся работа партии по дальнейшему повышению благосостояния советских людей, улучшению условий их труда и быта, значительному-прогрессу здравоохранения, образования, культуры направлена на то, чтобы способствовать «формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию социалистического образа жизни». Отмечалось также, что научно-технический прогресс обеспечивает возможность постепенного увеличения доли свободного времени, что открывает новые возможности и создает еще лучшие условия для повышения культурного уровня человека, развития его способностей и дарований, проявления их в различных областях духовной жизни общества.
Таким образом, главное в марксистско-ленинском учении о всестороннем развитии человека это то, что оно является объективно необходимым компонентом строительства социализма и коммунизма, не только условием научно-технического и социального прогресса, но и важнейшей целью, идеалом формирования коммунистической личности, для полной реализации которого нужны определенные социальные и материальные завоевания.
Цель коммунистического воспитания
Исходя из учения классиков марксизма-ленинизма о всестороннем развитии человека как важнейшей составной части идеала коммунистического общества, можно сформулировать цель коммунистического воспитания. Целью коммунистического воспитания является подготовка всесторонне и гармонически развитого человека, активного строителя и защитника коммунистического общества.
Реализация этой цели требует глубокого понимания сущности и содержания понятия всесторонне развитого человека и выдвижения конкретных задач ее реализации, отражающих особенности социально-экономических условий, свойственных тому или иному этапу развития общества.
Н. К. Крупская в самом начале становления советской школы, раскрывая цель коммунистического воспитания, писала, что она заключается в воспитании всесторонне развитых людей, «имеющих цельное, продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь».
История построения социализма в нашей стране есть вместе с тем история формирования социалистического типа личности, отличающейся особой идеологической направленностью и жизненной ориентацией, основные черты которой сформировались уже в новой советской школе, в условиях выполнения планов первых пятилеток, защиты Советской Родины от посягательств на ее независимость.
В Программе КПСС раскрыто общее содержание понятия новый человек, который должен гармонически сочетать в себе «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
В последнее время в ряде документов и материалов КПСС была дана глубокая характеристика личности советского человека. В них подчеркивается, что советскому человеку свойственна также гражданственность; он не отделяет себя от государства, считает государственные общенародные интересы своим кровным делом; его отличает идейная убежденность, патриотизм и интернационализм, стремление к высотам знаний и культуры, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, добросовестное отношение к труду, который становится содержанием всей его жизни.
Коммунистическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей советской школы. Она конкретизируется в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Будущие строители коммунистического общества должны быть воспитаны на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду. Советская школа должна воспитывать физически здоровых людей, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу.
В советской педагогике при разработке путей реализации цели коммунистического воспитания выдвигаются более частные задачи, связанные с осуществлением умственного, идейно-нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Выделение этих областей или составных частей коммунистического воспитания является несколько условным, поскольку все они теснейшим образом между собой связаны и выполнение задач в одной области непременно сказывается на других областях (например, обеспечение хорошего физического развития отражается и на решении задач умственного, эстетического и трудового воспитания). Условность выделения указанных областей проявляется и в том, что целый ряд специальных задач, в том числе требующих особого внимания, не может быть отнесен к какой-либо одной из них, а должен решаться в комплексе. Таковы, например, задачи идейно-политического и научно-атеистического воспитания, формирования коммунистического мировоззрения и ряд других, связанных с несколькими из этих областей.
Умственное воспитание
Ум, интеллект ребенка, его способность к мышлению проявляются и развиваются, если он находится в постоянном, повседневном контакте с людьми и если имеются условия для его нормального физического роста и развития. Однако развитие умственных сил и интеллектуальных способностей человека идет значительно интенсивней в условиях специального обучения и воспитания, поскольку воспитатели регулярно и систематически ставят перед ним познавательные задачи и вовлекают его в активную деятельность по их разрешению.
Умственное развитие - это процесс формирования интеллектуальных сил и познавательных процессов человека, происходящий в результате всей суммы жизненных влияний и воздействий. Оно связано с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию мышления учащихся, формировалию у них научного мировоззрения. В основе умственного воспитания лежит обучение, имеющее целью вооружение учащихся системой научных знаний, разного рода интеллектуальными и практическими умениями и навыками.
В. И. Ленин придавал большое значение овладению молодежью знаниями. В речи на III съезде РКСМ в 1920 г., призывая молодежь учиться, он говорил: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». При этом В. И. Ленин подчеркивал, что для усвоения знаний не нужна зубрежка; самое главное в процессе усвоения полученных знаний - переработка их в сознании, формирование на их основе коммунистического мировоззрения. Эти ленинские указания и рекомендации особенно актуальны сейчас, в период бурного возрастания объема знаний, которыми нужно овладеть человеку.
Современный труд все больше основывается на широком круге общеобразовательных знаний. Изменяются определенным образом и требования к самому складу ума современного работника, от которого требуется значительно большая гибкость, широта и систематичность мышления, психологическая готовность к перемене условий труда и характера трудовой деятельности, связанным с модернизацией производства.
Возрастание объема научной и технической информации идет такими быстрыми темпами, что человеку постоянно приходится пополнять и обновлять свои знания. На XXIV съезде КПСС указывалось: «В наше время происходит настолько быстрое развитие во всех областях, что полученное в молодости образование - это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний». Это означает, что у современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать. На XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев подчеркивал: «Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации».
Таким образом, роль умственного воспитания в эпоху научно-технической революции значительно возрастает и оно приобретает ряд новых черт и особенностей.
Важнейшей задачей умственного воспитания является вооружение учащихся знаниями. Объем знаний, которыми овладевает современный молодой человек, определяется программой общего среднего образования, профилем последующей профессиональной подготовки, а также кругом личных познавательных интересов, удовлетворяемых на основе самообразования.
Другая не менее важная задача умственного воспитания - формирование научного мировоззрения, в основе чего лежит диалектико-материалистическое понимание научной картины мира, уяснение основных законов развития природы и общества. Составной его частью является выработка правильного отношения к религии, которое должно формироваться с позиций научного атеизма, на основе активного противопоставления научного материалистического и религиозного подхода к объяснению отдельных фактов и явлений.
Одной из важнейших задач умственного воспитания является развитие умственных сил и интеллектуальных потребностей учащихся. Она всегда была в центре внимания советской школы и педагогики. Увеличение доли умственного труда во всех профессиях и предъявление новых требований к характеру мыслительной деятельности работника современного производства вызвали в настоящее время заметное усиление внимания к этой области воспитания школьников и к подготовке их к жизни.
В задачу развития умственных сил и интеллектуальных потребностей детей входит пробуждение у них интереса к умственным занятиям, развитие способности к интеллектуальному усилию и длительной мыслительной деятельности, самостоятельному осмыслению фактов и закономерностей науки, умение оперативно пользоваться своими знаниями. Важным является формирование общей культуры умственного труда, в том числе вооружение учащихся приемами самостоятельного добывания знаний, выработка у них умений работать с разнообразными источниками получения информации. Все это должно помочь молодым людям в будущем ориентироваться во все усложняющемся процессе трудовой деятельности, осваивать то новое, что будет вноситься ходом развития науки и техники.
В период строительства коммунизма особое значение приобретает задача развития творческого мышления учащихся - способности к созданию общественно значимых ценностей, рационализаторству и изобретательству, совершенствованию организации и условий труда, решению новых, непредвиденных задач.
Успешное осуществление умственного воспитания зависит от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся, а также, конечно, от личности самого учителя.
Проведенная в стране перестройка школьного образования была нацелена не только на обновление его содержания, приведение его в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры, но и на внесение изменений в сами принципы организации учебного материала. Были четче выделены ведущие и определяющие научные и мировоззренческие идеи, усилены межпредметные связи между отдельными курсами и т. д.
Другой путь реализации задач умственного воспитания связан с применением передовых методов обучения, ориентированных на максимальное развитие познавательных творческих начал. В числе этих методов следует назвать проблемный подход к обучению, стимулирующий развитие творческого мышления, использование заданий, требующих поиска и нахождения наиболее рационального и экономного решения, а также заданий, направленных на развитие способности к переносу, т. е. умению выделить в частном общее и применить это общее к решению новых задач или к. работе над новыми объектами в других областях; исследовательские методы, дающие представление о методах самой науки и способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному добыванию знаний, при организации занятий больше времени должно уделяться всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой им информации.
Важно и овладение учащимися основными приемами культуры умственного труда: организации рационального режима учебной работы, правильного распределения времени и установления последовательности в выполнении разных видов умственной деятельности, выработке определенной рациональной системы интеллектуальной работы и т. д.
Основа для решения задач, умственного воспитания во многом закладывается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок получает первые представления о явлениях окружающей действительности и у него начинают формироваться познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и первые интеллектуальные умения и навыки, развиваться любознательность и пытливость как предпосылки к познанию мира. Особенно целенаправленной является работа по умственному воспитанию ребенка в детских дошкольных учреждениях.
Необходимость решения новых задач в области умственного воспитания предъявляет значительно возросшие требования к образованию, общей и методической культуре учителя и воспитателя, их общему развитию. От них требуется собственная познавательная активность, наличие интереса к пополнению своих знаний. Педагог должен служить примером увлеченности своим предметом, проявлять творческий подход к его преподаванию, эрудированность и осведомленность о новейших достижениях в своей области и смежных областях, знание соответствующей литературы. Широкое общее образование нужно и воспитателю дошкольных учреждений.
Политехническое образование и трудовое воспитание
Большую роль в обеспечении правильного выборa профессии, формировании умения быстро ориентироваться в происходящих научно-технических переменах и постоянно осуществляемых нововведениях в технологических процессах играет политехническое образование.
Оно является важнейшей составной частью коммунистического воспитания, теснейшим образом связано с задачами умственного воспитания и подготовкой учащихся к труду.
Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая тенденции развития общественного производства и машинной индустрии, указывали на необходимость и важность получения молодыми людьми политехнического образования, которое должно знакомить их с основными принципами всех процессов производства и одновременно давать «...навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Именно такое образование должно преодолеть пагубную односторонность развития рабочего при разделении труда в условиях машинного производства и помочь ему быстрее приспосабливаться к изменению характера труда в результате технических переворотов и возникновения новых отраслей промышленности.
Научное предвидение К. Маркса и Ф. Энгельса не могло получить отражение в практике обучения и воспитания детей в капиталистическом обществе, заинтересованном в односторонности и узости профессиональной и общеобразовательной подготовки работника производства. Рабочий в капиталистическом производстве должен быть всего лишь винтиком, слепо подчиняющимся воле тех, кто осуществляет управление и регулирует потребность в кадрах, используя свою власть для подавления инициативы и любого протеста со стороны рабочих против гнета капитала и жестокой эксплуатации наемной рабочей силы.
Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда молодая Советская республика стала на путь создания своей промышленности и развития народного хозяйства на принципах социализма, со всей остротой возникла задача превращения рабочего из простого придатка машины в сознательного, инициативного и творческого работника, понимающего сущность и основы как технологических процессов, так и общих принципов организации и управления социалистическим производством.
С первых же шагов становления советской школы В. И. Ленин в качестве важнейшей выдвинул задачу осуществления общего и политехнического образования. Так, в разработанной при участии В. И. Ленина Программе партии, принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 г., было записано, что должно быть обеспечено введение «бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет».
В процессе практической реализации этого важнейшего принципа в советской школе В. И. Ленину приходилось неоднократно отстаивать общие марксистские позиции в понимании сущности и задач политехнического образования от тех, кто пытался подменить его профессиональным, требующим не осуществления широкой политехнической подготовки, а получения каждым школьником узкой профессии. Борьба между этими двумя направлениями в обеспечении подготовки учащихся к самостоятельному труду в той или иной форме неоднократно возобновлялась и в последующие годы.
Возражая против профессионализации обучения в школе, В. И. Ленин обращал особое внимание на важность и значение общеобразовательной подготовки как базы для усвоения научных основ и общих принципов организации современного производства. Придавая большое значение электрификации всей страны и электричеству как основному средству поднятия и развития социалистического производства, В. И. Ленин в содержание политехнического образования включал основные понятия об электричестве, применении его в механической и химической промышленности, знание основ агрономии, а также широкое ознакомление учащихся с электрическими станциями, заводами, совхозами.
Н. К. Крупская всецело поддерживала позиции В. И. Ленина по вопросам политехнического образования в школе и была активным пропагандистом марксистских идей в области соединения обучения с производительным трудом и осуществления принципа политехнизма при изучении основ наук. Развивая, в частности, положение о политехническом подходе к преподаванию общеобразовательных дисциплин, она писала, что принцип политехнизма «...должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с обучением труду».
Задачи политехнического обучения, выдвинутые К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитые В. И. Лениным, указавшим конкретные пути их реализации в условиях победившей пролетарской революции и строительства социализма, являются чрезвычайно актуальными и в настоящее время. Бурное развитие науки и техники, сокращение сроков освоения научных открытий производством, коренное совершенствование технологических процессов на многих предприятиях, создание новых научных отраслей, базирующихся на новейших научно-технических достижениях,- все зто еще раз подтвердило вывод об относительно меньшей ценности узкоспециальных, быстро устаревающих профессиональных знаний и показало большое значение общетеоретических и общеобразовательных. Только последние дают человеку возможность ориентироваться в самых различных видах производства, понимать сущность происходящих в них перемен и быстрее овладевать узкими профессиональными навыками и умениями, требуемыми новой техникой и технологией, приходящей на смену старой.
Именно поэтому в настоящее время, когда происходит изменение содержания образования, в Основах законодательства о народном образовании было подтверждено еще раз, что массовая средняя школа должна и дальше развиваться как трудовая, общеобразовательная, политехническая.
Политехническое образование в современной школе осуществляется в процессе преподавания основ наук, где (прежде всего при изучении предметов политехнического цикла - математики, физики, химии, биологии, географии и ряда других дисциплин) происходит ознакомление учащихся с научными принципами процессов, лежащих в основе важнейших отраслей современного производства, вооружение их знаниями в области техники и организации современного социалистического производства, а также в процессе специального трудового обучения.
Трудовое обучение в современной школе, включенное как учебный предмет в учебный план, начинается с I класса и имеет целью дать учащимся I-VIII классов первоначальный круг необходимых в жизни знаний и умений в области технического, сельскохозяйственного и бытового труда, развивать у них техническое мышление, конструкторские способности, воспитывать общую трудовую культуру. В обучении старшеклассников главным является овладение трудовыми навыками на основе понимания общих принципов функционирования современного производства. Эти знания даются на базе общего и политехнического образования. Большое значение имеет участие в научно-технических практикумах, которые проводятся в форме практических занятий в школе или специальной производственной практики. В последнее время большой размах приобретает трудовое обучение в межшкольных учебно-производственных комбинатах.
Для плодотворного решения задач развития творческого технического мышления важно привлекать учащихся к различным видам технического творчества и конструирования. Такого рода деятельность может иметь место как в процессе практических занятий, так и во внеклассной работе - в различного рода технических кружках и секциях, при осуществлении технического переоснащения школы: оборудовании кабинетов современными техническими средствами, создании автоматизированных классов программированного обучения, лингафонных кабинетов, монтаже школьного радиоузла и т. п.
Организация различных практикумов (с использованием доступной для школы производственной базы), сочетающихся С факультативными занятиями, дает возможность усилить изучение теоретических основ трудовых процессов и облегчить овладение практическими умениями и навыками. Опыт проведения разнообразной внеклассной работы в области технического творчества в настоящее время тщательно изучается и обобщается в целях изыскания наилучших путей решения на данном этапе задач политехнического образования, и трудового воспитания, подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» определена главная задача общеобразовательной школы - последовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений новой Конституции СССР о развитии всеобщего обязательного среднего образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса. Это обеспечивает подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического общества. В постановлении указано на необходимость осуществления многих конкретных мер, направленных на всестороннее улучшение трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
Осуществление всеобщего обязательного среднего образования предоставляет каждому широкие возможности избирать профессию по призванию с учетом как своих личных склонностей и интересов, так и общегосударственной потребности в специалистах разного профиля.
Понятие «трудовое воспитание» в целом более широкое, чем «политехническое образование», которое является лишь одним из путей подготовки учащихся к участию в общественном производстве. Трудовое воспитание включает как важнейшую задачу выработку коммунистического отношения к труду, уважения ко всякому труду и к людям труда, формирование потребности трудиться, чтобы труд стал первейшей необходимостью человека, вступающего в жизнь.
Основы трудового воспитания закладываются уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка воспитывается уважение к труду взрослых и он сам вовлекается в определенные виды трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению хозяйственно- бытовых дел, в работу на участке детского сада, в огороде и т. п.
Идейно-нравственное воспитание
Идейно-нравственное воспитание молодежи является важнейшей составной частью коммунистического воспитания. В. И. Ленин, придавая огромное значение нравственному воспитанию, неоднократно подчеркивал, что все дело воспитания, образования и обучения советской молодежи должно быть подчинено воспитанию ее в духе коммунистической нравственности.
Мораль является одной из форм общественного сознания и выполняет функцию регулирования поведения людей в обществе. Механизм этого регулирования основан на системе признанных обществом требований к человеку, которые подкрепляются силой общественного мнения. Сами эти требования соответствуют сложившимся представлениям о том, как подобает человеку жить и действовать в определенных ситуациях. К их выполнению его побуждает собственное сознание, основанное на понимании разумности требуемого, сочетающееся с необходимостью считаться и с общественной оценкой действий, отношений к людям и к обществу.
В требованиях морали отражены господствующие в том или ином обществе представления о нормах и правилах поведения людей. Мораль всегда носит классовый и исторический характер. Так, коренным образом отличаются представления эксплуатируемых и эксплуататоров о том, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, гуманность, человеческое достоинство, долг, ответственность. Буржуазная мораль, переплетаясь с моралью религиозной, целиком направлена на закрепление классового неравенства и эксплуатации человека человеком, на воспитание трудящихся в духе смирения и покорности, культивирование психологии индивидуалиста.
Характеризуя эту мораль, В. И. Ленин говорил: «Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет».
Коммунистическая мораль - это классовая мораль пролетариата, возникшая и сформировавшаяся в его борьбе против эксплуатации; в условиях победы пролетарской революции и построения социализма новая мораль становится общенародной.
Подчеркивая особенности коммунистической морали, В. И. Ленин указывал: «...Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». И если на первом этапе революционной борьбы главное заключалось в том, чтобы разрушить старое общество, то затем основным становится объединение всех трудящихся для создания нового общества. «В основе коммунистической нравственности,- указывал В. И. Ленин,- лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Эта задача остается главной и определяющей и на данном этапе общественного развития, когда наша страна вступила в стадию развитого социализма, подготовив условия для перехода к новым, более высоким ступеням коммунистического строительства, для чего требуется и возросшая идейно-нравственная зрелость каждого человека.
Идейно-нравственное воспитание приобретает такое большое значение и в силу того, что развитие науки и техники дает в руки человека все более сильные средства воздействия на природу и влияния на судьбы людей. Основные задачи нравственного воспитания отражены в моральном кодексе строителя коммунизма, включенном в Программу КПСС.
Основой нравственного воспитания является идеологическое воспитание - овладение марксистско-ленинской идеологией, вооружающей человека пониманием основных закономерностей общественного развития и высших целей, стоящих перед нашим обществом. Эта задача особенно важна в настоящее время, когда марксистско-ленинская идеология превратилась в идеологию всего советского народа, а марксизм-ленинизм получает свое дальнейшее развитие и обогащается новыми понятиями, отражающими современный этап коммунистического строительства.
Как указывалось в резолюции XXIV съезда КПСС, в центре всей идеологической работы должно быть «...формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали».
Именно мировоззрение человека - система взглядов на действительность, представлений о его роли и месте в жизни - служит важнейшим внутренним руководством в решении жизненных проблем, выборе линии поведения в той или иной ситуации.
В основе коммунистического мировоззрения человека лежит убежденность в правоте дела коммунизма, вера в коммунистические идеалы, готовность претворить их в жизнь и, если потребуется, бороться за их утверждение. Ввиду большой остроты, которую принимает в настоящее время идеологическая борьба двух систем, особое значение приобретает задача формирования У молодежи непримиримости к буржуазной и ревизионистской идеологии. Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС говорил: «В борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам. Здесь нужна высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеологическим диверсиям».
Ясные идейно-политические позиции, отчетливое понимание законов общественного развития служат той основой, которая помогает человеку избрать правильную линию поведения, согласуемую с его общественным долгом, повышает его ответственность за свои поступки.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание у человека преданности своей социалистической Родине, своему народу, готовности отдать все силы для защиты завоеваний социализма. Советский молодой человек - это прежде всего патриот своей Родины. Патриотизм включает чувство гордости за свою Отчизну, ее общественный строй, огромные достижения народа во всех областях коммунистического строительства, а также чувство уважения к достойным страницам ее прошлого.
Особое значение в условиях нашей многонациональной страны имеют задачи воспитания братских чувств и уважения ко всем населяющим ее народам, формирование сознания братского единства всех социалистических наций и народностей Советского Союза, объединенных общей идеологией, социально-политической и экономической базой, спаянных доверием, дружбой, сотрудничеством, благотворным взаимодействием всех культур.
Задачи воспитания братских чувств к представителям всех наций и народностей, образующих новую историческую общность людей- советский народ, включают и воспитание непримиримости ко всему тому, что может нанести ущерб его социальному и морально-политическому единству, ко всем проявлениям, национализма, шовинизма и национальной ограниченности.
Как отмечалось на XXV съезде КПСС, «утверждение в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за Страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма было и остается одной из важнейших задач партии».
Воспитание советского патриотизма и социалистического интернационализма включает в себя и воспитание дружественных чувств к трудящимся всех социалистических стран, гордость за их достижения в строительстве социализма.
Немаловажное значение имеет и задача воспитания у учащихся чувства солидарности со всеми народами, борющимися против сил империализма за свою свободу и независимость, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие.
На XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил: «Особо хотелось бы подчеркнуть важность в наше время пролетарского интернационализма. Это один из главных принципов марксизма-ленинизма».
Коммунистическая нравственность предполагает и общественную активность человека, деятельное участие в общественно-политической жизни страны и своего коллектива, понимание своего гражданского долга и личной ответственности за порученное дело, за все происходящее в обществе, добросовестное выполнение своих обязанностей перед людьми и страной, требовательность к себе и к другим, сознательную дисциплину в труде и повседневном поведении.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии подчеркивалось: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - задача нравственного воспитания».
Особое значение приобретает в настоящее время воспитание коммунистического отношения к труду.и общественной собственности как проявления высокой сознательности, гражданственности. В статье 14 Конституции СССР указывается, что общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе и что государство, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого человека.
Чем выше коммунистическая сознательность каждого молодого человека, вступающего в мир труда, чем лучше он будет понимать роль и значение своего личного вклада в общее дело коммунистического строительства, тем с большей готовностью станет отдавать свои силы и знания обществу и тем успешнее будет осуществляться великое дело строительства коммунизма.
В задачи воспитания коммунистического отношения к труду входит и формирование стремления проявить творческое отношение к своему делу, умение работать с инициативой на любом участке, в любой области труда. Формирование такого отношения начинается с выполнения учебных заданий, элементарных обязанностей в школе и дома, общественных поручений, строгого соблюдения дисциплины.
Первостепенную важность имеют и задачи формирования у молодежи нравственных качеств коллективиста, умеющего жить и трудиться в коллективе, считаться с интересами всех и каждого его члена. Воспитание в духе коллективизма - один из ведущих принципов всей системы коммунистического воспитания молодежи в нашей стране. Черты и качества человека-коллективиста приобретают особое значение в настоящее время, так как в период строительства коммунизма роль коллективных начал будет возрастать во всех сферах народного хозяйства, общественной и государственной жизни, что и получило отражение в Конституции СССР, где в статье 8 раскрываются основные задачи трудовых коллективов, подчеркивается их роль как важнейшей ячейки хозяйственной, политической и духовной жизни нашего общества.
Нравственное развитие молодого поколения связано с воспитанием у него социалистического гуманизма, умения заботиться о нуждах других людей, оказывать им необходимую помощь, не проходить мимо случаев проявления жестокости.
Одновременно с решением задач формирования положительных моральных качеств и привычек правильного поведения должны решаться и задачи преодоления отрицательных качеств. На XXV съезде КПСС назывались некоторые отклонения от социалистических норм нравственности, которые становятся тем более нетерпимыми, чем выше поднимается наше общество в своем развитии. В их числе были названы стяжательство, частнособственнические тенденции, хулиганство, бюрократизм и равнодушие к человеку. «В борьбе с подобными явлениями,- говорил Л. И. Брежнев,- необходимо в полной мере использовать и мнение трудового коллектива, и критическое слово печати, и методы убеждения, и силу закона - все средства, находящиеся в нашем распоряжении».
Основы нравственности должны закладываться с самых ранних лет. Современные исследования развития дошкольников показали возможность формирования у них многих нравственных чувств, развития представлений о некоторых нормах поведения и отношения к людям, выработки определенных нравственных привычек. Так, в детском саду у дошкольников воспитывают чувство любви к Родине, формируют начатки коллективистических отношений, воспитывают стремление к дружбе и товарищеской взаимопомощи, уважение к труду и ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, элементарные навыки культурного поведения, общения друг с другом и взрослыми. Все эти задачи, а также пути и средства их осуществления отражены в «Программе воспитания в детском саду».
Нравственное воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и в разнообразной внеклассной работе, проводимой через пионерскую и комсомольскую организации школы. Преподавание отдельных учебных дисциплин вооружает учащихся знанием норм и правил поведения, способствует пробуждению и укреплению в них нравственных чувств, а также формированию твердых взглядов и убеждений, которые служат нравственным регулятором поступков и действий учащихся, их отношения к родителям, товарищам, окружающим людям. Опыт коллективной жизни, участие в совместных занятиях, труде, жизни пионерского отряда и комсомольской организации помогают формированию привычек правильного поведения, переходящих затем в черты характера и личности молодого человека.
Особое значение в формировании нравственных чувств и убеждений имеет воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина.
Расширению нравственных представлений и понятий школьников и формированию их убеждений способствует как преподавание учебных дисциплин, так и беседы и лекции на этико-моральные темы, в которых раскрываются перед ними важнейшие положения и принципы коммунистической морали. Полезны и пионерские сборы, и комсомольские собрания по этой тематике, а также специальные диспуты и дискуссии, проводимые часто в старших классах, когда учащиеся высказывают свою точку зрения, проявляют отношение к поступкам своих товарищей.
Знания о закономерностях общественного развития и преимуществ социалистического строя, основах нашей идеологии учащиеся получают из курсов истории, географии, литературы. Эти знания углубляются и расширяются через систему политического просвещения, в особенности при проведении политинформаций.
Усилению патриотических и нравственных чувств способствует принявшая за последнее время большой размах работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся, включающая празднование Дня Советской Армии, Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Дней авиации, артиллерии и ракетных войск, Военно-Морского Флота и др. Большое воспитательное значение имеют установление школой связей с воинскими частями, военными училищами, создание военно-спортивных кружков и секций ДОСААФ, а также такие формы комсомольской и пионерской работы, как экспедиции по местам революционных битв, гражданской войны и сражений Великой Отечественной войны.
Важную роль в укреплении дружбы между учащимися разных национальностей, населяющих нашу страну, имеет организация их переписки, поездок для труда и отдыха в другие республики сбор материалов, знакомящих с развитием национальных культур и экономики союзных и автономных республик. Эти материалы можно также использовать при проведении политических информаций. В формирование более глубоких социальных чувств, расширение общественно-политических знаний и воспитание чувства ответственности особый вклад вносит специальная работа, проводимая школьными комитетами комсомола со всеми готовящимися к вступлению в его ряды по изучению Устава и истории ВЛКСМ.
Большое значение имеет обеспечение строгого общественного контроля за успеваемостью и поведением каждого ученика, выполнением всеми учащимися учебных, трудовых и общественных обязанностей.
Укреплению и углублению интернациональных чувств содействует также работа школьных клубов интернациональной дружбы, проведение митингов солидарности с народами, борющимися против реакционных режимов, ига империализма. Все это способствует формированию у учащихся умения разбираться в буржуазных пропагандистских мифах, противостоять враждебной идеологии.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) предусматривает: «В новых программах и учебниках шире поставить вопросы по более глубокому воспитанию у учащихся чувства советского патриотизма, социалистического интернационализма, гражданского и воинского долга, воспитания учащихся на революционных, боевых, трудовых традициях Коммунистической партии, советского народа и его Вооруженных Сил».
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание - одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания. Под эстетическим воспитанием следует понимать воспитание учащихся средствами прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение их к духовным ценностям, развитие эстетических чувств и культурных потребностей.
В Программе Коммунистической партии специально подчеркивается, что партия неустанно заботится «...о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков». Художественное начало должно одухотворять труд, украшать быт и облагораживать человека. В условиях социалистического государства создаются все условия для обеспечения эстетического развития людей и приобщения их к духовной культуре.
Эстетическое воспитание теснейшим образом связано с нравственным. Общение с прекрасным, умение его воспринимать, понимать и чувствовать во многом содействует формированию социально-нравственных основ мировосприятия и отношения к действительности. Использование средств искусства часто является кратчайшим путем донесения до сознания ребенка представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном.
Это и серьезнейший участок идеологической работы. Необходимо сформировать у нашей молодежи активное противодействие
чуждым буржуазным эстетическим идеалам. Знание основ марксистско-ленинской эстетики, составляющей идеологическую основу нашего понимания сущности прекрасного и его воздействия на человека, помогает противопоставлять и отстаивать наши нравственные и эстетические взгляды, убеждения, идеалы. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства и сознание, способствуя выработке взглядов и убеждений.
Задачи эстетического воспитания сложны и многообразны. Они отражают многообразие источников эстетического воздействия и сложность путей художественного развития человека, которое начинается с формирования умения воспринимать и чувствовать прекрасное и завершается умением творить красоту, вносить ее в окружающую жизнь.
Эстетическое воспитание начинается с развития способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей простых эстетических чувств и достигается постоянным приобщением к красоте, созданием условий, благоприятствующих полноценному ее восприятию. Даже самых маленьких детей можно научить видеть и оценивать красивое в быту, в природе, в людях и их труде, в произведениях искусства.
Важнейшей задачей является формирование эстетического вкуса - способности оценивать прекрасное, отделять истинно красивое от неэстетичного, яркое, талантливое - от пустоцвета. Эстетический вкус человека отражает его общее мировоззрение, идейную направленность личности, нравственные позиции. В оценке прекрасного проявляются и классовые позиции человека, его взгляды на жизнь, убеждения.
Очень важна задача выработки у молодежи эстетического отношения к действительности, что включает в себя как активные действия по охране и защите всего прекрасного, так и стремление создавать новые духовные и материальные ценности.
Уже с раннего детства надо воспитывать у детей стремление проявить себя в какой-либо творческой деятельности, а для этого обучать их пению, танцам, развивать у них музыкальный слух, учить изобразительной деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что основной направленностью эстетического воспитания является не специальная или профессиональная подготовка в области какого-либо вида искусства, а общее эстетическое развитие, воспитание художественного вкуса, развитие интереса к творческой деятельности.
Основными средствами эстетического воспитания учащихся являются обучение и разнообразная внеклассная работа, дополняемая воздействием учреждений культуры, театрами, кинотеатрами, клубами, а также средствами массовой коммуникации (печать, кино, радио,телевидение).
Среди школьных дисциплин наибольшее значение для эстетического воспитания имеют литература, история, география, биология и предметы собственно эстетического цикла - музыка и изобразительное искусство. Немаловажные возможности открывают для этого и уроки физического воспитания.
В задачи школьного курса музыки входит развитие музыкального вкуса и воспитание любви к музыке, формирование активно-творческого отношения к ней. Этот курс закладывает основы общего музыкального образования школьников, которые за период обучения в школе учатся грамотно, эмоционально и выразительно петь, слушать и понимать музыку, знакомятся с творчеством крупнейших советских и зарубежных композиторов.
Курс изобразительного искусства включает обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка, формирование у них умений рисовать с натуры, по памяти и по представлению, развитие интереса и любви к искусству, потребности проявления себя в изобразительном творчестве.
Большое значение в эстетическом развитии старшеклассников имеют факультативные занятия по искусству, литературе.
Следует отметить, что свой вклад в эстетическое воспитание и развитие учащихся несомненно вносят и дисциплины естественнонаучного цикла. Эстетическое воздействие оказывает логика и стройность математического доказательства, вдохновляет красота научного подвига, поэзия научного поиска и т. д. Большое значение могут иметь эстетически выразительные методы обучения - яркий, образный рассказ, средства наглядности и т.п.
Несомненно, эстетическое развитие школьников во многом определяется и самой организацией работы школы, ее оформлением, стилем взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками.
Эстетическое воспитание в процессе обучения дополняется внеклассной работой, проводимой через пионерскую и комсомольскую организации, школьные клубы и кружки, художественную самодеятельность.
Эстетическому воспитанию детей способствуют и различные внешкольные учреждения - Дворцы и Дома пионеров, детские библиотеки, станции юных натуралистов и т. п.
Эстетическое воспитание в детском саду, поставленное в соответствии с требованиями действующей программы, создает хорошие предпосылки для последующей работы в этой области и полноценного художественного развития ребенка.
Физическое воспитание
Физическое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания. Оно направлено на совершенствование физического развития детей, укрепление здоровья, обеспечение лучшей подготовки к общественно полезному труду, к жизни, к защите Родины.
Значение, которое придается физическому воспитанию в нашей стране, отражено в Программе КПСС, где записано: «Партия считает одной из важнейших задач - обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».
Занятия физкультурой и спортом важны для обеспечения разумного использования молодежью свободного времени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется здоровье и повышается работоспособность.
Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие, становление духовных сил человека определяется и состоянием его здоровья, выносливостью, крепостью нервной системы.
Особенно большое значение приобретает физическое воспитание в век научно-технической революции, когда вносимые ею изменения в жизнь людей и характер их труда оказывают значительное воздействие на физическое состояние человека. Возросла интеллектуальная нагрузка, связанная с необходимостью усваивать всевозрастающий объем информации. Труд в ряде профессий ставит человека в условия, требующие серьезного испытания его физических и психических возможностей, его сознания и воли.
Ознакомление с условиями труда современного рабочего, а также представителей других сфер деятельности показывает, что повсеместно наблюдается общая тенденция к сокращению двигательных операций, а создание новых технических средств облегших труд, все более и более способствует появлению новой угрозы человеку - гиподинамии - уменьшению затрат физических усилий, сокращению двигательных действий. Таким образом, хорошая физическая подготовка и большая выносливость в век машинной техники и автоматов имеет особое значение. В задачи физического воспитания детей, осуществляемого в условиях школы, входит:
укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;
формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.);
привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности;
формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
привитие организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива.
Дальнейшее совершенствование работы по физическому воспитанию учащихся во всех его звеньях связано с введением с 1 марта 1972 г. новых норм Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).
Физическое воспитание школьников осуществляется на специальных занятиях и уроках в школе. Учащиеся с ослабленным здоровьем занимаются по особым программам в подготовительных и специальных медицинских группах (эти занятия проводятся во внеурочное время).
В школе регулярно осуществляется медицинский осмотр всех учащихся и повседневно - общий надзор за их здоровьем. В этом велика роль не только школьного врача, преподавателя физкультуры, классного руководителя, но и каждого учителя, который должен наблюдать за работоспособностью учащихся, их общим состоянием на уроках, посещаемостью.
Во многих школах в настоящее время хорошо организована разносторонняя внеклассная работа по физической культуре и спорту. Проводятся массовые физкультурные мероприятия - спортивные соревнования и физкультурные праздники, сдача норм ГТО. Все большее развитие получает работа различных спортивных секций и туризм. Хорошую закалку и общее физическое развитие обеспечивает правильно организованная спортивно-физкультурная работа в пионерских и комсомольско-молодежных трудовых лагерях для старшеклассников, где занятия физкультурой и спортом сочетаются с общественно полезным трудом. Увеличивается охват учащихся специальными спортивными занятиями, проводимыми детскими спортивными школами и секциями спортивных обществ, летними спортивными лагерями. Большое внимание физическому воспитанию и укреплению здоровья дошкольников уделяется в детских садах.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.