Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Умственное развитие


Поддьяков Н. Н. и др. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР»
Москва-Братислава, 1989 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Чтобы ребенок был интеллектуально подготовлен к обучению в школе, он должен обладать элементарными знаниями о предметах и явлениях окружающего мира, иметь развитые познавательные способности, элементарные навыки умственной деятельности, у него должна быть развита речь, любознательность и т. д.
Вместе с тем дошкольника приучают к умственной деятельности: решение соответствующих возрасту интеллектуальных задач не только не должно вызывать у него затруднения, а он должен с удовольствием заниматься умственной деятельностью и стремиться к ней.
Ребенок в течение дошкольного периода получает относительно широкий круг представлений: о живой и неживой природе, жизни и труде людей, об общественных отношениях и т. д.
Такие знания он приобретает прежде всего путем непосредственной деятельности с предметами, при знакомстве с явлениями. Знания могут приобретаться как спонтанно, так и планомерно, когда взрослый сообщает их целенаправленно.
Приведем пример организации наблюдения за птицами во время экскурсии в парк (прогулки за город).
Цель. Наблюдение за птицами и животными зимой, подкармливание птиц.
Материал. Корм для птиц, мешочек.
Ход наблюдения. Воспитатель знакомит детей с целью прогулки и просит перечислить птиц и зверей, которые живут в лесу зимой (синица, дрозд, воробей, заяц, белка), рассказать, чем они питаются и чем их можно подкармливать. Ребята перечисляют признаки, по которым можно определить, какие животные живут в лесу (это прежде всего следы).
Потом они наблюдают за птицами и по окраске перьев определяют вид птицы, обращают внимание на условия их жизни зимой, на то, чем они питаются. Дети развешивают на ветках говяжье сало, насыпают птицам семечки, беседуют с воспитателем о том, как люди заботятся о них зимой.
Знания, которые детям необходимо усвоить, не должны ограничиваться рамками познания вещей, находящихся в близком окружении. Ребенка следует знакомить с тем, что он не может непосредственно видеть, слышать, осязать (например, с явлениями социальной жизни).
Дошкольник живет в реальной социальной среде, от которой его нельзя изолировать, полагая, что он не способен понять многие общественные явления.
Шестилетний ребенок уже может знать не только государственные символы, но и фамилии главных государственных и политических деятелей, он должен знать, кто руководит обществом, о том, что руководители стремяться сделать жизнь трудящихся счастливой, светлой.
Ребенок узнает свой адрес, в честь кого или почему так названа улица, на которой он живет.
Он должен иметь представление о нравственных нормах социалистического общества, знать, что существуют люди, которые эти нормы нарушают, и осуждать этих людей. Ему рассказывают о том, что на свете живут очень богатые и очень бедные, голодающие; те, кто хочет войны, и те, кто борется за мир.
Он может знать и понимать общественные явления и события эмпирически, без рациональных объяснений их сущности.
Социальная жизнь влияет на малыша (хотим мы этого или нет), она интересна и привлекательна для него, он хочет ее познать и активно в ней участвовать. Поэтому говорите при реренке о том, что происходит на работе, в доме, в стране, в мире, берите его с собой на праздники, комментируйте телевизионные передачи, читайте вслух журналы и газеты.
Ребенок в этом возрасте любопытен, интересуется всем, что видит вокруг себя. Он наблюдателен, задает вопросы и требует, чтобы ему объяснили причины происходящего. Он спрашивает не только о предметах и явлениях, которые непосредственно воспринимает, но и о скрытых свойствах.
Например, он интересуется тайной возникновения жизни человека, Вселенной и т. п.
Надо всегда отвечать на вопросы детей. Это развивает их любознательность и интерес к новому, неизвестному. Давайте им такие задания познавательного характера, при выполнении которых они сами или с помощью взрослого будут открывать что-то новое.
Когда ребенок сам ищет ответ, он эмоционально переживает процесс познания — иногда как радость и удовлетворение, а иногда как затруднения, неудачу и разочарование. Так он накапливает опыт, необходимый для дальнейшей умственной деятельности в школе, и приобретает интерес к обучению.
Кроме системы знаний о природе и обществе, дошкольник должен усвоить и такие представления, которые помогут ему в школе в нужном объеме и темпе усваивать программный материал. Так, например, в детском саду дают элементарные математические представления, развивающие специфические математические способности детей.
Шестилетние дети должны уметь определять положение предметов в пространстве и на плоскости (прежде всего отличать правую и левую стороны), различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и упорядочивать предметы по величине, сравнивать совокупности и объемы.
Они должны уметь определять свойства предметов, величину совокупности предметов, их количество (в пределах 10), знать числовой ряд от 1 до 6 и правильно обозначать с его помощью количество предметов.
Все эти знания и математические представления можно сформировать лишь в конкретной деятельности с предметами, в играх с ними, в труде. В детском саду проводятся занятия, содержание которых непосредственно связано с будущим усвоением в школе конкретных учебных предметов.
Приводим примеры занятий по развитию элементарных математических представлений.
I. Цель. Закрепить у детей умение различать круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, видеть эти формы в самых различных предметах.
Материал. Наборы геометрических фигур основных цветов (для каждого ребенка набор одного цвета), рабочие листы, строительные кубики, различные предметы и мелкий материал.
Ход занятия. Воспитатель свободно рассаживает детей, раскладывает перед ними набор геометрических форм. Дети должны выбрать все треугольники (или квадраты, круги, прямоугольники), два квадрата, потом два красных прямоугольника, все желтые круги и т. п.
Затем детям предлагают найти определенные формы в предметах, находящихся в комнате: например, что имеет форму прямоугольника (окно, стол, доска, дверь), круга (лампа, зеркало) и т. д. Далее воспитатель спрашивает, могут ли они из геометрических фигур сложить какие-нибудь предметы (домик, дерево, змею и др.).
После этого педагог предлагает выполнить «письменное задание», как в школе: на рабочем листе объединить линией все треугольники и определить, что получится в результате (хвост бумажного змея).
В последней части занятия перед детьми ставится задача построить города: Треугольниково, Квадратовку, Прямоугольников — из элементов строительного набора, предметов, мелких пособий.
Дети могут работать индивидуально или группами. Так, город Квадратовку они строят из пластмассовых кубиков, Прямоугольников — из коробочек, элементов строительного набора, домики Треугольникова — из картонных карточек.
В конце занятия дети вместе оценивают оригинальные решения.
II. Цель. Учить детей делить набор из двух—шести предметов на группы и определять количество элементов в них, полученные группы опять объединять.
Методические приемы Заполнение рабочего листа, действия с картинками, дидактическая игра «Магазин».
Материал. Рабочие листы, наборы основных геометрических фигур (по шесть штук), игрушки, бумажные деньги (карточки с различным количеством кружков), игрушечные кошельки.
Ход занятия. Дети вначале сидят за столиками, а в конце занятия свободно передвигаются по группе. Для пробуждения у ребят интереса воспитатель рассказывает, что приближается время покупки рождественских подарков.
Чтобы их купить, надо уметь считать. Поэтому сегодня все дети будут "играть в «магазин» и. учиться считать деньги, чтобы правильно оплачивать покупку.
Задание 1. Определить количество предметов, пользуясь понятиями: «равно», «больше», «меньше».
Дети заполняют рабочий лист по инструкции воспитателя (закрашивают равное количество кружков (больше на 1 или меньше на 2). Воспитатель контролирует работу.
Задание 2. В процессе действий с картинками создавать группы с разным их количеством, называть его.
Дети находят разные способы деления данного количества картинок на две группы.
Задание 3. Играя в магазин, объединять карточки с разным количеством кружков так, чтобы в сумме получилось нужное число (объединить карточку с двумя кружочками и карточку с четырьмя кружочками, чтобы получилось шесть кружочков и т. п.).
Дети покупают подарки и платят деньгами-карточками ту сумму, которую определяет продавец.
В заключение занятия действия детей оцениваются, ребята получают приглашение на осмотр рождественских витрин.
В каждом активном контакте ребенка с окружающей действительностью развиваются его познавательные процессы — восприятие, память, воображение, мышление и речь. И наоборот, эти процессы позволяют ему познавать и осваивать окружающую действительность.
Познавательные процессы вместе с мыслительными операциями (анализом, синтезом, классификацией, обобщением и др.) обусловливают будущую учебную деятельность ребенка.
Приведем пример занятия по развитию познавательной деятельности.
Цель. Расширять знания детей о диких животных и об их характерных признаках (части тела, покров и его расцветка, способ передвижения, издаваемые звуки).
Материал. Раздаточные картинки животных, символы движения, магнитная доска, листы с картинками животных (для индивидуального пользования), магнитофон.
Ход занятия. Воспитатель вначале предлагает детям отгадать птиц и других животных по их голосам, записанным на магнитофон. Основную часть занятия составляет беседа о характерных признаках диких животных, особенностях их передвижения и среде обитания. Затем проводится игра «Летает — не летает».
На магнитной доске и на рабочих листах дети дополняют рисунки животных символами, изображающими определенный способ передвижения (змея — ползание — волнистая линия; зайчик — прыжки — полукруги и т. д.).
В заклюаение занятия воспитатель задает детям домашнее задание: подумать, какими способами может передвигаться человек, в какой среде, с помощью каких технических средств, просит сравнить движение человека и животных в природных условиях.
Познавательные процессы и мыслительные операции надо развивать целенаправленно. Какими методами и в каких видах деятельности?
С помощью наблюдения, наглядного примера, практической деятельности, экспериметирования, описания, объяснения, беседы, работы с литературой и т. п.
Взрослый учит ребенка внимательно наблюдать за предметами и явлениями, обращает внимание на их существенные признаки (например, на то, какие у растения листья, цветы, плоды; на признаки времен года); выявляет связи и зависимости (например, зависимость строения тела животных от среды их обитания и способа питания).
Ребенок учится запоминать и воспроизводить не только названия предметов, но и более длинные литературные тексты, стихотворения, песни, содержание того, что ему рассказали, поручения и т. п.
Богатое воображение развивают сказки, произведения живописи, игрушки. Дошкольник проводит эксперимент с формой, цветом, материалами. У него развивается логическое мышление и интерес к технике.
Взрослый решает с ребенком не только те задачи, которые встречаются в повседневной жизни, но и те, которые создает преднамеренно. Это задачи типа «Как что?», «Что случилось бы, если...?», «Почему...?», «Что, если...?», «Если..., то...» и т. п.
Мышление дошкольника развивается в различных видах конструктивной деятельности и настольных играх, при работе со специальными тетрадками, содержащими логические задачи, которые ребенок решает графическим способом, во время телевизионных передач, предусмотренных специально для этой цели, с помощью других средств, применяемых на практике.
Одним из источников и средств развития интеллекта детей является научно-популярная литература: детские энциклопедии, книги о природе, биографические произведения и т. п.
Факты, которые подбираются для этой литературы, их научно-популярная обработка и хорошие иллюстрации не только расширяют круг знаний ребенка, но и пробуждают у него стремление узнать еще больше. Телевидение, радио, кино и театр стимулируют пополнение знаний дошкольников.
Словацкое издательство для детей и молодежи «Младе лета» систематически издает книги с познавательной ориентацией.В этом издательстве вышли иллюстрированные энциклопедии, такие, как «Мир вокруг нас», «Большая иллюстрированная книга для маленьких детей», «Как Петя, Бобик и Мурка провели каникулы» и др.; рабочие тетради: «Зоркий Филипп», «Рисуем круглое колесо»; поучительные книги о природе: «Давайте смотреть на природу», «Когда будешь гулять на лугу»; книги, в которых познание объединяется с развлечением: «Расписной алфавит», «Волшебная музыка».
Братиславское радио передает воспитательно-образовательные передачи для детских садов, ежедневные вечерние сказки и воскресные драматизированные сказки для детей. Чехословацкое телевидение в Братиславе передает для дошкольников передачу «Солнышко», вечерние сказки и организует воскресные передачи в первой половине дня. К детским передачам относится «Малая телевизионная карусель», передачи о животных, природе и т. п.
Выбирая определенное содержание, соответствующие приемы и средства, обеспечивающие глубокие эмоциональные впечатления в процессе познания окружающего мира, можно достичь высокой интеллектуальной готовности ребенка к школе.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +