Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Борьба передовых ученых капиталистических стран против идеалистических извращений в детской и педагогической психологии


Н. С. Мансуров. "Современная буржуазная психология"
Изд-во "Соцэкгиз", М., 1962 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В деятельности передовых ученых в капиталистических странах важное место занимает критика идеалистических извращений в детской и педагогической психологии и в близко к ней примыкающей педагогике. Особенно большое внимание уделяли и уделяют этому вопросу французские ученые А. Валлон, Ф. Секле-Риу и в свое время П. Ланжевен. Отдельные правильные критические замечания содержатся в психологических работах английских, американских и западногерманских психологов. Тот факт, что наряду с именами психологов здесь можно назвать имена ученых других специальностей, в частности физиков, свидетельствует о том исключительном значении, которое придают этой проблеме передовые ученые в Западной Европе и в США.
Прежде всего передовые психологи различных стран разоблачают лживое от начала до конца заверение тех буржуазных психологов и деятелей педагогической науки, которые (как, например, западногерманские психологи Буземанн, Блетнер и Лерш в своей коллективной статье, открывшей первый номер журнала «Школа и психология» (1954 г.)) утверждают, будто педагогическая психология и педагогика не зависят от философии, чужды «мировоззренческой, политической, религиозной и всякой другой партийности».
Подобного рода заявления имеют целью скрыть истинную буржуазную приверженность представителей педагогической психологии в капиталистических странах, выдать их деятельность за якобы свободную от классовых интересов. На самом деле, как уже отмечалось выше, это, конечно, совсем не так. Как и другие буржуазные ученые, многие представители педагогической психологии защищают классовые интересы буржуазии, создавая свои теории и «системы». Именно поэтому во Франции и не был принят и даже не допущен для широкого обсуждения проект реформы школы, созданный Ланжевеном и Валлоном, в котором с особой силой и убедительностью показывалось, что в современной Франции существуют две системы просвещения — одна для буржуазии, другая — для народа. Среднее образование, писал в этой связи А. Валлон,— это по существу буржуазное образование, созданное для удовлетворения нужд капиталистического класса, это продукт культуры, которая исходит от него и которую он стремится увековечить. К тем же выводам о буржуазной направленности психолого-педагогических систем, выработанных психологами и представителями педагогики, приходят и некоторые социологи в США, Англии и других странах, которые, как и уже упоминавшийся Г. Эриксен, не являются коммунистами. Прогрессивные психологи в капиталистических странах при определении задач педагогической психологии исходят не из догматических представлений (например, о врожденности психических качеств людей), а из педагогической практики. Для Валлона и других ученых педагогическая психология наряду с физиологией должна быть в школе не учебным предметом, а средством организации педагогического процесса и проверки его эффективности. В своей работе «Принципы прикладной психологии» Валлон подчеркивал, что практическое приложение психологии может сделать учебную работу более плодотворной, помогая создать новые и улучшить старые методы обучения, вытесняя эмпиризм и необоснованные рекомендации психологов, которые он справедливо назвал «пророчествами». По мнению Валлона, научная психология и педагогика, дополняя друг друга, должны составлять одно целое, несмотря на то что каждая имеет свою собственную область и методы исследования.
Положения Валлона и других психологов-материалистов о необходимости тесной связи педагогической психологии с педагогикой коренным образом отличаются от утверждений идеалистов в педагогической психологии, которые в последнее время тоже высказываются за необходимость союза педагогики и психологии. Суть этого различия заключается в том, что психологи-материалисты рассматривают педагогическую практику как источник тех знаний, которые составляют фонд научной педагогической психологии, и вместе с тем как критерий правильности делаемых заключений, тогда как психологи-идеалисты видят в союзе психологии с практикой прежде всего средство повышения своей популярности, область приложения собственных догматических положений.
В настоящее время передовые ученые в капиталистических странах острие своей критики обращают против традиционно-идеалистического представления, получившего широкое распространение, согласно которому психика человека является врожденной, а способности людей определяются прежде всего наследственностью, среда же может будто бы лишь способствовать их выявлению либо тормозить его. Против этой точки зрения в Западной Германии выступает психолог Мирке, утверждающий, что способности к теоретической или практической деятельности представляют собой лишь проявление более общей способности человека, которая формируется и изменяется под влиянием среды. Во Франции ценный экспериментальный материал, установленный в результате продолжительного наблюдения за развитием близнецов, обладающих одинаковыми биологическими задатками, был собран и обобщен директором лаборатории психологии ребенка в Институте психологии Зозо. Его данные показали, что в различных условиях у близнецов появляются психологические черты, делающие их различающимися друг от друга. Экспериментальные исследования французских психологов направлены против индетерминистического понимания процесса развития ребенка как развертывания его внутренних «потенций».
Французские психологи не только опровергают положения психологов-идеалистов о развитии ребенка, но и противопоставляет им свою точку зрения. Научно обоснованная концепция развития ребенка содержится, например, в трудах А. Валлона. Он убедительно показал, что известные особенности организма человека, а следовательно и психики, определяются, бесспорно, наследственностью. Однако решающая роль в формировании личности, ее способностей и умений, интересов и склонностей принадлежит общественным условиям существования. «Общество является для человека необходимостью, органической реальностью, — писал он. — ...Личность получает свои определяющие характеристики из общества». Поэтому Валлон считал неправомерным ставить вопрос так, как его формулируют обычно психологи-идеалисты: развитие ребенка определяется природой.
Неверна, по его мнению, антитеза: развитие ребенка целиком и полностью обусловлено обществом. Где же истина? Правильный ответ на этот вопрос, утверждает Валлон, может дать диалектический материализм. В работе «Введение в изучение психической жизни» он подчеркивает, что ни психические, ни биологические особенности человека нельзя рассматривать изолированно, вне учета влияния среды. Задачей психологии и является как раз установление решающих внешних условий, которые обусловливают появление тех или иных особенностей человека. С этой диалектической точки зрения Валлон подходит и к решению вопроса о происхождении способностей.
По его мнению, не может быть способностей, которые можно было бы рассматривать «в чистом виде», вне связи с объектами, на которые эти способности направлены и в операциях с которыми они выявляются. «Ребенок не развивает свои способности в самих себе, — писал он. — Соответственно, мы не можем говорить о ребенке в чистом виде... о ребенке, которому можно было бы предоставить возможность просто и прямо развиваться». Будучи членом общества, ребенок с первых дней жизни испытывает его влияние: не он сам руководит своим собственным развитием, способности его развиваются не «сами по себе». Общественный строй закрывает или открывает ребенку доступ к тем или иным знаниям, культурным ценностям, определяет его духовный кругозор и степень психического развития. То, что является биологическим в ребенке, опосредовано социальным, биологическое проявляется у человека не в форме, которую можно встретить на ступени развития животных, а в качественно иных формах, обусловленных и закрепленных обществом. Это не значит, конечно, заявляет Валлон, будто общество может «выработать» в человеке нечто такое, к чему у него нет биологических задатков (которые, добавим от себя, тоже развиваются и изменяются, испытывая общественное влияние).
Концепция, выдвинутая Валлоном, направлена против идеалистического понимания развития ребенка как выявления «внутренних потенций». Вместе с тем она показывает несостоятельность того представления, согласно которому изучение ребенка может быть ограничено лишь количественным измерением его умственных способностей, как утверждают психологи, применяющие метод тестов для отбора «способных» детей в те или иные учебные заведения и для прогнозирования их развития. По мнению Валлона, А. Леона и других психологов, для изучения психических особенностей ребенка необходим не метод тестов, а такой метод, который учитывал бы изменения в условиях среды, отражающиеся на поведении ребенка. Психологии, основанной на методе тестов, Валлон противопоставил свою «психологию действования», основанную на признании процесса развития, изменения психических особенностей по мере освоения ребенком окружающей его среды, в прямой зависимости от укрепления его действенных связей с окружающими его людьми и условиями.
Научное понимание развития ребенка французские прогрессивные психологи (Валлон, Секле-Риу и другие) противопоставляют тому порочному в своей основе представлению, согласно которому первые пять-семь лет жизни ребенок развивается только биологически и лишь затем претерпевает «социальные изменения». На основании оригинальных экспериментальных данных (полученных, в частности, Шпитцем) французские психологи утверждают, что биологическое и психическое развитие ребенка происходит одновременно со становлением его как личности, что биологическое в человеке неотделимо от психического и социального.
А. Валлон, Ф. Секле-Риу, А. Леон и другие французские психологи, уделяющие большое внимание вопросам детской й педагогической психологии, во всех деталях проследили процесс развития ребенка, открыв в нем ряд стадий, или фаз. Свою концепцию о стадиях развития ребенка они противопоставили различного рода представлениям психологов-идеалистов, которые пишут в своих работах об «этапах развития» «внутренних потенций» человека.
Большой интерес в этом отношении представляет собой точка зрения Валлона. По его мнению, в развитии ребенка имеются такие стадии, которые не зависят от его желаний или биологических и психических задатков, а являются объективными ступенями становления ребенка как личности по мере развития его мозга, организма в целом. Эти стадии, фазы обусловлены общественными причинами, условиями бытия и наблюдаются в развитии каждого ребенка. Переход в психике ребенка от низшего к высшему происходит, пишет Валлон, постепенно, претерпевая качественные преобразования. На высших ступенях развития легко проследить то, что было достигнуто на низших. Такое представление о характере развития ребенка камня на камне не оставляет от вымученных представлений психологов-идеалистов о «развитии» психики ребенка как простом накоплении «психических качеств» или как спонтанном развертывании наследуемых «потенций».
Стройная, хорошо аргументированная фактами концепция французских психологов о развитии ребенка как процессе формирования личности по существу направлена против одного из центральных положений идеалистической педагогики. В самом деле, «традиционным» для буржуазной психолого-педагогической мысли является положение о том, будто педагогика играет роль своего рода моста между обществом и отдельными личностями, имея задачей разработку способов и средств приспособления личности к обществу. Французские психологи во главе с Валлоном показывают несостоятельность такого понимания задач педагогики, основанного на индивидуалистическом представлении о личности. Человек, пишет Валлон, никогда не бывает просто индивидом, он всегда личность, которая имеет свои этапы, фазы становления. Поэтому задача педагогики не заключается в отыскании приемов приспособления индивида к обществу, а состоит в разработке способов воспитания личности. Отсюда следует, что основной задачей школы является воспитание у детей социальных чувств, духа коллективизма и других качеств личности, а основной формой воспитания — воспитание в коллективе. Однако если бы французские психологи ограничились только утверждением о необходимости воспитания в коллективе, то они сделали бы только полдела. Известно, что целый ряд буржуазных педагогов и психологов тоже ратует за воспитание в коллективе. Тем не менее, как показал Валлон, критикуя постановку воспитания в колледже иезуитов, коллектив используется ими не в целях формирования у детей наиболее ценных социальных чувств и качеств, в частности духа коллективизма, а для культивирования у них духа соперничества, чувства превосходства, основанного на признании расовой неполноценности части людей, и других психических качеств, угодных буржуазии. Таким образом, отмечают французские психолога, не всякое воспитание в коллективе дает положительные результаты; вопрос заключается, следовательно, не столько в форме, сколько з содержании воспитательного процесса.
Глубокая разработка реформы буржуазной системы воспитания, принятой во Франции, была осуществлена группой французских передовых ученых, возглавляемых сначала П. Ланжевеном, а после его смерти — А. Валлоном. Составленный французскими учеными проект реформы народного образования являет собой образец творческого применения принципов диалектического материализма к проблемам детской и педагогической психологии.
В данной работе нет возможности дать сколько-нибудь полный анализ этого «Проекта». Однако целесообразно, видимо, остановиться на некоторых основных принципах, лежащих в его основе.
Авторы «Проекта» исходили из того, что обучение является процессом, протекающим по объективным закономерностям, в основе которых находятся закономерности психического развития ребенка, детерминированные общественной средой. Тем самым французские ученые решительно противопоставили свою точку зрения всевозможным теориям «свободного обучения», широко распространенным в капиталистических странах.
В «Проекте» указывается, что расовые отличия, существующие между людьми, не влияют на успешность обучения детей. Ребенок цивилизованного француза или представителя отсталого племени Центральной Америки в надлежащих условиях в равной степени может усвоить все культурные ценности нашей эпохи. Соответственно этому Валлон выдвинул лозунг: «Поставить всех детей без различия касты, национальности, расы в условия, обеспечивающие полный расцвет их личности». Этот лозунг был направлен против фрейдистской переоценки роли раннего детства, против психорасизма с его фатальным влиянием «культуры» и имел большое революционизирующее значение для педагогики в капиталистических странах.
Передовые французские ученые в своей теории обучения ведущую роль отводили учителю, школе, обстановке, в которой ребенок находится вне школы, т. е. факторам, обусловленным экономическими, политическими и историческими обстоятельствами. Главным из них является учитель. Он служит как бы проводником ребенка на пути к знаниям и вместе с тем его воспитателем. Обучение, считал Валлон, является как бы двуединым процессом.
Выдвижение тезиса о единстве обучения и воспитания, о роли учителя в этом сложном, ответственном и почетном процессе направлено против теорий обучения психологов-идеалистов, которые противопоставляли обучение воспитанию и принижали роль учителя.
«Проект» перестройки народного образования Ланжевена и Валлона содержит в себе и другие ценные, научно обоснованные рекомендации методического, воспитательного порядка.
Трудно переоценить значение той большой борьбы с идеалистическими представлениями, которые ведут ныне прогрессивные ученые различных капиталистических стран.
Значительный вклад в разработку основ материалистического направления в детской и педагогической психологии внесли французские психологи во главе с А. Валлоном.
Установленные учеными-материалистами факты, сделанные из них на основе марксистско-ленинской философии выводы и обобщения представляют бесспорный интерес и для советских ученых, которые, работая в условиях социализма, могут осуществлять на практике положения своей науки, преследующей гуманистические цели — воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +