Если теоретические основы «самостоятельной» психологии остались такими же, какими они были ранее, до отпочкования ее от философии, то общее состояние этой науки в последние годы XIX — начале XX в. резко изменилось. Некогда единая, официально признаваемая правящими кругами буржуазного общества психология стала распадаться на множество отдельных школ и течений. «За пятьдесят с лишним лет со времени появления психологии как самостоятельной дисциплины, — отмечает Г. Уэллс, — возникли буквально сотни психологических «школ», группы и подгруппы с подразделением их еще на более мелкие группки». Этот процесс разветвления психологии некоторые буржуазные психологи склонны объяснять какими-то собственно психологическими особенностями. Однако научно его можно понять исходя не из «потенций» самой психологии, а из явлений, лежащих вне психологии и обусловливающих ее развитие. Психология никогда не была изолирована от общественно-исторических условий, от развития других отраслей знания, и процесс зарождения школ и отраслевых направлений в этой науке — яркое тому доказательство.
Рассматриваемый период характеризуется перерастанием домонополистического капитализма в монополистический. «Процесс концентрации и централизации капитала, уничтожая свободную конкуренцию, привел в начале XX века к созданию могучих монополистических союзов капиталистов — синдикатов, картелей, трестов, — получивших решающее значение во всей экономической жизни, к слиянию банкового капитала с промышленным капиталом громадной концентрации и к усиленному вывозу капитала в чужие страны... Период более или менее плавного распространения капитализма по всему земному шару сменился скачкообразным, катастрофическим развитием, что вызвало невиданные ранее рост и обострение всех противоречий капитализма — экономических, политических, классовых и национальных».
Монополистическая буржуазия во все большей степени стала подчинять себе науку. Основные научные силы постепенно стали переходить на работу из университетов в лаборатории, являвшиеся собственностью монополий. Подчинив себе науку организационно, монополии стали определять содержание и темпы ее развития. «Темп и направление развития науки, — как признают ныне сами буржуазные ученые, — в известном смысле определяются потребителями науки, а не ее деятелями». Это не могло не наложить своего отпечатка на общее состояние науки в странах капитала, обусловив, в частности, появление ряда прикладных отраслей науки, призванных решать конкретные, практические проблемы, которые в первую очередь интересовали буржуазию.
Политические и экономические условия отдельных стран обусловили также возникновение местных, специфических особенностей развития наук. Так, например, в Германии того времени ученые различных специальностей охотно занимались теоретическими вопросами, тогда как в США разработка их стояла на втором месте. В Англии большое внимание уделялось вопросам статистики и статистических методов анализа, которые применялись в различных отраслях знания в большей степени,, чем, например, в Австрии, и т. д.
Далее следует указать на неравномерное развитие отдельных отраслей науки в Англии, Франции, Германии, США. Особенно ярко это проявилось в психолого-педагогических и медицинских науках. В начале века во Франции, например, большие успехи были достигнуты учеными в области психиатрии, в Италии — неврологии, в Швейцарии — педагогики, в Германии — психологии, в США — в области изучения поведения животных. Объясняется это рядом причин, в частности наличием среди ученых различных стран стойкого интереса к некоторым отраслям науки или отдельным проблемам в той или иной ее области.
Все более усиливающееся влияние на развитие науки оказывал марксизм. Труды его основоположников и их последователей в огромной степени способствовали упрочению лагеря материализма в науке. С другой стороны, успехи естествознания, обусловленный ими прогресс научного знания укрепляли стихийно-материалистические тенденции среди ученых.
Вместе с тем открытия в биологии, физике и других науках привели в ряде случаев к несоответствию прежних теоретических представлений новым фактам; возникли кризисные явления (кризис в физике), обострилась идейно-теоретическая борьба внутри ряда наук (например, между дарвинизмом и вейсманизмом в биологии, теорией медицины немецкого ученого Вирхова и теорией медицины русского ученого Боткина).
В идеалистической философии в это время появляются разнообразные течения и школы; многие представители идеалистической философии спекулируют на достижениях науки, пытаясь приспособить их для укрепления своих позиций, для борьбы с материализмом. Наряду с этим активизируют свою деятельность буржуазные социологи, представители других общественных дисциплин, призванные идеологически защищать устои капитализма.
Экономические, политические, идеологические и прочие особенности развития капиталистических стран оказали свое влияние на появление школ и отраслевых направлений в психологии. Так, например, заинтересованность империалистической буржуазии в решении практических, злободневных вопросов, порожденных либо экономическими потребностями, либо необходимостью вести борьбу против пролетариата, против передовых, революционных идей, явилась стимулом для возникновения таких отраслевых направлений в психологии, как психология труда, социальная психология. Новые течения в идеалистической философии оказали сильное влияние на психологов-идеалистов, занимавшихся вопросами психологической теории, породив ряд новых школ в так называемой общей психологии. Философы-идеалисты определяли подчас и отношение психологов к естествознанию, к истолкованию фактов. В этой связи можно указать, что именно под влиянием махизма представители одной из новых школ в психологии — гештальт-психологии— обратили свое внимание на физику и, как и махисты, предприняли попытку использовать физические представления для обоснования своих идеалистических взглядов.
Специфические особенности развития науки, свойственные различным странам, определили возникновение в психологии «традиций», которые присущи разным школам психологии отдельных капиталистических стран и разделяются большей частью психологов этих стран. Так, для психологических школ Германии периода до второй мировой войны была характерна тенденция рассматривать психику как какую-то субстанцию, обладающую своими «специфическими» закономерностями, противоположными закономерностям материального мира. Для психологов Франции типичен социологический подход к проблемам психологии; в центре внимания их исследований находится проблема личности, ее развитие и поведение в различных общественных условиях. Для психологов США показательно, что они считают основной проблемой психологии поведение и главной задачей психологов — установление законов поведения. «Традиции» психологических школ различных капиталистических стран в значительной мере обусловлены влиянием философских систем, распространенных в этих странах и пользовавшихся известностью у буржуазии на протяжении длительного времени (Гегель — в Германии, Конт — во Франции, Джемс и Дьюи — в США).
Относительно того, каковы причины возникновения в психологии ряда школ и отраслевых направлений, у буржуазных психологов существуют различные мнения. Совершенно не соответствует действительности их утверждение о том, будто появление новых школ и отраслевых направлений было процессом прогрессивного развития психологии в соответствии с ее «внутренними», имманентными законами. Как показывают факты, и о них еще речь будет идти в дальнейшем, разветвление психологии — отнюдь не «имманентный» процесс, а результат действия экономических, политических и других факторов. В самом деле, чем, как не политическими и экономическими причинами, можно объяснить, например, возникновение на рубеже текущего века военной психологии, представители которой проделали известную работу по подготовке массовых армий к первой мировой войне? Если бы военная психология зависела от развития лишь самой психологии, то почему она не возникла на 10— 20 лет раньше, когда уровень развития психологии в общем мало чем отличался от того, каким он был к периоду возникновения этой отрасли психологии?
Неверно и то мнение, будто возникновение школ и отраслевых направлений в психологии явилось результатом постепенного накопления «позитивного знания». Это мнение опровергается тем, что в действительности многие школы и отрасли возникли почти все сразу. Одновременность их появления — яркое подтверждение правильности выдвинутого положения о социальных, а не собственно психологических причинах разветвления некогда единой идеалистической психологии.
Среди психологов в странах капитала бытует также мнение, будто все школы и отрасли психологии исходят из одного источника, которым является официально признаваемая идеалистическая психология прошлого, Но и это их представление не выдерживает критики. Как могла появиться на свет психология труда, зоопсихология и другие отрасли психологии, если бы они представляли собой дальнейшее развитие идей и положений, составляющих кредо идеалистической психологии, являвшейся служанкой богословия? Ясно, что этого не могло быть. В действительности различные школы и отрасли психологии берут свое начало из разных источников. Каковы они?
Новые школы общей психологии свои основные положения, составившие их теоретический фундамент, заимствовали из идеалистических направлений в философии. Большая часть психологов — представителей этих школ какое-то время примыкала к «физиологической психологии», хотя по ряду пунктов они расходились с ее сторонниками, видя присущую ей противоречивость и критикуя ее за уступки материализму. Образовав новые школы, эти психологи, как правило, стали выступать против материализма в психологии. Поэтому совершенно не правы те буржуазные психологи, которые хотят скрыть свою «философскую родословную». «Школы в психологии напоминают школы в философии» — такова истина, которую признают наиболее объективные буржуазные психологи, считающиеся с фактами истории их науки. Новые школы общей психологии в Западной Европе — это реакция на материализм в психологии со стороны психологов-идеалистов, являвшихся проводниками буржуазной идеологии. Создавая новые школы общей психологии, психологи-идеалисты преследовали цели, желательные для буржуазии: отвлечь внимание общественности своих стран от школ психологии, в которых было заметно влияние материализма, усилить борьбу с передовыми, научными идеями и концепциями в психологии.
Несколько иначе обстоит дело с возникновением отраслевых направлений. Фактический материал, сослуживший роль их фундамента, был получен отнюдь не психологами. Так, педагогическая психология появилась на основе педагогических знаний, психология труда — как продолжение работ, начатых технологами и инженерами — организаторами производства, социальная психология — на основе ряда общественных наук.
Конечно, занявшись решением тех или иных конкретных проблем, психологи исходили не только из данных других наук, но и из той или другой психологической системы, составившей психолого-теоретическую основу данного отраслевого направления. Прикладные направления имеют, таким образом, два источника своего возникновения. Этим объясняется тот факт, почему в отраслевых направлениях существуют свои собственные школы. Причиной дробления прикладной психологии является то, что психологи по-разному, с позиций различных школ общей психологии, относились к одним и тем же фактам, заимствованным, скажем, из педагогики. Школы общей психологии накладывают свой отпечаток на школы в отраслевых направлениях психологии.
Таковы те общественно-экономические условия и некоторые общие особенности возникновения основных школ и отраслевых направлений в современной психологии в Западной Европе и в США.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.