Многие черты современной буржуазной психологии обусловлены ее развитием в прошлом. Поэтому необходимо хотя бы кратко показать главные особенности того длительного периода истории психологии в странах капитала, который предшествовал провозглашению ее отпочкования от философии и превращению в «самостоятельную» науку.
Психология во многом не похожа на другие науки. Об этом в свое время писал
И. М. Сеченов: «Между всеми отраслями человеческих знаний едва ли найдется наука, судьба которой была бы до такой степени странна, как судьба психологии». Основоположник материалистической психологии был глубоко прав. История психологии действительно имеет свои особенности, отличные от истории других наук.
Чем характеризуется прошлое психологии?
Зачатки психологического знания возникли уже на заре человеческой культуры, по выражению Сеченова, чуть ли не со времени появления человека на Земле. В трактатах древнегреческих, арабских, индийских мыслителей, в сочинениях древних писателей содержится немало интересных и подчас тонких психологических наблюдений и высказываний. Для их появления не требовалось ни лабораторий, ни специальных приборов. Материалом психологии являлись «продукты самосознания или самонаблюдения, проверяемые подобными же наблюдениями других людей или собственными и чужими поступками».
Таким положение оставалось в течение веков. Со временем оно, однако, изменилось: психологией стали специально заниматься философы и богословы. В лоне идеалистической философии, в качестве служанки богословия официально признаваемая господствующими классами эксплуататорского общества психология пребывала вплоть до второй половины XIX столетия.
Современные буржуазные психологи, как идеалисты, так и материалисты, отмечают тесную связь идеалистического направления в психологии с теологией и идеалистической философией. Так, Ральф Винн, американский психолог-идеалист, заявляет, что немногим более ста лет назад психология была частью философии (имеется в виду, конечно, идеалистическая философия. — Н. М.) и имела непосредственное отношение к некоторым проблемам богословия и метафизики. Другой американский психолог, А. А. Робэк, в своей книге «История американской психологии» (1952 г.) пишет, что психология как определенная концепция впервые была создана философствующим богословом, рассуждающим о душе и присущих ей качествах. Занятию психологией богословы предавались потому, что с ее помощью они «обосновывали», как отмечает психолог Джонсон (США), логику, которая нужна была им для доказательства «бытия божия». Не удивительно, что, определяя «философское наследие» такого рода психологии, американский психолог X. X. Реммерс назвал его «несложной молитвой».
С мнением американских психологов согласны и буржуазные немецкие психологи. В. Штерн в работе «Общая психология на персоналистской основе» (1935 г.) указывал, что психология до сих пор занималась изучением души, которая представлялась самостоятельной сущностью, не зависящей от тела. Почти 20 лет спустя западногерманский психолог Г. Аншютц в обобщающем труде «Психология. Проблемы, методы и результаты исследования» (1953 г.) еделал вывод, что философия является матерью психологии, что ныне, как и прежде, психологи истолковывают психическое как состояние нашего «Я».
Мнение прогрессивных зарубежных ученых, отмечающих связь господствующей, официально признанной психологии с идеалистической философией и теологией, достаточно ясно и четко выражено в книге американского философа-марксиста Г. Уэллса «Павлов и Фрейд». «В течение почти двух с половиной тысяч лет, начиная со времен древних греков до рубежа XX века, — пишет автор,— психология была в основном подчиненной областью философии (следует иметь в виду идеалистическую философию. — Н. М.) и теологии. Она занималась главным образом отвлеченными рассуждениями о природе души, или духа, и ее отношении к телу».
Поскольку идеалистическая психология была придатком теологии, то во всех странах она преподавалась «по совместительству» богословами. По данным Робэка, в США до начала текущего столетия почти все официально признанные психологи одновременно были теологами. До 1900 г., отмечает Г. Уэллс, психология в США почти исключительно преподавалась философами и богословами.
Аналогичная картина слияния идеалистической психологии с теологией отмечалась не только в странах Западной Европы и США, но и в России. До 70-х годов прошлого века в русских университетах психологию читал обычно университетский священник, в лучшем случае— дипломированный богослов.
Естественно, что длительный альянс идеалистической психологии с теологией не мог не наложить на нее своего отпечатка. В этой связи можно отметить следующие три обстоятельства: во-первых, в «официальной» психологии, являвшейся частью богословия, отсутствовали существенно отличающиеся друг от друга течения, во-вторых, ее содержание отличалось крайней бедностью, в-третьих, она находилась в противоречии с эмпирически установленными фактами и была бесплодна в практическом отношении, на что неоднократно указывали прогрессивные ученые разных стран, в частности И. М. Сеченов.
Многие видные зарубежные психологи не могут не признать малосодержательности психологии в тот период, когда она была придатком богословия. Так, немецкий психолог Эббингауз писал, что у психологии длинное прошлое, но краткая история. Американский психолог В. Джемс характеризовал психологию конца XIX в. весьма выразительно: это не наука, а лишь надежда на науку.
Однако тот факт, что «официальная» психология долгое время в прошлом была служанкой богословия и придатком идеалистической философии, не означает еще, что по отдельным проблемам этой науки не высказывалось материалистических идей и гипотез. История науки знает немало примеров того, как передовые для своего времени естествоиспытатели и философы-материалисты выступали против идеализма в психологии и формулировали ряд материалистических тезисов в этой дисциплине.
В самом деле, во Франции материалистическое направление в психологии развивалось П. Гольбахом — математиком и философом-материалистом, Ж- Ламетри — врачом и философом-материалистом, К- Гельвецией — философом-материалистом. В Англии это направление было представлено Д. Гартли и Дж. Пристли — естествоиспытателями. Одними из первых материалистов в психологии США по праву считаются врачи-психиатры Бенджамин Раш и его сын Джеймс. Основоположниками научной материалистической психологии в нашей стране являются замечательные физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов.
Материалистические идеи в психологии прошлого находились в прямой зависимости от успехов медицины, анатомии, биологии и других естественных наук. Недостатки последних прямо либо косвенно сказывались на характере и степени разработки психологических теорий. Поскольку до XIX в. естественные науки, особенно физиология нервной системы, развивались медленно, материалистические идеи в психологии долгое время были слабо обоснованы фактами и иной раз носили характер, гипотез и предположений. Несмотря на недостатки, присущие материалистическим воззрениям в психологии, последние имели перспективное значение для развития этой науки (теория рефлекса французского философа Р. Декарта, теория ассоциаций английских материалистов Гартли и Пристли, различные гипотезы о связи психических явлений с физиологическими процессами, происходящими в мозгу, и т. п.).
Таким образом, хотя «официальные» психологи и были идеалистами, тем не менее по проблемам, которыми занималась психология, происходила борьба материалистических воззрений с идеалистическими, так же как происходит она и в настоящее время, приобретя со временем, конечно, свои отличительные формы.
Идеалисты-психологи всегда оказывали сопротивление распространению материализма в психологической науке, особенно потому, что пропаганда материализма всегда была связана с выступлением против теологии и церкви. Поэтому история психологии — это история борьбы материализма с идеализмом, история того, как постепенно материализм брал верх над идеализмом.
Примером того, насколько ожесточенной была эта борьба, может служить один эпизод, относящийся к прошлому столетию. В 1823—1827 гг. американский психиатр Дж. Раш написал книгу «Философия человеческого голоса». В этой работе Раш высказывал точку зрения, противоположную официальному мнению, господствовавшему в то время в психологии в США. Между прочим он привел перечень тех приемов, с помощью которых идеалисты и метафизики боролись в науке с материалистическими идеями. Они, отмечал Раш, прежде ' всего настаивали на том, что психические явления нельзя изучать объективным методом; при этом они фальсифицировали изучение психики, выдавая вымыслы за факты, подменяли наблюдение и опыт ссылками на авторитеты, открыто расхваливали идеализм как более удобную и «благородную» точку зрения рассмотрения психики в сравнении с «грубым» материализмом. Раш подчеркивал далее, что церковь и теология всячески поддерживали неправильное мнение о духовной природе разума, психики, забывая междоусобные распри, когда речь шла о походе против материалистов, и что ученые давно смогли бы применить экспериментальный метод к изучению психики, если бы их не запугивали церковники.
Ни один издатель не захотел издавать книгу Раша, и ему пришлось печатать ее за свой счет. Понимая, что его точка зрения будет встречена в штыки «официальными» психологами, теологами и философами-идеалистами, Дж. Раш писал, что, он дает им 50 лет на то, чтобы они могли понять его работу. Но и этого срока им оказалось, по-видимому, недостаточно.
То, что вплоть до настоящего времени труды ученых-материалистов прошлого в странах капитала замалчиваются, находятся под запретом, а то и просто уничтожаются, служит ярким примером тех приемов борьбы с материалистами, которые использовали и используют по сей день идеалисты, выступающие в союзе с церковниками. (Как указывает Г. Уэллс, ныне основной труд Дж. Раша «нельзя найти не только в мелких, но и в крупных библиотеках, даже в библиотеке Конгресса».) Поэтому материалистическое направление в психологии капиталистических стран до сих пор остается в тени, а его представители мало известны.
Таковы некоторые особенности истории психологии (имеется в виду психология в странах Западной Европы и в США), которые отличают развитие этой науки в прошлом (до середины XIX в.) от развития других наук.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.