«Таланты образуются в покое,
Характеры — среди житейских бурь»
(Гете)
О6 «Appassionata» Бетховена В. И. Ленин говорил: «Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной думаю: вот какие чудеса могут делать люди! Но часто слушать музыку не могу - действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головке людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя...» (А. М. Горький. Ленин. ГИЗ, 1931).
Музыка — царица изящных искусств. Знатоки-искусствоведы и тонкие, рафинированные эстеты в один ранг с музыкой ставят архитектуру, отводя последней тоже место королевы. Но оба эти благороднейшие вида искусства не стоят на противоположных полюсах. Музыка доступна, понятна и необходима в любых слоях населения, на всех ступенях социальной лестницы, то есть она абсолютно демократична. Архитектура же является, пожалуй, наиболее аристократичной формой художественного творчества: собор Петра в Риме, Стефана в Вене, Миланский, Кельнский, Страсбургский соборы строили веками. Лишь Барма и Поетнтш чудо московской архитектуры — «Василия Блаженного» — выстроили за время одного царствования Иоанна Грозного. Шедевров в мировой архитектуре немного. К тому же строгий готический стиль большинства католических соборов почти немыслим без оплошной причудливой ажурной отделки мраморными кружевами всех шпилей, башен, карнизов, порталов, арок, наличников и целых стен. Создание их и постоянная реставрация поглощают колоссальное количество труда. В этом отношении поистине поражает, что несравненное благородство и восхитительная гармония наших лучших православных храмов достигнуты одной лишь безукоризненной архитектурной формой, без всяких лепных украшений: Покрова на Нерли. Спас-Нередица на Клязьме, шатровая башня — в Коломенском и соборы в Новгороде. Сколько ни глядишь на них — нельзя наглядеться! ... Важнейшее требование — воспитывать вкус не на посредственном, а на самом совершенном материале. Вкус развивают так, чтобы усвоить, почувствовать и понять до глубины самые совершенные образцы, кои будут служить мерилом и для всей последующей жизни. ... Нехватку вкуса и воспитания ученые восполняют привычкой к труду и борьбе. Они по опыту знают, что все дается только в борьбе и требует платы не только трудом и упорством, но терпением и готовностью платить за все собственным страданием. Маленький успех завоевывается шаг за шагом и оплачивается дорого. Суровый опыт закаляет и гарантирует успех в будущем.
* * *
Есть такие лирические произведения, в которых почти уничтожаются границы между поэзией и музыкой. Многие русские народные песни удерживаются в памяти не содержанием своим (ибо в них почти совсем нет содержания), не значением слов, из которых состоят (ибо соединение этих слов лишено почти всякого значения, а грамматическое построение не имеет логики), но музыкальностью звуков, ритмом стихов и своим мотивом в пении, или своим «голосом». Другие лирические пьесы, не заключая в себе особенного смысла, хотя и не будучи лишены обыкновенного, выражают собой бесконечно значительный, смысл одной музыкальностью своих стихов, например, в песне сошедшей с ума Офелии:
«Он во гробе лежал с непокрытым лицом, С непокрытым, с открытым лицом».
Непокрытый есть то же, что открытый. Но какое глубокое впечатление производит на душу это повторение одного и того же слова с незначительными грамматическими изменениями! Замечу, что Белинский в восторге от этого совершенно вольного перевода, ибо в подлинном английском тексте Шекспира нет дублирования прилагательного. ... А из русских подлинников Белинский особо выделил пушкинский романс:
Не может быть двух мнений: он восхитителен. Пушкин не бывал в Испании, но он сумел создать подлинную картину Севильи, используя свой гениальный дар перевоплощения. В Севилью не доехал и я, к тому же в декабре туда не так тянуло. Но, бродя по ночным уличкам Барселоны, Сарагоссы и Мадрида, я постоянно вспоминал ту волшебную сказку, те музыкальные аккорды среди роскошной южной звездной ночи, наполненной бурными страстями и сладостной истомой, о которых журчит пушкинский романс. Написанный много раньше, он был, по-видимому, дорог и самому поэту, который включил его позднее в своего «Дона Жуана». А этот драматический отрывок Белинский расценивал как высшее из всего, что было создано Пушкиным. Конечно, дело вкуса, а Белинский, которому и чисто русские мотивы были столь же понятны, сколь дороги, не дожил до того времени, когда песенке Дездемоны об иве можно бы противопоставить нежные, светлые призывы элегии Ал. К. Толстого: «Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голубые? И о чем звените вы в день веселый мая, Средь некошеной травы, головой качая». Или уныло-ласковый, сквозь драму, всепрощающий припев некрасовского стихотворения: «Идет — гудет зеленый шум, Зеленый шум, весенний шум». Точно так же разве можно познать, в чем причина обаяния многих музыкальных шедевров, особенно симфоний или национальных и характерных opus'oв, вроде «Рассвета над Москвой-рекой» Мусоргского или «Шехерезады» Римского-Корсакова! А разве можно осмыслить и канонизировать загадку художественного обаяния и грации классического балета! А ведь уже более 150 лет оба наши столичные балета преемственно передают из поколения в поколение славу и великие традиции русской хореографии и гениальное мастерство солисток. Но тщетно в них искать научных разгадок, таящих в себе секрет эстетического воздействия и художественных достоинств, будь то музыки или танцев, как бесполезно искать общепонятных элементов художественности в стройных формулах высшей математики, геологических слоях нашей планеты или целесообразном устройстве и расположении человеческих внутренностей. И тот же Белинский, который требовал осмысленного, аналитического подхода к созданиям искусства, а критику ставил на пьедестал наравне с высочайшими искусствами, сам различал множество диаметрально противоположных элементов, характеризующих науки и искусства. Подобно Шиллеру, и Байрон был поразительно равнодушен к изобразительным искусствам. Уделяя столько строф всевозможным античным руинам, могилам, надгробьям поэтов и полководцев, останавливаясь не только на исторических воспоминаниях, но и на сомнительных легендах, связанных с местами «паломничества» Чайльд Гарольда, Байрон почти не касается ни имен гениальных художников, скульпторов и архитекторов Италии, ни их творений. Во Флоренции он пробыл один день (!) и ухитрился осмотреть две галереи. Вот его запись: «Я пробыл во Флоренции только один день, но все-таки успел побывать в двух галереях, откуда вернулся опьяненный красотой. Венера заслуживает больше удивления, чем любви (Венера Медицейская в галерее Уффици.— С. Ю.), но там есть другие произведения скульптуры и живописи, которые впервые дали мне понять, как неверно судят люди об этих Двух наиболее искусственных искусствах. Особенно поразили меня: портрет любовницы Рафаэля; портрет любовницы Тициана; Венера Тициана в галерее Медичи; Венера Канова в другой галерее; любовница Тициана есть также в другой галерее, то есть во дворце Питти; Парки Микеланджело - картина. Я побывал также в капелле Медичи. Красивая ветошь на больших плитах из разных дорогих камней, на память о полусотне сгнивших и забытых скелетов. Она не докончена и такой останется». А всего за неделю до посещения флорентийских галерей Байрон писал одному из друзей: «Я ничего не понимаю в живописи. Поверь же, из всех искусств- это — наиболее искусственное и неестественное, в котором всего сильнее сказалось человеческое бессмыслие. Я еще не видел ни одной картины или статуи, которая была бы согласна с моими представлениями или ожиданиями, но я видел много гор, озер, рек, а также двух—трех женщин, вполне отвечавших моим ожиданиям и даже более». Нельзя сказать, что Байрон совсем молчаливо проходит мимо величайших творений скульптуры и живописи. Первую оп все же замечает и несколькими словами касается. В последней, IV, песне, начиная со строфы XLIX, посвященной Венере Медицейской, и далее до конца поэмы Байрон, отдавшись восторженному описанию Рима, упоминает статуи: Помпея, Волчицы, Гладиатора, Лаокоона и Аполлона Беяьведерского; из творений архитектуры он называет Колизей, Пантеон, гробницу Цецилии Метеллы и замок Адриана; о соборе Св. Петра Байрон пишет много и восторженно. Но ни одна картина или фреска не упомянуты в поэме ни разу, даже имени Рафаэля, Микеланджело или Леонардо да Винчи не найти во всей поэме. А между тем поэты Италии и их могилы перечисляются все: Данте, Боккаччо, Петрарка, Ариосто, Тассо, Альфиери, Гораций, Вергилий, Цицерон.
«Там во дворце, близ вод Арно, Где живопись, палитрою блистая, С ваянием борьбу ведет давно,— Все манит взор, восторги вызывая. Сильней созданий гения пленит Меня лесов, полей краса простая. Хотя искусство ум мой поразит, Но скрытого огня в душе не оживит».
(Байрон. Чайльд-Гарольд. Песнь IV. строфа LXI).
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.