Изложенное в предыдущих главах достаточно ясно показывает, насколько большое место занимает туберкулез у детей в общей проблеме туберкулеза. Отсюда вытекает необходимость очень широких профилактических мероприятий среди детского населения.
В нашей стране, где здравоохранение является делом государственным, эти мероприятия могут быть, действительно, эффективными. Необходимо, чтобы все врачи включились в это дело и проводили его организованно и по плану.
Со времени Великой Октябрьской социалистической революции в области советского здравоохранения вообще и борьбы с туберкулезом в частности имеются большие достижения. Охране здоровья детей уделяется особое внимание партией и правительством; предоставляются все возможности, чтобы поставить борьбу с туберкулезом у детей на должную высоту и в полной мере развить широкую профилактическую работу. Огромна роль диспансера в борьбе с туберкулезом. Туберкулезные диспансеры проводят активную работу по оздоровлению быта и предупреждению заражения. Перед детским отделением диспансера стоят важные задачи в отношении лечения и профилактики туберкулеза у детей. Выявление туберкулезного контакта в семье, в квартире, в детских коллективах есть прямая обязанность педиатра-туберкулезника, так как повторные и массивные заражения через родителей и родственников оказывают большое влияние на частоту заболеваемости и на смертность детей от туберкулеза. Работа патронажной сестры в семье туберкулезного ребенка, санитарная обработка всей семьи с практическими указаниями, как обращаться с мокротой, посудой, бельем, как убирать помещение — дает очень хорошие результаты, и там, где эта работа поставлена на должную высоту, отмечается снижение смертности и заболеваемости детей. Диспансерный метод работы, заключающийся в активном привлечении подозрительных по туберкулезу детей и дальнейшем регулярном наблюдении за больными, своевременном выявлении у них вспышек и обострений и в своевременном применении соответствующего лечения, является наиболее существенным в борьбе с туберкулезом. Вот почему в центре борьбы с туберкулезом стоит туберкулезный диспансер или туберкулезное отделение поликлиники, которые организуют эту борьбу. Борьбой с туберкулезом у детей занимается детское отделение его. В настоящее время на основе многолетнего опыта в достаточной степени разработаны организационные формы работы детского отделения туберкулезного диспансера. Во главе отделения стоит заведующий — педиатр-фтизиатр. При наличии нескольких педиатров заведующий организует всю работу этих врачей, следит за правильным выполнением этой работы, исправляет недочеты. Там, где имеется только один врач-педиатр, он является ответственным за всю работу детского отделения.
Работа складывается из приема больных в диспансере, работы на участке и связи с различными организациями по охране здоровья детей и школами. Одним из чрезвычайно важных разделов работы педиатра-фтизиатра является его совместная работа с педиатрами консультаций, детских поликлиник и амбулаторий и школьными врачами. Для своевременного выявления туберкулеза у детей и для организации профилактических мероприятий в детских коллективах необходимо включение всех врачей-педиатров в эту работу. Ознакомление же их с вопросами ранней даигностики туберкулеза, с основными формами этой болезни у детей и методами профилактики является серьезнейшей задачей туберкулезной организации. Эта работа проводится врачом диспансера путём совместных консультаций, регулярных посещений поликлиник и амбулаторий, 2—3 раза в месяц, совместных научных конференций с демонстрацией больных, а также семинарских занятий с педиатрами по вопросам лечения и профилактики туберкулеза.
Такая тесная совместная работа педиатров туберкулезного диспансера и педиатров района дает хорошие результаты (правильное и своевременное направление детей в диспансер) и позволяет рано выявлять заболевание туберкулезом. Самая работа педиатра диспансера весьма многообразна. Очень важно тщательное исследование первичного больного. Большое внимание должно быть обращено на анамнез и туберкулинодиагносгику. Рентгенологическое исследование и лабораторные данные дополняют клинический статус и позволяют поставить правильный диагноз. Повторные наблюдения над больными, знакомство с семейно-бытовыми условиями через патронажную сестру дают возможность врачу назначить необходимое лечение и своевременно направить больного в санаторное учреждение. ... По самой сущности, все лечебно-профилактические противотуберкулезные методы представляют собой широкие социально-гигиенические мероприятия. Поэтому педиатр-фтизиатр должен проводить их всюду, где живет ребенок. Он должен добиваться, чтобы все детские учреждения были поставлены на должную высоту в санитарно-гигиеническом отношении, чтобы ясли и детские сады походили на санатории, чтобы в школах было организовано широкое пользование свежим воздухом и был рационально организован режим школьника, чтобы классы и мастерские ремесленных училищ были на высоком уровне в санитарном отношении. Важной задачей педиатра следует считать выявление инфицированности и заболеваемости в яслях и детских садах своего района и выделение таких детей в диференцированные группы. Педиатр диспансера совместно с врачом данного учреждения должен организовать правильный режим, широкое пользование воздухом как летом, так и зимой (лежание на воздухе, открывание форточек и фрамуг и в холодные дни), содействовать в организации диференцированной группы для туберкулезных детей.
В школах совместная работа школьных врачей и врачей диспансера может дать очень хорошие результаты как в отношении улучшения санитарного состояния классов (борьба с запыленностью, с недостаточной аэрацией и т. п.), так и в отношении раннего выявления туберкулеза и своевременного направления в диспансер школьников, нуждающихся в специальном наблюдении и лечении. Особенно следует обратить внимание на школьников старших классов, среди которых возможно появление начальных форм вторичного периода туберкулеза. Ранняя диагностика позволяет своевременно начинать активное лечение (пневмоторакс и другие методы). Таким образом от регулярной связи педиатра туберкулезного диспансера с врачами различных учреждений охраны здоровья детей зависит в значительной мере эффективность борьбы с туберкулезом. Одним из важнейших моментов этой связи является раннее выявление туберкулеза. На основании уже имеющегося опыта установлено, что методика раннего выявления заболевших в различных возрастах имеет свои особенности, поэтому о каждом возрасте приходиться говорить отдельно.
Раннее выявление туберкулеза в грудном и раннем возрасте
Раннее выявление заболевших в этом возрасте проводится совместно диспансером, детской консультацией и яслями. Основным является выяснение инфицированности детей грудного и раннего возраста. Положительная туберкулиновая проба, в этом возрасте часто указывает на активный туберкулез и обязывает проверить у больного ребенка состояние легких и бронхиальных лимфатических узлов. При наличии легочного или железистого туберкулеза должно применяться необходимое лечение. Если же ребенок оказывается только туберкулезно-инфицированным, то он переводится под наблюдение педиатра консультации, повторно осматривается в сроки, указанные выше, для своевременного выявления локальных форм и своевременного лечения. Детям, подозрительным на туберкулез из контактов, необходимо повторять через 3—4 месяца туберкулиновые пробы. Такая методика выявления ранних форм в отношении детей грудного и раннего возраста посредством туберкулинодиагностики недостаточна. Поэтому по отношению к этим детям применяются методы, испытанные на более старших детях. Сюда относится в первую очередь направление к педиатру туберкулезного диспансера детей, длительно и часто болеющих различными лихорадочными заболеваниями невыясненной этиологии. Раннее выявление туберкулеза у детей этого возраста тем важнее, что у них чаще всего наблюдаются первичные формы, и поэтому следует искать источник заражения в окружении ребенка.
Раннее выявление туберкулеза в дошкольном возрасте
В этом возрасте отмечается довольно высокий процент инфицированности (25—30%). Здесь поголовная пиркетизация не имеет того решающего значения, как в грудном и раннем возрасте. Поэтому на первый план выступает направление врачами поликлиник и амбулаторий в туберкулезный диспансер детей, часто болеющих гриппом или гриппоподобными заболеваниями, лихорадящих, с затяжными пневмониями и бронхитами. В результате тщательного реитгено-клинического обследования среди таких детей обнаруживаются нередко больные ранними формами туберкулеза. Иногда первичный туберкулез у детей протекает под «маской» гриппа или тифоподобного заболевания и т. п.
Раннее выявление туберкулеза в школьном возрасте
Здесь также направление в туберкулезный диспансер часто болеющих детей из амбулаторий и поликлиник имеет большое значение. Но, кроме того, в самих школах должен быть организован учет детей, часто пропускающих уроки по болезни. Среди них надо выделять детей, подозрительных по туберкулезу, чтобы направить их в туберкулезный диспансер. Важно также проводить поголовное обследование детей тех классов, где были обнаружены случаи открытого туберкулеза (у школьника или у педагогического персонала).
Раннее выявление туберкулеза у подростков
Наконец, особого внимания требует методика раннего выявления заболевания у подростков, у которых все приведенные выше мероприятия недостаточны для своевременного выявления туберкулеза. Гриппо- и тифоподобные заболевания у подростков не столь часто маскируют начало туберкулеза. Подростковый туберкулез возникает незаметно, почти бессимптомно. Поэтому лучшие результаты дает методика периодических поголовных осмотров подростков старших классов с обязательным применением рентгенологического обследования (в случае подозрения на легочный туберкулез обязательна рентгенография). Таким образом удается выявить начальные формы туберкулеза и своевременно подвергнуть их активному лечению. Эта методика встречает большие затруднения, так как отрывает большое количество старших школьников от занятий, а поголовная рентгеноскопия трудно осуществима. В настоящее время на помощь приходит флюорография, которая в короткий срок позволяет исследовать большое количество подростков. Но, кроме того, желательно, чтобы подростки, обращающиеся в поликлинику впервые по другим причинам, там подвергались рентгенологическому обследованию легких и при подозрении на туберкулез тотчас же направлялись в туберкулезный диспансер. Все методы раннего выявления должны проводиться при активном участии врачей-педиатров общей сети. Знакомство этих врачей с ранней диагностикой туберкулеза и тесная связь с педиатрами-фтизиатрами дает возможность поставить борьбу с туберкулезом в детском возрасте на должную высоту. К этому и стремятся органы здравоохранения. Министерство здравоохранения вменяет в обязанность врачам всех специальностей регистрировать диагностированные активные формы туберкулеза путем специальных извещений, что обязывает врачей уделять больше внимания знакомству с ранними формами его. В числе важнейших мероприятий оздоровительного и профилактического характера по борьбе с детским туберкулезом большое место занимают специальные противотуберкулезные учреждения, к краткой характеристике которых мы и переходим.
Наиболее простым типом таких учреждений является детская площадка при диспансере, которая не требует дорогого оборудования; достаточно иметь одну или две комнаты и зеленую площадку около дома. Особенно полезна такая площадка для школьников младших классов с хронической туберкулезной интоксикацией. Площадка может быть организована для двух смен школы. Занимающиеся во второй смене приходят с утра, получают первый завтрак и под руководством педагога или сестры-воспитательницы приготовляют уроки, проводя большую часть времени на воздухе, перед отправлением в школу они получают второй горячий завтрак. Занимающиеся в первой смене приходят после занятий, получают обед и ложатся спать на воздухе; затем гуляют и проводят подвижные игры на воздухе; в 17 часов получают стакан молока или чай с бутербродом и уходят домой. Летом вместо лежания дети могут принимать солнечные ванны. Организация детских площадок имеет своей основной целью урегулирование режима и питания ослабленных школьников, что в домашней обстановке не всегда удается. В последнее время существует мнение о целесообразности замены площадки диференцированными классами в школе. Однако и при наличии таких классов от площадки не следует отказываться; опыт показал, что они дают хорошие результаты и во многих случаях быстро ликвидируют общие расстройства при интоксикации первой степени. Дневные и ночные санатории требуют более сложного оборудования. Сюда должны направляться дети с хронической туберкулезной интоксикацией второй степени (I2) и с затихающими формами локального туберкулеза. Дневной санаторий может в этих случаях заменить санаторий для локальных форм. В дневном санатории дети должны проводить 10—12 часов в сутки. Поэтому эти санатории мало пригодны для школьников, которые нуждаются в школьных занятиях; их сейчас можно рекомендовать лишь для дошкольников, у которых, как показал опыт, они дают очень хорошие результаты.
Режим в этих учреждениях должен быть организован по типу санатория, дети должны зимой проводить на воздухе не менее половины дня со сном на верандах, летом же — весь день; они должны получать полное суточное питание соответственно санаторным нормам для данного возраста. Одновременно необходимо обеспечить педагогическое и медицинское квалифицированное обслуживание. Для детей ясельного возраста с такими же формами туберкулеза целесообразно иметь районные санатории в городе, для которых можно приспособить здания яслей (при наличии зеленой площадки). Сюда дети принимаются на 3—4 мес, и при правильной организации режима и питания результаты лечения вполне благоприятны. Ночные санатории удобны для обслуживания старших школьников и подростков. Сюда могут поступать подростки с недалеко зашедшими формами туберкулеза, чтобы обеспечить правильный отдых после школы и ночной сон в гигиенической обстановке. Организация ночного санатория должна предусматривать оборудование и санитарно-гигиенические установки, необходимые для выполнения санаторного режима. Санатории для локальных форм туберкулеза требуют специально приспособленного и оборудованного помещения. Они должны быть обеспечены отткрытыми и закрытыми верандами, медицинским оборудованием для специального лечения, лабораторией, рентгеновским кабинетом, пневмотораксным кабинетом, штатом квалифицированных врачей, сестер и педагогов. В санатории помещаются дети с выраженными локальными формами туберкулеза. Длительность пребывания в санатории должна равняться 4—6 мес, а иногда и больше, в зависимости от тяжести заболевания; в противном случае достигнутые результаты нестойки и не оправдывают затраченного труда и средств. Практикующееся еще до сих пор деление санаториев на санатории для открытых и закрытых форм туберкулеза теоретически не оправдано, поскольку при всех активных формах легочного туберкулеза в определенном периоде могут быть обнаружены БК. По этому в настоящее время туберкулезные санатории делятся на два типа — для более тяжелых и для более легких форм локального туберкулеза. Правильная постановка дела в санатории делает опасность суперинфекции минимальной. Большое значение имеет отбор в санатории, который должен проводиться квалифицированным учреждением, т. е. туберкулезным диспансером или туберкулезным отделением поликлиники. Наконец, в систему противотуберкулезных учреждений должна включаться и детская туберкулезная больница или детское отделение в туберкулезной больнице для взрослых. Сюда должны направляться тяжелые, острые и декомпенсированные формы туберкулеза. Необходимо упомянуть еще об одном типе учреждения, чрезвычайно важном для подростков и старших детей, — это санаторная трудовая школа или школа-санаторий для хроников с открытыми формами легочного туберкулеза. Такие больные требуют очень длительного пребывания в условиях санаторного режима (год и больше) с применением всех методов специального лечения, главным образом коллапсотерапии. Одновременно они должны и учиться и получать какую-либо посильную для них квалификацию (профессию). Эти учреждения могут организовываться как межрайонные, или межобластные и имеют не только лечебное, но и эпидемиологическое значение, так как госпитализируемые в этих санаториях подростки с открытыми формами туберкулеза, оставаясь дома, инфицируют туберкулезом своих сестер и братьев.
Вся эта система противотуберкулезных и профилактических учреждений позволяет правильно лечить и предупреждать развитие тяжелых форм у больных туберкулезом детей.
Вакцинация новорожденных по Кальметту
К числу наиболее важных профилактических мероприятий в борьбе с туберкулезом нужно отнести профилактическую вакцинацию против туберкулеза, которая в Советском Союзе получила широкое распространение и которой наши органы здравоохранения придают большое значение. Кальметт (Франция) в 1906 г. высказал предположение, что иммунизация против туберкулеза может быть осуществлена путем введения в организм животного или человека ослабленных живых туберкулезных бацилл, которые, сохраняя все свои свойства, не способны, однако, вызвать туберкулезные изменения в ткани. Упорно работая в этом направлении в течение 13 лет, он и ученик его Герен получили ослабленную культуру бычьего туберкулеза. По имени ученых, ее получивших, вакцина была названа BCG (Bacille Calmette Guerin). Проверкой в лаборатории на опытных животных самим Кальметтом и другими исследователями было выяснено, что под влиянием штамма БЦЖ в организме животного образуется туберкулоидная ткань, но она быстро рассасывается, давая иммунитет против заражения вирулентной туберкулезной бациллой. Наилучшим способом введения вакцины является введение ее per os как самый простой и безболезненный. Вначале Кальметт считал, что вакцинация должна проводиться только новорожденным, так как здесь еще не могла возникнуть вирулентная инфекция. У новорожденных животных и человека слизистая кишечника в первые дни жизни хорошо проходима для белковых тел и бацилл, поэтому вакцина дается детям через рот в первые дни жизни (до 10-го). Прежде чем перейти к вакцинации на людях, Кальметт проделал опыты на человекообразных обезьянах, которые хорошо переносили вакцинацию. Помещенные в одну клетку с больными туберкулезом животными, они не заболевали, тогда как контрольные невакцинированные обезьяны быстро погибали от туберкулеза.
Работа Кальметта и его сотрудников, естественно, привлекла внимание ученых всего мира, и его опыты стали проверяться во многих лабораториях. Прежде всего подвергся сомнению вопрос о полной безвредности вакцины; высказывались и сомнения в возможности иммунизации таким авирулентным штаммом. Многочисленные и разносторонние работы в этой области привели к следующему выводу, который и до сих пор считается непоколебимым: БЦЖ является стойко ослабленным штаммом, ни при каких обстоятельствах не дающим возврата вирулентности и совершенно безвредным для применения. Иммунитет, вызываемый этой вакциной непродолжителен — около года, но в это время предохраняет от заражения вирулентной инфекцией. У новорожденных, для которых заражение туберкулезом наиболее опасно, вакцинация является чрезвычайно действенной. Вначале считали, что туберкулиновая аллергия не обязательна при вакцинации БЦЖ; дальнейшие наблюдения над вакцинированными детьми показали, что появление аллергии у них своеобразно и указывает на образование иммунитета. Одним из условий полной эффективности вакцинации Кальметт считал изоляцию вакцинированных детей из бациллярного окружения на 6 недель — на время выработки иммунитета. К сожалению, это условие мало где соблюдается. Все опубликованные до сих пор материалы говорят о полной безвредности вакцинации БЦЖ и о снижении смертности и заболеваемости от туберкулеза в бациллярных семьях: смертность снижается в 3—4 раза, а туберкулез протекает гораздо благоприятнее. Отмечается, что и общая смертность вакцинированных меньше, чем у невакцинированных. Кроме пероральной вакцинации, проводится вакцинация подкожно и внутрикожно. Эти способы введения вакцины дают довольно часто холодные абсцессы. Подкожный метод, по мнению авторов, его применявших, скорее вызывает образование иммунитета и почти во всех случаях наблюдается появление туберкулиновой аллергии. В СССР противотуберкулезная вакцинация новорожденных была начата на Украине в 1926 г., затем в Москве и Саратове, с 1928 г. в Ленинграде. До 1933 г. вакцинация проводилась, как научный опыт, только в бациллярных семьях. Накопленный к этому времени опыт и опубликованные работы (Б. Л. Яхнис, Е. П. Шурыгина, М. П. Похитонова и др.) подтвердили данные, полученные во Франции. Было решено расширить показания для вакцинации и распространить ее на семьи с активным туберкулезом и на общежития. А в 1937 г. по постановлению Наркомздрава в СССР перешли к массовой вакцинации. К началу 1941 г. по всему Союзу было вакцинировано свыше 2-х миллионов детей. Вакцинация начала проводиться во всех союзных республиках. В родильных домах вакцинировались, с согласия матерей, все дети. В некоторых городах количество вакцинированных достигло 90% всех родившихся.
После Великой Отечественной войны противотуберкулезная вакцинация в Советском Союзе приняла еще более широкие размеры. Министерство здравоохранения СССР придает большое значение этому методу профилактики туберкулеза. В 1948 г. введена обязательная противотуберкулезная вакцинация для больших контингентов детского населения. Развернута большая научно-исследовательская работа в этом направлении. Изыскивается возможность повышения иммунизирующей способности вакцины, проводятся экспериментальные исследования по улучшению методов введения вакцины. В СССР в 1939—40 гг. была предложена для противотуберкулезной вакцинации сухая вакцина (М. М. Цехновицер, Ю. К. Вейсфеллер и др.), которая может транспортироваться в далекие окраины, не теряя своих свойств. Наблюдения показали, что эффективность ее довольно высокая. В настоящее время значительно улучшено производство сухой вакцины и ее консервация. Сейчас вакцинация может проводиться в самых отдаленных местностях нашей Родины. Специально поставленные проверочные испытания по сравнению эффективности жидкой и сухой вакцины показали, что они почти равны (М. И. Каменецкая, С. И. Цесарская). Изучение эффективности противотуберкулезной вакцинации с несомненностью указывает на снижение смертности и заболеваемости от туберкулеза среди вакцинированных детей. В настоящее время расширилась вакцинация среди старших групп населения: среди подростков и юношей.
Министерство здравоохранения СССР в 1951 г. издало подробную инструкцию по вакцинации и ревакцинации различных групп детского населения. Эта инструкция составлена на основании многочисленных наблюдений над вакцинированными, проводимых в различных городах и республиках Союза. В ней указываются подробные показания к вакцинации и ревакцинации различных контингентов, а также различные методы их. Правильное пользование этой инструкцией позволит широко развернуть это ценное профилактическое мероприятие, которое среди других мер борьбы с туберкулезом имеет очень большое значение.
В настоящее время, кроме вакцинации новорожденных, она применяется также и у детей ясельного возраста, дошкольников и старших детей в том случае, если они оказываются свободными от туберкулезной инфекции после тщательного обследования. Это обследование для детей младшего возраста, согласно инструкции, проводится о помощью туберкулиновых проб и клинико-рентгенологического обследования. Для старших детей можно ограничиться только туберкулинодиагностикой и клиническим осмотром. В Советском Союзе вакцинация проводится несколькими методами. Новорожденные в большинстве городов вакцинируются per os, а в Ленинграде, кроме того, и подкожным методом. Более старшие дети вакцинируются главным образом, методом скарификации. Вакцинация пероральным методом проводится следующим образом: новорожденный получает вакцину в три приема на 4—6—8 или 3—5—7 день. Вакцина доставляется из Бактериологического института свежеприготовленной, давностью не свыше 14 дней, в запаянных ампулах. Каждая ампула содержит 400 млн бацилл, таким образом ребенок в три приема получает 1 200 млн. бацилл. Для кормления вакциной в стерилизованную мензурку сцеживают 3—6 мл грудного молока, туда же выливают содержимое одной ампулы, которая предварительно помещается в теплую воду; смесь размешивают стерилизованной пипеткой и этой же пипеткой вводят ее в рот ребенку, все время помешивая жидкость в мензурке. Дача вакциныи производится за полчаса до кормления новорожденного. Таким же образом проводится вторая и третья дача вакцины. Вакцинированных детей в дальнейшем наблюдает педиатр-фтизиатр детской консультации, который каждые 3 месяца проводит реакции Пирке и Манту. Считается, что на 3—6 месяце вакцинированные дети дают положительную реакцию Манту, которая в дальнейшем исчезает (аллергия, вызванная вакциной БЦЖ, которая свидетельствует о возникновении иммунитета). Валлгрен, при отрицательной реакции Манту, повторяет вакцинацию и считает ее эффективной только при наступлении этой аллергии. Стойкая положительная проба Пирке свидетельствует о заражении вирулентной палочкой Коха. За последнее время начал широко применяться накожный метод или метод скарификации. По новейшим данным, этот метод введения вакцины дает больший процент положительных реакций, и они держатся дольше. По данным Розенталя (1941 г.), положительные реакции в 90% наступали между 3—9 мес. и держались до 3-х лет. В СССР принят сейчас накожный метод. На кожу плеча или предплечья наносится 1 мл обычной вакцины и на этом участке кожи делают шесть царапин (3 вертикальных и 3 поперечных) в виде сетки. Оставшейся в ампуле вакциной смачивают марлевые салфеточки и накладывают на скарифицированную кожу в виде компресса с вощанкой, оставляя его на час. Наконец, сейчас имеется возможность применения сухой вакцины, которая может найти большое применение для отдаленных местностей нашего Союза, ввиду нестойкости жидкой вакцины и трудности ее транспортировки. Такая сухая вакцина приготовляется и применяется в различных местах с определенным успехом. В мировой литературе накопился большой статистический материал по оценке эффективности вакцинации БЦЖ. Первые данные были опубликованы еще Кальметтом и показали значительное снижение смертности и заболеваемости туберкулезом среди вакцинированных. Однако они вызвали некоторые возражения, так как не были разработаны по методам научной статистики. Последующие авторы приняли это обстоятельство во внимание, и сейчас мы располагаем вполне достоверными данными, говорящими о том, что смертность от туберкулеза на первом и втором году жизни среди вакцинированных ниже в 3—4 раза по сравнению со смертностью среди невакцинированных (Шурышна, Яхнис, Похитонова, Беркос, Мазина).
М. А. Клебанов (1938) на основании очень тщательно проведенного изучения эффективности вакцинации на 56 951 вакцинированных и 17 469 невакцинированных детей отметил среди вакцинированных смертность в 2 раза меньше, чем среди невакцинированных. Кроме того, им отмечено, что, если дети и заболевают туберкулезом, то переносят его горазде легче, а процент локальных форм среди вакцинированных гораздо меньше. За все время проведения вакцинации в СССР не было отмечено непосредственного вредного влияния ее на ребенка. Если метод вакцинации БЦЖ не дает абсолютного успеха, то указанное снижение смертности и заболеваемости, особенно в раннем детстве, можно считать огромным достижением. Конечно, при этом не исключается необходимость проведения всех санитарно-гигиенических мероприятий, которые рекомендуются в целях борьбы с туберкулезом; их применение может повысить эффективность вакцинации. Результаты улучшаются, если проводить изоляцию ребенка из бациллярного окружения на время выработки иммунитета (на 6 недель). Кроме того, ввиду кратковременности иммунитета, получающегося при вакцинации БЦЖ, предлагается проводить ревакцинацию в 1 год, 3 года, 7 лет. Вопрос о своевременной ревакцинации сейчас становится очень важным, и в инструкции имеются подробные, указания, когда и каким образом она производится. Уже имеются наблюдения как у нас, так и за рубежом, что планомерное применение ревакцинации в соответствующие сроки значительно повышает эффективность противотуберкулезной вакцинации. Особенно показательны результаты применения ревакцинации у детей раннего возраста, где ревакцинация в 1 год и в 3 года почти полностью устраняет возникновение тяжелых форм туберкулеза и неблагоприятные исходы. Несмотря на некоторые практические трудности в проведении ревакцинации, особенно в старших возрастах, она должна проводиться совместными усилиями общей педиатрической сети и противотуберкулезной организации в целях способствования изжитию туберкулеза, как болезни. Дальнейшие пути усовершенствования этого метода должны итти в направлении усиления иммунизирующей способности вакцины и удлинения срока иммунитета. Хотя метод противотуберкулезной вакцинации в значительной мере себя уже оправдал, мы не можем останавливаться на достигнутом и должны стремиться к повышению его эффективности. В настоящее время, в связи с научной разработкой физиологических основ иммунитета, расширяется возможность усилить противотуберкулезный иммунитет в результате вакцинации БЦЖ. Нужно найти и наиболее эффективный и безвредный метод введения вакцины в организм человека. Как было сказано выше, этим занимаются сейчас наши научно-исследовательские институты. Для более правильного применения этого метода необходимо внедрять сведения об этом важном профилактическом мероприятии в широкие массы врачей и населения. Неправильные представления о вакцинации могут тормозить и даже вредить его широкому проведению. Нужно помнить, что профилактическая противотуберкулезная вакцинация, среди других мер борьбы с туберкулезом, имеет большой удельный вес и, несомненно, уже оказала значительное влияние на снижение смертности и заболеваемости от туберкулеза среди детского населения в нашей стране.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.