Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании мы не ставим себе специальной цели запомнить и не производим для этого никаких усилий. Запоминание происходит независимо от нашего намерения, как бы «само собой». Так запоминается главным образом то, что нас живо интересует или вызывает в нас сильное и глубокое чувство. «Я никогда этого не забуду», — говорим мы по поводу какого-нибудь события, произведшего на нас исключительно большое впечатление или имеющего для нас большое значение. Значительная часть ярких жизненных воспоминаний, имеющихся у каждого человека, является результатом непреднамеренного запоминания. Такие воспоминания могут быть очень прочными; некоторые непреднамеренно запечатлевшиеся воспоминания детства сохраняются в течение всей жизни. Но как бы ни были ярки и прочны такие воспоминания, они всё же имеют эпизодический и случайный характер. Они не могут образовать систематических знаний в какой бы то ни было области. Всякая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Необходимо преднамеренное, сознательное запоминание. Большое практическое значение имеет различение механического и смыслового запоминания. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание характеризуется тем, что при нём главное значение имеют процессы мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен прежде всего понять его, осмыслить его, т. е. найти возможно более глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у человека знаниями. Физиологическую основу смысловой памяти составляет включение вновь образуемых связей в систему уже имеющихся у человека связей. Основное условие механического запоминания — повторение; основное условие смыслового запоминания — понимание. И механическое, и смысловое запоминание имеют огромное значение в психической жизни человека. При запоминании доказательства геометрической теоремы или анализа исторических событий на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях, например при запоминании номера телефона, номера дома, квартиры и т. п., основная роль принадлежит механическому запоминанию. Но в большинстве тех случаев, когда перед нашей памятью стоят ответственные и более или менее трудные задачи, она должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это сказывается в учебной работе. Возьмём в качестве примера заучивание наизусть стихотворения. Совершенно очевидно, что одним пониманием обойтись при этом нельзя. Чисто смысловое запоминание дало бы возможность воспроизвести содержание стихотворения, его основные мысли и образы, но не обеспечило бы знания его наизусть. Последнее требует прочных ассоциаций между словами стихотворения, требует того, чтобы каждое слово стихотворения немедленно вызывало в сознании следующее слово и чтобы это происходило «само собой», без всяких размышлений, соображений и обдумывания.
Но, с другой стороны, было бы очень неразумно пытаться заучить стихотворение с помощью одного лишь механического запоминания. Специальные опыты показали, что стихотворение заучивается гораздо скорее и запоминается гораздо прочнее, чем одинаково длинный ряд бессмысленных слогов: если для заучивания стихотворения, состоящего из 80 слов, требуется 8 повторений, то для заучивания 80 бессмысленных слогов — около 80 повторений, т. е. в 10 раз больше. Причина этого различия заключается в том, что заучивание бессмысленных слогов осуществляется с помощью одного лишь механического запоминания, тогда как при заучивании стихотворения большую роль играет также и смысловое запоминание. И чем больше участие этого последнего, тем легче выучивается стихотворение и тем прочнее оно удерживается в памяти. Запоминание собственных имён и всякого рода числовых данных является прежде всего делом механического запоминания. Но и здесь следует стараться всякий раз, когда это возможно, привлекать на помощь смысловое запоминание. Рассмотрим с этой точки зрения запоминание хронологических дат. Для многих оно связано с большими трудностями. Происходит это главным образом от неуменья использовать в решении этой задачи смысловое запоминание. Чтобы облегчить себе запоминание хронологии, нужно как можно разнообразнее связывать между собой отдельные даты, используя при этом в качестве исходных точек, или «вех», даты особенно крупных исторических событий, а также «круглые числа»: начало столетия, середину его и т. п. Вот несколько примеров такого рода связывания исторических дат. Пушкин родился в 1799 году, т. е. на год раньше начала столетия. Поэтому его возраст всегда на 1 год больше последних двух цифр соответствующей даты: во время Отечественной войны 1812 года ему было 13 лет; «Бориса Годунова» он написал в 1825 году, т. е. двадцати шести лет, и т. д. Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина, следовательно, он родился в 1809 году. Лермонтов был на 5 лет моложе Гоголя, следовательно, он родился в 1814 году. Кроме тою, Гоголь родился за 3 года до Отечественной войны 1812 года, а Лермонтов через 2 года после неё. Иногда полезно бывает прибегать и к более искусственным приёмам осмысливания чисел, которые надо запомнить: Лермонтов родился в 1814 году, а умер в 1841 году — в обеих датах последние две цифры те же, но порядок их обратный; Тургенев родился в 1818 году — два раза восемнадцать. Приёмы последнего типа называются мнемоническими приёмами, т. е. искусственными приёмами, помогающими запоминанию. Всё сказанное до сих пор показывает трудность запоминания на основе одного лишь механического запоминания и вытекающую отсюда необходимость возможно шире прибегать к помощи смыслового запоминания. Но не следует забывать и обратного: для прочного запоминания любого материала недостаточно одного лишь смыслового запоминания. Правда, чтобы запомнить на короткий срок какой-нибудь осмысленный текст, иногда бывает достаточно как следует понять его. Но чтобы сделать содержание этого текста прочным достоянием памяти, одного лишь понимания недостаточно; необходимо и повторение. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определённых приёмов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Сейчас мы должны познакомиться с теми условиями, от которых зависит успешность заучивания, с теми приемами, которыми мы пользуемся, чтобы добиться возможно лучшего запоминания.
Первое условие успешности заучивания — установка на запоминание: надо ставить перед собой задачу запомнить и этой задаче подчинять всю организацию работы. Доказано разнообразными опытами, что, если человек не ставит себе цели запомнить, он может много раз прочесть какой-нибудь текст, не удержав почти ничего в памяти. Но как только он узнает, что «надо запомнить», он более или менее быстро выучивает этот текст. Доказано также, что прочность запоминания зависит от того, ставит ли себе человек задачу запомнить надолго или запомнить на короткий срок. В одном исследовании учащимся предложили заучить два одинаковых по трудности отрывка и при этом сказали, что первый отрывок надо будет ответить на следующий день, а второй — через неделю. На самом деле проверку знания обоих отрывков произвели через две недели. Оказалось, что второй отрывок учащиеся воспроизвели значительно лучше; сознание, что его надо запомнить на более долгий срок, обеспечило более прочное запоминание. Если человек ставит себе цель запомнить что-нибудь «до завтра», прочность запоминания будет совсем другой, чем в том случае, когда он стремится запомнить «навсегда». Другое важнейшее условие успешности запоминания — активное отношение к процессу заучивания, которое невозможно без напряжённого внимания. Для запоминания полезнее два раза прочесть текст с полным сосредоточением внимания, чем десять раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-нибудь в состоянии сильного утомления, когда не удаётся как следует сосредоточить внимание, являются напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучиваний - механически перечитывать текст, который надо заучить, в ожидании, пока он сам запомнится. В противоположность этому разумное и экономное заучивание является активной работой над текстом, при которой используется целый ряд приёмов, ведущих к лучшему запоминанию.
Первым этапом этой работы является изучение текста с целью возможно лучше понять его и найти в нём возможно больше опор для смысловой памяти. Для этого надо подвергнуть текст специальной обработке: мысленно разбить его на «смысловые куски» и в каждом таком куске найти «смысловые опорные точки», или «вехи», т. е. отдельные слова, предложения, образы, которые выражают «суть» данного куска, являются как бы его заголовками. Далее нужно установить связи между этими кусками, осознать, почему они располагаются именно в таком, а не в каком-нибудь другом порядке. Результат этой мысленной обработки текста полезно бывает оформить письменно, в виде плана или конспекта.
Очень важно, чтобы план этот и с внешней стороны был максимально чётким, ясным и упорядоченным и даже при беглом взгляде на него давал отчётливую схему содержания. Хаотический и беспорядочный вид плана может внести хаос и беспорядок и в запоминаемый материал, а это самое вредное для работы памяти. Результатом такой обработки текста должно быть не только составление (мысленно или на бумаге) плана его, но и выделение в нём наиболее существенного, того, что надо запомнить в первую очередь; остальное должно временно отодвигаться на задний план и заучиваться лишь после того, как прочно усвоен основной смысловой каркас текста. Таким образом, первый этап заучивания — не простое чтение текста, а специальная обработка его. Этим объясняется, что огромное большинство людей лучше запоминают, когда имеют возможность сами читать текст, чем когда слушают чужое чтение: при слушании невозможно производить эту обработку, и человек вынужден ограничиваться пассивным восприятием. Когда произведено изучение текста, надо переходить ко второму этапу, который должен состоять в попытках воспроизводить текст, чередующихся с повторными чтениями этого текста. Учим ли мы наизусть стихотворение, или перед нами стоит задача усвоить какой-либо учебный материал, не требующий дословного запоминания (например, при работе по учебнику истории, литературы), всё равно надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст. Непроизводительный способ заучивания — ограничиваться только чтением до тех пор, пока не возникнет уверенность в том, что текст выучен. Польза таких попыток воспроизведения заключается, во-первых, в том, что они с необходимостью требуют внутренней активности и в сильнейшей степени мобилизуют внимание. Простое перечитывание того же текста легко может превратиться в действие механическое, тогда как нельзя механически и невнимательно воспроизводить то, что ещё не вполне знаешь. Во-вторых, слова стихотворения, которые мне удалось с известным напряжением припомнить, или собственные формулировки, сделанные при попытках воспроизвести содержание текста, запоминаются гораздо прочнее, чем то, что я просто прочёл. После каждой попытки воспроизведения нужно сейчас же обращаться к тексту и снова перечитывать его, устанавливая, какие были допущены ошибки, что было пропущено вовсе и что удалось воспроизвести правильно. Такое перечитывание, преследующее цели активного самоконтроля, сильно отличается от простого повторного чтения, не связанного с попытками воспроизведения. После того как материал выучен, т. е. когда удаётся правильно и полно воспроизвести его, начинается третий этап — закрепление путём повторений. Исследования памяти показывают, что запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени. В одном из исследований оказалось, например, что для выучивания стихотворения потребовалось 16 повторений, если все эти повторения следовали непосредственно одно за другим в один приём, и всего лишь 8 повторений, когда делалось по два повторения в день. Эту закономерность можно сформулировать так: распределение повторений во времени повышает эффективность запоминания. Отсюда следует, что с точки зрения лёгкости и прочности заучивания очень невыгодна спешная подготовка к экзаменам или выучивание уроков «в последнюю минуту», так как в этих случаях никакое распределение повторений невозможно.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.