Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >>

Способ исполнения задач физического образования


П. Ф. Лесгафт. Избранные педагогические сочинения.
Том 2. Изд. Академии Пед. Наук РСФСР, М., 1952 г.
OCR Detskiysad.Ru

вернуться к оглавлению книги...

Все сказанное о задачах физического развития относится к лицам школьного возраста, поэтому упражнения и занятия, о которых мы будем говорить ниже, соответствуют постройке организма молодых людей именно этого возраста.
В Германии со времени Песталоцци и Шписса и в Швеции со времени Линга отличают педагогическую гимнастику от врачебной, но в педагогической гимнастике при ближайшем рассмотрении не оказывается ничего, сколько-нибудь удовлетворяющего научным требованиям педагогики. Так, например, А. Шписс, которого называют основателем школьной гимнастики в Германии предлагает детям от шести до десятилетнего возраста упражнения на аппаратах — на поперечной перекладине, горизонтальном шесте, даже на параллельных брусьях, кобыле и т. д. Все эти упражнения, как мы увидим после, совершенно не пригодны для детей, не соответствуют ни задачам школы, ни строению основы тела детей этого возраста, ни силам, которые обыкновенно в состоянии проявить дети. А. Шписс ничем не мотивирует оснований, в силу которых он рекомендует упражнения на аппаратах, а назначает их совершенно произвольно. То же самое можно сказать и о шведской гимнастике Линга.
Более серьезно разобраны методы физических упражнений у Мейера, но он имел в виду, главным образом, врачебные, а не педагогические цели. Мейер говорит,что через все гимнастические методы должна проходить одна основная мысль: упражнением укрепить силы мышц, заставляя их действовать с большей степенью напряжения сравнительно с тем, как они постоянно действуют в обиходной жизни. Для достижения этой цели он считает наиболее разумными следующие методы:

МЕТОД ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕСТИ


Метод этот, по мнению Мейера, самый простой и естественный, состоит в упражнении приподымания и перетаскивания различных тяжестей определенного веса — камней и проч., в приподымании их с помощью приводов, перекинутых через блок; в упражнении ручными гирями и т. п. Мейер, однако, находит в этом методе и недостаток. Невозможность равномерного отягощения всех частей организма, чем нарушается его гармоническое развитие.

МЕТОД С ПРИМЕНЕНИЕМ УКРЕПЛЕННЫХ АППАРАТОВ


Упражнения производятся под отягощением собственного тела, причем употребляются следующие аппараты: 1) горизонтальный шест, к которому надо притягиваться; 2) паралл льные брусья для движений с размахом при опоре на разогнутых верхних конечностях; 3) вертикальный шест (или шест для лазанья), по которому тело поднимается в силу последовательных сгибательных и разгибательных движений верхних конечностей; 4) горизонтальная мачта (или балансовая мачта), укрепленная с одной стороны; идущий по такой мачте легко теряет равновесие, поэтому тяжесть тела постоянно должна уравновешиваться мышечным напряжением. При всех этих упражнениях, по словам Мейера, развивается более сила, чем ловкость; он останавливается на них только для того, чтобы выяснить основания, которыми руководствуются вообще при упражнениях на аппаратах, и показать, каким образом эти последние могут содействовать укреплению мышечных сил.

МЕТОД ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕСТЕЙ С УВЕЛИЧЕНИЕМ РАССТОЯНИЯ


Сила произвольных мышц при деятельности увеличивается вместе с увеличением веса передвигаемой тяжести и пространства, на которое она должна быть передвинута, причем количество проявляемой силы, как полагает Мейер, будет одинаково, потребуется ли, например, тяжесть в один фунт передвинуть на двадцать четыре фута или двадцать четыре фунта передвинуть на один фут; количество механической работы будет одно и то же, но для живого организма это вовсе не одно и то же: тяжесть в один фунт ребенок без затруднения перенесет на двадцать четыре фута, но поднять двадцать четыре фунта он может оказаться не в силах, так как для этого необходимо сразу употребить гораздо большее напряжение, нежели в первом случае, где количество напряжения возрастает постепенно, по мере передвижения тяжести. Кроме различия в напряжении, в последнем случае деятельность ограничена относительно малым числом мышечных групп, а чем меньшим числом мышечных групп ограничивается деятельность, тем с большим напряжением они должны действовать, тем, следовательно, скорее наступит утомление. По этому методу назначаются упражнения в метании камней, копья и в прыгании.

МЕТОД С УСКОРЕНИЕМ ПРОИЗВОДИМЫХ ДВИЖЕНИЙ


При одинаковом отягощении и расстоянии, в пределах которого отягощенная мышца действует, требуется больше сил, если движение производится с большею скоростью. Поэтому, не изменяя ни отягощения, ни расстояния, можно заставить действовать мышцу с большим напряжением, только ускоряя лишь производимое движение. Назначаются упражнения в движениях, которые постепенно ускоряются.

МЕТОД С УВЕЛИЧЕНИЕМ ЧИСЛА ПРОИЗВОДИМЫХ ДВИЖЕНИЙ


Вместо сильных временных напряжений можно упражнять деятельность мышц частыми и простыми сокращениями их отдельных групп. При этом избегаются неприятные последствия насильственных напряжений. Такой метод применяется при свободных движениях, продолжительном беге и т. д.

МЕТОД С ПРИМЕНЕНИЕМ БОРЬБЫ


Основание приведенных выше методов составляют движения, производимые при отягощении различного рода предметами или весом собственного тела, и различные видоизменения этих движений. Во всех подобных случаях мышечная сила должна преодолеть сопротивление в виде тяжести или в виде упругих сил, представляемых, например, упругими пластинками; заменив их мышечной силой другого лица, мы получаем то, что называется борьбой. Борьба может быть двух родов: либо она происходит между двумя или несколькими лицами (при посредстве каната или непосредственно), либо между мышечными группами одного и того же субъекта. В последнем случае сгибают, например, предплечье в локтевом суставе, стараясь при этом напрягать как можно сильнее мышцу и в то же время стремясь сопротивляться этому движению противоположным, именно, разгибанием; в обеих мышечных группах при этом получается ощущение напряжения, сопровождаемое даже как бы сотрясением. Подобный способ упражнений мышц уместен только при отсутствии вспомогательных средств. В так называемой шведской гимнастике нет ничего такого, о чем не было бы упомянуто в перечисленных выше методах, а потому Мейер и не останавливается на ней.
Предложенный Дюшеном способ возбуждения к деятельности отдельных мышечных тел и мышечных групп посредством электричества имеет исключительно врачебное значение и для применения в школе не пригоден.
Все эти гимнастические методы направлены к тому, чтобы, задавая мышцам большую работу, развивать таким образом физические силы человека. Имея в виду задачи физического развития детей в школе, мы находим такой прием неудовлетворительным, потому что школа должна развить в ребенке не только силы, но, главным образом, уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности. Посмотрим, какими же средствами всего лучше можно достигнуть выполнения намеченных нами школьных задач. Прежде всего необходимо научить ребенка сознательно производить различные существующие в человеческом организме движения, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным. Метод обучения должен быть аналогичен тому, который употребляется при правильном умственном развитии детей. В последнем случае ребенка, прежде всего, научают сосредоточивать внимание на отдельных, получаемых им ощущениях и впечатлениях и сознательно разъединять зарождающиеся у него представления, разъединять их, следовательно, по времени и силе. Совершенно то же самое требуется и в отношении физического развития: уменье разъединять движения по времени и по степени проявления, руководствуясь при этом сопровождающими их ощущениями. Чем менее деятельна мышца, тем она слабее; сила ее может увеличиться только с увеличением деятельности. Поэтому, если ребенок приучился производить движения и разъединять их, то для дальнейшего физического развития необходимо упражнять его мышцы, увеличивая число движений и ускоряя их. Долго останавливаться на каком-нибудь одном движении, однако же, нельзя, потому что всякая однообразная деятельность скоро утомляет и тем скорее, чем меньше мышечных групп принимает в ней участие. Поэтому лучше увеличивать скорость движений, нежели их число: при быстрых движениях больше напрягаются деятельные мышцы, так как должны проявить свои силы в наименьший промежуток времени.
Упражнением называется частое повторение какого-либо действия в человеческом теле, производимое ради его усвоения. Значение мышечных упражнении следующее: 1) ими приучаются свободно владеть отдельными движениями и сравнивать их между собой, 2) усиливается деятельность всего двигательного аппарата, 3) приучаются действовать с большей продолжительностью и быстротой, а также с постепенно увеличивающейся энергией в проявлениях и, наконец, 4) занимающийся приучается твердо укреплять части, находящиеся ниже места движения.
1) Появляясь в школе, ребенок не в состоянии производить многие из существующих в его организме движений; он обыкновенно производит более грубые из них, как сгибание и разгибание, а также отведение и приведение; повороты и круговые движения производятся меньшим числом мышечных групп и требуют поэтому большего напряжения, а в особенности больше уменья укреплять части, находящиеся между почвой и местом, где производится движение. Так, например, дети обыкновенно совершенно не в состоянии производить поворот в коленном суставе и стопе (в голенно-стопном суставе), а также поворот туловища; вообще движения между позвонками очень мало развиты, здесь даже сгибание производится с трудом; также не свободно производятся здесь и круговые движения. Упражнением все эти движения должны быть изолированы и производиться совершенно свободно. Точно так же ребенок не привык сравнивать свои движения и оценивать их, что, однако, необходимо при всякой элементарной работе и что достигается только упражнением.
2) Упражнением усиливается деятельность всего двигательного аппарата; в этом можно убедиться не только прямым опытом, но и определением весовых отношений мышц на трупе *. Вес мышечной системы, определенный на восьми трупах лиц хорошего телосложения от 24- до 35-летнего возраста (при среднем весе их тела, равном 68 кг), составлял 35,9% веса всего тела. В одном случае, при весе тела в 64 кг, вес мышечной системы рав-
---------------------------------------------
*П Лесгафт, Основы теоретической анатомии, ч. 1, 1905, стр. 323—328.
--------------------------------------------
нялся 45,18% *. У новорожденного вся мышечная система составляет от 20 до 22%; коэффициент роста всего тела равен 20, но последнее число получено Кетлэ по весу живых людей, что необходимо иметь в виду. Все же из сопоставлений этих чисел видно, какое преобладающее значение имеет мышечная система при развитии всего тела. В старческом возрасте вес всей мышечной системы опять же уменьшается относительно веса всего тела; на трупе 78-летнего старца вес мышечной системы равнялся 27% веса всего тела, на трупе женщины 51-го года вес мышц составлял 25,2% веса всего тела. Самые значительные изменения оказались в весе мышц нижних конечностей, который в первом случае был на 11 % ниже среднего числа, полученного для взрослых мужчин, а во втором случае даже на 18% ниже такого же числа, полученного при взвешивании мышц нижней конечности у женщин. Уменьшение подвижности, а вместе с этим уменьшение в упражнении мышц нижних конечностей приводят, следовательно, к понижению их деятельности и уменьшению веса мышц. Кроме изменения в весе мышц нижних конечностей, уменьшение веса было довольно резко и в мышцах верхних конечностей и таза. Насколько мышцы увеличиваются при усиленном упражнении и уменьшаются при понижении деятельности, видно из следующего: при измерении мышц, взятых с трупа одного сапожника, который вел более сидячую жизнь, и при сравнении их с весовыми количествами, полученными при измерении в других случаях, оказалось, что при 1 000 единиц веса всей мышечной системы, нижние конечности равнялись 511,9, что составляло наименьшее число из всех полученных (при среднем числе, равном 541,6, а при наибольшем числе, равном 567,0), тогда как на верхней конечности (правой) вес мышц равнялся 303,6, что составляло наибольшее из всех полученных чисел (при среднем числе — 283,4, а при наименьшем числе— 266,0). Следовательно, в данном слу-
----------------------------------------------
* Вес тела живого человека всегда гораздо больше веса трупа вследствие испарения и разложения последнего. На основании исследований И. Цурана («О соотношении антагонистов мышц конечностей человеческого тела». СПБ., 1882, стр. 11—13) известно, что при температуре помещения от 17 до 18° Ц., при влажности воздуха от 67 до 72% вес трупа 53-летнего субъекта уменьшается в продолжение 185 час. на 537 г; средняя потеря в сутки — 69,6 г, или 0,174%.
-----------------------------------------------
чае при жизни упражнялись, главным образом, мышцы верхних конечностей; они были действительно наиболее развиты, между тем как мышцы нижних конечностей наименее развиты, вследствие относительно меньшей их деятельности и постоянной сидячей жизни с опорою на седалищных буграх и бедрах. Нет надобности ссылаться на наблюдение и опыт над живыми, несомненно указывающие на развитие активных сил постепенно и последовательно направленными упражнениями, а потому здесь приведены существующие в литературе численные данные, подтверждающие эти наблюдения над живыми.
3) Упражнением приучаются действовать с большей продолжительностью и быстротой, а также с постепенно увеличивающейся энергией в проявлениях. Упражнением усваиваются движения и действия, которые занимающийся приучился разъединять (изолировать) и с значением которых он познакомился на основании сравнения. Повторением этих движений или действий облегчается их производство, появляется возможность проделывать их с меньшим трудом и тратою сил, поэтому для постепенного увеличения деятельности движения должны увеличиваться по числу, а затем и по времени. Движение, связанное с известным напряжением, необходимо должно после усвоения производиться с увеличенным напряжением. Действовать с увеличенным напряжением — значит производить усиленное сокращение мышцы не увеличением опоры или поверхности приложения сил, а увеличением ее раздражения, вследствие чего увеличивается прилив питательной жидкости, усиливается обмен, а вследствие этого повышается и деятельность мышцы. Если с увеличением опоры увеличивается проявление силы мышцы, то это будет вследствие усиления механической опоры, а если это увеличение происходит, главным образом, вследствие усиления питания и обмена веществ, то это будет увеличение как бы химической опоры данной мышцы. Первое мы замечаем у мышц сильных, а второе — у мышц ловких. Увеличение обмена всегда связано с увеличением энергии данного органа, поэтому постепенно усиливающееся напряжение в деятельности данной мышцы должно быть соединено с увеличением энергии ее проявлений. Следовательно, повторением движений и действий облегчается их производство и становится возможным приучиться к работе с большей продолжительностью, скоростью и энергией.
4) Упражнениями занимающийся приучается укреплять часть, находящуюся ниже места движения. При всех движениях в человеческом теле степень проявляемой при этом силы находится в прямой зависимости от опоры: чем больше и тверже опора, тем более можно проявить сил и тем с большей точностью и тонкостью можно производить движения. Это прямо вытекает из закона динамики о силе и сопротивлении, которые должны быть равны между собой *. Что все части, находящиеся между местом движения и почвой, должны быть укреплены, следует из закона об инерции вещества **, на основании которого оказывается, что никакое передвижение в нашем теле невозможно одними внутренними (или мышечными) силами тела, а для этого необходимо внешнее сопротивление; так что проявления внутренние находятся в полной зависимости от действия внешних сил сопротивления. Поэтому для умения сознательно производить определенное движение необходимой раньше всего упражнением приучиться укреплять отдельные части тела, со стороны почвы находящиеся. На самом деле оказывается, что это действительно всего более затрудняет ребенка и усваивается только упражнением. Движения в отдельных суставах нижней конечности оттого только и затрудняют начинающих заниматься, что они не в состоянии укрепить конечность, чтобы в отдельных ее частях производить движения; движения стопой поэтому труднее, нежели движения в бедренном суставе. Точно так же не упражнявшихся затрудняют движения туловища (между позвонками), ибо для этого необходимо уметь неподвижно укреплять таз на нижних конечностях. Вообще при всех действиях, требующих проявления силы или ловкости, необходимо твердое укрепление частей опоры, над которыми движение производится; человек, передвигающий какую-либо часть при помощи веса своего тела, может проявить гораздо меньше сил, чем тот, который умеет укреплять свое тело
--------------------------------------------
* П. Лесгафт, Основы теоретической анатомии, ч. 1, 1905, стр. 244.
** Т а м же, стр. 243.
--------------------------------------------
и проявлять свою силу, смотря по степени этого укрепления. При пилении, стругании, вообще при всех работах производимых руками, возможно проявить тем большую силу и тем лучше можно управлять действиями рук чем более будет неподвижно укреплено тело и все части, находящиеся между местом движения и почвой.
Когда усвоены простые движения, то их надо разнообразить. Например, от движений одного рода переходить постепенно к движениям другого рода, сочетая их в группы или же производя одновременно различные движения в соответствующих конечностях и т. д. Вообще упражнения эти можно видоизменять до бесконечности и производить с большей или меньшей силой и скоростью. Цель подобных упражнений — научить ребенка владеть своими движениями и производить их с возможна большей ловкостью, т. е. с возможно большей выгодой относительно времени и пространства или относительно препятствия, которое приходится преодолевать.
Далее должны следовать упражнения с увеличением напряжения, что достигается отягощением и сопротивлением определенной величины. Известно, на основании исследований Вебера, что сила мышцы может быть доведена до наибольшего проявления только при известной степени отягощения, а если перейти за пределы его, тогда она опять ослабевает. При уменьшении примененного отягощения мышцы также понижают свою деятельность. Для мышц лягушки Вебер нашел, что они в состоянии проявить наибольшую деятельность при отягощении 450 г на 1 кв. мм поперечника. Средним числом мышцы лягушки были в состоянии поднять на высоту 15 мм тяжесть, превышающую вес собственного тела в 93 раза. Поэтому для развития сил и умения проявлять их с соответственным напряжением весьма полезно производить упражнения с отягощением или сопротивлением, увеличивая их постепенно, причем и проявления мышечной силы будут увеличиваться. Не следует забывать, что отягощение или сопротивление, не соответствующее силам ребенка, будет только истощать его. Отягощение или увеличение сопротивления производимых движений возможно: 1) весом собственного тела, 2) сопротивлением другого лица и 3) различными тяжестями.

УПРАЖНЕНИЯ С УВЕЛИЧЕНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ОТЯГОЩЕНИИ ВЕСОМ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА


Приучить действовать с увеличенным напряжением можно всего выгоднее прыганием. Прыгая, мы сильным сокращением разгибающих мышц нижних конечностей отталкиваем свое тело от почвы таким образом, чтобы оно могло некоторое время лететь; этим прыжок отличается от элементов ходьбы. Производя их в различных направлениях, отталкиваясь как одной, так и другой ногой, возможно сравнивать и оценивать напряжение, с которым эти движения связаны. Такие упражнения также могут видоизменяться по времени, в продолжение которого они производятся, и по пространству, через которое тело перебрасывается. Надо научиться производить прыжки так, чтобы избегать толчков и сотрясений, которые могут нарушить деятельность таких органов, как мозговые центры. Для гимнастических упражнений принято устраивать различные аппараты — горизонтальный шест, поперечную перекладину, параллельные брусья, лестницу, трапеции, вертикальный шест и т. д. Все они считаются необходимой принадлежностью школ, в которых введена гимнастика. Постараемся, однако, доказать, что употребление этих аппаратов не целесообразно, оно не соответствует ни теоретическим соображениям, ни указаниям опыта.
Сравнивая движения рук и ног, легко заметить, что руки могут двигаться более быстро и ловко, нежели ноги, служащие опорой для туловища. Ходить на руках, т. е. употреблять их в виде опоры вместо ног, очень трудно,— такое упражнение, кроме многих других невыгод, нарушающих правильные отправления организма, требует большого напряжения мышц, поэтому скоро утомляет. Всякое упражнение верхних конечностей с опорой на периферии (на кистях), как, например, при упражнении на горизонтальном шесте, на аппаратах для лазанья и т. д., заставляет мышцы сильно напрягаться; опора при этом будет очень мала, а приложение сил — большое; но чем меньше опора мышц, тем с большим напряжением они должны действовать, тем быстрее, следовательно, утомятся. Подобные упражнения могут развить силу на счет ловкости и быстроты — качеств, наиболее выгодных для проявления деятельности верхних конечностей, мышцы которых, сообразно своему гтооению и отношению к суставам, всего выгоднее могут действовать при верхней опоре, как, например, при метании, бросании тяжестей и т. п. Руки приспособлены преимущественно для ловких, быстрых действий и преодолевания внешних препятствий; быстрые и ловкие действия, следовательно, составляют самые нормальные проявления деятельности верхних конечностей; к этим-то ловким действиям и надо приучать ребенка путем соответствующих упражнений. Нижние конечности, напротив, отличаются более крепким строением своей опоры и суставов, а их мышцы и мышечные группы благодаря своим типичным особенностям могут проявлять большую силу, не скоро утомляясь, потому что действуют относительно с меньшим напряжением. Если развивать в этих конечностях быстроту и ловкость, например некоторыми танцами, то при этом теряется крепость суставов; в них являются различные оттенки и видоизменения движений, но на счет их определенности и силы. Спокойно стоять на твердой опоре, ходить твердым, ровным шагом делается невозможным; движения и походка становятся шаткими, с прибавлением движений во всех суставах нижних конечностей, с покачиванием в стороны и приседанием, с постоянным припрыгиванием, как это можно видеть в особенности у молодых танцовщиц.
Мне приходилось исследовать акробата, так называемого «человека-змею», обладающего замечательной подвижностью позвоночного столба. Долго спокойно стоять он не мог, горбился при этом так, что доходил до одышки. Насколько он выигрывал в подвижности, настолько проигрывал в крепости, недостаток которой уравновешивал только мышечной силой, соединенной всегда с относительно большой тратой. Понятно поэтому, что в верхних конечностях необходимо развивать быстрые и ловкие движения при верхней (центральной) опоре такими упражнениями, как, например, метание и т. п., а в нижних конечностях — сильные движения с увеличенным напряжением: бег, прыгание и т. п. Такие упражнения вполне соответствуют анатомическому строению тех и других конечностей.
Опыт подтверждает это мнение. В древней Греции, где так много занимались физическим развитием и где, судя по оставшимся памятникам, действительно научали владеть собой, не существовало никаких аппаратов для упражнения верхних и нижних конечностей вроде тех, которые употребляются теперь в немецкой гимнастике; там гармонически развивали организм такими упражнениями, как метание копья, стрел и диска, ведение борьбы, бег, прыжки, разнообразные игры, чем и достигали, насколько это известно, лучших результатов. Тип древнего грека, пользовавшегося приведенным воспитанием, описывают следующим образом: «Он был высокого роста, смотрел прямо — открыто, у него был высокий лоб, он был мощный, стройный, изящный, держал себя умело, страстно любил искусство, науки и телесные упражнения. Он отличался вечной свежестью и бодростью духа, трезвым пониманием вопросов жизни и пользовался хорошим здоровьем, позволяющим ему доживать до глубокой старости». Из всех европейских государств настоящего времени всего более обращают внимание на физическое развитие в Англии. Здесь, однакож, достигают лучших результатов не гимнастикой, в обыкновенном ее виде, а правильно и последовательно веденными играми. В состав этих игр входят, главным образом, такие упражнения, как метание мяча, бег и т. п., при соблюдении огромного числа правил, требующих большого внимания и уменья ловко пользоваться временем. Эти упражнения, правильно и последовательно применяемые, всего выгоднее для школы; их можно постепенно и последовательно осложнять, соразмерно с силами и успехами учеников. Иногда приходится слышать, что в защиту того или другого гимнастического упражнения ссылаются на личный опыт и достигнутые благоприятные результаты; но в данном случае личный опыт не имеет никакого значения; то, что полезно для взрослого, может оказаться совершенно непригодным для ребенка, у которого организм отличается своими особенностями. Упражнения при отягощении весом собственного тела должны быть допущены в школе только для нижних конечностей, так как строению и отправлениям верхних конечностей они не соответствуют. Если упражнять верхние конечности, укрепляясь на них, а не на ногах, то мыщцы этих конечностей, хотя и могут развиваться, но такое развитие их невыгодно, ибо оно не связано с соответственным развитием ног, на которых мы обыкновенно стоим и которые служат нормальной опорой тела при работе. Такими упражнениями нарушается гармония в отправлениях тела, а вместе с этим понижается и его производительность.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СОПРОТИВЛЕНИИ ДРУГОГО ЛИЦА


Кроме отягощений всякого рода, мышечная сила (в особенности верхних конечностей) может встретить препятствие в виде различных упругих тел, каковы, например, каучуковые пластинки, стальные пружины и т. п. (во Франции и в Англии они предлагаются с медицинской целью.) С целью сопротивления можно воспользоваться силами другого лица. Уже в древней Греции этот способ применялся в виде борьбы; в настоящее время он встречается в национальных играх Швейцарии и других государств. Подобный же способ известен в шведской гимнастике под именем двойных движений, которые производятся таким образом: активному действию в одну сторону противопоставляется пассивное сопротивление с другой стороны. Если, например, занимающийся желает согнуть предплечье в локтевом суставе, то этому противодействуют таким образом, что удерживают предплечье в его первоначальном положении. Когда занимающемуся удается преодолеть сопротивление своей мышечной силой, то движение, которое он при этом производит, называется «двойным концентрическим движением»; когда же, наоборот, сопротивляющийся берет перевес и оттягивает предплечье к себе, то он совершает так называемое «двойное эксцентрическое движение». Хотя эти движения и признаются исключительной принадлежностью шведской гимнастики, но на самом же деле они давно уже были известны в виде борьбы. Способ этот требует для своего применения постепенно и последовательно увеличивающегося сопротивления и напряжения; это, понятно, трудно, так как сопротивляющееся лицо должно настолько владеть своими действиями, чтобы вначале не проявлять большой силы, а увеличивать ее постепенно. Применяя такие упражнения в школе, необходимо подбирать учеников приблизительно с одинаковыми силами,— чтобы одна сторона не слишком преобладала над другой,— и строго контролировать их действия. Вначале надо давать самые простые формы борьбы, потом переходить к более и более сложным формам (относительно ловкости и силы). При таких упражнениях во всех случаях следуют такому правилу, что слабейший действует активно, наступательно, а сильнейший соответственно этому сопротивляется так, что захваченные части остаются на одном месте неподвижно. Проявление сил постепенно увеличивается.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОТЯГОЩЕНИИ РАЗЛИЧНЫМИ ТЯЖЕСТЯМИ


Неудобства, встречающиеся при упражнениях с сопротивлением другого лица, могли бы устраниться, если бы удалось приспособить сопротивление в виде тяжести, которую можно было бы постепенно увеличивать; но это почти невозможно вследствие технических затруднений. Необходимо сделать так, чтобы вое движения в нашем организме постепенно и последовательно равномерно отягощались, ибо только при этом условии они будут содействовать гармоническому его развитию. В особенности трудно приспособить сопротивление тяжестей к движению туловища и нижних конечностей. Правда, что чем с большим напряжением проявляют свои силы мышцы верхних конечностей, тем крепче и устойчивее должна быть опора, следовательно, тем сильнее должны сокращаться, при вертикальном положении человека, мышцы туловища и нижних конечностей; но это — посредственное возбуждение к деятельности, которое, кроме того, будет еще зависеть от вида опоры, представляемой конечностями. Если, например, поднять рукой тяжесть в десять фунтов (или четыре килограмма), находясь в вертикальном положении с приведенными нижними конечностями, то напряжение мышц нижних конечностей и отчасти туловища может не увеличиваться, если увеличить эту тяжесть до пятнадцати, даже до двадцати фунтов — стоит только увеличивать опору для нижних конечностей разведением их по диагоналям параллелограммов, построенных на почве между верхушками стоп, в центре составленного из них общего параллелограмма пройдет линия равновесия, направляющаяся книзу от центра тяжести тела. Существующие аппараты, приспособленные к упражнениям различных частей тела, далеко не удовлетворяют своему назначению и не могут содействовать гармоническому развитию организма.
Гимнастические методы обыкновенно направлены к тому, чтобы научить ребенка управлять своими органами движения, развить физические силы его и уменье ловко действовать при их проявлении.
Умение владеть органами движений и действовать при различном отягощении еще не исчерпывает задач физического образования. Главные применяемые для этого способы, как уже сказано выше, будут: разъединение производимых действий и сравнение их между собой. Способы эти применяются при изучении элементарных движений; при этом знакомятся с качеством и значением каждого отдельного движения. Дальше следуют действия с постепенно увеличивающимся напряжением, а также движения, производимые для знакомства с пространственными отношениями и с распределением своих действий по времени. Это самые существенные элементы каждой работы. Все это изучается только разъединением и сравнением; при этом нельзя допустить грубых действий на различных аппаратах, связанных с сильными ощущениями, содействующими только развитию чувственных проявлений и понижению впечатлительности, а не анализу. Напротив, все занятия должны непременно начинаться с элементарных действий и только постепенно и последовательно усиливаться и осложняться, причем необходимо постоянно сравнивать между собой действия, производимые с различным напряжением парными органами движения. Только таким образом занимающийся научится действовать с различной энергией и настойчивостью, смотря по препятствию, которое приходится преодолевать, а также сумеет справляться с пространственными отношениями и с распределением своих действий по времени — из чего состоит каждая физическая работа и каждая реальная проверка усвоенных истин и идей, проверка, производимая в виде опытов и исследований. При всем этом необходимо, однакож, уметь укреплять часть, над которой требуется производить впределеиное движение. Если бы тянуть какую-либо тяжесть и при этом наклоняться всем своим телом в противоположную сторону, то мы действовали бы весом своего тела и потому не в состоянии были бы проявить такую силу, как в том случае, когда мы твердо укрепим свое тело на возможно большей опоре. Во всех случаях, когда необходимо проявить возможно большую силу, необходимо соответственно этому укрепить свое тело на почве и ни в каком случае не действовать весом тела, так как это очень невыгодно для возможно большего проявления сил отдельными частями нашего тела. В этом легко убедиться на основании механики мышц *, при изучении которой оказывается, что при опоре нашего тела при ходьбе отталкиваемый ногой в направлении спереди назад пол, по закону противодействия, оказывает такое же давление на тело, но сзади наперед; это давление можно рассматривать состоящим из двух сил, из них одна — вертикальная, которая равна весу нашего тела, а другая — горизонтальная; эта-то последняя и подвигает наш центр тяжести по горизонтальному направлению **. Если же мы стоим, то чем шире мы укрепимся на почве, тем более будет сопротивление, а вместе с этим тем тверже опора и тем больше сил мы в состоянии будем проявить, ибо по закону динамики сила и сопротивление должны быть всегда равны между собою. При каждой работе, связанной с большим напряжением проявляемых сил, с большою ловкостью и тонкостью производимых действий, необходимо твердо укрепить части тела, служащие опорой, чтобы над ними действовать с определенной точностью и быстротой. При игре на музыкальных инструментах, при живописи, при фехтовании и во всех подобных занятиях, производимых кистью руки, чтобы точно производить все необходимые движения или чтобы ловко пользоваться моментом для своих действий определенной частью, необходимо уметь укрепить всю руку на туловище, а последнее — на нижних конечностях, укрепленных на почве. Уменье соответственно укреплять определенные части тела, достигаемое, как уже сказано, только путем упражнений, и составляет существенную
------------------------------------------------------------
* П. Лесгафт, Основы теоретической анатомии, ч. 1. СПб 1905, стр. 243—246.
** Н. В ышнеградский, Элементарная механика, СПб., 1860, стр. 223
------------------------------------------------------------
физического образования. Но, кроме уменья укреплять отдельные части своего тела, для каждой производимой работы необходимо еще знакомство с пространственными отношениями и с распределением своих действий по времени. Каждый опытный работник хорошо определяет пространственные соотношения в производимой им работе, а также напряжение, необходимое для того чтобы произвести данную работу в определенный промежуток времени. На основании опыта он легко определяет размеры и симметрические соотношения частей, а также плотность и сопротивляемость разрабатываемого им материала. При всех научных исследованиях и опытах необходимо возможно большее знакомство со всеми этими соотношениями, чтобы при отвлеченном мышлении быть в состоянии точнее выяснить себе соотношения частиц и определеннее разъединить производимую работу по времени. Этот в высшей степени важный отдел физического образования усваивается также только упражнениями, причем необходимо на практике проверять все то, что обыкновенно изучается в геометрии, и составлять себе точное представление о различных углах, плоскостях и их соотношении во всяком геометрическом теле; проверять существующие здесь размеры и продолжительность производимых нами работ, смотря по напряжению, с которым мы действуем, и по качеству применяемого нами материала.
Физические упражнения сопровождаются мышечными ощущениями, которыми ребенок постепенно приучается владеть и руководствоваться при всех своих действиях. Подобные же результаты могут быть достигнуты и другим способом, а именно — игрой. Игры составляют такую форму упражнения, которая связана с возвышающим чувством удовольствия; игра производится с возможно большею ловкостью и по строго определенным и постепенно осложняющимся правилам. В воспитательном отношении игры имеют огромное значение. В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью. Правила игр выгодны в том отношении, что они приучают к действиям на основании общих положений, а не по частным указаниям или инструкциям. В последнем случае исключается всякая инициатива и самостоятельность в проявлениях, между тем как в первом случае возможно свободное развитие индивидуальных сил и способностей. Правила являются в виде точно установленных требований, которые занимающиеся приучаются сознательно исполнять, причем чувствования, сопровождающие производимые действия, должны сдерживаться волевыми проявлениями и являться естественными возбудителями сознательной деятельности. Постепенным осложнением правил увеличивается интерес игр и вместе с тем их воспитательное значение. Игры вызывают в ребенке веселое, бодрое состояние духа, благодаря которому он охотно подчиняется воем установленным в данной игре правилам; удовольствие, с которым он активно участвует, указывает на соответствие между его силами и тратою, связанной с упражнением. Насколько игра уместна и выгодна в школе, видно уже из того, что она применялась и применяется в тех странах, в которых без всяких искусственных приспособлений достигались и достигаются лучшие результаты физического развития детей. Из существующих в настоящее время школьных игр мало таких (кроме имитационных), которые раньше не применялись в древней Греции в той или другой форме. Наибольшее значение играм придают теперь в Англии, хотя и там встречаются сторонники гимнастических упражнений, заимствованных из Германии; но эти последние не имеют такого общего национального распространения, как игры, и носят более пришлый характер. Только в Англии встречаются учебные заведения с такими приспособлениями для игр и различных физических упражнений, как, например, в Высшей королевской академии в Вульзиче, где, кроме громадной площади для игры в крикет (простой и сложный), в мяч с воланом, большой мяч и т. п., существуют отдельно устроенные помещения: мастерская с паровой машиной с отделением для работ из дерева и другим отделением для металлических работ с двумя мастерами-руководителями; отдельное помещение с тремя комнатами для игры в кегли; отдельный дом с двумя комнатами и в каждой по биллиарду; комната с каменными стенами для игры в малый мяч; большая зала с гимнастическими приборами. В полумиле от Академии устроен бассейн для купанья в холодной воде, а в самом здании имеется помещение для ежедневных обмываний всего тела холодной водой и тут же помещение для теплых ванн. Каждому воспитаннику открыт доступ во все эти помещения в свободное от занятий время, которого бывает от 28 до 32 часов в неделю. Насколько известно, молодые люди нигде не были так хорошо развиты физически, как в древней Греции и современной Англии. В настоящее время игры вводятся также и в шведских школах, но наряду с ними существуют обязательные для всех военные упражнения, начинающиеся с 13—14-летнего возраста, очень односторонние и мало пригодные для систематического физического развития человека.
Игры должны состоять, главным образом, из применения всех тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении, но так как главная цель физического образования будет все же сознательная физическая работа, то производимые упражнения могут также применяться в виде элементарных работ, назначаемых по словесному или письменному объяснению. Такие работы составят лучшую проверку применяемых при систематическом преподавании способов и должны указать на допущенные при обучении недостатки. Работы эти должны производиться над различным материалом и должны быть как бессрочные, так и срочные.




Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»


.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?


Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Читать статью >>
.

Избавляет ли пищевая сода от жира?


Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Читать статью >>
.

Можно ли похудеть от зеленого кофе?


Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Читать статью >>
.

Омоложение на клеточном уровне


Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?

Читать статью >>




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»



Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +