Физическое образование ребенка в настоящее время находится в таком неопределенном состоянии, что при разборе его в руководстве необходимо выяснить, какие существовали и существуют учения по этому предмету, чтобы возможно было проверить или согласовать исторический опыт с полученными при изучении антропологии истинами, которые могли бы служить основанием для более определенных и положительных выводов. В школах теперь физическое образование или совершенно упускают из виду, или предоставляют этот предмет совершенно неподготовленным или даже просто невежественным лицам, которые вполне произвольно здесь распоряжаются. Педагоги так мало занимаются антропологией, они так мало наблюдают за своими учениками или воспитанниками, что совершенно не выясняют себе отношения физического образования к умственному и нравственному, а также той неразрывной связи, которая между ними существует. Повидимому, и краткий исторический очерк уже покажет нам, что дело это не всегда было в том безотрадном положении, в каком оно в настоящее время находится, а что, напротив того, был период, когда эмпирическим способом, на основании одного наблюдения, дошли до понимания всего значения физического образования и всей связи, существующей между ним и умственным, а также эстетическим образованием. Интерес учений этого периода еще увеличится, если принять во внимание, что антропологические данные, полученные при применении индуктивного метода к изучению человека, вполне согласуются с главными положениями применявшегося в этом периоде способа.
Следовательно, исторический опыт и научные исследования вполне согласуются между собой, и поэтому они должны бы полагаться в основание наших действий в настоящее время и уничтожить тот мрак и произвол, которые теперь допускаются педагогами при определении цели и значения физического образования в школе, а также при выборе и оценке методов, необходимых для достижения намеченной цели.
В настоящем историческом очерке я намерен остановиться только над более существенными учениями и методами физического образования и оценить главное их значение. Весь очерк можно разделить на три периода: 1) период эмпирический, основанный на наблюдении и опыте; 2) период схоластический — выработка внешних приемов и привычек; 3) период научный — применение индуктивного метода и опыта при проверке вырабатываемых учений.
ПЕРИОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ
Воспитание в Китае, Индии, Персии, Греции. План гимназий в Греции. Деление физических упражнений в Греции. Прыжок. Бег. Метание. Борьба. Метание мяча и игры в мяч. Танцы. Игры. Воспитание римлян. Публичные зрелища. Описание римского цирка. Состязание фехтовальщиков. Сухопутные и морские сражения. Бой и состязание диких зверей. Характеристика эмпирического периода.
Это, собственно, единственный период, в котором можно говорить о физическом образовании молодого поколения, ибо в остальные периоды изучаются только различные приемы или производятся физические упражнения без всяких выяснений значения этих упражнений и влияния их на гармоническое развитие организма ребенка... В эмпирическом периоде в высшей степени характерно физическое образование, выработанное и примененное в Греции, а также значение чувственных возбуждений не только для отдельного лица, но и для целого общества. Как наглядно здесь можно убедиться в значении сильных возбуждений и вместе с этим в верности психо-физического закона, в силу которого, в то время как раздражение растет в геометрической прогрессии, ощущение увеличивается лишь в арифметической. Это положение необходимо особенно помнить при воспитании, чтобы избегать всегда и во всех случаях всякого прибавочного раздражения как в виде поощрения, так
и в виде преследования. Всякое сильное впечатление непременно понижает впечатлительность, а вместе с этим и жизнедеятельность молодого человека. Этого никогда нельзя допустить при воспитании, которое всегда должно состоять в том, чтобы поставить ребенка в условия, при которых он мог бы гармонически, свободно развиваться. Опыт настоящего периода во многих отношениях в высшей степени поучителен; им нельзя не воспользоваться... Общая характеристика эмпирического периода: изящная форма, знакомство с частными случаями и проявлениями жизни; выяснение явлений дедуктивным способом, описание явлений, а не исследование их; отсутствие строго аналитической критики, отсутствие проверочных научных методов и поэтому недостаточная проверка истин. Одна только наблюдательность и опытность не могут, следовательно, создать науку.
ПЕРИОД СХОЛАСТИЧЕСКИЙ
Первые школы христианского населения Европы. Воспитание рыцарского сословия. Турниры. Карусели. Городские школы. Схоластическое учение. Гуманистическое направление. Данте Алигьери. Франческо Петрарка. Джиовании Боккачио. Народные школы реформаторов. Католические школы. Франсуа Рабле. Мишель Монтень. Характеристика схоластического периода.
В этом периоде образованием занималось, главным образом, духовенство, физическим же развитием почти исключительно рыцарство; кроме того, существовали еще светские школы и университеты. Преподавание во всех этих школах было чисто внешнее. Заучивали наизусть, писали под диктовку, спорили по строго определенным правилам. Все образование было — поверхностный бессодержательный схематизм; несвязное многознание являлось отличительным признаком церковно-схоластического воспитания. Мистицизм и фанатичность были очень распространены. Физика и химия являлись в виде магии и алхимии, астрономия в виде астрологии. Схоластика, которая сначала приводила в связь богословие с философским учением Аристотеля, занималась затем бесполезною игрою слов, борьбою в виде формально логических турниров, в которых идеи заменялись словами, а живое диалектическое развитие — мертвым силлогизмом... Общая характеристика схоластического периода: образование, главным образом, внешнее, формальное, преимущественно развитие памяти, развитие благообразных привычек и обычаев, а также физическое развитие с преобладанием различных военных упражнений. Учение в монастырских, соборных, приходских и других школах, со схоластическим характером не оказывало влияния на образование и поэтому не противодействовало развитию фантазии и мистицизма, увлечению чувствованиями и страстями. Единственным антагонистом этого направления является гуманизм, стремящийся учением (классическим), созданным эмпирическим путем, восстановить личность ребенка, забитого формою и внешностью, и содействовать его образованию. Педагогическое учение, не связанное с народным языком и жизнью, видимо, не может удовлетворить ни нормальному образованию, ни связанному с этим образованием установлению нравственных оснований.
ПЕРИОД НАУЧНЫЙ
Франц Бэкон. Значение Бэкона для науки и педагогики. Рене Декарт. Бенедикт Спиноза. Джон Локк. Его сочинения и значение их для педагогики. Жан-Жак Руссо. Его сочинения. «Эмиль» и педагогические идеи Руссо. «Филантропины» Фита и его сочинение по физическим упражнениям. Иоганн Гутс-Мутс. Франц Аморос. Клиас. Фёгели Ф. Нахтегалл. Иоанн Песталоцци. Его взгляды на физическое развитие. Фридрих Ян. Его метод физических упражнений. Заключение комиссии профессоров относительно немецкой гимнастики в школе. Взгляд Э. Дюбуа-Реймона на упражнения на параллельный брусьях. Фридрих Фребель. Его сочинение. Детские сады. Дары Фребеля. Другие занятия, игры и упражнения тела, по Фребелю. Значение учения Фребеля. Адольф Шписс. Его метод физических упражнений. Значение его метода в школе. Шведская гимнастика и ее основатель Пер Генрих Лин г. Гуго Ротштейн. Учреждении для приготовления учителей гимнастики. Метод профессора Егера. Физическое воспитание в Англии. Старые школы Англии. Новые школы Англии. Мнение Фарадея о значении опытных наук для общего образования. Состояние физического образования в России. Общая характеристика научного периода.
...Главные отличия научного периода состоят в применении более разнообразных методов для проверки и выяснения истины. Метод наведения, проверки опытом и приложение математического способа дозволяют более объективно относиться к исследованиям и делают возможным выработку научных истин, отличных от выводов, получаемых эмпирическим методом. Методы эти, применяемые при изучении естественных наук, дали им возможность из описательных предметов возвыситься до значения наук и придать им реально-философское направление. В этом периоде педагогика должна также из своего шаткого, субъективного состояния стать на почву антропологии и применить, наконец, величайшее достояние XIX столетия — признание прав личности при воспитании и обучении... Оканчивая настоящий исторический очерк физического образования различных стран и периодов, приходится сознаться, что в отличие от всех стран Европы (исключая разве юго-восточных) в России до сих пор ничего не сделано для выяснения и установления этого дела в наших семьях и школах. Здесь нет ни узаконений, ни центральных учреждений для подготовления лиц, понимающих это дело, нет оригинальных методов и руководств. Как открытые, так и закрытые школы у нас оставляют физическое образование детей почти без внимания, предоставляя заведывание этим делом либо совершенно невежественным лицам, знакомым только с приемами, механически ими усвоенными в какой-либо иностранной школе или у приезжего учителя, либо оставляют без всякого внимания физическое развитие ребенка, часто даже не выводя его в первые годы жизни, по совету врачей, на воздух в продолжение зимних месяцев (от начала осени и до конца весны). С самого появления ребенка на свет его пеленают, качают, ласкают и подвергают различным прибавочным раздражениям и оставляют без всякого внимания во время всей семейной и школьной жизни как требования природы ребенка, так и исторический опыт и научные данные, содействующие выяснению этого вопроса. Но где нет основных истин, там господствует произвол, что на самом деле можно отнести и к физическому образованию как в семье, так и в школе. Общая характеристика научного периода. Установление научных методов: анализ, опыт, математический и дедуктивный методы. Наблюдение и опытность проверяются научными методами. Общая задача этих методов: анализ явлений, изучение свойств элементов, извлечение из этого изучения общих понятий и положений. Далее следует проверка этих понятий и положений научными методами и выработка научных истин и применение их для выяснения частных случаев. Господство классического умственного образования, полное безучастие к физическому развитию и к установлению нравственного характера молодого поколения. Эмпирическое восстановление физических упражнений, применение их в школе. Наглядный метод обучения и применение реальных предметов с общеобразовательной целью. Привлечение описательных предметов для выяснения природы ребенка и применение на основании этого выяснения физических упражнений в школе. Попытка систематизировать семейное воспитание. Несостоятельность описательных предметов для выяснения природы человека. Опытные науки как предмет образования. Дальнейшее развитие этого периода должно, повидимому, направляться следующим образом: наблюдение и опытность являются главными способами семейного воспитания, устраняется всякий произвол при воспитании; как в семье, так и в школе будут признавать права личности ребенка. Разъединение (дифференцирование) и сравнение должны быть основными способами всякого систематического образования. Результаты сравнения — оценка, выяснение причинной связи, составление общих понятий, проверка их научными методами и выяснение научных истин, дедукция и выяснение частных случаев на основании научных истин — все это составляет задачу школы. Педагогика должна быть филиальной ветвью биологических наук. Общие методы содействуют установлению полной гармонии между физическим, умственным и нравственным развитием.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.