Быстрое развитие техники авиации и все более широкое использование воздуха как пути сообщения предъявляют к человеческому организму и в частности к аппарату кровообращения большие требования. Их выполнение вызывает нагрузку соответствующих органов часто до пределов их функциональной способности и даже выше этих пределов. Поэтому нередко наблюдаются проявления острой недостаточности кровообращения, которые в условиях полета могут иметь особо тяжелые последствия. Необходимо, конечно, оговориться, что при современных условиях обыкновенного пассажирского движения на аэропланах такие повышенные требования к человеческому организму, как правило, не предъявляются; но они несомненно имеют место уже и сейчас в военной авиации. При быстро увеличивающейся скорости полета и тенденции к переходу на большие высоты, а также к полетам на далекие расстояния без посадки, эти требования будут наверное в недалеком будущем предъявляться и в гражданской авиации. Большое значение в смысле нагрузки для системы кровообращения при полетах имеет влияние на нее так называемых ускорений, т. е. центробежной силы, развивающейся при крутых изменениях направления полета при большой его скорости. Развивающиеся при этих условиях ускорения во много раз превышает силу притяжения земли. Не меньшее значение в смысле нагрузки для аппарата кровообращения имеет влияние низкого атмосферного давления resp. недостатка О2 в воздухе на тех больших высотах, которые сейчас часто уже достигаются самолетами. В сравнении с этими двумя факторами другие — быстрые и сильные колебания температуры воздуха, рефлексы на сердечно-сосудистую систему с лабиринта и т. д. играют второстепенную роль. Но и вышеуказанные факторы заслуживают внимания, поскольку в авиации может иметь решающее значение происходящая часто суммация влияния различных факторов. Другими словами, при известных условиях уже и небольшая перегрузка сердечно-сосудистой системы второстепенным фактором может иметь роковые последствия. Влияния ускорений, развивающихся, как уже указано, при крутых поворотах и большой скорости полета, действует на летчика при обычном сидячем его положении в направлении от темени к подошвам. Дело в том, что при этих поворотах самолету дается всегда соответствующий наклон. При этом развивается сила, которая в 3—5—7 и больше раз превышает силу тяжести, т. е. силу притяжения земли (g). Если нормально ток крови и сердца в сосуды головы должен преодолеть силу тяжести водяного столба приблизительно в 30 см, то при пятикратном увеличении силы тяжести это будет уже столб в 150 см Н2О, т. е. эта сила будет уже почти уравновешивать нормальное максимальное артериальное давление. Ясно, что при этом должно наступить нарушение кровоснабжения головного мозга. К этому присоединяется еще и то обстоятельство, что соответствующим образом затрудняется ток крови из всей части тела, расположенной ниже уровня сердца, т. е. из сосудов брюшной полости и нижних конечностей. Это должно привести к задержке крови в этих сосудистых областях, к переполнению их кровью и, следовательно, к резкому уменьшению подачи крови к сердцу, т. е. к острой сосудистой недостаточности и к коллапсу. Действительно, между коллапсом вследствие понижения функции аппарата, регулирующего кровообращение (и в частности подачу крови сосудами к сердцу), и коллапсом вследствие чрезмерного повышения требования к функции этого аппарата принципиальной разницы нет. И тут и там дело в несоответствии между предъявляемым требованием и функциональной способностью аппарата регуляции кровообращения. Фактически, конечно, при возникновении ускорений во время полета моментально вступает в действие регулирующий кровообращение аппарат. Как уже выше было изложено, головной мозг имеет свой особый рецептор — нервный прибор sinus carotici — который автоматически выравнивает колебания кровоснабжения центральной нервной системы. Как только понижается давление крови в сонной артерии, рефлекторно сокращаются сосуды других отделов кровеносной системы, в частности брюшной полости и конечностей, и опорожняется депо крови; благодаря этому увеличивается приток крови к сердцу и повышается артериальное давление. В таком же направлении действует и рефлекс с п. depressor при понижении давления в аорте. Одновременно сердце начинает учащенно и усиленно работать, и усиливается и функция аппарата внешнего дыхания. В результате этой реакции развитие коллапса предотвращается. Действительно, при развитии во время полетов ускорений коллапсы наблюдаются редко. Как показывают кривые, максимальное кровяное давление и частота пульса повышаются и понижаются почти параллельно с нарастанием и уменьшением ускорений. Конечно, этот подъем артериального давления и усиление притока крови к сердцу противодействуют возникающему при ускорениях затруднению кровоснабжения головы только в известных пределах, и нередко затруднение достаточного притока крови в сосуды головы проявляется нарушением зрения. Необходимо, конечно, иметь в виду, что действие ускорений (центробежной силы) при крутых поворотах (например при выпрямлении самолета, падающего вертикально вниз) продолжается лишь несколько секунд. Но в это время нередко, в особенности мало тренированные летчики или пассажиры, теряют зрение. Первая степень — это посерение или помутнение поля зрения или закрытие, как бы занавесью, его носовой половины. Затем может наступить полное затемнение поля зрения («делается темно» перед глазами). Как только поворот и вместе с ним действие ускорения прекращается, зрение восстанавливается без всяких последовательных его нарушений. Сознание при этом обычно сохраняется. Лишь редко наступает некоторое его помутнение или даже его потеря, еще реже — коллапс. Нарушение при этих условиях прежде всего зрения объясняется недостаточным кровонаполнением сосудов сетчатки. Преимущественная анемизация ее, а не мозга, объясняется тем, что кровоснабжение сетчатки происходит с преодолением внутриглазного давления, которое выше внутричерепного. Поэтому при понижении давления в артериях головы в первую очередь понижается именно кровоснабжение сетчатки. Преимущественное затемнение носовой части поля зрения объясняется несколько худшей васкуляризацией височной половины сетчатки. Для предотвращения указанных явлений целесообразны прежде всего такие мероприятия, которые будут уменьшать расстояние между теменем и подошвами в направлении действия ускорения. Лежачее положение на животе или на спине неудобно, как затрудняющее управление самолетом или выполнение тех или других действий. Советуют положение «на корточках». Это положение имеет еще и то преимущество, что бедра придавливают живот, а известное его сдавление целесообразно с точки зрения затруднения переполнения брюшных сосудов кровью. С этой же целью, т. е. с целью предотвращения отлива крови в сосуды брюшных внутренностей, следует во время крутых изменений направления полета сокращать брюшной пресс, а для предотвращения отлива крови в нижние конечности сокращать и их мышцы. При сокращении брюшного пресса, однако, не следует задерживать дыхания, так как это будет иметь последствием затруднение притока крови в грудную клетку и этим самым и к сердцу. При надлежащей тренировке возможно без указанных нарушений зрения выдерживать и семикратное повышение силы тяжести в продолжение нескольких секунд. Но это при нынешнем техническом оснащении можно определить как рекордную выносливость; в среднем она не превышает возможности выдерживать пятикратное увеличение силы тяжести. При известных условиях полета (мертвая петля вниз) и в особенности при положении на спине, занимаемом иногда летчиками при выполнении фигур высшего пилотажа, развивается ускорение, действующее в противоположном направлении — в направлении от подошв к голове. При этих условиях получается застой крови в мозговых сосудах, который переносится хуже, чем анемизация мозга. Проявляется он тоже в первую очередь нарушением зрения, но не с почернением, а с покраснением поля зрения. При этом потеря зрения продолжается еще несколько секунд после прекращения действия ускорения. Кроме того, после этого наблюдаются длительные головные боли и головокружение. Это направление действия ускорения переносится без указанных только-что последствий лишь в течение нескольких секунд и в степени, соответствующей не больше, чем троекратному превышению силы притяжения земли. Второе, имеющее существенное значение, влияние, которому подвергается аппарат кровообращения во время полета, — влияние пониженного атмосферного давления — имеет место только при полетах на высоте в среднем больше 4000 м. Но современные аэропланы такую высоту достигают в 5 минут, и полеты на большой высоте в настоящее время приобретают все большее и большее практическое значение. При полетах же выше 4000 м отчетливо проявляется влияние на организм пониженного атмосферного давления и связанного с ним понижения содержания О2 во вдыхаемом и следовательно и в альвеолярном воздухе. ... На высоте в 5000 м у очень многих людей, а на высоте в 5500—6000 м почти у всех, этот недостаток О2 проявляется прежде всего понижением функциональной способности центральной нервной системы как ее психической сферы, так и сферы моторных и координирующих движения центров. Сперва появляется забывчивость, отсутствие критического отношения главным образом к своему положению и к своим действиям, а также к окружающему; одновременно понижается восприимчивость к внешним впечатлениям, позже наблюдается потеря инициативы, наклонность к повторению одних и тех же действий, отчетливое нарушение координации движений. Вся картина в этой стадии напоминает алкогольное отравление умеренной степени. Затем появляются акроцианоз, учащение пульса, падение артериального давления, уменьшение поля зрения, потеря зрения, потеря сознания и коллапс. При последнем наблюдается резкая бледность покровов, проливной пот, отсутствие пульса, поверхностное редкое дыхание. В других случаях появляются тонические и клонические судороги. Все эти явления объединяются под названием «горной болезни», лучше «болезни высот». В условиях высотных полетов все эти явления развиваются более быстрым темпом, чем при восхождении на горные высоты. Опыт показывает, что все эти явления могут быть предотвращены или устранены при помощи вдыхании О2. Следовательно, недостаток его в организме имеет решающее значение в патогенезе болезни высот. Наиболее чувствительной к недостатку кислорода, как известно, является центральная нервная система и специально психическая сфера. Этим объясняется вышеуказанное развитие картины болезни высот. Прежде чем наступают проявления недостатка О2 в организме, рефлекторно изменяется функция внешнего дыхания и кровообращения таким образом, чтобы при недостатке во вдыхаемом воздухе О2 все же по возможности обеспечить достаточное снабжение им тканей. Усиливается дыхательный минутный объем воздуха. Благодаря этому по возможности увеличивается количество О2, проникающее в альвеолы. Эта усиленная вентиляция легких ведет к понижению содержания в альвеолярном воздухе и в крови СО2. Насколько эта гипокапния
способствует развитию картины болезни высот, пока еще не выяснено с достаточной отчетливостью. Во всяком случае рано наблюдаются изменения чувствительности дыхательного центра. Уже на высотах в 4000 м наблюдается нередко тип дыхания, приближающийся к чейн-стоксову. Со стороны системы кровообращения также наблюдаются реактивные явления, направленные к улучшению снабжения тканей О2. Прежде всего увеличивается количество циркулирующей крови за счет опорожнения депо крови. Так как кровь депо содержит в единице объема большее количество эритроцитов, чем циркулирующая кровь, то при опорожнении депо содержание красных кровяных телец в циркулирующей крови повышается и таким образом увеличивается общая поверхность эритроцитов, при посредстве которой происходит поглощение О2 в легких и отдача его в тканях. Одновременно расширяются артерии и открываются все резервные капилляры в легких и тканях. При значительном недостатке О2 расширяются сосуды сердца и центральной нервной системы, в то время как сосуды мышц, кожи и т. д. суживаются. При посредстве учащенной и усиленной работы сердца ускоряется кругооборот крови, т. е. увеличивается скорость тока крови. Соответственно увеличению массы циркулирующей крови и увеличению скорости кругооборота возрастает минутный объем крови. Благодаря всем этим изменениям гемодинамики лучше используются переносчики О2. Таким образом полет на больших высотах является большой нагрузкой для аппарата кровообращения. Так как пребывание на большой высоте при этом сравнительно кратковременно, то приспособление организма происходит именно за счет этих гемодинамических факторов. При более длительном пребывании на больших высотах, например при высокогорных экспедициях, происходит постепенно более стойкое приспособление главным образом за счет значительного увеличения содержания в крови эритроцитов и гемоглобина. Эта компенсаторная политемия есть результат реактивного усиления функции костного мозга. ... Со стороны сердца электрокардиография обнаруживает при условиях соответствующего понижения напряжения О2 во вдыхаемом воздухе определенные изменения: удлинение систолы (QRST) и уплощение Т. Эти изменения свидетельствуют об изменениях миокарда в результате недостаточного снабжения его О2. В стадии намечающегося коллапса установлено и расширение сердца. Все же все эти проявления изменений миокарда выражены не резко, и производит впечатление, что большее значение в развитии коллапса имеет недостаточное снабжение кислородом нервных центров и вызванное этим нарушение их функции. ... На основании всех излаженных данных следует признать, что при подъеме на высоты выше 5000 м необходимо снабжение летчика прибором для вдыхания О2. Применение такого прибора, т. е. вдыхание О2, надо признать во всяком случае для менее опытных летчиков на этих высотах обязательным, так как нарушения функции нервной системы в результате недостатка О2 во вдыхаемом воздухе наступают незаметно для лица, подвергающегося влиянию этого недостатка О2. Понижение же функции психическсй сферы, с которого, как правило, начинается болезнь высот, может иметь роковые последствия. ... Третий фактор, влияющий на организм при полетах на больших высотах,— низкая температура воздуха. Она вызывает усиление процессов сжигания в организме, и соответственно этому повышение поглощения О2, увеличение минутного объема крови и т. д. Таким образом влияние холода на функцию дыхания и кровообращения суммируется с только-что изложенным влиянием разреженной атмосферы. Сравнительно редко наблюдаются изменения кровообращения, вызываемые рефлексом с лабиринта как органа равновесия вследствие чрезмерной его нагрузки при полетах. Эти рефлексы ведут к изменениям со стороны аппарата кровообращения, характерным для острой сосудистой недостаточности, т. е. они вызывают тот же коллапс и могут иметь роковое значение, если они суммируются с другими вышеизложенными влияниями полета, действующими в том же направлении. Необходимо обратить внимание еще на то, что крутые изменения направления полета при большей скорости, сопровождаясь развитием ускорений, конечно, особенно опасны на больших высотах, вследствие добавочной нагрузки аппарата кровообращения, также способствующей развитию анемизации мозга и коллапсу. Знание и учет всех влияний на систему кровообращения, с которыми сопряжена авиация, имеет большое значение при отборе кандидатов в летчики, как для гражданской, так в особенности и для военной авиации. Конечно, при этом отборе имеет первостепенное значение выяснение состояния и функциональной способности центральной нервной системы, органов равновесия, органов зрения и слуха, легких и т. д. Но все же при этом отборе на одном из первых мест по своему значению должно стоять выяснение состояния аппарата кровообращения. При этом желательно получить представление о состоянии функциональной способности не только сердца и сосудов, но в особенности и регулирующего кровообращение нейро-гуморального аппарата. Как вытекает из вышеизложенного, совершенство функции последнего имеет первенствующее значение в смысле приспособления человеческого организма к тем новым условиям, в которые его ставит современная авиация. Конечно, в основе исследования сердечно-сосудистой системы и в данном случае должно лежать обычное подробное клиническое исследование. Но оно должно включить непременно и рентгенологическое исследование и электрокардиографию. Электрокардиограмма должна быть снята и после соответствующей нагрузки, так как часто только при этом выявляются изменения миокарда, в особенности такие, которые вызваны недостаточностью коронарного кровообращения. Из функциональных проб должны применяться те, которые выявляют функциональную способность регулирующего кровообращение аппарата. Наиболее подходит определение изменений частоты сердечного ритма и кровяного давления под влиянием перехода из горизонтального в вертикальное положение, так как эта проба дает некоторое представление о функции приспособления к изменению положения тела. Проба с определением изменений частоты пульса и кровяного давления до и после физической нагрузки дает также представление о функциональной способности не столько сердца и сосудов, как аппарата регуляции. Наконец, следовало бы для оценки пригодности к современному летному делу подвергать всех кандидатов в барокамере испытанию влияния на них пониженного атмосферного давления, соответствующего высотам до 6000 м. Вышеприведенные кривые дают представление о тех данных, которые при этом могут быть получены. Конечно, на практике у испытуемых в камере лиц приходится ограничиваться определением общего состояния, окраски покровов, психических функций, частоты пульса и кровяного давления. Само собой разумеется, что все выводы необходимо делать на основании сопоставления результатов всех методов исследования.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
.
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?
Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?
Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.