Чрезвычайно своеобразным в построении ребёнком пластического образа является путь создания формы. Построение пластической формы ребёнок осуществляет несколькими способами: 1) видоизменение, усложнение объёмной формы: сгибание валика и соединение его концов («баранка»): сгибание краёв лепёшки («кроватка», «диванчик», «лодка», «стул» и др.); 2) объединение нескольких однородных или разнородных форм в одно целое (два перпендикулярно соединённых валика — «самолёт», «аэроплан»; валики и шарик — «человек», «дяденька», «девочка»; валик и лепёшка — «гриб» и т. д.) и 3) комбинированный путь: объединение первого и второго способа. Последний способ даёт возможность значительного усложнения формы, он обычно появляется после накопления опыта работы.
Некоторые исследователи отмечают два пути построения детьми формы: путём соединения частей — «синтез» и путём видоизменения целой формы — вытягивание, выгибание, сгибание, отчленение.
Неверным в определении этих двух путей является то, что элементарное видоизменение формы в лепке раннего периода (вытягивание, сгибание) толкуется как работа из целого куска. Обычно этот способ видоизменения применяется позднее (6—7 лет), объединяясь со вторым способом (соединение отдельных форм). Данный комбинированный способ и является преобладающим в лепке детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование же «из целого» должно пониматься весьма ограничительно. Недостаточное уточнение данного вопроса вызывает предположение, что ребёнок может лепить из целого куска, и эти требования ставятся перед ребёнком. Между тем любая сложная форма (человек, животное, растение) никак не может быть вылеплена ребёнком из целого куска.
Основным принципом в детской лепке мы считаем конструктивный принцип: создание формы путём соединения отдельных частей в целое. Психологически и технически этот путь для ребёнка проще и доступнее, чем лепка из целого куска. Работа из целого куска требует: а) охвата и удержания детским вниманием воображаемой формы в целом; б) в процессе лепки из целого куска ребёнок должен идти в основном негативным методом — отщеплять и отбрасывать лишнее, которое должно как бы освобождать от материала ту форму, которая воображаемо заключена в данном куске глины. Таков путь скульптора, лепящего из глины, вырезающего из дерева, высекающего из мрамора, но он психологически совершенно чужд малышу: ребёнок создаёт форму предмета, а не высвобождает несуществующий ещё предмет от лишнего материала. Простая детская логика требует непосредственной работы над изображаемым предметом, его реального создания, что ребёнок и делает.
Как распределяется внимание ребёнка в процессе этой работы?
Путь анализа, столь необходимый для определения того, что лепить, из каких частей состоит фигура, какова должна быть форма каждой части и т. д., приводит ребёнка к тому, что он осуществляет создание предмета в соответствии с указанным анализом. Внимание ребёнка следует за каждой создаваемой частью, которая лепится самостоятельно. Затем ребёнок объединяет вылепленные им части человека, животного (процесс синтеза). Таким путём создаётся целое. При этом отдельные детали в соединённой (частично или в целом) форме ребёнок может обрабатывать не только новым наложением данных частей (глаз, носа, пуговицы), но и путём углубления и вытягивания основной формы.
В обработке ребёнком человеческого лица А. В. Бакушинский указывает один способ: углубление, протыкание глаз, носа, рта. В нашем материале преобладали случаи наложения этих частей из отдельных соответствующих комочков (круглых — для глаз, удлинённых — для рта и носа). Пуговицы во всех случаях ребёнок делал отдельно и затем прикреплял.
Обращаем внимание на очень важный психологический момент в создании объёмного образа — это путь реальной логики вещей: костюм и предметы оборудования ребёнок никогда не лепит одновременно с фигурой, человека и из единого куска глины, как единое целое, как общую группу. В технике лепки ребёнок как бы утверждает своё знание обособленности предметов. Логика техники и последовательности в такой лепке определяется логикой живого действия, о котором знает ребёнок, которое происходит во времени. Отсюда при создании формы, а также целой картины преобладает не столько зрительно-изобразительная техника и последовательность, сколько техника и логика реального действия.
Характерной является отдельная лепка костюма (юбки, пальто, шапки) и надевание их на фигуру. Кофту надеть не удаётся, так как руки фигуры мешают, но накладные тонкие лепёшки ребёнок пробует приладить: «Это такая кофточка», — поясняет он. Шапки, шляпы никогда не вызывают технических затруднений при надевании, а потому всегда лепятся отдельно.
Таковы все образцы лепки, отображающей группу, состоящую из нескольких предметов. Все они лепились, объединялись по признаку реально происходящего действия. Однако эта логика прямого действия вполне совмещается с заботой о форме каждого предмета и группы в целом, стремлением слепить лучше и правильнее.
Итак, отсутствие намерения в создании формы или наличие такового, случайная, непредвиденная ребёнком техника или намеренное, целенаправленное видоизменение формы не могут рассматриваться как однородные явления, так как их качественное, психологическое и техническое различия слишком очевидны. Те сознательные повторения отдельных элементов формы, которые мы наблюдаем в доизобразительном периоде, производятся из интереса к таковым и не имеют целью создать нечто определённое, выражающее тот или иной замысел. Путём непреднамеренных манипуляций с комочками, палочками, шариками глины ребёнок замечает, что они «прилепляются» друг к другу и «отлепляются». Повторяя много раз данные действия соединения и расчленения, ребёнок закрепляет их, а затем вполне осмысленно использует в работе над изображением по замыслу.
То же самое осмысливание случайного видоизменения формы {согнувшийся валик) даёт повод повторить это видоизменение намеренно и, таким образом, перейти к сознательному видоизменению отдельной формы, а далее — к использованию этого приёма в лепке по тематическому замыслу. Драгоценный опыт и знания, накопленные ребёнком в доизобразительном периоде (в создании тех или иных форм, в их соединении и расчленении) используются им в лепке по замыслу. Это качественное изменение детского опыта, освещенное сознанием и творческим замыслом, изменяет и технику детской лепки. Базируясь на тех же элементах форм, ребёнок их объединяет и видоизменяет при помощи зрительного контроля и более диференцированных движений (пальцевая работа: прижимания, вытягивания, сдавливания, соединения деталей и т. д.). Таким путём новые психологические основы процесса лепки, рождённые замыслом (анализ образа, искание соответствующих форм для его выражения, объединение их в целое), определяют и новую технику лепки, которая в основном идёт в трёх направлениях: а) видоизменение отдельных форм (но не лепка из целого куска); б) соединение образа из частей как основной путь детского формования; в) комбинирование того и другого способа. Приведённый анализ психологических и технических основ детского формования в лепке показывает, что они связаны органически.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.