Детская взаимокритика и взаимопомощь в нашей экспериментальной работе сыграли положительную роль.
Пример воспитателя, тактично критикующего детские работы, привёл к успешным результатам. Мы убедились, что взаимокритика в старшем дошкольном возрасте может быть весьма продуктивной при соблюдении двух правил: а) если она учит детей видеть не только плохое, но и хорошее, даже в первую очередь хорошее; б) если она направляется по линии взаимопомощи, а не на стремление покарать или высмеять товарища.
При проведении коллективного просмотра детских работ воспитатель прежде всего обращал внимание на то, что удалось, что хорошо вышло у каждого ребёнка, а затем уже говорил о том, что не вышло, и непременно предлагал подумать всем, как исправить, как сделать, чтобы вышло лучше. Детей такая критика заинтересовывала и не обижала. Даже очень самолюбивые ребята (такие, как Коля), после того как какую-то часть его работы оценили высоко, готов был слушать, что же у него «не вышло» или «вышло хуже». Дети, которых критиковали в такой благожелательной товарищеской обстановке и которым указывали, советовали «как сделать лучше», охотно принимали критику, советы и обычно пытались «исправить». «Дайте, я сделаю»; «Я теперь знаю как»; «Я сейчас нарисую»; «Я догадался, сейчас исправлю», — говорили дети.
Умение подметить положительное в рисунке даже отстающего ребёнка сыграло большую роль в успехах этих детей. Помнится, как после одного из декоративных занятий, просматривая с детьми работы, воспитатель заметил по поводу одной из них: «Посмотрите, дети, как хорошо подобраны краски на этом рисунке, как красиво, чей это рисунок?» Дети в несколько голосов сказали: «Это Мансура». Интересна была их интонация. Раньше они охотно и насмешливо говорили: «Ну, это, конечно, рисунок Мансура, он всегда делает плохо». В данном случае в интонации одних было удивление, у других — некоторая гордость за Мансура. Мансур покраснел до ушей, заулыбался.
С этих пор угрюмый и упрямый Мансур ожил. Он с нетерпением ждал рисования, сердился, когда ему мешали, рисовал старательно и подолгу. Рисунки его ещё были весьма примитивные, но смелые; ему всегда хотелось рисовать ещё и ещё, так как содержание разрасталось в большие картины. Все дети вместе с воспитателем радостно следили за успехами Мансура и других детей, помогали им советами и указаниями.
Воспитатель особенно следил за формой и тоном детской критики и, когда это было нужно, вносил поправки, ставил добавочные вопросы. Товарищеская критика в особенности развернулась на втором этапе работы, когда рисование стало общим любимым занятием.
Примеры: Юля рисует красками цветок. Валя подходит, смотрит и говорит: «Плохо». — «Что плохо?», — спрашивает воспитатель. «Она на синей бумаге голубую тёмную краску положила, незаметно». — «А как сделать, чтобы хорошо стало?» — спрашивает воспитатель. «Обвести другой, тогда видно будет», — говорит Валя. «Какой?», — спрашивает Юля. — «Сама подумай», — говорит воспитатель. Юля обводит оранжевой и в середину цветка ставит оранжевую точку. Весь рисунок становится выразительнее, ярче. Обе девочки очень довольны.
Другой случай. Инна нарисовала лошадь, но на груди лошади получилась большая впадина. Юра посмотрел и сказал: «У, какая неправильная!» На лице Инны появилось огорчение. Воспитатель спрашивает Юру: «Она вся неправильная?» — «Нет, — говорит Юра, — голова хорошая, а грудь не так, вырезала очень». Он быстро отыскивает картинку (лошадь) и сравнивает с рисунком Инны. Подходит Дима, берёт другой лист бумаги и пробует нарисовать голову и грудь, выходит хорошо. Он говорит: «Смотри, вот как нужно, поняла?» — «Поняла», — отвечает Инна, берёт второй лист и вновь рисует лошадь, которая выходит очень хорошо. Все довольны. Юра и Дима следят, Юра похваливает: «Хорошо вышла».
Чутко, во-время направленная взаимокритика превращается в весьма продуктивную взаимопомощь, которая многому учит ребёнка и вызывает здоровый интерес к работе товарищей.
Направляя детскую взаимокритику и взаимопомощь, воспитатель строго следил за тем, чтобы она не превращалась в рисование за товарища: «Ты скажи, ты покажи на своём рисунке, нарисуй пальцем, а за него не делай, он попробует, как сумеет, и сделает сам, научится». Детям это казалось убедительным, поэтому не приходилось бороться с рисованием друг за друга, что нередко наблюдается в старших группах детских садов. Этому способствовало также уважение воспитателя к самостоятельности и инициативе ребёнка, убеждение, которое внушалось детям: «Лучше всего, когда «сам» сделает». Воспитатель всегда поощрял детскую самостоятельную мысль и работу, замечал её и обращал внимание детей: «Как интересно Галя придумала!» «Как хорошо, что Витя сам догадался, как сделать»; «Фредик сам сумеет» и т. д.
Примерная программа.
А. Предметные задания (по темам, а не в календарном плане). I. Человек.
1. Человек большой, во весь лист (каждый придумывает, какого человека он нарисует: девочку, папу, маму, мальчика, солдата, моряка и т. п.).
2. Человек в вырезывании и наклеивании из цветной бумаги.
3. Нарядная кукла (цветными карандашами и красками).
4. Моя семья (цветными карандашами).
5. Человек в разных костюмах (разных национальностей, профессий).
6. Человек «маскарадный» (красками).
7. Человек в разных поворотах (цветными карандашами).
8. Человек идёт (цветными карандашами).
Для массовых сцен с движением использовать широкую тематику. (Сложные темы, где 12—14 человек — рисовать в 2 занятия.)
9. Дети детского сада на прогулке.
10. Дети катаются с горы, лепят снежную бабу.
11. Дети танцуют на празднике.
12. Дети играют в мяч.
13. Парад Советской Армии.
14. Демонстрация 1 Мая.
II. Дом.
1. Большой красивый дом (цветными карандашами).
2. Дом в праздник украшен (цветными карандашами).
3. Наши красивые дома (красками).
4. Красивый дом (в вырезывании и наклеивании из бумаги). 5 и 6. Сказочные дома (цветными карандашами и повторно —
красками).
7. Улица — несколько красивых домов (рисунок в 2 занятия)
III. Транспорт.
(Конкретные темы даются в зависимости от окружения, в котором находится детский сад.)
1. Автомобиль, легковой и грузовой (с людьми и грузом).
2. Трамвай, в нём люди едут (цветными карандашами).
3. Самолёты разные.
4. Пароход (пассажирский и грузовой) с людьми (цветными карандашами).
5. По морю плывут парусные лодки (красками).
6. Поезд (придумать обстановку).
7. Сани с лошадью (придумать, кто и куда едет).
8. Телега с запряжённой лошадью (придумать, что везёт).
9. Северная упряжка на собаках и на оленях.
10. Южная упряжка: на быках, на ослах, на верблюдах (можно использовать при рисовании животных).
IV. Животные.
(Первые рисунки каждого задания желательно дать цветными карандашами, повторно — красками.)
1. Домашние животные (могут нарисовать 2—3 животных).
2. Корова с телёнком пасётся.
3. Коза с козлятами.
4. Кошка с котятами.
5. Стадо.
6. Лесные звери.
7. Зоопарк.
Для рисования животных использовать сказки и рассказы о животных: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «О храбром зайце» (Мамина-Сибиряка), «Воробьишка» (М. Горького) и другие.
V. Птицы.
1. Разные красивые птицы.
2. Курица с цыплятами и петух.
3. Птичий двор.
4. Скворцы у скворечника.
5. Птицы водяные.
6. Разные птицы на дереве.
VI. Насекомые.
1. Бабочки.
2. Стрекозы и другие.
VII. Рыбы.
1. Рыбы у нас в аквариуме.
2. Рыбки разные в реке.
3. Разные морские рыбы (разрез моря).
VIII. Растения.
(в зависимости от окружающей природы).
1. Полевые цветы, ромашки, васильки, маки, незабудки и др.
2. Цветы в саду (пионы, лилии, розы и др.).
3. Букет цветов.
4. Овощи.
5. Фрукты разные.
6. Ёлка (повторно — ёлка нарядная).
7. Берёза, ель, сосна, рябина (для средней полосы).
8. Кусты (орешник, бузина, сирень).
9. Цветущие деревья: черёмуха, яблоня, вишня и др.
10. Деревья с плодами: яблоня, груша, слива (темы даются в связи с природой, окружающей ребёнка, и сезоном).
Рисование растений цветными карандашами следует чередовать с рисованием красками, вырезыванием и наклеиванием из цветной бумаги.
Б. Широкая тематика, предлагаемая ребёнку, отражает быт, труд, общественные моменты, картины природы, художественные рассказы, стихи, сказки.
1. Темы, связанные с детским бытом (зимние и летние игры на участке, праздники, поездка на дачу, экскурсии в лес, к реке, в зоопарк и т. д.).
2. Темы, отражающие социалистический быт (парк культуры и отдыха, наш детский сад, наша улица и т. д.).
3. Темы, отражающие социалистический труд в колхозе: тракторы пашут, сенокос, сбор урожая, скотный двор и др.
4. Темы, отражающие революционные праздники: 7 ноября, День Советской Армии, 1 Мая.
5. Времена года и связанные с ними изменения в природе. Например: «Лес осенью», «Лес зимой», «Весна в лесу», «Цветущий весенний сад» и др.
6. Иллюстрации к рассказам, сказкам, стихам. При этом значительное место в широкой тематике должны занять иллюстрации к русским народным сказкам о животных и к волшебным сказкам.
Выводы.
Изучение вопроса о руководстве и обучении рисованию детей шести-семи лет и проведённая нами экспериментальная работа подтвердили наши предварительные предположения:
1. Учить ребёнка можно и нужно во всех типах рисования, а не только на занятиях по заданию. Это обеспечивает единство учебного и творческого рисования, единство программы. Содержание и формы обучения зависят от типа рисования и поставленных задач применительно к данному возрасту. В старшем возрасте все типы и формы рисования, лепки должны включаться в программный материал.
2. Программа обучения ребёнка рисованию, исходя из общих задач воспитания, строится на жизненном материале, с учётом своеобразия в развитии детского творчества, конкретных достижений и ошибок, которые легко осмысливаются детьми и могут быть ими преодолены. Наблюдение и изучение детского рисования помогли определить, чему учить группу и отдельных детей. Нами выдвинуты задачи в обучении технике (штриховка, работа с красками, смелость линии, моторная динамика в выполнении простейших орнаментальных форм и др.), а также работа над формой и композицией рисунка. Все эти задачи оказались посильными, так как они вытекали из анализа и осознания детьми недочётов, имевшихся в их рисунках, и учёта детских возможностей.
3. Методы обучения рисованию, которые применялись нами — задание («техническое», «предметное» и «широкой тематики»), показ приёма и образца, указания, коллективный анализ работы, игровая форма упражнения в показе приёмов орнаментального изображения и другие, — оказались достаточно гибкими и разнообразными; они определялись характером и содержанием учебной задачи и дали положительные результаты.
4. Показателем того, что содержание учебных задач и метод их осуществления намечены правильно, является широкое использование детьми учебных достижений, их применение в рисунках по замыслу. Обогащение содержания и улучшение качества этих рисунков явились результатом систематической работы с детьми.
5. Внимание к культуре наблюдения, к обогащению внутреннего мира ребёнка новыми и повторными впечатлениями, а также специальные наблюдения, связанные с конкретными темами рисования, вполне оправдали себя как основа, на которой может быть построена работа по руководству детским творчеством.
6. Систематичность занятий, их необходимая частота, правильное расположение занятий в программе дня и предоставление детям достаточно разнообразного качественного материала для рисования и других видов изобразительных занятий оказали большое влияние на успешность обучения детей рисованию.
7. Придавая исключительно важное значение непринуждённой и в то же время серьёзной деловой атмосфере занятий, нам удалось создать благоприятные условия для творческой работы каждого ребёнка. Заинтересованность воспитателя детской работой и вера в силы ребёнка, его готовность в нужный момент прийти на помощь ребёнку — всё это оказало самое положительное влияние на отношения детей к учебной работе и на её результаты.
8. Обучение на основе воспитания интереса, смелости и самостоятельности ребёнка в творческой работе, продуманное единство учебных и творческих задач дали возможность богато проявиться детским способностям и добиться значительного улучшения рисунка, обеспечили полноценное выявление и развитие лучших сторон детского творчества. Богатое жизненное содержание рисунков вызывало у детей глубокие переживания и положительно влияло на моральный облик детей.
Все положительные черты детского творчества: его содержательность, смелость, непосредственность, эмоциональность, ритмичность, красочность — получили своё полноценное выражение и развитие.
Одновременно дети приобрели важные качества в умении учиться: со всей серьёзностью и вниманием принимать и выполнять учебные задания, указания воспитателя, преодолевая трудности, добиваясь желаемого эффекта; дети отличались организованностью, необходимой выдержкой, ответственно выполняли задания. Доступность, жизненность и эффективность программного содержания обучения обеспечили полную их осознанность, что оказало положительное влияние на все другие занятия, на культурное поведение, взаимоотношения детей, на организованность группы в целом.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.