Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Детская взаимокритика и взаимопомощь


Е. А. Флёрина. "Изобразительное творчество детей дошкольного возраста"
Учпедгиз. Москва, 1956 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Детская взаимокритика и взаимопомощь в нашей экспериментальной работе сыграли положительную роль.
Пример воспитателя, тактично критикующего детские работы, привёл к успешным результатам. Мы убедились, что взаимокритика в старшем дошкольном возрасте может быть весьма продуктивной при соблюдении двух правил: а) если она учит детей видеть не только плохое, но и хорошее, даже в первую очередь хорошее; б) если она направляется по линии взаимопомощи, а не на стремление покарать или высмеять товарища.
При проведении коллективного просмотра детских работ воспитатель прежде всего обращал внимание на то, что удалось, что хорошо вышло у каждого ребёнка, а затем уже говорил о том, что не вышло, и непременно предлагал подумать всем, как исправить, как сделать, чтобы вышло лучше. Детей такая критика заинтересовывала и не обижала. Даже очень самолюбивые ребята (такие, как Коля), после того как какую-то часть его работы оценили высоко, готов был слушать, что же у него «не вышло» или «вышло хуже». Дети, которых критиковали в такой благожелательной товарищеской обстановке и которым указывали, советовали «как сделать лучше», охотно принимали критику, советы и обычно пытались «исправить». «Дайте, я сделаю»; «Я теперь знаю как»; «Я сейчас нарисую»; «Я догадался, сейчас исправлю», — говорили дети.
Умение подметить положительное в рисунке даже отстающего ребёнка сыграло большую роль в успехах этих детей. Помнится, как после одного из декоративных занятий, просматривая с детьми работы, воспитатель заметил по поводу одной из них: «Посмотрите, дети, как хорошо подобраны краски на этом рисунке, как красиво, чей это рисунок?» Дети в несколько голосов сказали: «Это Мансура». Интересна была их интонация. Раньше они охотно и насмешливо говорили: «Ну, это, конечно, рисунок Мансура, он всегда делает плохо». В данном случае в интонации одних было удивление, у других — некоторая гордость за Мансура. Мансур покраснел до ушей, заулыбался.
С этих пор угрюмый и упрямый Мансур ожил. Он с нетерпением ждал рисования, сердился, когда ему мешали, рисовал старательно и подолгу. Рисунки его ещё были весьма примитивные, но смелые; ему всегда хотелось рисовать ещё и ещё, так как содержание разрасталось в большие картины. Все дети вместе с воспитателем радостно следили за успехами Мансура и других детей, помогали им советами и указаниями.
Воспитатель особенно следил за формой и тоном детской критики и, когда это было нужно, вносил поправки, ставил добавочные вопросы. Товарищеская критика в особенности развернулась на втором этапе работы, когда рисование стало общим любимым занятием.
Примеры: Юля рисует красками цветок. Валя подходит, смотрит и говорит: «Плохо». — «Что плохо?», — спрашивает воспитатель. «Она на синей бумаге голубую тёмную краску положила, незаметно». — «А как сделать, чтобы хорошо стало?» — спрашивает воспитатель. «Обвести другой, тогда видно будет», — говорит Валя. «Какой?», — спрашивает Юля. — «Сама подумай», — говорит воспитатель. Юля обводит оранжевой и в середину цветка ставит оранжевую точку. Весь рисунок становится выразительнее, ярче. Обе девочки очень довольны.
Другой случай. Инна нарисовала лошадь, но на груди лошади получилась большая впадина. Юра посмотрел и сказал: «У, какая неправильная!» На лице Инны появилось огорчение. Воспитатель спрашивает Юру: «Она вся неправильная?» — «Нет, — говорит Юра, — голова хорошая, а грудь не так, вырезала очень». Он быстро отыскивает картинку (лошадь) и сравнивает с рисунком Инны. Подходит Дима, берёт другой лист бумаги и пробует нарисовать голову и грудь, выходит хорошо. Он говорит: «Смотри, вот как нужно, поняла?» — «Поняла», — отвечает Инна, берёт второй лист и вновь рисует лошадь, которая выходит очень хорошо. Все довольны. Юра и Дима следят, Юра похваливает: «Хорошо вышла».
Чутко, во-время направленная взаимокритика превращается в весьма продуктивную взаимопомощь, которая многому учит ребёнка и вызывает здоровый интерес к работе товарищей.
Направляя детскую взаимокритику и взаимопомощь, воспитатель строго следил за тем, чтобы она не превращалась в рисование за товарища: «Ты скажи, ты покажи на своём рисунке, нарисуй пальцем, а за него не делай, он попробует, как сумеет, и сделает сам, научится». Детям это казалось убедительным, поэтому не приходилось бороться с рисованием друг за друга, что нередко наблюдается в старших группах детских садов. Этому способствовало также уважение воспитателя к самостоятельности и инициативе ребёнка, убеждение, которое внушалось детям: «Лучше всего, когда «сам» сделает». Воспитатель всегда поощрял детскую самостоятельную мысль и работу, замечал её и обращал внимание детей: «Как интересно Галя придумала!» «Как хорошо, что Витя сам догадался, как сделать»; «Фредик сам сумеет» и т. д.
Примерная программа.
А. Предметные задания (по темам, а не в календарном плане).
I. Человек.
1. Человек большой, во весь лист (каждый придумывает, какого человека он нарисует: девочку, папу, маму, мальчика, солдата, моряка и т. п.).
2. Человек в вырезывании и наклеивании из цветной бумаги.
3. Нарядная кукла (цветными карандашами и красками).
4. Моя семья (цветными карандашами).
5. Человек в разных костюмах (разных национальностей, профессий).
6. Человек «маскарадный» (красками).
7. Человек в разных поворотах (цветными карандашами).
8. Человек идёт (цветными карандашами).
Для массовых сцен с движением использовать широкую тематику. (Сложные темы, где 12—14 человек — рисовать в 2 занятия.)
9. Дети детского сада на прогулке.
10. Дети катаются с горы, лепят снежную бабу.
11. Дети танцуют на празднике.
12. Дети играют в мяч.
13. Парад Советской Армии.
14. Демонстрация 1 Мая.
II. Дом.
1. Большой красивый дом (цветными карандашами).
2. Дом в праздник украшен (цветными карандашами).
3. Наши красивые дома (красками).
4. Красивый дом (в вырезывании и наклеивании из бумаги).
5 и 6. Сказочные дома (цветными карандашами и повторно — красками).
7. Улица — несколько красивых домов (рисунок в 2 занятия)
III. Транспорт.
(Конкретные темы даются в зависимости от окружения, в котором находится детский сад.)
1. Автомобиль, легковой и грузовой (с людьми и грузом).
2. Трамвай, в нём люди едут (цветными карандашами).
3. Самолёты разные.
4. Пароход (пассажирский и грузовой) с людьми (цветными карандашами).
5. По морю плывут парусные лодки (красками).
6. Поезд (придумать обстановку).
7. Сани с лошадью (придумать, кто и куда едет).
8. Телега с запряжённой лошадью (придумать, что везёт).
9. Северная упряжка на собаках и на оленях.
10. Южная упряжка: на быках, на ослах, на верблюдах (можно использовать при рисовании животных).
IV. Животные.
(Первые рисунки каждого задания желательно дать цветными карандашами, повторно — красками.)
1. Домашние животные (могут нарисовать 2—3 животных).
2. Корова с телёнком пасётся.
3. Коза с козлятами.
4. Кошка с котятами.
5. Стадо.
6. Лесные звери.
7. Зоопарк.
Для рисования животных использовать сказки и рассказы о животных: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «О храбром зайце» (Мамина-Сибиряка), «Воробьишка» (М. Горького) и другие.
V. Птицы.
1. Разные красивые птицы.
2. Курица с цыплятами и петух.
3. Птичий двор.
4. Скворцы у скворечника.
5. Птицы водяные.
6. Разные птицы на дереве.
VI. Насекомые.
1. Бабочки.
2. Стрекозы и другие.
VII. Рыбы.
1. Рыбы у нас в аквариуме.
2. Рыбки разные в реке.
3. Разные морские рыбы (разрез моря).
VIII. Растения.
(в зависимости от окружающей природы).
1. Полевые цветы, ромашки, васильки, маки, незабудки и др.
2. Цветы в саду (пионы, лилии, розы и др.).
3. Букет цветов.
4. Овощи.
5. Фрукты разные.
6. Ёлка (повторно — ёлка нарядная).
7. Берёза, ель, сосна, рябина (для средней полосы).
8. Кусты (орешник, бузина, сирень).
9. Цветущие деревья: черёмуха, яблоня, вишня и др.
10. Деревья с плодами: яблоня, груша, слива (темы даются в связи с природой, окружающей ребёнка, и сезоном).
Рисование растений цветными карандашами следует чередовать с рисованием красками, вырезыванием и наклеиванием из цветной бумаги.
Б. Широкая тематика, предлагаемая ребёнку, отражает быт, труд, общественные моменты, картины природы, художественные рассказы, стихи, сказки.
1. Темы, связанные с детским бытом (зимние и летние игры на участке, праздники, поездка на дачу, экскурсии в лес, к реке, в зоопарк и т. д.).
2. Темы, отражающие социалистический быт (парк культуры и отдыха, наш детский сад, наша улица и т. д.).
3. Темы, отражающие социалистический труд в колхозе: тракторы пашут, сенокос, сбор урожая, скотный двор и др.
4. Темы, отражающие революционные праздники: 7 ноября, День Советской Армии, 1 Мая.
5. Времена года и связанные с ними изменения в природе. Например: «Лес осенью», «Лес зимой», «Весна в лесу», «Цветущий весенний сад» и др.
6. Иллюстрации к рассказам, сказкам, стихам. При этом значительное место в широкой тематике должны занять иллюстрации к русским народным сказкам о животных и к волшебным сказкам.
Выводы.
Изучение вопроса о руководстве и обучении рисованию детей шести-семи лет и проведённая нами экспериментальная работа подтвердили наши предварительные предположения:
1. Учить ребёнка можно и нужно во всех типах рисования, а не только на занятиях по заданию. Это обеспечивает единство учебного и творческого рисования, единство программы. Содержание и формы обучения зависят от типа рисования и поставленных задач применительно к данному возрасту. В старшем возрасте все типы и формы рисования, лепки должны включаться в программный материал.
2. Программа обучения ребёнка рисованию, исходя из общих задач воспитания, строится на жизненном материале, с учётом своеобразия в развитии детского творчества, конкретных достижений и ошибок, которые легко осмысливаются детьми и могут быть ими преодолены. Наблюдение и изучение детского рисования помогли определить, чему учить группу и отдельных детей. Нами выдвинуты задачи в обучении технике (штриховка, работа с красками, смелость линии, моторная динамика в выполнении простейших орнаментальных форм и др.), а также работа над формой и композицией рисунка. Все эти задачи оказались посильными, так как они вытекали из анализа и осознания детьми недочётов, имевшихся в их рисунках, и учёта детских возможностей.
3. Методы обучения рисованию, которые применялись нами — задание («техническое», «предметное» и «широкой тематики»), показ приёма и образца, указания, коллективный анализ работы, игровая форма упражнения в показе приёмов орнаментального изображения и другие, — оказались достаточно гибкими и разнообразными; они определялись характером и содержанием учебной задачи и дали положительные результаты.
4. Показателем того, что содержание учебных задач и метод их осуществления намечены правильно, является широкое использование детьми учебных достижений, их применение в рисунках по замыслу. Обогащение содержания и улучшение качества этих рисунков явились результатом систематической работы с детьми.
5. Внимание к культуре наблюдения, к обогащению внутреннего мира ребёнка новыми и повторными впечатлениями, а также специальные наблюдения, связанные с конкретными темами рисования, вполне оправдали себя как основа, на которой может быть построена работа по руководству детским творчеством.
6. Систематичность занятий, их необходимая частота, правильное расположение занятий в программе дня и предоставление детям достаточно разнообразного качественного материала для рисования и других видов изобразительных занятий оказали большое влияние на успешность обучения детей рисованию.
7. Придавая исключительно важное значение непринуждённой и в то же время серьёзной деловой атмосфере занятий, нам удалось создать благоприятные условия для творческой работы каждого ребёнка. Заинтересованность воспитателя детской работой и вера в силы ребёнка, его готовность в нужный момент прийти на помощь ребёнку — всё это оказало самое положительное влияние на отношения детей к учебной работе и на её результаты.
8. Обучение на основе воспитания интереса, смелости и самостоятельности ребёнка в творческой работе, продуманное единство учебных и творческих задач дали возможность богато проявиться детским способностям и добиться значительного улучшения рисунка, обеспечили полноценное выявление и развитие лучших сторон детского творчества. Богатое жизненное содержание рисунков вызывало у детей глубокие переживания и положительно влияло на моральный облик детей.
Все положительные черты детского творчества: его содержательность, смелость, непосредственность, эмоциональность, ритмичность, красочность — получили своё полноценное выражение и развитие.
Одновременно дети приобрели важные качества в умении учиться: со всей серьёзностью и вниманием принимать и выполнять учебные задания, указания воспитателя, преодолевая трудности, добиваясь желаемого эффекта; дети отличались организованностью, необходимой выдержкой, ответственно выполняли задания. Доступность, жизненность и эффективность программного содержания обучения обеспечили полную их осознанность, что оказало положительное влияние на все другие занятия, на культурное поведение, взаимоотношения детей, на организованность группы в целом.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +