Руководство рисованием детей старшей группы должно охватить все виды рисования, чётко определив, чему и как следует учить ребёнка.
Тематические задания предметного характера (усложнение формы) предваряются соответствующими наблюдениями, во время которых определяются основные признаки предметов, их качественная характеристика, воспитывается умение видеть существенные детали. При рассматривании декоративных предметов и образцов дети не только выражают эмоциональное отношение к красивому, но и пытаются ответить на вопросы, что красиво, почему красиво. Усиление анализа при наблюдении повышает сознательность в процессе рисования.
Предметно-тематические задания (человек, животные, дома, транспорт, природа и др.) чередуются и повторяются с постепенно нарастающим усложнением задания. Например: 1) человек во весь лист с изображением его основных признаков (цветными карандашами); 2) человек в вырезывании из бумаги (аппликация); 3) человек более правильной формы; 4) семья (соблюдение масштаба в изображении взрослых и детей, костюм); 5) человек в разной одежде (различных национальностей, профессий); 6) человек в различных поворотах (спереди, в профиль, сзади); 7) демонстрация 1 Мая — много людей, их расположение на листе (сложные задания осуществляются в два занятия).
Задания широкой тематики, требующие накопления соответствующих впечатлений, наблюдений, и «свободное» рисование чередуются с заданиями предметной тематики, укрепляя умения, полученные при выполнении более узких заданий, развивая потребность творчески выражать волнующую детей жизненную тематику (природа, быт, общественные моменты). При этом значительное внимание уделяется использованию художественных образов, отношению к ним ребёнка, углублению моральных переживаний ребёнка в связи с рисованием.
Декоративная работа ребёнка. Она может быть в одном случае более, в другом менее регламентирована заданиями воспитателя. Здесь характер рисунка предопределён, но его конкретное, изобразительное, орнаментальное содержание придумывается ребёнком. Декоративное рисование может быть на бумаге и на реальных предметах (ткань, папье-маше).
Элементы обучения должны иметь место во всех этих типах рисования, однако содержание и характер обучения различны в зависимости от типа занятия.
Рисование утилитарного, подсобного характера. Например, рисование в помощь письму (узор, состоящий из элементов букв) или рисование в связи с математическими занятиями (счёт по нарисованным предметам).
Большое значение имеет руководство рисованием по замыслу ребёнка. Оставаясь без руководства, рисование по замыслу быстро теряет свою прелесть для ребёнка, ибо качество рисунка перестаёт его удовлетворять. Уважение и внимание педагога к этому виду детского творчества, требовательность к его качеству, индивидуальная помощь в процессе работы, периодические критические просмотры с детьми их работ положительно влияют на рисование по замыслу детей.
Рисование по замыслу детей должно остаться в значительной мере и в старшей группе средством творческого выражения детских замыслов, интересов, переживаний; ему следует уделить достаточно времени и чутко им руководить. Необходимо продуманно развивать широкую творческую инициативу ребёнка, которая полноценно раскрывается в этом типе рисования.
Условия и предпосылки экспериментальной работы.
Работа над проблемой обучения детей старшей группы изобразительному творчеству в целом и рисованию в частности осуществлялась нами в ряде детских садов Москвы и Московской области в течение 9 лет (с 1939—1948 гг.). Параллельно собирался массовый материал при прохождении педагогической практики студентами Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Кроме того, изучались методические материалы Городского методического кабинета Москвы и Московской области, детских садов Тамбова и Ташкента.
Основными методами нашей работы были: наблюдение практики и постановка педагогического эксперимента.
Организуя педагогический процесс, максимально благоприятствующий полноценному проявлению творчества ребёнка, мы стремились определить программу и методику обучения детей рисованию и лепке.
Помимо предварительной теоретической работы, установления основных гипотез и предпосылок, разработки плана всего эксперимента, мы вели систематическую работу с коллективом указанных детских садов, что обеспечивало заинтересованность воспитателей в экспериментальной работе, повышало качество их работы.
Работа по руководству и обучению рисованию и лепке детей старшей группы осуществлялась нами лично систематически в детском саду № 4 Куйбышевского района и в детском саду № 2 Дзержинского района, а также частично в детских домах «Муравейник» (ст. Удельная). Она осуществлялась почти на каждом занятии по рисованию и лепке с октября до летнего периода.
Все задания планировались и обсуждались с работниками группы, заведующим детским садом и заведующим педагогической частью. Периодически проводились доклады для всего коллектива сада на темы: «Элементы обучения рисованию», «Специфика руководства в каждой возрастной группе и характеристика детского творчества», «Руководство рисованием на свободную тему», «Руководство рисованием по заданию», «Декоративное рисование детей», «Развитие наблюдательности» и др. Результаты каждого занятия с детьми обсуждались с воспитателем, заведующим педагогической частью и заведующим детским садом.
Вся проделанная нами работа по обучению детей рисованию получила своё завершение в длительной экспериментальной работе детского сада № 4.
Для эксперимента нами была намечена старшая группа, которая представляла собой для этой цели достаточно трудный объект: это были дети шести-семи лет, не получившие надлежащего руководства. Группа состояла из 15 мальчиков и 16 девочек; только часть детей перешла из средней группы (12 человек), остальные дети были новыми, из семьи (9 человек), 10 человек были переведены из других детских садов — это усложняло работу. Заинтересованности в рисовании у детей не отмечалось. Были случаи, когда отдельные дети, видя, что воспитатель подготовляет занятие по рисованию, старались ускользнуть из группы, задержаться в коридоре, забежать в соседнюю группу. От детей часто слышались реплики: «А можно не рисовать?»; «Я не знаю, что рисовать»; «Я не умею»; «Лучше я писать буду» и т. д. Дети рисовали неряшливо, нехотя, стремились быстрее кончить, чтобы скорее отделаться. Вместе с тем дети группы, за небольшим исключением (2—3 ребёнка), были хорошо развиты: многое знали, интересы их были разнообразны, речь достаточно развита, они с удовольствием беседовали, знали много детских книг, чрезвычайно любили слушать рассказы и особенно сказки. Игры детей были разнообразны, играли они много. В ручных же навыках и занятиях они безусловно отставали. Они весьма критично относились к работам друг друга: в группе часто слышались насмешливые замечания, что расхолаживало и снижало интерес рисующих.
Необходимо было преодолеть и разрыв между пониманием и навыком, и неверие в свои силы, и несерьёзное, незаинтересованное отношение к рисованию в целом. Мы много думали над тем, как добиться успеха, с чего начать, какие задачи выдвинуть на первый период работы.
Первой предпосылкой к постановке экспериментальной работы было наше убеждение в том, что успех детской творческой работы может строиться лишь на заинтересованном отношении воспитателя к ней, его веры в силы ребёнка, его внимании и стремлении оказать детям необходимую помощь, систематически руководить данной работой детей. С этой целью мы проводили с воспитателями систематические консультации, доклады, планировали и анализировали каждое занятие.
Вторая предпосылка заключалась в убеждении, что дети шести-семи лет захотят учиться и с ними следовало действовать открыто. Перед детьми нужно прямо ставить этот вопрос. Но обучение этого возраста своеобразно, и оно должно базироваться на достижении ребёнком каких-то близких целей. Недостаточная устойчивость детского внимания, слабая выдержка не позволяют ребёнку длительно и упорно работать над далёкой целью. Результаты должны быть приближены по времени; работа должна иметь небольшие, несложные задачи с видимым достижением. Из этого нужно исходить, постепенно усложняя задачи.
Третьей предпосылкой было убеждение в том, что одним из основных элементов в работе по рисованию является наблюдение прекрасного в природе, в быту, в искусстве. Культура наблюдения обеспечит интерес и внимание к выразительной форме, к цвету, к доступным ребёнку произведениям живописи, углубит интерес и к собственному рисованию, обеспечит улучшение его качества. Первый этап работы — это завоевание детского внимания и интереса к рисованию, изменение отношения детей к рисованию. Работа шла в двух направлениях: 1) выдвижение перед детьми небольших задач по рисованию и 2) развитие детской наблюдательности. Мы нашли целесообразным дать такие задания, которые окажутся не очень затруднительными, результативными, но которые заставят детей ответственно их выполнить. Большую услугу нам оказало декоративное рисование и ряд тем по изображению близких, любимых детьми предметов.
Мы предвидели, что дети не сразу откликнутся на наши задания. И действительно, дети с удивлением слушали воспитателя о том, что теперь мы начнём понемногу учиться рисовать, что, конечно, поучившись, мы перестанем говорить «не умею», что рисовать можно научиться всё, что захочешь, и, конечно, у всех рисунки постепенно станут всё лучше и лучше, важно серьёзно рисовать и т. п. Прослушав довольно внимательно необычное для них вступление воспитателя, дети приступили к рисованию красками на цветных листах бумаги.
Задача была такая: взять краски, какие нравятся, и смело, ярко разукрасить лист, кто как хочет — яркими пятнами, полосами, цветами, клетками, точками, лишь бы смело, ярко его разрисовать. Наметили мы именно это занятие, так как оно не требовало от детей рисования каких-либо предметов, оно привлекало своей красочностью и вместе с тем ставило перед детьми определённую задачу. Мы считали, что выполнение этой задачи даст детям некоторое удовлетворение.
Как мы и предвидели, несмотря на простоту задания, нерешительность детей сейчас же обнаружилась. Для детей была непривычна и довольно богатая палитра красок (гуашь, разведённая в чистых стаканчиках), и цветные, довольно большие листы бумаги, и заинтересованность воспитателя. Рука не привыкла к смелым движениям. Дети боязливо брали на кисть краску: «Ой, я испорчу бумагу!»; «Я не умею»; «Покажите, как красить»; «Не знаю, какую мне краску взять» и т. п. В процессе работы воспитатель давал указания, подбадривал детей, советовал; его тон был уверенный. Постепенно дети входили во вкус, умолкали, рисовали, но потом нерешительно взглядывали на воспитателя; многие стеснительно закрывали свой рисунок от товарищей. Картина была необычная: почти все дети рисовали в продолжение 30 минут, а затем с удивлением стали поглядывать на рисунки товарищей.
Мы сочли опыт удавшимся и решили его периодически повторять. Данные рисунки по окончанию занятия просматривали с детьми. Многие рисунки оказались яркими, привлекательными. Сами дети были приятно удивлены. Они оживлённо разговаривали, отмечали по предложению воспитателя, что удачно, какой рисунок хорошо бы ещё подправить, какой цвет подобрать и т. д. Некоторые дети охотно стали «дорисовывать» свои рисунки.
Параллельно с декоративными заданиями детям стали предлагаться задания тематические двух типов: а) отдельный образ и б) широкие темы. Задания первого типа выдвигали перед детьми определённое, новое для них требование. Это не были широкие темы с богатым сюжетным содержанием, это был отдельный образ; задания носили по преимуществу предметный характер («транспорт», «человек», «пароход», «дом», «деревья» и т. д.). Эти задания подготавливались и проводились иначе. Они предварялись специально организованным наблюдением, рассматриванием этих предметов. Кроме того, воспитатель подбирал фото, картинки, игрушки и давал их детям для рассматривания. Это целенаправленное накопление впечатлений, наблюдений оказывало большое влияние на рисование детей.
При тематическом рисовании отдельного образа первое время детям предлагалось выполнить ту или иную несложную задачу. Например, рисовать предмет в достаточно крупном размере, двигать рукой смело, быстро, раскрашивать тщательно. Как правило, такие рисунки коллективно обсуждались с детьми. Положительным результатам в работе детей значительно содействовало отношение воспитателя к работе, его требовательность и чёткость задания. Подлинная заинтересованность воспитателя, его внимание к затруднениям ребёнка и радость успеха ободряли, вдохновляли детей. Доверие к силам ребёнка содействовало значительному успеху, особенно у более слабых детей.
В продолжение месяца отношение детей к рисованию резко изменилось в положительную сторону. Они не только не избегали занятия, но сами спрашивали: «Когда рисовать?»; «Что будем рисовать?»; охотно участвовали в подготовке материала для занятия. Во время рисования воспитатель учил детей технике использования бумаги, красок, указывал, в каких случаях какой кистью следует рисовать (при мелкой работе, при рисовании деталей — тонкой кистью; при окраске крупных плоскостей — более толстой кистью; как тщательно промывать и вытирать кисть и т. п.). Дети использовали эти указания, следили за собой и за товарищами, часто сами напоминали друг другу, как нужно поступать в том или другом случае. Так Инна говорит Мансуру: «Целый час провозишься с маленькой кисточкой. Вот ведь учили — возьми большую». Другая девочка, Валя, при вырезывании делает указание соседу: «Вырезай здесь, с краю, испортишь ведь лист, потом самому бумаги не хватит».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.