Исходными позициями в учебном руководстве детским творчеством являются два момента, которые мы выдвигаем как основные:
1. Принцип жизненности, понимаемый как обучение рисованию на важнейших жизненных предметах.
2. Осуществление единства руководства учебным и самостоятельным рисованием, единство учебных и творческих задач.
Эти положения требуют раскрытия:
1. История использования некоторых методов убедительно свидетельствует о том, что причина неудач заключается именно в игнорировании указанных двух положений.
Рисование геометрических линий, форм или мёртвых геометроподобных предметов уводит ребёнка от живой темы, имеющей большое воспитательное значение, и разочаровывает ребёнка в рисовании. Абстрактность такого рисования непонятна и трудна детям лет до восьми-девяти. Об этом свидетельствует практика и многочисленные высказывания самих учеников такой школы. Как же осуществить принцип постепенного усложнения учебных задач при рисовании жизненных явлений?
Мы предлагаем принцип постепенности осуществлять не только в подборе объектов для рисования, но и в постепенном нарастании требований к выполнению изображаемых предметов. Человека, животных, дома, природу и прочее рисуют дети всех возрастных групп, но учебные требования к содержанию, форме и к методике руководства будут различными.
2. Применение на практике положения о единстве руководства учебным и самостоятельным рисованием, единстве дидактических и творческих задач требует уточнения двух моментов: а) определения правильных взаимоотношений между учебными и творческими задачами и б) определения качественного различия в руководстве разными типами детского рисования.
Какое соотношение между дидактическими и творческими задачами можно считать «правильным»? Исследование данного вопроса показало, что чем менее усвоено новое учебное задание, тем более на нём следует фиксировать внимание ребёнка, отводя моменту творческого порядка незначительное место. Чем лучше усвоено учебное задание, тем чаще его можно включать в широкие творческие задачи. Такая взаимосвязь между учебными и творческими задачами оказывается наиболее продуктивной, концентрирующей детское внимание на основной задаче, не допускающей его раздвоения.
Небольшой творческий элемент при новых учебных задачах оказывается чрезвычайно целесообразным: определённая, хотя и небольшая доля детской инициативы и наличие предмета делают дидактическую задачу более осмысленной, интересной, дидактические результаты более продуктивными.
Например, учить детей штриховке целесообразнее не на геометрических формах, а на предмете, который иногда можно предложить ребёнку нарисовать по собственному выбору. Смысл такого пути не только в проявлении инициативы и повышении интереса к занятию: отвлечённую форму ребёнок штрихует механически. Когда же ему нужно заштриховать домик, цветок, бабочку и т. п., приходится думать, как лучше направлять штрихи в соответствии с формой. Осмысленная штриховка подчёркивает форму, учит ребёнка понимать её; механическая штриховка геометрической формы этому не учит.
Качественное различие в учебном руководстве различными типами детского рисования определяется взаимозависимостью задач, содержания и методических приёмов. Так, учебное рисование по заданию на занятии требует фронтального задания и руководства всей группой (при индивидуальном подходе); рисование по свободному замыслу на занятии требует частично фронтального указания, но в большей мере индивидуального учебного руководства.
Важнейшими предпосылками к руководству детским творчеством являются:
1. Систематическое обогащение детского эстетического восприятия путём наблюдения природы, быта, общественной жизни, восприятия разнообразных видов искусств. Хорошее качество наблюдений создаёт благоприятную почву для успешного развития детского рисунка, лепки, для осуществления учебной работы. Поэтому воспитатель проявляет особую заботу о культуре детского наблюдения, о систематическом обогащении ребёнка новыми впечатлениями, а также повторными, закрепляющими, углубляющими первоначальные.
2. Второй предпосылкой является забота воспитателя о предоставлении ребёнку необходимых изобразительных материалов, достаточно разнообразных, в достаточном количестве и хорошего качества.
Материал обеспечивает творческую практику, без которой никакое ученье не принесёт плодов. Отсутствие материала часто приводит к тому, что дети оказываются лишёнными того или иного вида изобразительной деятельности, и изобразительные способности их гаснут.
3. Важной предпосылкой для успешного руководства детской творческой деятельностью является творческая и в то же время деловая учебная атмосфера, которая обеспечивает непринуждённость и заинтересованность в работе детей. Эта атмосфера обеспечивается прежде всего интересом педагога к занятиям, верой в силы ребёнка, основанной на знании детских возможностей, и дружескими взаимоотношениями между ним и детьми, а также детей между собой. Требовательность педагога в сочетании с уважением к ребёнку и мягкостью, приветливостью в общении с ним создают благоприятные условия для смелого проявления ребёнком своих замыслов, интересов, умений. Сухая требовательность, неверие в силы детей тормозят проявления детей, стесняют их в творческой деятельности; особенно страдают застенчивые дети.
В руководстве изобразительными занятиями важно чётко определять основные и попутные задачи. Неудача занятий происходит иногда от спутанности и перемещения задач, что приводит к неясности целевой установки и направленности детского внимания. Мы наблюдали, как педагог, предполагая дать детям рисование или лепку на свободную тему, в своём вступлении фиксировал внимание детей более всего на дисциплине, аккуратности, гигиене. Педагог долго, иногда и раздражённо говорил о поведении детей, одёргивал то одного, то другого ребёнка. Он предупреждал, что у того, кто будет мазаться глиной или пачкать стол, он отберёт глину и т. д. Творческую же задачу он лишь назвал: «Лепите, кто что хочет». Понятно, что, не получив соответствующей установки внимания на главной, творческой задаче, многие дети воспринимали её с трудом, напрасно теряли время. Другие вообще работали без интереса и непродуктивно. Несомненно, что вопросы дисциплины, гигиены, аккуратности существенны, но они не должны подменять основной задачи творческого порядка. При заинтересованности детей творческой задачей проблема дисциплины во время объяснения не была бы в центре внимания воспитателя. Руководствуясь выдвинутыми нами гипотезами и предпосылками, мы строили нашу экспериментальную работу, продумывая и выдвигая в руководстве и обучении детей рисованию, лепке конкретные задачи, намечали программу действий на каждое занятие.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.