Практика работы в дошкольных учреждениях показывает, что знакомство детей с предметами народного творчества и обучение их декоративной лепке ведут к тому, что в свободное от занятий время они с удовольствием лепят посуду для игры, декоративные плитки по мотивам народных произведений, украшают предметы недекоративного характера. Например, ребенок вылепил куклу, он делает для нее бусы, красиво, с чувством ритма укладывает локоны прически.
Систематические занятия декоративной лепкой и обогащение детских впечатлений предметами народного творчества ведут к тому, что замыслы детей становятся более самостоятельными, а вылепленные ими предметы, украшенные рельефом и росписью, приобретают выразительность, т. е. у детей появляется способность находить различные варианты создания образных фигурок.
Уже в средней группе можно предлагать детям лепку в свободное от занятий время, так как у ребят накопились необходимые навыки в работе с глиной. Если на занятиях по декоративной лепке дети пользовались глиной, то и в свободное время лучше предлагать этот же материал. Нужно только следить, чтобы они не разбрасывали глину по столу, не роняли ее на пол, т. е. были элементарно аккуратны во время работы.
С первых самостоятельных занятий можно объединить ребят в небольшую подгруппу, дать им общее задание. Например, предложить вылепить угощение для кукол — торт, конфеты и украсить их налепами из шариков и валиков или сделать красивую посуду. Чтобы привлечь детей к подобным занятиям, воспитатель сам лепит вместе с ребятами, которые с интересом наблюдают, как в руках педагога получаются красивые предметы. Почти у каждого ребенка появляется желание самому сделать такое же красивое изделие. При этом воспитателю достаточно наблюдать за их работой.
Детям можно предложить вылепить птиц по калининской игрушке, предварительно рассказав им о ней, затем расставить вылепленных птиц на зеленой бархатной бумаге, изображающей лужок. Воспитатель должен принимать активное участие, проявлять заинтересованность в данном виде деятельности, внимательно относиться к тому, что делают дети. Работы детей можно на некоторое время включить в интерьер. Постепенно у ребят будет формироваться положительное отношение к данному виду деятельности, желание сделать красивые вещи.
Дети старшей группы достаточно хорошо знакомы со способами декоративной лепки, умеют пользоваться стекой и ангобом, знают весь процесс изготовления игрушки. Им известно по опыту, что, когда игрушка пройдет все стадии обработки и будет готова, с нею можно играть. Все это ведет к тому, что у ребенка в свободное от занятий время возникает желание вылепить что-нибудь Интересное и полезное. Если к тому же выделено место для работы с глиной, у ребенка возникает творческое настроение, под влиянием которого он может осуществить свои замыслы. Дети 5—6 лет лепят по мотивам народных игрушек, причем им необходимо иметь возможность рассмотреть образец, с которого они лепят. Поэтому в процессе самостоятельной деятельности детей необходимо наличие соответствующих игрушек. Советами, вопросами воспитатель направляет работу ребенка. Кроме того, он может творчески подойти к проведению подобных занятий с детьми. Например, он ставит на стол силуэты березок, а около них фигурку, изображающую танцовщицу в русском сарафане и кокошнике. Дети, заинтересованные новой композицией, подходят и все вместе рассматривают предмет. «Очень жаль,— говорит воспитатель,— что у нас только одна скульптура, а то можно было бы устроить целый хоровод около березок». Так педагог подводит ребят к тому, что они сами могут вылепить танцующие фигуры и дополнить ими композицию. Воспитатель предупреждает детей, что лепить надо аккуратно, фигурки должны быть красивыми, с длинными косами, в красочных сарафанах. А для этого их можно обжечь в муфельной печи и окрасить гуашью в разные цвета. Лепить могут не все дети, а лишь те, кто захочет. Таким образом воспитатель создает обстановку, в которой тот или иной ребенок может проявить себя: придумать положение фигурки, ввести в изображение дополнительные предметы в виде налепов или других каких-либо элементов оформления.
Своеобразным стимулом для самостоятельной лепки может быть предстоящая игра в «магазин игрушек», когда дети делают фигурки по мотивам народных игрушек. В роли организатора опять выступает воспитатель: вместе с детьми готовит полки для игрушек, вывеску, отбирает игрушки разных промыслов, предлагает дополнить ассортимент «магазина игрушек» вылепленными фигурками.
Почти все дети любят лепить посуду и в свободное от занятий время могут сделать множество разных сосудов с декоративным оформлением, например чашки, сахарницы или вылепить сервиз для кукол.
Воспитатель наводящими вопросами направляет детей на то, что в сервизе посуда должна быть одного размера, украшения — в одном стиле. При умелом руководстве педагога дети обязательно справятся с такой работой.
Интересная работа может развернуться летом, когда дошкольники основное время проводят на воздухе. В игровой обстановке они могут создавать предметы под впечатлением увиденных растений и насекомых, но для этого нужно привить детям наблюдательность и создать условия для лепки на участке.
Во время наблюдений педагог привлекает внимание детей на красивую форму листьев, цветов, на жучков и бабочек и напоминает, что все это можно не только нарисовать, но и вылепить. Все вместе вспоминают о том, как лепили глиняные пластины и украшали их орнаментами из листьев и цветов. Материалы для лепки, беседа с воспитателем помогают детям развернуть самостоятельную творческую работу. Увидев, что ребенок лепит бабочку или жука, воспитатель может спросить его: «А для чего ты лепишь бабочку? Наверное, ее можно будет повесить потом на стену как украшение?» Ребенок доволен: его работу увидят все, и он старается делать ее аккуратной и красивой.
Летом детей особенно привлекают цветы. Им можно предложить вылепить маленькую клумбу с цветами. Вместе с воспитателем они выбирают способ лепки. Клумба выполняется в виде круглой или какой-либо другой формы подставки, на ней крепят несколько глиняных валиков, плотно прижатых один к другому — это стебли растения, к ним затем прикрепляют цветы и листья. Форма цветов и листьев зависит от растений, которое решил вылепить ребенок.
Дети старшей группы обладают достаточным умением для того, чтобы справиться с такой работой. Они должны мокрой тряпкой сделать поверхность гладкой, а стекой хорошо прикрепить к основе цветы и листья.
Лепка в подготовительной группе в свободное от занятий время протекает примерно в том же плане, что и в старшей, но форма организации детей и содержание занятий могут быть несколько иными в связи с тем, что дети приобрели навыки самостоятельной работы с глиной, их опыт стал больше, а поэтому им легче выбрать тему для лепки. Обычно они с большим удовольствием объединяются в маленький «творческий коллектив» для выполнения замысла, который все чаще исходит от них самих.
Конечно, многое зависит и от воспитателя. Он знакомит детей с народным искусством, подбирает наглядные материалы.
Чем больше у детей впечатлений, тем интереснее и разнообразнее становятся их замыслы, а наличие умений ведет к тому, что ребята довольно легко берутся за их воплощение. Так же как и в старшей группе, они лепят посуду, фигурки по мотивам глиняных игрушек, украшения (броши, подвески, бусы). Под впечатлением рассказа воспитателя о гончарах дети сами организуют гончарную мастерскую и лепят разнообразную посуду. В гончарную мастерскую приходят дети — «заказчики» и просят мастеров сделать посуду по их заказу. Заказчиком может быть и воспитатель, он дает заказ вылепить, например, тарелочку с узорами для кнопок, скрепок и другой мелочи. Участие воспитателя в игре еще больше привлекает детей к этому занятию.
Еще одним вариантом самостоятельной лепки может быть коллективная работа над композицией «Детский парк». Впечатления для такой лепки ребята получают во время экскурсии в парк, где они увидят яркие по росписи карусель, качели, палатки, домики для игр. К проведению такой экскурсии хорошо привлечь и родителей. Дети делятся своими впечатлениями, а воспитатель строит беседу так, чтобы у ребят появилось желание вылепить красивый «Детский парк». Лепить можно любые предметы, так же, как это делают дымковские мастера. Например, мастерица Л. С. Фалалеева вылепила целую ярмарку с киосками и прилавками, полными дымковских игрушек, здесь же продавец, рядом веселая красочная карусель.
Вместе с педагогом дети на куске картона или фанеры подготавливают место для будущей композиции. Воспитатель не навязывает своего мнения, а лишь косвенными вопросами помогает ребятам разработать план размещения карусели, палатки с мороженым, качалки, деревьев, клумбы с цветами. Затем все распределяют, предметы для лепки и приступают к работе.
Предметы и фигурки, несложные для изображения, дети лепят за один раз. Воспитатель помогает тем, кто лепит клумбы с цветами и деревьями, так как опыта создания этих предметов у детей может и не быть. Что касается изображения других предметов, то тут ребята используют свои знания и умения, полученные на занятиях. В ходе лепки воспитатель может дать оценку работы каждому. К росписи дети приступают через 2—3 недели. Для того чтобы работы получились яркими, воспитатель разводит эмульсионные белила и дети кисточками грунтуют фигурки. Затем работы сохнут, и на другой день их можно расписывать. Белые фигурки под действием кисти и красок оживают, делаются яркими и веселыми, как настоящие дымковские игрушки. Постепенно все они занимают свои места. Дети радуются тому, что им удалось сделать такую интересную композицию.
Всегда рядом с теми, кто лепит, собирается группа любителей посмотреть на работу других. Эти дети дают советы, что и как нужно делать. Постепенно их тоже можно подключать к работе, тем более что многие из них могут внести интересные дополнения в композицию: кто-то видел в парке и запомнил фонтан с фигурками, а кто-то — киоск с игрушками. Таким образом, созданная детьми композиция может послужить стимулом для проявления самостоятельного творчества других детей.
В процессе лепки «Детского парка» дети творчески подходят как к изображению формы предметов, так и к отбору способов лепки и росписи. Знание народной игрушки отражается на стиле изображения и способах выполнения, а во время росписи — на цветовых сочетаниях и орнаменте. Интересна и увлекательна игра «в кондитерскую фабрику». Стимулом к этой игре может быть предстоящий день рождения куклы или игра «в магазин». Дети сделают торт, красивые конфеты разной формы, пирожные, крендели, пироги, плюшки. Их деятельность будет более творческой, если они предварительно нарисуют эскизы для торта или конфет.- Ребята лепят, раскладывают изделия на доски, подносы и ставят в сушилку. Пока работы сохнут и обжигаются, дети могут вылепить блюдо для пирога и сделать коробки из картона для тортов и конфет. Но вот работа закончена: торты на тарелках, конфеты в красивых коробках, а на блюде большой красивый пирог — все имеет привлекательный вид.
Воспитатель наблюдает за деятельностью детей. Чтобы поддержать замысел игры, он должен вовремя в нее включиться, а в случае необходимости осторожно и незаметно внести свое предложение. Например, на доске лежат вылепленные конфеты. Воспитатель смотрит на них и говорит: «Шоколадные конфеты всегда продают в коробках. Можно склеить их из картона, а крышки разрисовать цветными карандашами». Предвидя подобную ситуацию, воспитатель заранее готовит выкройки коробок, а после разговора с детьми показывает, как их склеивать. Если такая работа не выполнена заранее, воспитатель тут же делает 2—3 патронки и показывает, как по ним сделать выкройки. Остальную работу дети 6—7 лет могут выполнить сами.
В подготовительной группе, так же как и в старшей, декоративной лепкой можно заниматься на участке детского сада в летнее время. Дети лепят по мотивам народных игрушек посуду, украшения и декоративные пластинки с изображением насекомых и растений.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.