Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Занятия лепкой в первой младшей группе


Источник: Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. "Лепка в детском саду"
Москва, "Просвещение", 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Занятия лепкой начинаются в группе детей третьего года жизни. В «Программе воспитания в детском саду» конкретно указаны задачи воспитания и элементарные задачи обучения, осуществляемые на этих занятиях.
На третьем году жизни в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и поведением. У двух-трехлетних детей хорошо развита и способность подражать действиям, игра начинает носить сюжетный характер. Большие изменения происходят в развитии руки, движения ребенка становятся более координированными (что подготовлено различными видами деятельности). К этому возрасту происходят существенные накопления в сенсорном опыте детей. Они четко различают основные геометрические формы, устанавливают их сходство и различие. Все это делает возможным проведение занятий лепкой.
В первой младшей группе воспитатель подводит детей к пониманию изобразительного характера лепки. Но прежде всего необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). А отношение к материалу у детей младшего возраста бывает очень разным. Одни отказываются брать глину в руки, резко отодвигают ее от себя. Эта реакция чаще всего связана с тем, что предлагаемый материал по своим внешним свойствам непривлекателен для ребенка. У других детей можно наблюдать и совершенно противоположную реакцию: им доставляет большое удовольствие просто мять глину, размазывать ее по столу, т. е. многократно производить такие действия, которые в дальнейшем не только не имеют особого значения в процессе лепки, а, наоборот, оказывают отрицательное влияние, если дети слишком долго задерживаются на этих способах использования материала. Поэтому очень важно знакомство с материалом провести правильно.
Наиболее целесообразно проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат.
Знакомство с глиной лучше всего проводить следующим образом. Воспитатель, показывая детям глину, говорит: «Это глина. Сделаем из нее палочку. Глина мягкая, от нее можно оторвать кусочек (отрывает от общей массы глины кусочек и раскатывает его между ладонями). Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому формообразующему движению — раскатыванию. Такой прием обучения связан с особенностями развития движений у ребенка на данном возрастном этапе: движения еще недостаточно координированны, ему трудно одновременно работать двумя руками.
Для младшего дошкольного возраста характерно создание объемных форм — цилиндра, шара, диска, поэтому обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов: цилиндрической формы — палочка, колбаска; круглой — мяч, яблоко, блинчик, лепешка и др.
Следует отметить, что большинство детей, раскатывая глину пальцами, не умеют соразмерять силу движений, поэтому или раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что все размазывается по столу. Для того чтобы у детей формировалось чувственно-двигательное представление о результатах своих действий с глиной во время раскатывания, а в какой-то степени они научились влиять на силу движений, детям предлагают сначала раскатывать палочку, уже вылепленную воспитателем. Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движение его рукой, обращая внимание на движение и положение руки, что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии.
Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой.
После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра — сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик», — говорит воспитатель. Этот момент очень важен для воспитания у ребенка способности контролировать свои действия.
Обычно дети быстро справляются с этим заданием. Поэтому можно в дальнейшем научить их изображению более сложного предмета — конуса или простой игрушечной пирамидки. На первый взгляд может показаться непонятным, почему для начального изображения рекомендуется такой сложный предмет. Однако этот предмет можно составить конструктивным путем, из известных детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей более сложной формы представления об образе в целом, что на третьем году для детей еще сложно.
Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки — в данном случае рассматривается пирамидка.
При рассмотрении предмета воспитатель должен ставить следующие цели:
сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»);
вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету;
научить выделять основные части предмета;
установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.
Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых мы подводим детей.
Необходимо эмоционально объяснить детям, почему надо рассматривать предмет. У детей всегда есть огромное желание что-то делать, поэтому слова воспитателя; «Мы будем лепить с вами пирамидку, давайте ее внимательно рассмотрим» - вызывают у детей интерес. Кроме того, хорошо известно, что внимание и интерес к окружающим предметам у детей усиливаются, если их активно направляет взрослый, если он обращает внимание на такие свойства предмета, которые сам ребенок не заметил бы.
Обследование предмета следует проводить, исходя из принципиально важной последовательности, а именно: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей этого предмета, повторное целостное восприятие.
Эти принципы надо соблюдать при обследовании всех других предметов, которые выбираются для изображения. Учитывая поставленную задачу, воспитатель должен стремиться установить связь между частями рассматриваемого предмета и теми формообразующими движениями, которыми раньше уже овладели дети, установить связь воспринимаемого с прошлым опытом детей и с предстоящей задачей — слепить. Например, воспитатель, показывая палочку от пирамиды, задает детям вопрос: «А вы умеете лепить палочку» — или, рассматривая кольцо, говорит: «Смотрите, какое колечко, у него дырочка есть, чтобы надеть на палочку. А вы умеете лепить колечко?»
Такой способ рассматривания предмета, предназначенного в дальнейшем для изображения, целесообразен, так как он не только стимулирует детей на активное восприятие предмета в данный момент, но и устанавливает связь с тем, что дети делали на предыдущих занятиях, т. е. активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия.
После рассматривания дети начинают лепить предмет. Пирамидка остается на столе. Во время работы воспитатель должен постоянно руководить процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы. Например, он подсказывает ребенку, как выбрать правильное действие: «Раскатывать палочку из целого куска неудобно. Сначала надо оторвать кусочек, а потом раскатывать». Большое место должны занять замечания типа: «Ты слепил палочку, а еще надо слепить колечки», уточняющие представление об изображаемом предмете. Иногда замечанию целесообразнее придать форму вопроса: «Ты слепил палочку, а еще что надо слепить, чтобы получилась пирамидка?»
Во время занятия можно наблюдать, как дети, сделав много колечек, которые уже не умещаются на палочке, начинают ломать сделанное, приговаривая: «Еще слеплю». Они очень увлекаются самим процессом лепки и, начав правильно выполнять задание, в процессе действия забывают о нем. Поэтому воспитатель может сказать ребенку: «Ты слепил пирамидку кукле, а теперь слепи мишке». Тем самым будет удовлетворена характерная для этого возраста потребность в повторности действия и в то же время ребенок выполнит поставленную перед ним задачу изобразить предмет.
После того как дети научатся изображать хотя бы один предмет и овладеют определенными формообразующими движениями, можно проводить занятия на свободную тему. Цель этих, занятий — проверить, могут ли дети перенести и свободно использовать освоенные на занятиях умения в своей самостоятельной деятельности.
Следующий предмет, который желательно дать для изображения, — гриб. Детям необходимо овладеть новым формообразующим движением — сплющиванием (создание диска). Овладение этим движением следует проводить во время лепки простого предмета — блинчика. Взрослый показывает, как нужно оторвать кусочек пластилина и сплющивать его пальцами. Это движение вполне доступно детям, так как предыдущие занятия способствовали развитию более тонких движений пальцев руки. Затем дети лепят гриб, который состоит из двух частей: диска — шляпки и цилиндра — ножки. Эти формы уже известны детям.
Рассматривание предмета следует вести по той же методике, которая описана выше: сначала это целостное восприятие предмета, а затем — рассматривание составных частей (ножки, шляпки). Воспитатель объясняет, что ножка у гриба должна быть толстой, тогда гриб будет устойчивым и к нему можно прикрепить шляпку. После рассматривания дети лепят грибы, которые потом будут сложены в корзинку. Воспитателю надо активно руководить процессом лепки. Не давая прямого показа, он может указаниями направить действия детей при изображении отдельных частей предмета. Например: «Таня, посмотри внимательно на свою палочку, ты сильно ее раскатываешь. Она будет тонкой и не удержит шляпку». При таком указании дети обращают внимание на качество своей работы, у них появляются элементы контроля за своими действиями.
После лепки гриба можно предложить детям 1—2 занятия на свободную тему и перейти к изображению нового предмета — неваляшки, требующему обучения новому действию с глиной — скатыванию кругообразными движениями, которым надо научить детей при лепке шара. Это наиболее сложный вид движения. Многие дети, начав его, переходят на обычное раскатывание глины между ладонями так, как они действовали при выполнении палочки.
Поэтому сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик. Воспитателю желательно произвести это действие вместе с руками малыша. Дети еще раз чувственно воспринимают форму, упражняются в кругообразных движениях, которые потом им легче будет воспроизвести.
Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению неваляшки. Обучение лепке этой игрушки проходит через те же этапы, что и обучение лепке предыдущих предметов.
Неваляшка состоит из двух одинаковых форм — шариков, отличающихся по величине. Воспитателю надо показать детям эту разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое). Так как дети в процессе лепки увлекаются и могут слепить оба шарика одинаковыми, следует обращать внимание детей на это. Слепленную неваляшку можно предложить покатать на игрушечной машине.
В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.
Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям — на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух). Учитывая это, можно подобрать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы — цилиндр, диск, шар.
Таким образом, при обучении детей изображению предметов все определяет правильная организация процесса восприятия предмета, который дети затем будут лепить, получения ими точного представления о предмете, о его основных частях.
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.
Занятия лепкой следует начинать с детьми в возрасте 2 года 4 месяца — 2 года 5 месяцев. Первые занятия, знакомящие детей с материалом, целесообразно проводить индивидуально с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности. После того как у малышей появится заинтересованность в материале, их можно объединить в группы по 5, 8, 10 человек. Во время занятия воспитатель учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал, убирать его после занятий.
Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Когда занятия проводятся с группой, в ней может быть не больше четырех детей. Они должны свободно лепить на столе. Не следует подкладывать специальные доски, клеенки, так как движения детей этого возраста еще недостаточно координированны и им трудно работать на ограниченной поверхности.
Для лепки можно применять пластилин и глину с условием, чтобы они были правильно приготовлены. Пластилин, глину следует давать детям в виде колбаски длиной 5—6 см. Постепенно воспитатель привлекает детей к подготовке занятия (они могут поставить стулья). Глину или пластилин дают детям после объяснения задания. В конце занятия вылепленные фигурки убирают на дощечку, разделенную на ячейки. После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его основные части.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +