Развитие детского творчества является актуальной проблемой советской педагогики, так как наша социалистическая действительность, задачи построения коммунизма требуют воспитания у молодежи творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию — те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
В чем заключается творческая деятельность, как ее можно характеризовать?
«Творчество — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение,- изображение новых (или реконструкция старых) машин, отыскивание способов получения новых сортов растений или пород животных, открытие новых закономерностей в науке, создание произведений искусства, литературы и т. п.».
Творчество проявляется в различных областях науки, техники и искусства.
Создание художником нового произведения начинается с активного процесса познания окружающего мира. Изучить интересующий предмет, явление художнику помогает преднамеренное, планомерное, целенаправленное наблюдение - это начальный этап его деятельности. Обладая умением наблюдать, художник может разобраться во всей сложности общественных процессов, отношений, человеческих характеров. Глубокое знание жизни дает художнику материал для творчества.
Большое значение для создания художественного образа имеет отношение мастера к реальной действительности, которое порождает суждение, оценку. Суждение художника о воспринятом является важным фактором в возникновении смыслового содержания произведения. Возникший замысел — тема — определяет пути его разрешения, которые художнику необходимо тщательно обдумать. Когда пути, способы изображения в основном найдены, начинается последний этап - этап реализации замысла. В это время художник продолжает работу над образами, композицией, над поисками изобразительных средств. Совершенство образа зависит от умения художника обобщать, видеть главное, отбрасывать несущественное, нетипическое для данного явления, от того, какая идея лежит в основе всего произведения. Чем совершеннее художник владеет запасом изобразительных средств, технических умений, тем выше его художественное мастерство. Умелое использование изобразительных и выразительных средств способствует яркому раскрытию идеи произведения, более глубокому воздействию на чувства человека.
В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в рисовании, лепке доступна уже детям дошкольного возраста. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых.
Дошкольник, так же как и художник, в процессе рисования или лепки идет от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения. Наблюдения за рисованием или лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают или в связи с заданием взрослого, или непосредственно под воздействием какого-либо образа, материала. Следовательно, первым этапом в творчестве ребенка, как и взрослого, является возникновение замысла — темы на основе восприятия окружающей действительности.
Но предварительные поиски художественных средств, планирование работы, обдумывание для творчества ребенка не характерны. Выбрав тему для лепки, ребенок тут же приступает к ее реализации. В процессе изображения он размышляет о содержании своей работы, о том, как ее выполнить, с помощью каких средств, т. е. все те вопросы, которые художник в основном обдумывает заранее, ребенок решает в процессе работы. Тот период творчества художника, который связан с определением всего хода работы и протекает до реализации замысла, у ребенка дошкольного возраста по времени совпадает с моментом его реализации. Эта своеобразная черта детского творчества объясняется недостаточной способностью детей к анализу и синтезу, неумением заранее планировать свою работу.
Для осуществления замысла нужно уметь из всей суммы представлений отобрать самые характерные, мысленно представить себе создаваемый образ, выбрать изобразительные и технические средства. Все эти действия требуют развитых процессов мышления. Однако исследования в области лепки и практика в детском саду говорят, что если вести постоянную работу по обучению детей изобразительной деятельности, то их можно подвести к некоторым элементам предварительного обдумывания своей работы.
Задачи развития творческих проявлений у ребенка дошкольного возраста находятся в зависимости от его возрастных анатомо-психологических особенностей. Остановимся на некоторых из них.
Полнота представлений дошкольника о качествах предметов зависит от того, насколько активно действуют его анализаторы. Исследования показывают, что к 6—7 годам зрительные и осязательные восприятия у детей развиты в достаточной мере, для того чтобы воспринимать окружающее, и при соответствующем направлении со стороны взрослых ребенок вполне способен воспринимать все основные качества предмета: форму, пропорции, цвет, составные части, а также расположение предмета в пространстве.
На объем детских восприятий влияет, кроме степени развития анализаторов, и интерес к наблюдаемому объекту. Известно, что у детей 6—7 лет интерес к окружающему повышается. Это в свою очередь ведет к возможности более длительных наблюдений. Память ребенка развивается с возрастом, но, как показывают психологические эксперименты, процесс запоминания у детей дошкольного возраста в основном остается непроизвольным.
На создание зрительных образов влияет не только память, но и процессы мышления, без участия которых восприятие действительности не может быть переработано в зрительные образы. Развитие процессов мышления постепенно делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов. Для того чтобы полнее и ярче изобразить предмет, ребенок должен иметь сформированный зрительный образ, а для этого в свою очередь он должен яснее представить связи и взаимодействие частей предмета. Говоря о развитии у детей процессов мышления, нельзя забывать о том, что ребенку еще трудно в момент лепки представить предмет в целом, со всеми его частями, что ведет к конструктивному подходу в изображении предметов. Как правило, скульптуры даже семилетних детей часто бывают конструктивны. Все дело в том, что ребенку трудно самостоятельно вылепить предмет из целого куска, так как в процессе изображения предметов дети идут от анализа, перечисления частей предмета к их несложному объединению в каком-то конкретном образе. Однако при последовательном обучении дети старшего дошкольного возраста успешно справляются с задачей лепки из целого куска, создавая устойчивые пропорциональные, пластические фигуры.
Большую роль в детском творчестве, как и в творчестве художника, играет воображение. Известно, что зачатки его у ребенка появляются еще в преддошкольном возрасте. Постепенно в процессе обучения, слушания сказок, рассматривания иллюстраций ребенок перед лепкой способен представить то, что не входит в круг предметов, которые он воспринимает непосредственно. Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее они могут обусловливаться самостоятельным замыслом ребенка.
Элементы творческого воображения проявляются на занятиях лепкой, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в решении различных композиций.
Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен знать возможности развития произвольного воображения и руководить ребенком, направляя его к планомерной творческой работе.
Говоря о процессе формирования воображения в дошкольном возрасте, нельзя не говорить об эмоциональной стороне, которая влияет на возникновение образов в сознании ребенка. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат. У них складывается определенное доброжелательное или отрицательное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет и на результат изобразительной деятельности детей. Под влиянием своих чувств они наделяют образ теми выразительными чертами, которые помогают окружающим понять отношение ребенка к образу, а в некоторых случаях и содержание изображаемого.
Образ, создаваемый ребенком, обладает вполне определенными чертами выразительности. Под воздействием эмоций дети украшают свои скульптуры узором, сопровождают работу рассказом, песней, действием, они изменяют пропорции, желая показать значимость героя, но все это лишь элементы выразительных средств, которыми пользуются художники. Особенности развития ребенка дошкольного возраста и развития его изобразительных способностей определяют общие задачи развития детского творчества на занятиях лепкой в детском саду.
Термин «детское творчество» в настоящее время применяется к старшим дошкольникам; что касается детей 2—5 лет, то в процессе лепки при соответствующем педагогическом руководстве у них тоже возникают поиски элементов выразительности создаваемого образа, что позволяет определить круг задач, ведущих к развитию творческих возможностей, и для детей данного возраста.
Таким образом, задачи развития детского творчества основаны на возрастных особенностях дошкольника, в каждой возрастной группе эти задачи конкретизируются различно. Основные задачи развития детского творчества в лепке следующие:
развивать интерес к данному виду деятельности;
учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;
подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;
постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдений окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;
учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.
В связи с тем что развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обратить большое внимание. На каждом занятии наряду с задачами творческого характера ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.
Перечисленные задачи должны направить деятельность воспитателей на развитие у детей умения создавать выразительный образ, осуществлять поиск формы, пропорций, дополнительных деталей, углубляющих тему, т. е. поиск выразительных средств, приемов лепки, а также умения планировать свою работу. Ребенок должен овладеть способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность. Следовательно, воспитатель должен создавать такую обстановку, отобрать такие обучающие приемы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке.
Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке; кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерность усвоения знаний. Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определенном соотношении с задачами обучения, на что указывала в свое время Е. А. Флерина. Соотношение творческих заданий и задач обучающего характера зависит от возраста и уровня развития детей.
Лабораторией эстетического воспитания научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР проведено исследование путей формирования детского творчества, которое дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.
На первом этапе детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.
На втором этапе дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок, действуя вместе с воспитателем, начинает понимать, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.
И, наконец, третий этап — это задания, ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.
В первой младшей группе дети осваивают первоначальные умения обращаться с глиной и создавать из нее формы, которые затем будут использоваться при изображении предметов. Сначала задачи имеют учебный и воспитательный характер, но постепенно детей учат лепке по замыслу и комбинированию освоенных форм.
Особенностью изобразительного процесса у детей младшей группы во время занятий по замыслу является то, что они, начиная лепку, не задумывают тему для изображения. Взяв ком глины, они сразу начинают мять его всей кистью руки, отрывают от него куски, которые раскладывают на доске и снова собирают в одно целое, пальцами делают углубления. Фактически дети играют с глиной. Получившиеся изделия дети сами никак не называют и лишь после вопроса воспитателя «Что сделал Миша (Оля, Саша)?» отвечают. Вначале ответы детей бывают случайными, но постепенно на основе приобретенных знаний, по ассоциации со знакомыми предметами дети начинают называть свои изделия.
Занятия по замыслу — важная часть обучения во всех возрастных группах, на них ребята получают возможность самостоятельно применить свои знания; по результатам этих занятий воспитатель намечает следующие задачи обучения, связанные с развитием творческих возможностей детей.
Как уже отмечалось, на занятиях дети 2—5 лет как бы накапливают необходимый комплекс знаний, умений, навыков, элементов творческих действий, которые им понадобятся в более старшем возрасте, когда самостоятельная деятельность примет иной, более творческий характер.
Приемы обучения детей 2—3 лет направлены на освоение формы предметов путем сенсорного обследования, на создание эмоционального настроя во время занятий, что в свою очередь связано с зарождением у детей образного начала в лепке.
Уже в первой младшей группе на занятиях лепкой можно ставить задачи по развитию сообразительности. Так, после того как дети освоили изображение нескольких форм, им предлагают из заранее сделанных воспитателем шара, диска, цилиндра-палочки вылепить какие-нибудь предметы. Подобное задание должно научить детей самостоятельно комбинировать части при изображении предметов. Первые результаты занятий не всегда успешны, но по мере накопления знаний ребята начинают проявлять самостоятельность, изображая несложные предметы.
Воспитатель может сам показать детям весь процесс лепки какого-либо предмета. Это делается на специальных занятиях, на которых дети только смотрят, как лепит воспитатель. Малыши садятся полукругом, чтобы все видели воспитателя. Обращаясь к детям, он говорит, что будет лепить цыпленка (или какой-нибудь другой предмет). Сначала он лепит отдельные части, затем соединяет их, все время поясняя свои действия. Дети с удовольствием наблюдают весь процесс работы, рассматривают получившуюся фигурку. Такие занятия очень полезны: малыши убеждаются, что из глины можно лепить разные предметы, видят четкие действия воспитателя, учатся перед лепкой обдумывать тему работы.
Характер лепки детей второй младшей группы более осмысленный по сравнению с лепкой детей третьего года жизни. Но замысел в начале лепки, как правило, отсутствует. Ребенок называет вылепленные изделия по ассоциации со знакомыми предметами; изображение формы предметов для него еще не играет основной роли. На одном занятии дети могут изобразить несколько предметов, в основном это бесформенные кусочки глины, округлые, в виде цилиндра. Свои изделия ребенок раскладывает на доске по одному или собирает, нагромождая их один на другой; если воспитатель вовремя не подойдет, ребенок может все смять, превратив свои изделия в общий ком глины.
Во время занятий в данной группе одной из задач всегда является развитие сообразительности, активности мышления и самостоятельности детей. Например, если дети лепят столбики, воспитатель предлагает им определить, что можно из них сделать. С помощью взрослого малыши называют и лепят из глиняных столбиков предметы: забор, мостик, дом, самолет и т. д. Получившиеся изображения не самоцель. Детей учили создавать определенную форму, раскатывая глину между ладонями. Нужно заинтересовать их тем, что сделанные ими столбики можно для чего-то использовать. Это очень важный момент, так как он дает почву для появления интереса к данному виду деятельности.
Самостоятельность детей 3 лет должна проявляться и в использовании способов изображения; для этого воспитатель во время занятия показывает им лишь новые способы лепки, рассчитывая на то, что знакомые приемы дети вспомнят сами. На протяжении всего занятия идет совместная деятельность воспитателя и детей. Он задает детям вопросы, активизирует их мысль, помогая каждому осуществить заданную тему. Например, во время занятия по замыслу ребенок лепит птичку, воспитатель вопросами направляет его на верный ход изображения, предлагает подумать, как можно вылепить клюв, напоминает детям, как лепили цыпленка. Постепенно ребята вспоминают забытый способ изображения и лепят недостающую деталь.
Для того чтобы дети младших групп проявляли некоторую самостоятельность, активность во время лепки, их нужно заинтересовать результатом работы. На помощь воспитателю приходят игровые приемы. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например, цыплят, которых сделали дети, можно поставить на лист зеленой бумаги, неваляшке в руку вставить флажок, во время лепки кроликов можно предложить покормить их морковкой и т. д. Такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее. В младших группах дети в качестве дополнительных предметов используют подготовленные воспитателем детали из глины или других материалов, а в более старших группах они сами лепят их.
Добиваясь образности в лепке, воспитатель опирается на художественную литературу. Дети в младшей группе еще не могут создавать композиции из нескольких фигур, но, например, образ колобка им хорошо знаком и они могут изобразить, как колобок катится по дорожке. Воспитатель использует этот момент: все слепленные колобки кладутся на стол, где стоят картонные или фанерные елочки и дорожки. Дети вместе с воспитателем рассматривают колобки, играют с ними.
Образы, создаваемые детьми средней группы (особенно в начале года), мало отличаются от того, что делают дети во второй младшей группе. Формы, которые лепят дети, продолжают оставаться неопределенными, во время занятий по замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка; кроме того, дети часто не знают, как изобразить задуманное, так как забывают способы лепки, а поэтому легко меняют тему на другую, более знакомую по предшествующим занятиям.
Однако дети средней группы уже владеют основными формами, что дает им возможность изображать большой круг предметов не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу. Это в свою очередь позволяет ставить новые задачи, связанные с обучением элементам творческих действий, а именно: добиваться от детей большей самостоятельности в использовании приемов лепки, а также их комбинирования и большей активности во время объяснения и во время изображения предмета. Все чаще и чаще воспитатель обращается к опыту детей, показывая новые приемы лепки и те изобразительные средства, которые необходимы для создания образа. Например, во время лепки птицы воспитатель задает детям вопросы: «Как изобразить птицу, которая летит? Что нужно сделать, чтобы было похоже на птицу, которая клюет?»
Иногда воспитатель может показать две, три вылепленные фигурки птиц или других предметов в разных положениях (например, птица в спокойном состоянии; летящая с распростертыми крыльями; птичка пьет воду или клюет). Детям необходимо видеть, как меняется расположение частей в зависимости от действия или состояния предмета. Работа над образом связана с тем, насколько хорошо детям объясняют его содержание. Так, во время лепки зайца ребятам можно сказать, что одни будут лепить зайца, который слушает, не бежит ли лиса, а другие — зайца, который испугался (первый заяц поднял уши и прислушивается, а другой прижал уши к спине и тихо сидит). Способ лепки можно не показывать, но в начале занятия нужно обязательно показать две фарфоровые или деревянные фигурки, а если их нет — две вылепленные воспитателем фигурки с изображением зайца в различных положениях.
Подобная методика лепки в средней группе учит ребят быть активными во время объяснения: слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, самостоятельно выбирать тему для лепки. Таким образом, в данных заданиях есть моменты и обучающего, и творческого характера. Они заставляют детей думать и решать, какой предмет они будут изображать и как. Добиваясь образности в лепке, воспитатель показывает детям способы обработки поверхности фигур. Например, идет лепка рыбки, — воспитатель показывает, как можно изобразить чешую, намечая ее печаткой-палочкой. Обработанная фигурка становится интересной, декоративной. В дальнейшем этот способ ребята смогут использовать самостоятельно и воспитателю нужно будет лишь напомнить о нем. Детям средней группы при изображении посуды можно показать, как пальцем заглаживается поверхность предмета. Постепенно они привыкнут к тому, что иногда поверхность вылепленного предмета требует заглаживания, а иногда, например при изображении животных, она может быть шероховатой.
Накопление умений в лепке открывает большие возможности для проявления детской самостоятельности во время занятий по замыслу, характер которых несколько меняется к середине года. Если с детьми ведется систематическая работа по формированию зрительных образов и обучению способам лепки, то ребята начинают свободнее пользоваться приемами изображения, создают уже небольшие композиции. Вылепив рыбку, ребенок положил около нее несколько длинных глиняных столбиков. «Это море, оно волнуется, а рыбка плывет»,— объясняет он. Другой ребенок на том же занятии вылепил птицу, а около нее блюдце с зернами. Для большей выразительности он несколько зерен положил около блюдца, сказав, что птичка зерна клевала, а они упали. Эти примеры говорят о том, что дети средней группы способны к проявлению инициативы в достаточно глубоком решении образа, но динамику они, как правило, самостоятельно изображают крайне редко: фигурки, вылепленные ими, чаще всего статичны.
Дети старшей группы, создавая образ, мало внимания обращают на уточнение формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда точно дети выполняют способы вытягивания и прищипывания, ошибки обычно не исправляют. Объяснить это можно тем, что, с одной стороны, они, увлекаясь образом, стремятся как можно скорее дополнить его необходимыми деталями, чтобы фигурка была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки (наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, ее строения со всеми особенностями ребенку недоступно.
В своей лепке дети 5 лет всегда идут от образа, который они наблюдали сами или под руководством взрослых, но при изображении допускают неточности в передаче пропорций. Например, они могут вылепить очень большую голову и тонкие ноги у фигуры человека или животного, так как им еще трудно сопоставлять части между собой, но у них уже можно и нужно вырабатывать потребность сравнивать длину ног, рук по отношению к туловищу.
Из выразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры, изображая ее стекой (углубленный рельеф) или накладыванием на поверхность мелких кусочков глины. Подобное стремление ребят определяет их изобразительную деятельность как образную, говорит об их желании выполнить предмет таким, какой он есть. Дополняя создаваемый образ мелкими деталями, дети часто увлекаются их объемным изображением. Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую у рыбы — в виде расплющенных округлых форм.
В связи с тем что ребята данного возраста не стремятся тщательно отработать форму, во время занятий у них остается время на лепку других или однородных предметов (так, при изображении кошки ребенок может вылепить блюдечко или миску для молока). Особенностью скульптур, получающихся у пятилетних детей, является недостаточная прочность в скреплении частей. Ребята забывают плотно прикреплять голову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после специальных указаний воспитателя они делают это более тщательно.
Немалую роль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во время занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из частей. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение предметов, которые лепят по собственному замыслу. Пятилетние дети уже могут лепить туловище и ноги животных из целого куска; при этом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных местах.
Ребята старшей группы хорошо знают, что работа с глиной требует аккуратности: глину нельзя разбрасывать по столу, крошить на пол. В младших и средних группах дети лепили на доске, в старшей группе, когда от ребят требуются более сложные изображения, можно ввести настольные поворотные станки, которыми они очень хорошо и осмысленно пользуются. Работа на станке дает возможность, не повертывая руками скульптуру, прорабатывать ее со всех сторон. Кроме того, это детям интересно, они с удовольствием лепят на станках.
Таким образом, мы видим, что творческие возможности шестилетних детей шире, чем у детей средней группы. Они уже владеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность проявления большей самостоятельности в определении замысла и его решения, в использовании выразительных средств.
Так, во время лепки по представлению «петушок — золотой гребешок» дети стараются придать фигурке выразительность через лепку формы и быстро налаживают соотношение всех частей. Их интересуют и детали: гребешок, бородка, перья хвоста, крылья — они стараются сделать лепку выразительной за счет этих деталей, не заботясь о пропорциях фигуры в целом.
Вылепленные фигуры устанавливаются в разном положении, причем, как показывают ответы детей, изображаемое действие не продумывается заранее, скорее подсказывается сходством получившейся фигуры с каким-либо движением петуха. Например, ребенок вылепил петуха и очень сильно наклонил ему голову; это напомнило ему фигуру клюющего петуха — и он усиливает наклон шеи и головы, говоря, что его петушок клюет зерна. При изображении динамики дети используют разные изобразительные средства, например, у фигурки поднимают и запрокидывают голову, — ребята объясняют это тем, что петушок поет. Все это говорит о том, что дети активно воспринимают образ и вполне самостоятельно его решают.
Использование нового выразительного средства — движения — свидетельствует о том, что дети старшей группы имеют вполне сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое могут изобразить в лепке. Эта возможность позволяет поставить задачу передавать в лепке несложные действия предметов.
Занятия по представлению помогают развивать в детях творческую инициативу, которая у детей старшей группы, так же как и у детей средней группы, может проявиться в том, что они самостоятельно дополняют предложенный для лепки предмет деталями и другими предметами. В тех случаях, когда дополнение фигурки логично, воспитатель поощряет ребенка, а если дополнение не обосновано — старается убедить его, что оно лишнее.
Например, дети лепили кошку. Каждый проявил творческую инициативу при изображении положения фигурки, передавая это различным расположением частей. Кроме того, многие ребята дополнили лепку предметами, которые помогли им раскрыть ее содержание: был изображен цветок — кошка стоит около цветка, клубок — кошка играет с клубком и т. д.
Для того чтобы дети проявили самостоятельность в создании образа, научились действовать сознательно и планомерно, воспитатель провел большую предварительную работу: вначале предупредил ребят о том, что они скоро будут изображать кошку; рассмотрел ее с детьми, обратив внимание на форму и положение частей во время каких-либо действий; показал кошку, изображенную в разных положениях на картинках и иллюстрациях; предложил детям дома рассмотреть кошку. Все это помогло накопить впечатления, необходимые для создания выразительной фигурки.
Помня, что показ приемов изображения в некоторых случаях сковывает инициативу детей, ограничивает их самостоятельность, воспитатель не показывал способы изображения, рассчитывая на то, что у детей имеется необходимый запас умений.
В начале занятия воспитатель лишь спросил у детей, кто какую кошку наблюдал дома и как они хотят ее изобразить. Уже в начале работы можно было определить замысел каждого ребенка. Дети сделали много разнообразных фигур с интересным содержанием: каждый изобразил ту кошку, которую видел, и в том положении, которое запомнил. Следовательно, можно считать, что предложенные задания направили ребят на проявление творческой инициативы в процессе работы. Однако формы фигурок носили все же обобщенный характер: голова в форме шара, немного оттянуты уши, туловище овальное или цилиндрическое, ноги — цилиндры, добный подход к изображению говорит о том, что детям старшего дошкольного возраста недоступно еще полное понимание формы изображаемого предмета.
Занятия по замыслу у детей 5 лет носят более глубокий характер, чем у детей средней группы. Объясняется это тем, что у ребят больше знаний об окружающем, больше умений в области лепки. Пользуясь этим, воспитатель ведет детей к умению заранее (за день до занятия) обдумать тему для лепки. При этом занятия по замыслу могут быть ограничены темой. Например, можно предложить подумать над эпизодами из сказки «Колобок». Надо отметить, что дети 5—6 лет недолго сосредоточиваются над подобным предложением, но все-таки оказываются в какой-то степени подготовленными к изображению. С этой целью воспитатель читает детям сказку, разбирает, что можно вылепить по ее сюжету. В начале занятия он предлагает вспомнить сказку и выбрать для изображения интересную тему.
Занятия по замыслу — важный момент в обучении детей 5—6 лет. Необходимо, чтобы они проявляли больше самостоятельности в задумываний темы и ее выполнении, в выборе доступных выразительных средств, планировании своей работы. Воспитатель во время занятий должен активно руководить каждым ребенком: задавать наводящие вопросы по теме; если нужно, давать совет в отношении установки фигуры, изображения формы, пропорций. Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в лепке зависит от накопленных детьми знаний и умений и от умелого руководства воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети достаточно хорошо определяют форму предметов, а это способствует тому, что они стараются как можно точнее передать форму в лепке.
При соответствующем обучении можно наблюдать, как дети все более сознательно подходят к поиску формы, у них иногда появляется желание уничтожить работу, которая их не удовлетворяет, и подать ее в новом варианте, что является наиболее высоким уровнем проявления детского творчества, так как ребенок уже в состоянии самостоятельно дать оценку сделанному и на основе своих знаний и умений улучшить изображение.
В подготовительной группе задачи развития детского творчества ставятся шире, чем в предшествующих группах, и определяются они развитием детей, их общей подготовкой.
У ребят появляется стремление не только точно передать форму, пропорции, но и хорошо изобразить детали, предметы, дополняющие образ.
Детей дошкольного возраста во время лепки всегда увлекают действия предмета. В младшей группе ребенок, не умея еще передать образ в движении, комментирует действия, одновременно передвигая фигурку с места на место. В старшей группе дети уже передают в лепке несложные действия предметов (расставленные ноги для изображения шага, поднятые руки, наклон корпуса фигуры). В подготовительной группе ребята имеют общий опыт в анализе движений, им понятно, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не просто расставлять и поднимать, но и сгибать в суставах, отчего вылепленные ими фигуры делаются выразительнее, динамичнее. Если в старшей группе дети сначала лепили статичную фигуру, а потом только начинали двигать ее части, устанавливая их в нужном положении, то в подготовительной группе дети могут сразу определить основной объем глины в том положении, в котором находится изображаемый предмет.
Таким образом, ребенок на седьмом году жизни при изображении предмета в лепке руководствуется не только его формой, но и тем действием, которое производит предмет. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении лежащей собаки или крадущейся лисы: весь объем глины при передаче подобного движения животных располагается по прямой горизонтальной линии.
Накопленные технические умения также делают лепку ребят 6—7 лет многообразнее и выразительнее. По сравнению с предшествующей группой дети все чаще используют способ вытягивания частей от общей массы глины, отчего их скульптуры приобретают большую пластичность как в отношении формы, так и в отношении движения. Чаще они пользуются и стекой, начиная понимать, что стека удобна для обработки поверхности формы, удаления лишней глины или пластилина, нанесения мелких деталей путем углубленного рельефа для изображения фактуры.
Все перечисленные выше выразительные средства и способы изображения, которыми пользуются шестилетние дети, создавая скульптуры, имеют свои специфические особенности. Так, форма все еще остается очень обобщенной, например, голова изображается в виде шара, туловище овальное. Это говорит о том, что детям подготовительной группы еще недоступно для восприятия и для изображения сложное построение формы. Они передают лишь основу формы, бессознательно отбрасывая сложности ее строения. Как в старшей группе, так и в подготовительной дети редко сами исправляют ошибки в передаче формы, но при напоминании и соответствующих указаниях воспитателя ребята начинают следить за целостностью формы, время от времени ее исправляя. Так, они привыкают заполнять глиной углубления, которые получаются в связи с оттягиванием таких деталей, как уши у животного. При соответствующем обучении дети 6—7 лет способны не только осмыслить тему, но и в какой-то степени продумать образ и материалы: количество глины, количество и величину палочек каркасов, размер и форму подставки. Подобный объем предварительного этапа работы над лепным образом является творческим началом в лепке детей, он основан на вполне ясном представлении ребенка о теме и самом предмете, который изображается.
Исследование в области лепки показывает, что дети сознательно используют каркасы-палочки разнообразной длины и толщины для придания фигуркам особой выразительности. Например, применяют каркасы при изображении ног у жирафа, рогов у оленя, а также с целью большей устойчивости предметов, находящихся в воздухе (ракета, самолет).
Лепка деталей к какой-либо образной фигурке является для ребенка особым средством выражения замысла. Например, это проявляется при лепке таких предметов, которые для ребенка являются существенными. Например, у Бабы Яги, как правило, должна быть ступа, у Маши-растеряши — ботинки, у Деда Мороза — мешок с подарками и т. д. Изображение этих деталей помогает ребенку раскрыть характер образа. Дети лепят предметы самостоятельно, довольно правильно передают характерные очертания формы (изгибы, впадины, выпуклости), переходы от одной части к другой. Для того чтобы дети могли изобразить эти признаки формы, они должны хорошо себе их представить. Наблюдения показывают, что в тех случаях, когда у ребенка нет пробелов в представлениях о предметах, он с большим интересом и очень уверенно передает их особенности. При изображении формы дети стремятся к передаче правильного строения, пропорционального соотношения между частями. Если в 5 лет ребенок изображал форму схематично, то в подготовительной группе он может посредством дополнительных деталей более полно передать образ предметов.
Творческий момент в лепке проявляется и в различном подходе детей к изображению. Так, исследование показывает, что дети 6—7 лет могут идти от зрительных обобщений, самостоятельно решать сказочные образы. Например, во время лепки по сказке «Маша и медведь» многие лепят высокий короб, а сверху прикрепляют голову Маши и руки, т. е. ребята лепят лишь видимые части предметов, туловище и ноги они не изображают, давая этому вполне логичное объяснение: «Ее все равно не видно». В тех случаях, когда ребенок лепит короб в виде корзины, фигурка Маши изображается полностью. Такой характер лепка детей приобретает в том случае, если ведется планомерная систематическая работа, направленная на освоение особенностей формы предмета, а также на выполнение творческих заданий.
Приемы обучения творческим действиям, используемые в подготовительной группе, имеют много общего с теми, которые применяются с детьми шестого года жизни, но часть этих приемов приобретает иной характер. Так, детей знакомят с произведениями искусства, со скульптурой малой формы В. Д. Горлова, Е. И. Чарушина, А. Г. Сотникова; им читают сказки, рассказы, но делают это несколько иначе, чем в старшей группе. Например, перед чтением сказки «Приключения Буратино» детей предупреждают, что они будут лепить на тему этой сказки. Во время чтения воспитатель останавливает внимание ребят на иллюстрациях, объясняет действия героев, например, черепаха опустилась в воду, достала ключ, вылезла на берег и подала ключ Буратино и т. д. Подобное описание действий поможет ребятам понять сюжет, повысит интерес к тексту и иллюстрациям, которые в свою очередь обогатят замыслы детей.
В подготовительной группе работа строится таким образом, чтобы дети, выполняя задания творческого характера, научились самостоятельно и планомерно действовать во время изображения предметов, Этому помогают заранее составленные детьми эскизы декоративных пластинок, блюд, подносов. Эскизы выполняются в карандаше. Например, составив эскиз по мотивам жостовской росписи, во время лепки дети сравнивают с ним свою работу, затем окрашивают получившееся изделие ангобом. Таким образом, ребята ставятся в ситуацию самостоятельного поиска способов изображения по эскизу, заранее выполненному на бумаге. Подобный ход работы является творческим, так как включает в себя элементы предварительного обдумывания и планомерной последовательности в изображении.
Задания, которые перед лепкой дают детям подготовительной группы, носят более глубокий и сложный характер; им предлагают осмыслить не только то, что можно вылепить, но и продумать форму предполагаемых фигур, их пропорции, некоторые дополнительные детали, а также определить заранее объем глины. Конечно, дети этого возраста не могут обдумать все в полной мере, но целевая установка на предстоящую лепку в подобной форме ведет ребят к творческим действиям до занятия, а потом, на их основе, — к проявлению творчества во время самого процесса изображения предмета.
Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у дошкольника формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. От нерешительных действий с глиной в первой младшей группе дети переходят к вполне осознанному изображению формы, пропорций, динамики. От образа, который создается ребенком под влиянием взрослых и совместно с ними и определяется малышом только на основании ассоциации со знакомыми предметами, ребенок в подготовительной группе может подойти к созданию образа на основе предварительного замысла, с обдумыванием сюжета лепки и некоторых выразительных средств при передаче образа.
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения. Специальные исследования показывают, что благоприятное влияние на появление замысла оказывают наблюдения, чтение художественной литературы с целевой установкой («Вылепи по сказке...»). Подобные установки активизируют мысль детей в процессе чтения или наблюдений, а также заставляют их после чтения еще и еще раз рассматривать иллюстрации. Использование художественных иллюстраций для формирования образа перед занятием лепкой может быть полезным только в том случае, если дети предварительно познакомились с формой объемного предмета, иначе работы у детей получатся хотя и динамичные, но с плохим изображением формы. По картинке ребенок хорошо вспоминает общие очертания формы, строение предмета, его действия, но особенности объемной формы ему воспринять трудно.
Лепке с картинки можно посвятить специальные занятия, которые также помогают развивать детское творчество. На основе знаний формы ребенку предлагают лепить, пользуясь плоскостным, односторонним изображением. За ребенком остается инициатива использования приемов изображения, так как графические средства картинки не подсказывают скульптурных. Дети должны самостоятельно, глядя на картинку, вспомнить объем, вид предмета со всех сторон, осмыслить, какие изобразительные и технические приемы можно использовать.
Подводя итоги, можно сказать, что для развития детского творчества на занятиях по лепке в разных возрастных группах пользуются разнообразными приемами обучения и в первую очередь теми, которые стимулируют проявление самостоятельности, активности, инициативы детей, которые развивают детскую фантазию и представления.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.