Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок


Сб-ник статей "Художественное творчество в детском саду"
Пособие для воспитателя и музыкального руководителя.
Под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд-во "Просвещение", М., 1974 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Цель заданий — обучить детей 6—7 лет способам творче-ской словесной деятельности на материале русских народных сказок. В заданиях рекомендуются приемы, способствующие подготовке и формированию творчества на разных этапах педагогического руководства.
На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов сказок.
На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого — к малому» и «от малого — к большому», традиционные зачин и концовка и т. д. Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях.
На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие повествования сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет.
Закрепление детьми содержания, образов, сюжетов русской народной сказки.
Задача. Активизировать запас хорошо известных сказок. Обогащать опыт детей знанием новых народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев, воспитывать интерес к русской народной сказке, желание рассказывать и сочинять самим.
Методические указания. Рассказывание детям сказок проводится как на занятиях (новые сказки), так и вне их. Иллюстрации целесообразно показывать не во время слушания сказки, а перед, или, в основном, после слушания. Для активизации слухового восприятия следует знакомые сказки рассказывать без попутного показа иллюстраций.
Наряду со слушанием сказок для разучивания можно использовать народные стишки, песенки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы. Их выразительно читают со сходной по содержанию и образам сказкой на одном занятии. Если в тексте сказки есть стихи или песенки, то следует ограничиться ими.
Во время беседы с детьми по содержанию сказки необходимо обратить их внимание на художественные особенности (например, постоянство характеров персонажей, образность и напевность языка, повторы и т. д.).
Воспитатель может провести с детьми рисование по собственному замыслу на темы любимых сказок.
Пересказывание детьми сказки проводится по предложению педагога и по собственному выбору. Пересказывание может быть полное (всего текста) и фрагментарное — по эпизодам; индивидуальное и коллективное (по частям); по книжным иллюстрациям, по репродукциям картин на сказочные сюжеты, по настольным картинкам.
Репертуар: сказки о животных — «Колобок», «Теремок», «Три медведя» Л. Толстого, «Медведь и девочка», «Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Бычок — смоляной бочок», «Девочка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Коза-дереза», «У страха глаза велики», «Хвосты», «Лиса и рак», «Лиса и козел».
Волшебные сказки: «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хроменькая уточка», «Мороз Иванович» В. Одоевского, «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка».
Усвоение детьми способов развития сюжета и построения русской народной сказки, использование ее образца для собственного сочинения.
Задача. Дети должны глубже узнать и воспринять традиционные способы организации сюжета и построения сказки: прием повторности, троекратности повторения эпизодов, их схожесть, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: «от большого — к малому», «от малого — к большому», зачины, концовки. Использовать эти способы при попытках собственного сочинения.
Методические указания. Воспитатель напоминает детям ту или иную знакомую сказку.
Дети пересказывают и демонстрируют сказку с помощью наглядного материала. Воспитатель обращает внимание на характер построения, указывает на последовательность появления персонажей, очередность эпизодов и т. д.
После совместного анализа сказки воспитатель предлагает детям придумать свою собственную сказку. При этом указывает как на образец для подражания на сказку с четким композиционным построением: «Помнишь, как в «Теремке» было: одич за другим приходили звери к терему; сначала маленькие — мышка, лягушка, — а потом все больше и больше — волк, медведь» или «Вспомни, как Колобок катился по лесу, как встречал одного за другим зверей: зайца, волка, медведя — от маленького к большому; и все они одинаковы тем, что неопасны Колобку. А последняя, лиса, похожа на них? Она хитрая, обманула Колобка. А помнишь, что повторялось в сказке?» Можно напомнить, как трижды пробует девочка все, что находится в доме медведей, в сказке «Три медведя» Л. Толстого.
Воспитатель может использовать прием совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, уточняет и подсказывает дальнейшее развитие сказки.
Задания.
1. Рассказать сказку и показать ее на фланелеграфе. При этом дети выполняют соответствующее задание:
«Колобок» — найти и указать повторность схожих эпизодов, последовательность появления персонажей «от малого к большому».
«Три медведя» - найти и указать троекратность повторов, последовательность «от большого к маленькому»; «У страха глаза велики» — повторность действия, последовательность «от большого к малому»; такое же задание дается при пересказе сказок «Репка», «Хвосты».
2. Сравнить две сказки. Расставить плоскостные фигуры сказок, сравнить их и указать схожесть и разницу построения: «Теремок» — «от малого к большому», повторность эпизодов; «Репка» — «от большого к малому», повторность эпизодов.
3. Составить фильм-сказку. Дети рисуют сказку по эпизодам; требуется восстановить правильную повторность схожих эпизодов, составить из рисунков «киноленту», чтобы показать детям фильм-сказку — «Гуси-лебеди», «Девочка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Бобовое зернышко».
4. Показать сказку «Репка» в кукольном театре с участием детей.
5. Посмотреть теневой театр по сказке «Волк и семеро козлят». Дети самостоятельно определяют повторность схожих эпизодов, песенок.
6. Сыграть сказку. Дети драматизируют, самостоятельно находят повторность схожих эпизодов сказок «Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух».
Самостоятельное развитие повествования.
Задача. Подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях — формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев; к овладению способами законченного построения, средствами выразительности.
Методические указания. Данная группа заданий состоит из двух частей:
задания для сочинения детьми по предложенным темам, персонажам, сюжету;
задания для сочинения с самостоятельным выбором темы, сюжета, персонажей.
При выполнении ребенком заданий необходимо обязательно ставить перед ним задачу: придумать и рассказать свою сказку, чтобы она не повторяла известную ему народную сказку, но могла быть похожей на нее. Для того чтобы дети не увлекались излишне длинным, растянутым повествованием, им надо напомнить, что сказка должна быть интересной, складной, но недлинной.
Свои сочинения дети демонстрируют на фланелеграфе. В качестве персонажей могут быть фигурки людей, известные детям животные и птицы (кошка, собака, заяц, лиса, волк, медведь, коза, еж, мышка, курица, утка, гусь, петушок, воробей, галка, сорока и т. д.). Эти же персонажи могут быть даны в сюжетных картинах и картинках, представлены в виде игрушек.
Для развития сюжета на фланелеграфе необходимо использовать изображения деревьев, кустов, домиков, скамеек, окон и т. д. Задания первой части усложняются: при-сочинении сказок по предложенным персонажам (с наглядным материалом) вначале используются 2—3 персонажа, а затем 4—5. Задания второй части также строятся с усложнением: а) дети придумывают конец предложенной воспитателем сказки, б) продолжают сказку, начатую воспитателем, в) придумывают сказку по названным персонажам, по теме, по опорным словам.
Задания.
Сочинение по предложенным темам и персонажам.
1. Ребенку для рассказывания и показа сказки на фланелеграфе дают 2—5 фигурок (котенок и собака; волк, лиса и заяц; гусь с гусятами; мышка, белка и ежик и т. д.). Можно подсказать сюжет («Как собака котенка спасла», «Как гуси рыбу ловили», «Как заяц перехитрил волка и лису» и т. д.).
2. Ребенку дают 2—4 игрушки — персонажи его сказки (животные, куклы — по усмотрению педагога) — и соответствующую тему для сочинения.
3. По картине (настенной, настольной), изображающей сюжетную сцену, ребенок сочиняет и рассказывает детям о том, что происходило до изображенного и что произойдет после.
4. Индивидуальные упражнения детей в сочинении сказки по предложенной сюжетной картинке.
5. Совместное с педагогом творчество на словесную тему.
а) Придумать конец сказки, рассказанной взрослым.
Как гуси рыбу ловили.
Жили-были гуси — старый гусь с тремя сыновьями.
Старый гусь ходил на речку рыбу ловить, а сыновья дома оставались, в лужице плавали.
Раз просят сыновья:
— Возьми нас на речку, рыбу хотим ловить.
Взял старый гусь гусят с собой. Вот пришли они к реке. А речка быстрая, широкая. Берега синие, далекие. Обрадовались гусята, в речку бросились. Плавали-плавали, далеко заплыли. Оглянулись — берега не видно. Стали назад поворачивать, да и говорят:
— С чем назад поплывем?
Начали они рыбу ловить. Младший нырнул — улитку вытащил, средний, нырнул — лягушку вытащил, а старший нырнул — рыбку вытащил.
А старый гусь у самого берега рыбу ловит. Ловит и думает: «Плохие у меня сыновья, не помогают. Купаться да плавать только умеют». Наловил, стал домой собираться. Зовет сыновей, а их и не видно. Солнышко уж садится, небо хмурится, по реке волны заходили. Загоревал тут отец:
— Где вы, мои гусятушки? Где вы, мои ребятушки? Не надо рыбы — сами приплывите!..
Примерный вариант конца сказки.
Смотрит старый гусь: плывут к берегу сыновья — впереди младший с улиткой, а за ним средний с лягушкой, а следом старший с рыбкой.
б) Продолжить сказку, придуманную взрослым.
Лисонькины помощники.
Жила-была лиса — рыжая шубка, пушистый хвост. Вот захотелось лисе рыбкой полакомиться. Прибежала к речке — ходит-ходит по берегу, рыбу видит, а поймать не может.
«Поищу себе помощников»,— думает лиса. Идет она по дорожке, навстречу мышка — серая шубка, острые зубки. Сухие корочки несет.
— Мышка-мышка, пойдем рыбы наловим,— говорит лиса,— завтрак будет.
— Не умею я рыбу ловить. На тебе сухую корочку,— ответила мышка, а сама в норку спряталась.
Лиса корочку повертела, понюхала:
— Не надо мне такого угощения.
Корочку бросила, дальше побежала. Бежит по дорожке, навстречу ежик — колючая шубка, сам без ножек. На иголках яблочки лесные несет.
— Ежик, ежик, пойдем рыбки наловим,— говорит лиса,— обед будет.
— Не умею я рыбу ловить.. Возьми яблочко. Отдал лисе яблочко, а сам в нору забрался. Лиса яблочко покатала, понюхала:
— Не надо мне такого угощения.
И дальше побежала. Бежит по дорожке, навстречу заяц—длинные уши, быстрые ножки. Капусту несет.
— Заяц, заяц, пойдем рыбки наловим — ужин будет.
— Не умею я рыбу ловить. Возьми капусту.
Заяц под кустик спрятался, а лиса капустку потеребила, понюхала:
— Не надо мне такого угощения.
Бросила и дальше побежала. Прибегает к реке — рыба плавает, а не поймаешь. Заплакала лиса:
— Нет у меня помощников!
Где ты, мышка — серая шубка, острые зубки? Где ты, ежик — колючая шубка, сам без ножек? Где ты, заяц — длинные ушки, быстрые ножки?..
Примерный вариант продолжения сказки.
Никто не идет. Походила лиса по бережку, да ни с чем и ушла. Бежит аазад по дорожке, видит: капустка лежит. Обрадовалась лиса:
— Спасибо тебе, заяц. Будет чем лисоньке позавтракать. Бежит дальше — яблочко на дороге лежит. Обрадовалась лиса:
— Спасибо тебе, ежик. Будет лисоньке чем пообедать.
Дальше бежит — на дороге сухая корочка. Еще больше обрадовалась:
— Спасибо тебе, мышка. Будет лисоньке чем поужинать!
в) Развить сюжет по названным персонажам, по теме, по опорным словам.
Сочинение сказки с самостоятельным выбором темы, персонажей, сюжета.
1. Ребенку предлагают рассмотреть комплект фигурок для фланелеграфа (животные, птицы, дети, деревья, домики, скамеечки и пр.) и выбрать из этого количества фигурки персонажей и элементы оформления для будущей его сказки, рассказать ее, располагая фигурки на поле фланелеграфа.
2. Из комплекта сюжетных картинок ребенок самостоятельно выбирает ту, по которой придумает собственную сказку.
3. Ребенку предлагают рассмотреть набор разнообразных игрушек (животные, куклы) и самостоятельно выбрать персонажей для своей сказки. Рассказать сказку детям.
4. Придумать и рассказать сказку о своих любимых животных или о чем захочется.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +