В основе музыкально-игрового творчества лежит самостоятельное выполнение ребенком роли, которую он сам себе выбрал (по договоренности с другими детьми), и построение им сюжета музыкальной игры. Действие роли и структура игры продиктованы текстом песни, тематикой программного произведения, а главное, развитием музыкальных образов. Все это подсказывает ребенку характерные повадки выбранного им персонажа, помогает раскрыть сюжет в определенной последовательности. Ребенок действует не только индивидуально. Он должен сочетать свои движения с действиями других. Музыкально-игровое творчество требует от детей индивидуальных и коллективных усилий.
В первых попытках выполнить творческие задания у детей не хватает выразительных средств для передачи своего отношения к персонажам, движения которых они воссоздают. Но постепенно они привыкают к необычным ситуациям и движения становятся естественными, непринужденными.
На занятиях при разучивании музыкальных игр, указанных в программе, можно использовать учебные и творческие задания. Их сочетание бывает различным в зависимости от характера и построения игр.
Некоторые игры в связи с программной музыкой и содержанием песен зафиксированы в своих сюжетах и построениях. Закреплены и движения детей, выполняющие определенную роль. Например, в игре «Бери флажок» (венгерские народные мелодии, обр. Е. Туманян) на первую часть точно по музыкальной фразе выходят поочередно из четырех шеренг чатверо детек, на вторую часть они танцуют вокруг лежащего на полу флажка и на последний аккорд поднимают флажок. Ребенок, первым взявший флажок, считается выигравшим. Следовательно, здесь все движения зафиксированы, поэтому педагог дает точные указания, иногда показывает отдельные движения. Но даже в этом случае, объяснив детям игру, воспитатель может тут же сыграть пьесу и предложить детям самим подумать, где должен измениться характер их движения в соответствии с музыкой (II часть пьесы).
Многие из таких зафиксированных игр вообще могут быть созданы при активном участии детей. В этом случае детям называется тема игры и исполняется музыка, под которую дети двигаются самостоятельно, придумывая свои движения, лучшие из вариантов обсуждаются и уже усваиваются всеми детьми. Например, детям предлагают поиграть с воображаемым мячом и исполняется музыка Т. Ломовой «Упражнение с мячами». Разумеется, если дети неудачно импровизировали движения, то разучивается вариант, предложенный в описании этой игры. Тем не менее дети уже ощутили радость от своих самостоятельных попыток, и это обогатило их воображение, развило способность произвольно использовать уже накопленный опыт, варьируя элементы движений в новые композиции.
Немало игр построено и так, что некоторые их элементы должны быть точно воспроизведены, а другие части сочинены детьми. Это очень распространенный тип игр, особенно в хороводных. Например, в игре под русскую народную песню «Заинька» хоровод детей движется то в правую, то в левую сторону, а заинька, в соответствии с содержанием песни, придумывает свои движения. И хотя литературный текст подсказывает, что надо делать заиньке (рвать цветы, плести венок, надевать его и т. д.), каждый ребенок может найти свои способы выражения и этим проявить творчество.
Но для того чтобы музыкально-игровое творчество развивалось систематически, все время варьировалось, были созданы специальные музыкально-литературные сценарии в виде песен или программных пьес, которые дети смогли бы сами инсценировать. По мере усложнения музыкального репертуара усложняются и творческие задания. Сначала ребенку предлагается такое произведение, под которое ом импровизирует однотипные движения отдельных персонажей (наездники едут на лошадях, катание на качелях). Затем идут задания, когда дети должны создать музыкально-игровой образ в определенном развитии (садовник копает землю, сажает растения, поливает и т. д.; зайчики веселятся, их кто-то испугал, они убежали и т. д.). Далее задания еще усложняются: действуют уже одновременно несколько персонажей, и дети должны в своих движениях отразить их взаимоотношения (зайчик вышел погулять, появился охотник, заяц убегает). И, наконец, самый сложный тип заданий, когда детям предлагается самим построить композицию игры. Дети сами распределяют роли, договариваются между собой, намечают план действий, например, самостоятельная инсценировка детьми песни А. Филиппенко «На мосточке» (волк напал на ребят, они испугались, козлик вступает в бой с волком).
Музыкально-игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей.
Задача. Формировать способы передачи сначала однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей; побуждать детей к поискам выразительных движений.
Методические указания. Детей знакомят с темой игры и предлагают двигаться сразу под музыку. Движения носят импровизационный характер. Чтобы создать определенное настроение, можно дать выразительную характеристику персонажей, например прочитать строчку песни: «Наши кони чисты, наши кони быстры» (песня Е. Тиличеевой «Наши кони чисты»). Можно использовать форму музыкальной загадки, например сказать: «Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит» — и исполнить соответствующую пьесу, в которой передан образ бойкого петуха (пьеса В. Агафонникова «Не ездок, а со шпорами»). После этого дети играют, находя выразительные, характерные движения. Педагог должен ярко, выразительно использовать музыкальное произведение, чтобы дети ощутили стремительный, героический характер песни «Наши кони чисты», плавность, равномерность движения мелодии «Качели», задорный характер пьесы «Не ездок, а со шпорами» и т. д. Задания.
1. «Маленький, беленький», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ легко прыгающего зайца. 2. «Вся мохнатенька», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ мягко двигающейся кошки.
3. «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ бойкого петуха.
4. «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского — передать образы качающихся на качелях.
5. «Наши кони чисты», муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Маршака — передать образы отважных кавалеристов, скачущих на конях.
Развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей.
Задача. Формировать способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии, привлечь внимание детей к изменению характера музыки в различных музыкальных фразах, частях.
Методические указания. Так же как и в предыдущих заданиях, дети самостоятельно ищут характерные движения отдельных персонажей. Но при этом педагог обращает внимание детей на то, что музыкально-игровой образ уже имеет определенное развитие. Поэтому надо указать детям на отдельные эпизоды, которые характеризуют это развитие. Например, при инсценировке песни «Сапожник» педагог напоминает, что вначале сапожник спокойно шил сапоги, а потом вдруг: «Ой, беда пришла — сломана игла...» Детям ничего не говорят о движении, они сами начинают поиски, двигаясь под музыку.
Дети импровизируют свои движения под песни, исполненные взрослыми. Все внимание детей должно быть обращено на поиски выразительных движений.
Задания.
1. «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова, пер. В. Викторова. Первый эпизод — шитье сапожек, второй эпизод — сломалась игла у сапожника.
2. «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. С. Полонского, пер. Н. Найденовой. Пляска персонажей, различных по возрасту, по характеру.
3. «Уж я колышки тешу», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Инсценировка характерных трудовых движений.
4. «Выйду за ворота», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Первый эпизод — прогулка около озера, любование им; второй эпизод — ловля рыбы.
5. «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Первый эпизод — полка лука; второй эпизод — перебрасывание сорняка; третий эпизод — любование растением.
6. «Земелюшка-чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут венки и т. д.
7. «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки, танцует.
8. «На горе-то калина», русская народная песня, обр. Ю. Чичкова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки и т. д.
9. «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского. Ребенок дирижирует оркестром, меняя характер движений в соответствии с игрой различных инструментов.
Взаимодействие нескольких персонажей в процессе игры.
Задача. Формировать способы выражения отношений между отдельными персонажами в музыкальной игре; развивать чувство партнера; побуждать детей к поискам выразительных движений, характерных для различных музыкально-игровых образов.
Методические указания. Во всех предлагаемых песнях повествуется о различных взаимоотношениях между персонажами. В одних случаях герои произведения действуют рядом, не вступая в прямые отношения между собой. Перед детьми возникает задача найти такие выразительные движения, которые подчеркнули бы контрастные, типичные черты характера каждого персонажа, например, отметить нерасторопность всех движений Мямлика и противопоставить им организованность, подвижность Шустрика. Педагог в своих указаниях подчеркивает эти характерные черты контрастных образов.
В других, более сложных случаях персонажи вступают в определенные взаимоотношения — порой конфликтные, порой дружественные, овеянные желанием совместно действовать. Педагог создает такие условия, чтобы дети почувствовали и настороженность зайчика при появлении охотника, и радостное стремление помочь другу-муравью, и удовольствие от совместных движений в игре «У меня сестренок семь».
Задания.
1. «Котик и козлик», муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Жуковского. Передать образ бодливого, сурового козлика и вкрадчивого, плавно двигающегося котика.
2. «Шустрик и Мямлик», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского. Передать образ ловкого, быстрого Шустрика и медлительного, незадачливого Мямлика.
3. «Помогите!», муз. Е. Тиличеевой, перевод с чешского С. Маршака. Первый эпизод — маленький муравей пытается поднять бревно, второй эпизод — клич к друзьям — все помогают ему.
4. «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, сл. детской народной прибаутки. Передать образ беззаботного зайчика, стремительное появление охотника, бегство зайчика.
5. «У меня сестренок семь», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Передать образ заботливого брата, который трудится, играет, веселится по очереди с каждой из семи сестер.
6. «У медведя во бору», русская народная песня, обр. Т. Попатенко. Медведь спит, дети подкрадываются к нему, стараясь его не разбудить, но он просыпается, ловит детей.
7. «Охотники и зайцы», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова. Передать решительные движения охотников, крадущиеся движения зайцев и т. д.
8. «Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный полет летчиков, их приземление.
Построение и композиция детьми музыкальной игры.
Задача. Формировать способы творческих действий детей, направленных на самостоятельное построение ими музыкальной игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов.
Методические указания. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают и распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно. Педагог лишь вначале рассказывает содержание сказки, рассказа и исполняет музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды.
Иногда некоторые из этих эпизодов (например, действия какого-либо персонажа) могут быть сложны для детей. Педагог должен иметь это в виду и заранее дать детям отдельные небольшие творческие задания типа этюдов, требующих от детей выполнения данных характерных движений, но под другую музыку. У ребенка, таким образом, уже будет опыт в выразительной передаче действий именно этого персонажа. Он успешнее справится с аналогичным заданием уже в более сложной ситуации. Конечно, в образной передаче движений персонажа будут какие-то особенности, нюансы, связанные с другим музыкальным произведением.
Путь освоения способов творческих действий может быть иным. Дети сразу после прослушивания инсценируют игру.
Встретившись с затруднениями, они тут же обсуждают, удалось ли выразительно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа, предлагают различные варианты исполнения творческого задания.
Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в различных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.
Задания.
1. «На мосточке», муз. А. Филиппенко, ел. Г. Бойко, пер. с украинского М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод — встреча волка и детей; второй — борьба козлика и волка; третий — общая радость детей и козлика. 2. «Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н.Метлова. Распределение ролей — бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий.
3. «Как у наших у ворот...», русская народная песня, обр. В. Агафонникова. Инсценировка песни, выполнение характерных движений мухи, комара, стрекозы, муравья (поочередность их выступлений).
4. «Что видела белочка в детском саду», муз. Т. Ломовой. Первый эпизод — сон игрушек; второй эпизод — движения кукол, петрушек, зайцев в присущей им манере; третий эпизод — «конфликты»; кто-то обидел зайчика, его утешают, петрушки дразнят мишку; четвертый эпизод — общее примирение, веселье.
5. «Кто построил этот дом?», муз. Е. Тиличеевой. Первый эпизод «На улице Садовой дом построен новый».
Возможные решения могут быть очень разнообразны: типа хоровода — инсценировки песни; постройка воображаемого дома; фигурные перестроения и т. д. Второй эпизод — инсценировка трудовых движений2: архитектора (спокойные, но четкие движения архитектора, выполняющего воображаемую чертежную работу), каменщика (равномерные и четкие движения — обратить внимание на акценты в сильных долях каждого такта), штукатура (отчетливые, энергичные движения), маляра (быстрые движения с воображаемым насосом). Третий эпизод — «Новый дом почти готов, примет к празднику жильцов» — носит характер заключения инсценировки.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.