(Из опыта работы детского сада № 16 г. Ленинграда)
Развитие творческих способностей — важная задача, которую необходимо решать, обучая детей рисованию, лепке, аппликации. И начинать ее осуществление необходимо уже с младшей группы детского сада.
Нас заинтересовал вопрос взаимосвязи рисования и аппликации, использования детьми специфических для этих видов художественной деятельности средств в передаче образного содержания.
В работе с детьми мы прежде всего учили наблюдать и видеть окружающие предметы, уметь изображать в рисунке наиболее простые из них, правильно пользоваться карандашом, краской, кистью, клеем и т. д. При подготовке к занятиям, выборе темы подбирали близкое детям содержание, старались эмоционально подготовить их к выполнению конкретного задания.
На занятиях аппликацией мы давали детям разнообразный фон бумаги. В зависимости от содержания задания цветной фон каждый раз назывался по-разному (зеленый — травка, полянка, лужок; желтый — песок, дорожка; голубой — вода, небо и т. д.).
Аппликация часто предшествовала рисованию, помогая детям понять форму, строение изображаемых предметов и передавать их затем в рисунке. С этой целью на занятиях аппликацией мы старались чаще давать детям силуэтные изображения
животных, птиц.
Перед тем как детям выполнить аппликацию на тему «Бегут кошки по дорожке», воспитатель дал образец и показал способ наклеивания. Так как это занятие было одним из первых, при объяснении воспитатель много внимания уделил техническим приемам — учил набирать клей, намазывать все части силуэта (туловище, лапы, хвост, голову). В процессе наклеивания дети старались не пропускать ни одной из названных частей. При рассматривании работ внимание детей обращалось на характерные очертания силуэта, его расположение на листе («дорожке»). Увидев у Алеши одну кошку, наклеенную вверх лапками, дети сказали, что так «неправильно». Воспитатель заметил: «Алеша по-другому наклеил, у него одна кошечка упала».
Наклеивая плывущих уточек, дети говорили. «У Иры уточки плывут навстречу друг другу, а у Гали — ныряют», это свидетельствовало о том, что дети сами стали замечать разнообразие в расположении силуэтов.
Предварительная работа по наклеиванию отдельных силуэтов с проявлением собственного отношения к изображаемому дала нам возможность подвести детей к передаче несложного сюжета. Мы хотели помочь детям решить эту задачу путем сочетания изобразительно-выразительных средств рисунка и аппликации.
Продолжая работу над изображением круглой формы, мы провели повторно аппликацию «Утята», изменив содержание задания (утята бегают по дорожке). До занятия были внесены целлулоидные утята. Они сразу привлекли внимание детей. Дети рассматривали их, играли с утятами, купали. После этого мы предложили наклеить фигурки утят. Если на предыдущих занятиях готовые силуэты лежали на листе бумаги прямо перед каждым ребенком, то сейчас задание усложнялось тем, что надо было подобрать для каждого утенка по две лапы и клюву, с чем дети быстро справились. Затем дети наклеили части и нарисовали утенку глаза.
Детям была предоставлена возможность свободно располагать утят на листе бумаги. Обсуждая работы, они сами замечали: «Утенок упал», «Клюет», «Замерз», «Бежит» и т. д. Мы спрашивали: «А как ты догадался, что утенок клюет?» Это заставляло ребенка подумать, чем же была достигнута выразительность позы, как надо сделать, чтобы получилось по-другому.
Последующее рисование этих же игрушек показало, что дети стремятся не только повторить в рисунке форму персонажа, но и делают некоторые дополнения. Так, у Антошиного утенка появились крылья. На рисунке видно, что это не случайный мазок, а продуманно добавленная ребенком деталь.
Другое задание было связано с передачей в рисунке и аппликации зимних впечатлений. Основное внимание мы обратили на изображение снеговика. Прежде чем рисовать снеговика, дети лепили его из снега на прогулке, на занятии наклеивали из готовых форм.
Дети знали заранее тему предстоящего занятия и в этот день особенно нетерпеливо ждали рисования, которое стало для них одним из любимых занятий. Рисунки в большинстве получились хорошие и так радовали детей, что каждый старался, чтобы его рисунок поскорее увидели родители.
В процессе обучения рисованию мы давали бумагу и краски таких цветов, которые дети хорошо знали, могли называть и самостоятельно выбирать их для изображения нужного предмета. Знакомство с цветом проходило как в процессе изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.
Сочетание аппликации и рисования помогало научить детей передавать более сложные по форме объекты. После веселого новогоднего праздника детям было предложено нарисовать елку. Зная, что им трудно дается изображение наклона веток, мы предложили предварительно ее наклеить, собрав из отдельных частей изображение дерева. На занятии по аппликации это удалось сделать некоторым детям. В процессе рисования они изобразили ветки параллельными линиями. На последующих занятиях дети могли продолжить работу над своим рисунком. Игорь нарисовал около елки зайца. В рисунках других детей около елок появились медведи, снеговик, птицы. Таким образом, от изображения одного предмета дети смогли перейти к передаче несложного сюжета, проявляя самостоятельность, творчество.
При обучении изображению прямоугольных форм мы начали с самого простого — рисования ворот. На подготовленных к занятию столах дети строили воротца, разные по цвету, высоте, ширине. На рисунках появились и забор около ворот, и снеговик, и елка, и вместо снеговика случайно получившийся медведь. Различные игровые ситуации помогали сделать процесс изображения доступным маленьким детям. Главный персонаж хорошо знакомой сказки «Колобок» прост по форме, а так как дети неоднократно драматизировали сказку, сами играли с настольным театром, рисунки получились разнообразные по цветовой гамме, форме, композиции.
В процессе обучения рисованию, аппликации, помимо персонажей из сказок, много внимания было уделено изображению человека. Дети любят рисовать куклу, маму, однако испытывают затруднения в передаче отдельных частей. Для того чтобы помочь детям, на занятии по аппликации мы предложили собрать из частей и наклеить куклу Аленку, расположив все части тела на свои места. Руки предложили наклеить в любом положении: вверх, вниз, в стороны. Воспитатель использовал при объяснении неполный показ приемов наклеивания частей. Руки дети приклеивали сами. В последующем рисовании, изображая Аленушку, многие сохраняли то же положение туловища, рук, какое было в аппликации. В рисунках дети украшали одежду куклы цветными точками, полосками, пуговицами и т. д. Этим они хотели передать различие в одежде, подбирали яркие цвета красок.
Сравнивая детские работы, мы обнаружили, что дети, у которых была слабая аппликативная работа, дали слабый рисунок. Те, кто отсутствовал на занятии по аппликации, не справились с заданием по рисованию.
На занятиях рисованием мы обратили внимание детей младшего дошкольного возраста на характерные особенности изображаемых предметов. Учили их рисовать дерево без листьев. Из-за блеклого фона изображения деревьев получились очень неинтересными, однообразными по цвету. Мы решили изменить методику занятия и посмотреть, что получится у детей, если предложить им выбрать любую игрушку, поставить перед собой и рисовать на тех же рисунках, где были изображены деревья, самим придумать, кто будет сидеть под елочкой, деревом и т. д. Передавая окраску того или иного персонажа, дети брали нужный им цвет краски. Так, Саша попросил дать ему оранжевый цвет, чтобы нарисовать белку. Правда, назвать его он не смог: раньше этот цвет на занятии мы не давали. В рисунках некоторых детей форма получилась различной.
Последним, как бы итоговым занятием в младшей группе было рисование «Наши игрушки». Каждый ребенок накануне выбрал себе игрушку (а некоторые по две-три), которую он будет рисовать. Заранее с каждым мы поговорили о выбранной игрушке, о ее характерных признаках, обратили внимание на разнообразие форм. Присутствие на занятиях рисованием того предмета, который дети потом изображают, помогло им передать в рисунке форму игрушки.
Кроме занятий аппликацией и рисованием, объединенных общей тематикой, мы провели несколько занятий, на которых сочетались приемы рисования и аппликации. Так, дети рисовали травку, наклеивали домик для петушка, позже появился сам петушок. А чтобы лиса не унесла петушка, мы предложили нарисовать забор. Когда работы были закончены, дети с интересом их рассматривали и рассказывали содержание. Они вспомнили знакомую сказку, сами подмечали, в каком рисунке петушок идет домой, где уходит от дома, где он сидит на заборе, где спрятался за забор и т. д. Вначале детские работы не отличались разнообразием композиции. Маленькие дети не могли заранее продумать расположение предметов и их отношение друг к другу. Однако, рассматривая свои работы, они постепенно начинали понимать, что предметы надо не просто рисовать или наклеивать, а группировать на листе бумаги. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: предварительное занятие аппликацией помогает детям быстрее освоить изображение предмета в рисунке, они активнее проявляют свое творчество, раскрывая образное содержание. Использование на одном занятии различных выразительно-изобразительных средств (аппликации и рисования) дает возможность в дальнейшем разнообразить формы заданий, сочетать ряд интересных приемов, направленных на развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.