Методическое пособие по изобразительной деятельности к «Программе воспитания в детском саду» создается впервые. В нем раскрываются содержание и методы работы во всех группах детского сада.
Одна из главных особенностей предлагаемой методики заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, предоставлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.
Важное условие развития детского изобразительного творчества — овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, способов работы с ними. Поэтому в данном пособии эти вопросы раскрываются при описании работы в каждой возрастной группе.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем. Об этом также должны заботиться воспитатели всех групп.
Авторы пособия рассматривают занятия рисованием, лепкой, аппликацией в связи между собой и с другими сторонами воспитательной работы. Особое значение придается общественной направленности тематики занятий.
В описанных занятиях, в планах и конспектах предлагаются темы детских работ, позволяющие отражать явления общественной жизни нашей страны: строительство, полеты космических кораблей, труд советских людей, участие в субботнике и многие другие.
Большинство воспитателей знают, какие методы и приемы обучения изобразительной деятельности существуют, но не всегда умеют применять их на занятиях. В связи с этим авторы считают необходимым давать в тексте описания занятий, раскрывать использование отдельных методических приемов.
Пособие написано с учетом всех исследований, проведенных за последнее десятилетие в области изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, в том числе исследований по сенсорному воспитанию, которые обогатили методику обучения, способствовали включению в занятия обследования предметов с целью уточнения представлений детей о них. Исследования по технике рисования позволили определить роль изобразительных движений руки ребенка, необходимость овладения различными материалами для рисования, помогли расширить традиционный набор художественных материалов, которые использовались в детском саду.
Авторы опирались на исследования по детскому изобразительному творчеству, проведенные лабораторией эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, на исследования по обучению и развитию детского изобразительного творчества в лепке (Н. Б. Халезова, Москва).
Методика изобразительной деятельности обогатилась благодаря включению знакомства детей с изобразительным искусством, доступность некоторых видов которого была доказана исследованиями и широкой работой с детьми.
При написании пособия авторы учитывали материалы, позволяющие рассматривать занятия рисованием, лепкой, аппликацией как одно из эффективных средств подготовки детей к школе.
Предлагаемые в пособии содержание занятий и методы неоднократно проверялись как в опытных, так и в массовых детских садах, а также на семинарах (краткосрочных и постоянно действующих), проводимых с воспитателями.
Книга состоит из пяти глав, в которых последовательно раскрывается методика работы с детьми по изобразительной деятельности в возрастных группах детского сада. В каждой главе даются перспективные планы по всем видам изобразительной деятельности и конспекты занятий. Форма планов позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим, музыкальными занятиями и др. Это особенно важно для начинающих педагогов, не умеющих еще охватить все стороны работы в целом, представить их во взаимосвязи, обеспечить наиболее полное решение всех задач воспитания в разных видах деятельности детей. Но данная форма вовсе не является обязательной для каждого воспитателя: она приводится для того, чтобы показать возможности перспективного планирования.
В первой главе раскрываются особенности организации занятий по рисованию и лепке в первой младшей группе. Учитывая, что в этой группе изобразительная деятельность вводится впервые и основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке, авторы особое внимание уделяют раскрытию организации занятий и специфике работы с детьми этого возраста.
Одной из основных задач изобразительной деятельности во второй младшей группе, в отличие от предыдущей, является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движениям, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира. В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствует началу развития аналитического (зрительного и осязательного) восприятия детей.
Авторы стремятся показать на конкретных примерах, что введение обследования и активизация детей в этом процессе позволили предоставить детям больше самостоятельности в изображении предметов, исключить постоянный показ приемов изображения и образец воспитателя. В этой группе выделяются три вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые даются в единстве и взаимосвязи, что находит отражение в примерных планах занятий (на октябрь и март).
В средней группе продолжается обучение формообразующим движениям, но более дифференцированно (различие пропорций, величин, положения в пространстве) в связи с расширением представлений детей о внешнем виде окружающих предметов. Вводимую в этой группе декоративную деятельность следует использовать для осуществления задач эстетического и сенсорного воспитания: развития чувства цвета, композиции, расширения представления о цветах, величинах, геометрических формах. Отражение окружающей жизни вызывает необходимость развития пространственных представлений у детей.
В этой группе вводится вырезывание и в связи с этим обучение детей пользованию новым для них инструментом — ножницами.
Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений, с чем связано изображение пропорциональности предметов, их величин и пространственных отношений. Овладев умением передавать строение предметов, дети получают возможность при изображении людей, животных в движении изменять положение частей тела, туловища. Воспитателям необходимо уделять особое внимание развитию цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования. В процессе знакомства детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства необходимо развивать эстетические чувства и оценки.
Подготовительная группа является завершающей., Подготовка детей к школе осуществляется и в предыдущих группах, но в этой она выражается наиболее ярко. Большие возможности заложены и в изобразительной деятельности, так как в итоге каждого занятия остается результат (рисунок, лепка, аппликация), который можно анализировать и оценивать. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией связаны с подготовкой необходимых материалов, требуют от каждого ребенка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий, умения довести начатое дело до конца, умения оценить свою работу и работу товарища. На воспитание этих сторон личности педагогу и следует обратить особое внимание в работе со старшими детьми.
В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, характерной формы и строения предметов, выражения сюжетного содержания. Вместе с тем частично решаются те задачи, которые ставятся школой: передача конкретных свойств натуры, знакомство с элементарными закономерностями декоративного искусства. Важно, чтобы в этой группе ознакомление с произведениями изобразительного и декоративного искусства и отдельными художниками носило систематический и планомерный характер.
Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях. Изобразительная деятельность детей является одним из важных средств эстетического воспитания. Это проявляется в содержании и построении предлагаемой методики работы с детьми: и в развитии умения видеть и понимать прекрасное, и в отборе содержания для изображения, и в развитии эстетических чувств на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, и в отборе материалов для занятий, позволяющих добиться наиболее выразительного изображения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.