Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Декоративно-оформительская работа с детьми старшего дошкольного возраста


Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство — детям"
Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru

Процесс оформления синтетичен, сложен по своему содержанию. В связи с этим надо познакомить детей с выразительными средствами, их многообразием при оформлении различных объектов (книжки, спектакля, помещения к празднику). Обсуждая художественные образцы, дети знакомятся с декоративным оформлением, последовательностью его реализации, с художественно-образным звучанием темы праздничного оформления. Затем надо продумать педагогические условия для оформительской деятельности детей.
Работа строится в форме тематических заданий образного характера. Последовательно осваивается этапность единого процесса оформления. Исходя из темы, дети решают оформление центральной стены зала (эскиз), затем под руководством педагога воплощают решение своего эскиза в макете зала, композиционно и в цвете его оформляют, сохраняя художественную выразительность эскиза.
Ранее мы отмечали, что метод этапности широко применяется в художественно-оформительской практике. Педагогическая ценность этого метода состоит не в механическом усвоении дошкольниками определенной последовательности действий, а в пробуждении у них авторского отношения к декоративно-оформительскому творчеству уже на эскизной и макетной стадиях работы. Важно также, что одну и ту же задачу дошкольник решает на разном материале в разных ситуациях (плоскостное и объемно-пространственное оформление праздника в эскизе центральной стены зала, макете зала). Таким образом, вместе с детьми можно подготовить оформление помещения детского сада для каждого праздничного утренника.
Перед тем как начинать с детьми непосредственную поэтапную работу по подготовке оформления к празднику, целесообразно заинтересовать и ориентировать их в предстоящей декоративно-оформительской деятельности. В этом особенность подготовительного этапа. Можно, например, предложить детям несколько книжек одного и того же содержания, но с иллюстрациями к одним и тем же эпизодам разных по творческому почерку (графической манере) художников. Так, сказка «Конек-Горбунок» П. Ершова иллюстрирована художниками Ю. Васнецовым, В. Конашевичем, Н. Кочергиным, Н. Драгуновым и другими. Аналогично можно предложить детям рассмотреть макет декораций какой-то одной пьесы (или сцен пьесы), решенных также в различных изобразительных манерах, или можно показать эскизы нескольких вариантов оформления одного и того же помещения (зала или групповой комнаты) к одному и тому же празднику. Рассматривая иллюстративные образцы, дети наглядно убеждаются, что можно по-разному нарисовать картинки к одному и тому же эпизоду книжки, по-разному сделать декорации, по-разному украсить помещение.
В оформительской деятельности важно учитывать возможность изменения оформления в связи с развертыванием сценарной программы праздника. Поэтому целесообразно и интересно выяснить и такой вопрос: соотносят ли дети выбор и построение декорации с ходом сценария? Для этого можно предложить детям несложное задание — подготовить сменные декорации к небольшому сценарию, например на следующее содержание четырех картин:
Картина 1. Был зимний морозный день. На голубом небе ярко светило солнышко. На поле, покрытом снегом, стояла избушка, а вокруг нее зеленые елочки.
Картина 2. День прошел, солнышко закатилось, и наступила темная, звездная ночь. На небо вышел золотой, рогатый месяц.
Картина 3. Вдруг месяц и звезды заволокло снежной мглой. Пошел белый пушистый снежок. Все вокруг покрылось слоем белого снега: и крыша избушки, и елочки.
Картина 4. Снег прошел. Ночь прошла. Наступил день. На голубом небе ярко засияло солнышко. Избушка и елочки, покрытые снегом, засверкали на солнце, и стало светло и радостно.
К этой пьесе выполняются декорации — три ширмы-выгородки «Ясный день», «Звездная ночь», «Снежная ночь».
Выполняются переставные изображения солнышка, месяца, двустороннее изображение избушки и две-три елочки, с одной стороны зеленые, а с другой — белые, усыпанные снегом. Декорирование производится на белой бумаге — снежное поле. Прочитывается с паузами весь текст. По ходу сценария дети находят и переставляют соответствующие декорации, изменяя картины по сценарию.
Работа по декорированию пьесы увлекает детей, им нравится изменять декорации по ходу действия. С таким же интересом они воспринимают и праздничное оформление новогоднего праздника, представленное в макетах зала. Очевидно, изображаемое в макетах и декорациях оформление воспринимается детьми как нечто интересное, близкое, понятное. Однако, как только этим же детям предлагается самостоятельно выстроить оформление (декорацию) в макете, они не могут, слушая текст очередной сцены, выбрать соответствующий элемент декорации и поставить его на место. Можно указать на наиболее характерные ошибки, допускаемые детьми в действиях по декорированию сцен пьесы: многие часто ошибаются в выборе того или иного элемента декораций и, не замечая своей ошибки, уверенно продолжают оформлять сцены дальше; часто увлекаются сменой самих элементов декораций, забывая менять выгородки фона; нарушают и последовательность декорирования сцен пьесы. Следует дать детям возможность поупражняться в этой работе самостоятельно и под руководством педагога.
Для облегчения работы надо удлинять паузы между сценами при прочтении пьесы. Это дает хорошие результаты, поскольку причиной ошибочных действий детей в основном является неизвестный для них способ действий.
Интересно, в форме игры может быть проведено такое задание. Детям предлагается выбрать любую иллюстрацию по знакомой сказке, прозаическому отрывку и рассказать соответствующий эпизод. Играет небольшая подгруппа детей (5—6 человек), которые определяют между собой победителя, того, кто не только лучше передал содержание эпизода по картинке, но и отметил художественно-изобразительные особенности данной иллюстрации.
После этого необходимо перейти к обучению детей более сложной ориентировке в декоративной оформительской деятельности — соответствуют ли рисунок, цвет и композиция оформления содержанию книжки или пьесы, назначению комнаты или содержанию праздника.
В доступной для детей форме надо объяснить, насколько важно выбрать изобразительные средства (рисунок, цвет и композицию) в соответствии с содержанием, жанром эпизода, ходом сценария пьесы и видом праздника. Все это следует подтверждать иллюстрациями. Игровое задание можно провести следующим образом. Детям прочитывается незнакомый эпизод из какой-либо сказки и новый отрывок из рассказа. Перелистывая одну за другой иллюстрации к этой сказке, рассказу, они должны найти картинку с этим эпизодом и объяснить свой выбор, причем особое внимание обращается на графическое выражение (рисунок, цвет и композицию) иллюстраций сказки или рассказа. Так же можно познакомить детей с макетами декораций сказки, рассказа.
Сравнивая манеру графического исполнения иллюстрации к сказке и рассказу, дети быстро находят своеобразие сказочного (декоративного) и обычного (иллюзорно-реалистического) решений. Дети после небольшой работы с ними хорошо улавливают зависимость декорационных элементов, их изобразительной трактовки от содержания и жанра пьесы.
По этой же методике проводится ознакомление детей с особенностями оформления помещения. Наглядная демонстрация образцов декоративного убранства зала к различным праздникам в макетах знакомит детей с тем, как важно учитывать при украшении помещения к празднику не только смысл, идею этого события, но и особенности оформляемого помещения.
Таким образом, на подготовительном этапе приобщения детей к оформительской деятельности их знакомят с некоторыми видами и особенностями декоративного оформления. В иллюстрациях, диапозитивах раскрывается многообразие художественных средств оформления.
Основной период — это непосредственное участие детей старшего дошкольного возраста в декоративном оформлении к праздникам. В своей последовательности эта работа включает ознакомление с эскизной и макетной разработкой оформления по теме-замыслу, поэтапную реализацию этой темы в натурной экспозиции оформляемого помещения.
Важно отметить, что декоративно-оформительская работа с детьми при сохранении известной последовательности методики может проводиться в различных организационных формах: на занятиях и в самостоятельной деятельности. Следует при этом говорить не только об оформлении помещения к тому или иному празднику, но и о создании всевозможного оформления отдельных видов развлечений (драматизации, тематических концертов и т. д.). Макетная форма работы имеет также место при оформлении костюма, декораций к спектаклям и т. д.
Декоративно-оформительскую работу к праздникам с детьми следует начинать с подготовки и организации декоративного оформления к всенародному празднику Великой Октябрьской революции (7 Ноября).
Ознакомление детей с назначением макета и его оформлением вызвано необходимостью проведения с детьми работы по подготовке декоративного убранства помещения к празднику. Обычно дети не справляются с заданием по оформлению макета зала к празднику. Поэтому целесообразно сначала совместно с ними провести всю работу по подготовке праздничного убранства зала (в натуре), с тем чтобы впоследствии дети смогли запомнить натурное оформление, выполненное с их участием, и после праздника по памяти перенести его в макет зала. Это несомненно поможет детям лучше уловить, осознать взаимосвязь оформления макета и зала. Методика работы строится следующим образом. Педагог проводит со всеми детьми беседу о содержании праздника и предлагает им подумать и высказаться о возможных вариантах оформления зала к этому празднику. Пусть дети выполнят какую-то деталь общего оформления. Необходимо постепенно вовлекать детей в работу по оформлению.
Следует оговориться, что особую роль в работе с детьми на этом этапе играет последовательность преподнесения материала. Дети обычно правильно представляют оформление праздника, посвященного Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе с аппликативно выполненными элементами, изображающими парад, демонстрацию, они включают и осенние мотивы (багряно-красные листья, плоды и т. д.). К этому празднику можно подготовить фризовую композицию оформления (торцовой стены зала) на тему «Парад на Красной площади» и композицию — панно (в оконных простенках) по теме «Осенний листопад».
Оформление центральной стены зала на этом этапе работы с детьми осуществляется художником-педагогом, так как доверять детям участвовать в оформлении центральной стены преждевременно. Необходимо постепенно приобщать их к оформлению сначала двух-трех, а затем четырех стен зала.
Чтобы дети представили различные варианты оформления зала, надо с ними тщательно его осмотреть, обратить их внимание на свободные участки стен, их окраску, освещение и т. д.
После того как воспитатель познакомит детей с оформлением центральной стены зала, задуманным взрослым, дети уже по-новому рассматривают стены и простенки, оценивают возможность их использования при оформлении. Воспитатель объясняет детям, какое участие они могут принять в оформлении. Желательно вначале провести беседу по оформлению групповой комнаты и выполнить его. Работа по возможности должна проводиться в помещении, которое предстоит оформить. В этом случае дети могут представить результат, согласовывая композицию оформления не только с ориентиром (эскизом), но и с форматом оформляемой стены. Здесь же предлагается выполнить разные по содержанию задания, результатом которых должно явиться оформление группы или зала к празднику. Так, каждый ребенок может сделать из одного листа цветной бумаги декоративный силуэт — элемент общего оформления зала и групповой комнаты. Размер, цвет и рисунок силуэта определяются характером оформления праздника или содержанием развлечения.
Знания и навыки, полученные на занятиях по декоративному рисованию и аппликации, помогают детям успешно справиться с заданием. Они с удовольствием выполняют большие, красочные силуэты. Многие могут работать стоя, что облегчает для них оценку своей работы с разных позиций.
На следующем занятии детей распределяют по подгруппам (примерно четыре подгруппы по 6 человек). Каждая подгруппа выкладывает орнаментальный узор (фриз или панно) из подготовленных ранее аппликационных форм. Конечно, эта новая по содержанию работа увлекает детей, но она им еще сложна. Они не могут представить себе общего композиционного решения, подчас не согласовывают свои действия с действиями других детей, украшают только свой участок. Именно здесь и необходимо руководство воспитателя. Он должен помочь детям увидеть всю композицию оформления в эскизе. Эскиз будущего оформления служит прежде всего ориентиром к коллективным действиям. Форма.его может быть разной как по содержанию (эскиз оформления стены или всего помещения, костюма, элемента декорации и т. д.), так и по изобразительным средствам и материалам исполнения (пейзаж, орнамент, выполненные акварелью, гуашью, пастелью» в технике аппликации и т. д.).
После этого дети под наблюдением педагога сами оценивают результаты своей работы, выбирают наиболее удачные силуэты деталей оформления. Из них воспитатель вместе с детьми составляет панно (силуэты в соответствии с эскизом наклеиваются на крупноформатные листы бумаги или прикрепляются на шнурах). Отдельные детали дорисовываются и все оформление укрепляется на стене.
Через неделю после проведения праздника или развлечения можно привести детей в зал и предложить им вспомнить расположение праздничного убранства (панно, фриза), в выполнении которого они принимали участие, и нарисовать его. Для этого каждый ребенок получает по листу бумаги, представляющему развертку-ленту двух стен макета зала, и коробку цветных карандашей. Обычно дети сразу приступают к работе. Их первые действия свидетельствуют о том, что большинство из них хорошо запомнили убранство зала. Правда, некоторые затрудняются правильно передать масштабные соотношения оформления с площадью стен. Порой и излишняя детализация снижает выразительность детских работ. Но важно, что дети хорошо запоминают и передают в той или иной изобразительной форме в макетах содержание и композиционное построение оформления (панно, фриза). Это и дает возможность предложить им более сложные творческие задания — на одном из занятий самим придумать и разработать макет оформления зала или групповой комнаты к другому празднику (например, как наиболее доступному и понятному — новогоднему празднику).
В зале или групповой комнате педагог объясняет детям, что им, как художникам-декораторам, предстоит нарисовать в макете будущее оформление праздника. Внимание детей обращается на то, что рисовать и украшать нужно не новогоднюю елку, а стены, окружающие ее, убранство которых должно дополнять, обогащать праздничный наряд елки. Предлагается вспомнить ранее виденное оформление новогоднего праздника. Важно разбудить детскую фантазию и творческое воображение.
Каждому ребенку предлагается удлиненный лист бумаги, представляющий трехстороннюю выкройку макета зала (без центральной стены, которую вновь оформляет воспитатель), цветные карандаши и небольшую наряженную игрушечную елочку, сделанную из полиэтилена или картона, но соразмерную по высоте с макетом.
В процессе занятия следует показать, как нужно сгибать стенки макета в углах, чтобы поставить его на стол, дать посмотреть в окна макета и со стороны проема центральной стены, с тем чтобы представить его пространственно. Затем макет вновь раскладывается лентой на столе и дети приступают к работе. Важно проследить, чтобы в работе дети использовали макет елочки как центр всего оформления, устанавливали ее посреди макета зала. Это поможет им более верно зрительно представить все оформление в целом.
Рисунок проемов окон и дверей макета должен соответствовать планировке оформляемого помещения того или иного детского сада. В этом случае дети сознательнее подходят к оформлению макета, представленному как маленький зал; и исправляют неправильную установку макета на столе у товарищей. «У тебя неправильно, смотри — дверь не с той стороны,— надо повернуть»,— говорит мальчик, обращаясь к соседу. Подобное критическое отношение к работе товарища воспитателю следует поощрять.
Работа, проделанная на подготовительном этапе, выполнение отдельных творческих заданий при оформлении помещения к празднику, а также умения и навыки, приобретенные на занятиях по изобразительной деятельности, помогают детям успешно справиться с разработкой макета оформления зала. Под руководством воспитателя изготовленные детьми макеты раскладываются в зале, просматриваются и коллективно обсуждаются. Отбираются лучшие работы для реализации их в натурном оформлении. Выбрать из 20—25 работ (макетов) один-два лучших, наиболее возможных для использования при оформлении зала, не так-то просто. Им трудно объективно оценить какую-то из работ, поскольку дети в основном замечают декоративность и соответствие сюжету, содержанию. «Это украшение лучше, потому что здесь и Дед Мороз красивый, и снежинки падают, а в том почему-то нарисованы цветы и ягоды... Это не новогоднее украшение»,— убедительно говорит ребенок. Но дети не могут учесть некоторые особенности выполнения оформления всего зала, не представляют дальнейшего поэтапного изготовления элементов оформления — все это им пока недоступно.
Поэтому задача воспитателя при оценке работ — обратить внимание детей на эти моменты. «Посмотрите, здесь удачно расставлены ажурные, белоснежные елочки, но их очень трудно сделать. Здесь же (показывает на другой макет) форма елочек проще, их легче изготовить. Давайте возьмем композицию размещения елочек из этого макета, а их форму из другого»,— обращается воспитатель к детям.
Как уже отмечалось, в декоративно-оформительском искусстве художественный образ праздничного убранства можно выразить символически — под девизом условно взятой темы оформления, отвечающей идее (смыслу) праздника, его сценарной программе и особенностям оформляемого места (объекта). При выборе темы оформления педагог, конечно, играет основную роль, но можно и нужно привлекать к этой работе и детей, чтобы они постоянно, на всех участках работы по оформлению чувствовали себя ее соавторами. При подготовке натурного убранства к новогоднему празднику проводится вторичное обсуждение работ детей — макетов новогоднего оформления.
Дети обычно изображают в своих работах по теме новогоднего праздника снежинки, звездочки, елочки и т. д., разные по рисунку и цвету. Поэтому можно предложить им подготовить новогоднее убранство зала по этим мотивам.
Если выбирается объемно-пространственная композиция праздничного убранства зала (с оформлением не только стен, но и потолка), то целесообразно организовать подготовку элементов оформления на фронтальных занятиях по аппликации.
Подготавливается цветная бумага в листах необходимого размера и шаблоны элементов оформления (снежинки, звездочки и т. д.). Шаблоны вырезываются из плотного картона, простые по силуэту. Воспитатель объясняет и показывает основные приемы работы с шаблоном (подбор, наложение, обводка карандашом и вырезывание силуэта из цветной бумаги).
Цветными мелками на доске можно нарисовать звездочки и снежинки непохожими по рисунку на шаблон и предложить некоторым детям самостоятельно подготовить их без шаблонов. При большом количестве изготовленных силуэтов разного цвета, рисунка и формата хорошо сделать снежинки, звездочки полуобъемными. Для этого они подбираются по цвету, рисунку и размеру, накладываются друг на друга и соединяются (склеиваются, сшиваются) вместе. Или можно, например, пятиконечную звездочку средней величины наложить на звездочку большего или меньшего размера того же (или другого) рисунка и чуть сдвинуть в центре по направлению часовой стрелки. Образуется силуэт уже десяти-конечной звездочки. Если на пятиконечную накладывается семи-конечная звездочка, то получается звездочка из двенадцати лучей, и т. д.
Комбинируя рисунок, размер и угол сдвига, можно получать большое количество разнообразных фигур звезд из одних и тех же силуэтов. Если к этому добавить, что ребенок подбирает элементы праздничного украшения, ориентируясь не только на рисунок и размер, но и на цвет, то станет понятна та творческая увлеченность, с которой будут работать дети. Комбинируя возможности колорита и графики силуэтов, дети подчас получают неожиданные формы звезд, переливающихся снежинок.
В процессе работы коллективно обсуждаются подобранные силуэты, отмечаются ошибки, которые здесь же исправляются детьми. Педагог может предупредить появление ошибок у других детей, он показывает всей группе правильное выполнение той или иной детали оформления.
Под руководством воспитателя дети отбирают склеенные звездочки, снежинки в гирлянды по цвету, рисунку и количеству. Звездочки нанизываются на белые нити, закрепляются через определенные интервалы и подвешиваются педагогом на туго натянутую под потолком зала леску по периметру светильников, вокруг места, где будет стоять нарядная елка. Зал принимает вид цельно оформленного пространства. Крутящиеся в воздухе звездочки, снежинки придают залу сказочный вид волшебного новогоднего леса, ожидающего своих маленьких веселых хозяев в костюмах разнообразных сказочных героев, зверей, птиц.
При подготовке оформления зала к утреннику, посвященному празднованию Международного женского дня — 8 Марта, используется та же методика руководства.
Воспитатель на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи рассказывает детям о самом празднике, читает стихи, на музыкальных занятиях разучиваются песни, посвященные мамам, бабушкам, их работе и т. д. Детям напоминают о том, что это весенний праздник, когда распускаются первые весенние цветы: подснежники, фиалки, мимоза. Для того чтобы помочь детям активно и творчески участвовать в оформлении помещений детского сада, хорошо показать им диапозитивы, художественные открытки и плакаты, цветные фотоснимки и иллюстрации с изображением весенних цветов, различных мотивов к этому празднику. Внимание детей обращается на то, как в цветах передано радостное настроение: светлыми серебристыми тонами, тонкими линиями молодых стеблей и лепестков, ритмом фиолетовых и голубоватых пятен подснежника на снегу, пушистостью распустившейся мимозы, первой зелени.
Показ иллюстраций и чтение стихов о пушистой мимозе, нежном подснежнике дети порой могут воспринять как сигнал к рисованию этих цветов в макете. Чтобы этого не произошло, следует обратить их внимание на то, что не столь важно нарисовать всю веточку мимозы на какой-то одной стене макета, как попытаться в целом представить зал оформленным к весеннему празднику 8 Марта.
Действия детей по оформлению макета становятся намного увереннее. Вновь используется прием установки маленького зала на столе и раскладки коробки макета в ленту — выкройку макета. Дети более самостоятельно рисуют эскизы оформления. Большинство детей представляют убранство этого праздника через цветочные мотивы: веточки мимозы, фиалок, подснежников — и по-разному выполняют свои замыслы.
Коллективное обсуждение детских работ — макетов оформления проводится в зале. Большинство ребят передают нежное и радостное настроение весеннего праздника. Дети сами отбирают наиболее удачные решения макетов и с воспитателем продумывают материалы их исполнения в натуре.
Хорошо оформить центральную стену зала в виде ветки мимозы. Золотистые, пушистые шарики мимозы могут удачно представлять детские воздушные шары. Их интересное, декоративное расположение создает легкую объемно-пространственную, живую декорацию. В убранстве центральной стены могут участвовать несколько детей под руководством воспитателя. Остальные вместе с другим воспитателем делают веточки мимозы, цветы для оформления своих выступлений и украшения стен зала. Воздушным шарам с помощью тампона (кусочек поролоновой губки), смоченного гуашью (белила с желтым кадмием), придается вид мягкой, пушистой мимозы. Тем же приемом гасятся световые блики на шарах. Воспитатель вместе с детьми подбирает нежно-зеленую креповую бумагу, из которой нарезается бахрома веерообразных листьев. Затем составляется общая композиция ветки мимозы из шаров и листьев.
Ветка укрепляется на прочной нитке, свободно свисающей с потолка. От нее отходят тонкие упругие дугообразные проволочки, на которых крепятся листья мимозы. При подготовке такого оформления дети хорошо справляются с простейшими работами: нарезанием бахромы листьев, изготовлением веточек мимозы (из желтого поролона). Однако ряд операций по созданию объемно-пространственной, динамичной декорации им не под силу. Они не могут определить контуры и вырезать необходимый по размеру лист мимозы, так как не представляют в масштабе объемную моделировку ветки мимозы. Эти работы делает воспитатель, а дети наблюдают за его действиями, выполняя несложные поручения.
Параллельно с убранством к этому празднику дети с волнением и радостью готовят подарки: закладки для книг, вышивают и рисуют цветы и способом аппликации оформляют пригласительные билеты маме и гостям на праздник в детский сад.
В подготовке оформления зала, групповой комнаты и других помещений детского сада к утреннику, посвященному 1 Мая, принимают участие все дети. После ознакомления с содержанием праздника и темой оформления «Майский салют над Москвой» можно провести с детьми одно-два фронтальных занятия по рисованию, на которых они как бы входят в образ темы убранства. Детям предлагают нарисовать красками (гуашь) праздничный салют на бумаге темно-синего тона. По ходу работы воспитатель показывает красочные рисунки и диапозитивы праздничных фейерверков в ночном небе, читает стихи о празднике и салюте, помогает найти удачную форму и расцветку звездочек салюта, составить своеобразную композицию огненного букета в ночном небе, показывает на доске, как нарисовать звезды салюта. Обычно дети справляются с этой работой, декоративно рассыпая фейерверки по синей бумаге. Надо предлагать детям использовать разное положение листа бумаги: по горизонтали, вертикали. Это делает рисунки более живописными и разнообразными.
По иллюстрациям дети знакомятся с изображением Красной площади, стен и башен Кремля. Обычно они начинают свои работы с рисунка стен и Спасской башни Кремля. Затем контурное изображение они сплошь закрашивают красной краской (киноварь, краплак, алая). Некоторые увлекаются деталировкой изображений зубчатой стены и башни и не успевают вовремя закончить эскиз. Поэтому им следует предоставить дополнительное время. При обсуждении работ отбираются наиболее удачные, отвечающие задаче оформления, учитывающие формат стены зала, выразительные по рисунку, цвету и композиции.
Затем проводится поэтапная разработка праздничного оформления центральной стены зала в соответствии с эскизом, но уже в макете. Анализ выполненных макетов показывает, что дети более творчески подходят к решению задачи. Они пытаются соотнести оформление центральной стены с оформлением остальных стен зала в макете. Мальчики обычно изображают парад на Красной площади, шеренги солдат, военную технику у стен Кремля, над которыми переливается огненный майский салют. Девочки украшают Кремль гирляндами флажков, цветов и воздушных шаров.
Праздничное оформление зала, выполненное с участием детей по их же работам, имеет большое воспитательное значение. Однако даже способные дети, выполняя убранство в макете, не могут предусмотреть моменты, которые возникают при реализации замысла. Эти моменты должны своевременно учитываться воспитателем. Праздничное убранство детского сада должно быть художественно, образно, качественно и доступно по исполнению. Лишь в этом случае оно будет воздействовать на ребенка, воспитывать его художественный вкус. Воспитатель вместе с детьми обсуждает результаты работы по оформлению зала в макете, выбирает наиболее подходящее решение. Этот макет ложится в основу выполнения его в натуре.
Результаты предыдущей работы показывают, что силуэтно-аппликативная форма декорировки зала к праздникам доступнее детям, чем объемно-пространственная. Эстетические качества аппликации (яркость, декоративность), а также простота изготовления и хорошее знакомство детей с материалами, техникой работы — все это дает основание для более широкого использования аппликативных форм в декоративно-оформительской работе детей.
По отобранным эскизам-макетам детей, как уже было сказано, составляется общий макет оформления, определяются способы работы, подготавливаются необходимые материалы (цветная, бронзовая, серебряная бумага для звездочек салюта, красная бумага для стен и башен Кремля). За основу лучше выбрать так называемые поясные решения оформления зала, по периметру стен, где наиболее ярко должно выделяться оформление центральной стены. Все это создает атмосферу праздничного действия. Каждый ребенок, выполнивший оформление своего макета по общей теме, видит себя соавтором других детей, участником создания выбранного макета. Это очень важно в педагогическом отношении, поскольку дети, подготавливая элементы оформления, действуют не механически, а сознательно, представляя конечный результат всей работы.
Они получают наборы цветной бумаги для аппликации и ножницы. Цветными мелками на доске педагог рисует разные силуэты звездочек салюта, ориентируясь по которым дети выполняют работу. Из квадрата, сложенного несколько раз пополам, вырезываются формы различных звезд.
По шаблонам секций Кремлевской стены вырезываются силуэты, которые составляются вместе по периметру зала. Те, кто быстро справится с заданием, помогают товарищам.
Если на этапе оформления эскиза и макета дети выполняли и отвечали каждый за свою работу, то при подготовке натурного убранства эти границы индивидуальной ответственности несколько стираются. Готовые работы (вырезанные звездочки, секции) собираются в общий фонд материалов убранства. Поэтому на первом плане стоит задача коллективной ответственности за порученное дело, задача творческого общения, помощи отстающим, поскольку от этого зависит успех общей работы. В конце занятия совместно с детьми отбираются хорошо выполненные, красивые по рисунку и цвету звездочки салюта, другие элементы оформления и переносятся в зал.
В работе по украшению зала целесообразно распределить детей на подгруппу из 8—10 человек и две подгруппы по 6—7 человек, так называемых декораторов-оформителей. Одна подгруппа детей декораторов-оформителей из 10 человек вырезывает шаблоны и склеивает силуэты архитектурных сооружений Кремля, две другие — составляют по секциям Кремлевскую стену. В украшении зала по возможности должны участвовать все дети. Последовательно, по эскизу-макету отбираются силуэты и составляется (лучше на полу) общая композиция, которая также постепенно переносится на стену. Детали оформления крепятся по-разному: на рейках, шнурах и т. д.
Затем по детским эскизам-макетам подбирается удачное композиционное решение салюта. Обычные физкультурные обручи могут вполне служить каркасом, на который натягиваются тонкие разноцветные ленты (или белые нити); на них крепятся звезды салюта. Синие, голубые, фиолетовые, желтые обручи с яркими звездочками создают красочную картину огненных букетов. В присутствии всех детей группы декораторы-оформители вместе с воспитателем заканчивают оформление зала, развешивают по стенам декоративные обручи (вспышки салюта).
По окончании проводится коллективное обсуждение. В нарядно украшенном зале раскладываются работы детей: эскизы, макеты. Обращая внимание детей на рисунки и макеты, воспитатель предлагает им сравнить их между собой и высказать свое етношение к декоративному оформлению зала в целом. Дети чувствуют, что, хотя оформление зала выполнено по эскизам, оно кажется еще более нарядным, торжественным. «Салют получился в зале очень красивым. Оформление в зале мне нравится больше, чем в рисунках. Здесь и огоньки салюта блестят-переливаются и стена красная с башнями красивая. Очень нарядно получилось»,— говорит мальчик.
Действительно, если оформить зал по теме «Салют над Москвой», то получается великолепная цветовая гамма вспышек салюта, в виде звездочек, покачивающихся на тонких нитях. Долго еще дети после праздника вспоминают красочный, узорный наряд зала, выдержанный в торжественных, радостных, красно-золотистых тонах. Они увлеченно рассказывают своим близким и друзьям, что все это оформление готовили сами.
Можно создать разнообразные композиции оформления зала, вестибюля, групповых комнат и использовать для этого другие темы, имеющие место в первомайском празднике. Это темы: «Танец дружбы», «Весна пришла», «Праздничный город», «Демонстрация» и др. Здесь также могут быть использованы различные материалы: краски, фломастеры, карандаши, применен способ аппликации.
Из плотной бумаги или картона вырезываются шаблоны изобразительных силуэтов (пятиконечная звезда, серп и молот, флажки, звездочки салюта, цветы и др.). Наборы силуэтов в разных сочетаниях применяются при оформлении интерьеров к празднику. Некоторую помощь в работе над шаблонами могут оказать иллюстративные материалы в художественных плакатах или поздравительных открытках. В этом случае выбранный силуэт увеличивается до нужных размеров на глаз либо по клеткам. Надо использовать небольшие фрагменты и не увлекаться многодетальными и пестрыми композициями: дети быстро устают и теряют интерес к большой по объему работе.
Декоративно-оформительская работа с детьми заканчивается подготовкой декоративного убранства к празднику (утреннику) выпуска старших детей в школу. В этой работе можно проверить, насколько самостоятельно дети действуют при разработке эскизов, макетов и при непосредственном оформлении зала.
Методика организации и проведения этой работы остается прежней. Если ребенок уже на первой стадии работы начинает чувствовать себя декоратором-оформителем, если он входит в образ темы убранства, стараясь декоративно изобразить эскиз, то это можно расценивать как показатель успешного выполнения работы. Отмечается при этом и степень увлеченности ребенка работой, непринужденность, естественность его действий.
В зале воспитатель беседует с детьми о торжественно-волнующем событии — дне выпуска детей в школу. Дети должны почувствовать ответственность старших перед малышами и гостями праздника, пришедшими на утренник, и тщательно подготовить свои выступления и декоративное оформление зала.
В этой работе особенно важно выбрать тему убранства, чтобы она не только отвечала идее и сценарию праздника, но и заинтересовала, увлекла самих детей и, главное, была выполнимой. Этим задачам отвечает тема «Летние березки».
Как и прежде, сначала дети знакомятся с залом, который им предстоит оформить. Затем воспитатель предлагает на листах белой бумаги красками (гуашь) нарисовать эскиз — оформление центральной стены зала к празднику по теме «Летние березки». К заданию дети относятся по-разному. Одни сразу же приступают к работе над эскизом, другие не спешат, обдумывая свой замысел. Рисуют дети увереннее и сосредоточеннее, чем прежде. Изображая березовые почки и листочки, они удачно применяют знакомый метод примакивания, передавая характер распускающейся зелени. В большинстве рисунков прослеживается линия композиционного равновесия изображаемого. Солнце рисуют вверху и посредине листа. Прослеживается стремление детей к построению статичных, симметрично уравновешенных композиций. Дети вносят в работу много своего, живого, творческого, обнаруживая при этом развитое чувство колорита, композиции. Вот несколько примеров.
В работе Юры М. через зеленую крону березовой рощи сверкает желтое солнце и ритмично разбивают зеленую массу листвы ровные стволы деревьев с черными прожилками. Оригинально решение оформления у Олега Ф. Березки у него шумят, стволы изогнулись, а листва трепещет на ветру. Работа живописная, композиционно динамичная. Декоративно, колоритно, со вкусом выполняет эскиз оформления центральной стены зала Оля З. Она изображает светло-голубые тонкие березки с кружевной вязью листвы на фоне золотого, искрящегося лучами пятна солнца. Крупный ландыш с бледно-розовыми колокольчиками под березкой уравновешивается изображением летящих птиц на фоне листвы и солнца. Нарядна, красива в цвете и по композиции работа-эскиз Иры П. Орнаментально распластаны на полукруглом зеленом холме голубые ветки березок с зелеными веерообразными листочками. Над ними — ритмично летящие одна за другой, через строгие интервалы, черные декоративные птицы. И сквозь все это великолепие орнамента виден большой желтый солнечный диск.
Сравнивая прежние рисунки-эскизы, можно отметить, что изменилась исполнительская техника (от бесформенных пятен с подтеками и мазков дети перешли к четкому изображению). Это свидетельствует о положительном влиянии, которое оказывают ня развитие изобразительных способностей детей (чувство цвета, композиция) занятия декоративно-оформительской деятельностью. Перед началом макетной формы работы вновь надо поговорить с детьми о том, как они представляют дальнейший ход оформительской работы.
Затем дети получают чистые выкройки макетов зала (четыре стены) и приступают к работе, ориентируясь по своим эскизам. Следует обращать внимание на то, правильно ли дети действуют с макетом, используют ли они решение эскиза при оформлении макета, какие средства выразительности отбирают в соответствии с темой убранства, по каким показателям оценивают результаты своей работы. Просматривая работы, следует отметить, как они используют прошлый опыт.
Использование этого опыта идет путем самостоятельной, творческой переработки усвоенного и заключается в том, что дети должны не полностью копировать оформление макета, а стремиться композиционно, умело рассредоточивать мотив эскиза по макету. Стремление к общей композиции, единому стилю оформления видно во многих творческих работах детей. У одних это получается лучше, у других хуже, но подход к работе у всех вполне грамотный и творческий.
Лучшие детские работы (макеты оформления) отбираются в зале воспитателем совместно с детьми. Принимаются во внимание не только художественные достоинства отобранных макетов (рисунок, цвет, композиция), но и возможность их исполнения в натуре. Легкость, пространственность композиции, простота исполнения — основные требования при отборе макетов. Обсуждение макетов и выбор материалов для оформления также проводятся в зале.
Затем организуются действия детей по оформлению зала. Следует красиво расположить березки на фоне стены и дорисовать красками, где это будет необходимо, рисунок коры, а затем внизу красиво скомпоновать ярко-желтые цветы одуванчиков разного рисунка и размера. Подготовленное оформление развешивает по стенам зала воспитатель, а дети, ориентируясь по эскизам, помогают ему.
Постепенно зал принимает красочный вид. Посильное участие в оформлении принимают все дети группы.
По желанию дети могут принять участие и в подготовке декоративного убранства костюмов и атрибутов для выступающих на утреннике. Они помогают воспитателю склеивать элементы выкроек, рисуют узоры на костюмах и т. д. Появление на празднике ребят в костюмах, изготовленных самими детьми, радует всех присутствующих.
Таким образом, декоративно-оформительская работа к праздникам, проводимым в детских садах, вполне доступна детям старшего дошкольного возраста. Они радуются, живо интересуются украшениями, представленными в макетном исполнении. В задание по оформлению целесообразно ввести конкретную тему убранства образного характера и систематически подкреплять ее литературно-художественным и изобразительным материалами.
При создании декоративного убранства помещения необходима композиционная схема оформления (ориентир) для совместных действий детей, выполненная педагогом. Основой композиционной схемы могут быть лучшие эскизы и макеты, выполняемые и отбираемые детьми вместе с воспитателем. Применение композиционной схемы способствует установлению взаимопонимания между детьми при выполнении общих задач в коллективной работе. Необходимо поэтапно (последовательно) осуществлять замысел оформления. Детей привлекает возможность создания эскизов, макетирование и моделирование элементов убранства с последующей декорировкой зала. Они по-новому относятся к рисованию, подготавливая эскиз оформления. При подготовке праздничного убранства следует выделить центр оформления. В новогоднем празднике центром является нарядная елка, которой подчиняется остальное убранство зала. В другом случае этим центром становится одна из стен зала. Под наблюдением педагога дети постепенно выполняют ряд операций по оформлению помещений.
Крупноформатные, цветные тематические наборы силуэтной аппликации для оформления зала, групповых комнат, а также возможность изготовления убранства вызывает у детей радостные переживания, желание участвовать в оформительской деятельности. В связи с этим целесообразно иметь в методическом кабинете детского сада комплекты тематических наборов к праздникам и развлечениям (шаблоны, трафареты, выкройки), а также всевозможные материалы оборудования этой работы. Способом печатания по трафарету можно выполнить декоративную кайму фриза, панно, сделать четкие надписи и различные символические изображения. Трафарет изготавливается из плотной бумаги, лучше из пластиковых упругих пленок. Используются два вида трафарета — вырезной и прорезной, они обогащают декоративные возможности применения этого способа печатания рисунка и позволяют получить прямые и обратные отпечатки (темный силуэт на светлом фоне и наоборот). Чтобы трафарет не размокал от краски, его покрывают олифой или воском.
Краска (гуашь) разводится до консистенции сметаны, слишком жидкий раствор дает затеки под трафарет. На бумагу или на какую-либо окрашиваемую поверхность плотно накладывается трафарет. Ватным тампоном или поролоновой губкой краска ровным слоем наносится на трафарет от центра рисунка.
Во избежание затеков краска по краям рисунка наносится от трафарета к центру. Если необходимо покрыть большую плоскость, то краска равномерно разливается по всей плоскости и круговыми движениями закрашивается вся поверхность.
Печатать по трафарету можно и по окрашенной поверхности, что дает дополнительные возможности для декорирования.
Техника набойки — это изготовление простейших штампов и получение с них оттисков надавливанием (поколачиванием). Штамп дает возможность составления так называемых раппортных композиций, равномерного повторения рисунка по вертикали и горизонтали. Этот способ используется в набивных тканях, обоях, клеенках и т. д.
Выразительность декоративного оформления обогащается сочетанием аппликативной техники с росписью по контуру красками, фломастерами, тушью или рисунки, выполненные акварелью, дополняются также контурной прорисовкой цветными восковыми мелками или даже обычной стеариновой свечой. В первом случае контурная обводка и разработка декоративных пятен уже выполненных аппликативных силуэтов хорошо дополняет красочную композицию. Во втором — сначала делается контурная прорисовка восковыми мелками или стеариновой свечой, а затем рисунок заливается прозрачной акварелью. Это позволяет получить ажурную фактуру всей композиции. В этой технике удачно выглядят элементы оформления весеннего и особенно зимнего, новогоднего праздника. Для проведения оформительских работ хорошо выделить специальное место у окна, поставить ленточный стол (несколько столов составить вместе), стеллажи для бумаги и хранения инструментов, небольшие приспособления в виде стоек для временного развешивания деталей оформления. Чтобы быстрее выполнить относительно сложные элементы оформления, целесообразно подготовить стол с нижним подсветом (два стола ставятся рядом, на некотором расстоянии друг от друга, на них кладется стекло или любой плотный прозрачный материал, под стекло ставится источник света). Рисунок-образец подкладывают под чистую бумагу, все это кладут на стекло и обводят контур на просвет. Этим способом можно размножить большое число одинаковых элементов оформления, ритмично повторяющихся композиций.
Прежде чем начать декоративно-оформительскую работу с детьми, необходимо подумать о том, как разместить оформление. Размещение экспонатов — это конечный результат вашего труда. Небрежное размещение недопустимо. В каждом детском учреждении надо иметь карнизы, рейки или металлические трубки, на которые подвешиваются праздничное панно, занавеси, элементы декораций. В обычные дни их используют для подвешивания картин, эстампов.
Перед тем как повесить элементы оформления, выполненные из бумаги, их необходимо выдержать под прессом, чтобы они не коробились на стене. Шнуры, нити для подвешивания эстампов, панно прикрепляются вертикально и не должны образовывать на стене треугольники. Не рекомендуется размещать оформление на пересечениях линий дверей, колонн, окон, ниш и сантехнической арматуры. В оформлении хорошо использовать всевозможные каркасы из картона, тонкой рейки в сочетании с цветными пластиками, тканями, лентами, шнурами и другими фактурными материалами.
Под руководством педагога дети вполне справляются с заданиями, творчески сочетая технику аппликации с росписью, тематическое и декоративное рисование с конструированием (макетирование, моделирование). При этом они применяют в работе различные краски (гуашь, акварель), цветные пастели и карандаши, кисти, бумагу разных цветов и фактур, картон, кальку и т. д.
Синтетическая по своему характеру декоративно-оформительская деятельность оказывает, в частности, положительное воздействие и на развитие изобразительной деятельности детей. Сюжетные рисунки их приобретают конкретность, образную содержательность. Улучшается графическая, колористическая, композиционная выразительность, что, в свою очередь, благотворно сказывается и на выполнении задач декоративного убранства детского сада к праздникам.
Плодотворность этой работы с детьми во многом определяется её методикой, эффективность которой обеспечивается:
качественным в художественном отношении отбором образцов праздничного оформления (эскизы, проекты, макеты, образные по содержанию, выразительные по рисунку, цвету и композиции);
систематической организацией натурного художественного убранства детского сада к праздникам, а также систематическим осмотром праздничного оформления города, улиц, площадей, мест народных гуляний, выставок, витрин и т. д.;
воспитывающим характером обучения, которое предполагает последовательное выполнение заданий детьми по подготовке праздничного оформления.
Успешная художественно-оформительская деятельность детей в детском саду обеспечивается:
заинтересованностью детей в этой работе, поскольку она имеет общественную значимость (украшение детского сада к праздникам). Трудно переоценить общевоспитательное значение коллективных сопереживаний детей, связанных с подготовкой и организацией праздничного оформления, переживаний, непосредственно получаемых от праздника, в результате которых складываются коллективные взаимоотношения детей;
увлеченностью детей новыми формами, организацией и материалами этой деятельности. Детей привлекает возможность создания эскизов, макетирования и моделирования элементов натурного убранства, сочетание техники рисования, конструирования и аппликации, им нравится работать разнообразными материалами — их увлекает деятельность в условиях своеобразной творческой мастерской, в которой они чувствуют себя соавторами в художественном оформлении;
творческим содружеством педагога и детей, на первом этапе которого воспитатель активно вовлекает детей в творческую работу, затем помогает им правильно выполнить ее и, наконец, наблюдает за проявлениями творческой самостоятельности детей при подготовке праздничного оформления;
совместными (воспитатель и дети) обсуждениями результатов работы.
Какие требования предъявляются к изобразительному оформлению детского сада к утренникам и развлечениям?
Праздничное убранство детского сада должно отвечать общевоспитательным целям и задачам художественного воспитания детей. Содержание оформления может быть выражено в теме, отвечающей смыслу и характеру праздника или развлечения. К художественной форме (выразительные средства и материалы) праздничного убранства предъявляются требования: соответствие идее и музыкально-поэтической программе праздничного утренника: привлекательность темы убранства для детей; ансамбль и художественная образность решения; красочность (мажорность) и декоративность исполнения; легкость, мобильность и доступнэсть исполнения детьми.
Детская декоративно-оформительская деятельность к праздничным утренникам, развлечениям при условии педагогического руководства может стать активным средством художественного развития детей и занять достойное место в системе эстетического воспитания в детском саду.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +