Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >>

Условия художественного воспитания и развития ребенка-дошкольника


Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство — детям"
Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г.
OCR Detskiysad.Ru

К декоративно-оформительской работе к праздникам следует по возможности привлекать всех без исключения детей дошкольного возраста.
Одним из условий, способствующих успешному развитию оформительской деятельности дошкольников, является наличие у детей определенных задатков к этой деятельности. Но в то же время природные данные — задатки являются лишь предпосылкой для развития способностей, которые не даются от рождения, а развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Декоративно-оформительская деятельность развивает качественно новые способности к эстетическому восприятию и художественно-творческой деятельности детей. При этом важно непосредственное участие детей в оформительской деятельности, более полно развивающей и закрепляющей их художественно-творческие представления.
Успех художественного воспитания зависит от многих факторов. Эстетическое восприятие предполагает наличие художественно-материальной среды (произведения изобразительного, прикладного или оформительского искусства, в данном случае убранство помещения детского сада к празднику). Художественное восприятие должно быть соответствующим образом организовано. Важно привлечь дошкольника, показать достоинства этой среды, раскрыть ее красоту. Наконец, надо дать ребенку возможность сравнивать различные художественные образцы, с тем чтобы воспитывать у него художественный вкус, умение оценить прекрасное. Развитие художественной деятельности зависит от интереса, увлеченности ею, которая определяется целью и мотивами. Исследования советских психологов Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, Е. И. Игнатьева показывают, что дошкольник всегда стремится к результату деятельности, и особенно художественно-творческой. Другое дело, что этот результат может иметь небольшое применение или узкий характер. Побудителем к действию является интерес к новой деятельности. Мотивом может быть социально-общественная значимость продукта деятельности. Между целью и- мотивами должна быть установлена прямая зависимость. Цель определяется педагогом.
Успешность развития художественно-творческой деятельности и способностей к ней зависит, наконец, от знаний и таланта педагога. Психолог В. И. Киреенко пишет: «...какое огромное влияние оказывают окружающие и особенно старшие своим личным примером, показом и руководством на развитие художественных способностей в их ранних стадиях».
Об этом неоднократно упоминается в искусствоведческой (И. Н. Крамской, П. Н. Третьяков, П. П. Чистяков, А. В. Бакушинский, Б. М. Неменский) и педагогической (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Г. В. Лабунская и др.) литературе.
Большое значение в развитии изобразительных способностей имеет наличие художественных материалов: всевозможных красок, карандашей, пастели, мелков, кистей, разных сортов цветной бумаги и т. п.; хорошо оборудованного места для осуществления этой деятельности; правильной организации всего процесса, в котором элементы обучения знаниям и привития навыков этой работы способствуют развитию творческих проявлений детей.
Эффективное художественное воспитание детей дошкольного возраста возможно при условии хорошо развитых сенсорных способностей ребенка, учета эстетических и психофизиологических факторов отношения детей к искусству.
Признавая генетическую преемственность опыта детей опыту взрослых, советские психологи А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показали, что в развитии сенсорных процессов (сенсорных способностей) решающую роль играет обучение. Лишь в содержательной практической деятельности, специальным образом организованной, развиваются сенсорные способности. Каждая конкретная деятельность при этом имеет свои специфические для нее условия организации, обеспечивающие наибольшую результативность воспитания и обучения. Недооценка и переоценка роли обучения в художественном воспитании одинаково приводят к неизбежным ошибкам.
В этой связи особую роль приобретает последовательность, этапность приобщения детей к оформительской деятельности. Под этапностью процесса оформления праздничного убранства понимается следующее. Художественный ансамбль оформления обычно складывается у художника не в готовом виде, а приходит в результате долгих поисков: от постановки задачи к замыслу, затем от эскизных стадий к тем или иным промежуточным стадиям макетирования и оканчивается осуществлением замысла в натурном исполнении.
Последовательный, т. е. поэтапный, процесс создания произведений искусства является одним из основных методов художественно-оформительской практики. Метод последовательности является основным принципом художественного воспитания, и в частности дошкольной дидактики.
Художественное обучение в детском саду ставит своей задачей ознакомление детей с конкретными сведениями об искусстве, воспитание творческого, сознательного отношения к нему, передачу конкретных приемов и способов действий, с тем чтобы дети активнее и плодотворнее могли участвовать в общественной и художественной жизни детского сада, а затем и школы. Такое художественное воспитание и развитие осуществляется в определенном взаимодействии процессов художественного восприятия и деятельности, где показ и действие подкрепляют друг друга. В обучении важно соблюдать принципы наглядности, доступности и последовательности материала, преподносимого детям, умелое сочетание слова и наглядности и т. д.
Сознательность в обучении определяется не только доступностью преподносимого детям материала, но и заинтересованностью их в этой деятельности. Увлечь детей можно как интересными по содержанию и форме материалами, так и самим эмоционально-творческим процессом обучения. «Требование вести обучение так, чтобы детям было интересно,— писала А. П. Усова,— чтобы затрагивать детские эмоции, является особенно важным по отношению к детям дошкольного возраста. Планомерно воспринимать знания и умения дети могут только тогда, когда занятия интересны для них и вызывают положительное эмоциональное отношение. А это зависит от приемов обучения, от использования наглядности, красочности и образности».
Известно, что программа праздника рассчитана на активное детское участие в представлении, в основном музыкально-поэтического характера. Дети читают стихи, пляшут и поют, играют на инструментах и разыгрывают небольшие сценки. Однако участие детей в художественно-изобразительном оформлении праздника в практике детских садов используется крайне ограниченно. Декоративно-оформительская работа детей порой ведется по разобщенному плану, не связанному единым художественно-образным замыслом сценария, темой праздничного оформления.
Активное, сознательное и творческое участие детей 5—7 лет в праздничном оформлении помещений детского сада возможно и зависит от уровня их развития. Дети этого возраста уже имеют определенные навыки и умения в изобразительной деятельности, они хорошо рисуют карандашами и красками, пользуются мелками, сангиной, углем, вырезывают, составляют и наклеивают всевозможные композиции из цветной бумаги, лепят из глины и пластилина, конструируют из дерева, бумаги, папье-маше и раскрашивают свои поделки. Им хорошо знакомы основные материалы изобразительного искусства, что дает возможность проводить с ними несложные оформительские работы.
Искусство праздничного оформления по своей природе глубоко эмоциональное, яркое, образное, оно сближает личные, коллективные интересы и творческие желания детей со спецификой и задачами этого вида искусства.
В детском саду дети занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Все эти виды деятельности имеют как бы разобщенный характер.
Оформительское искусство объединяет их. Однако они уже выступают в новых формах, дополняют друг друга при выполнении общей творческой задачи — создания празднично украшенного ансамбля в детском саду.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +